Volga Fashion Week была создана Анастасией Былининой, Юлианой Благовской и Дмитрием Багзиным как площадка для дизайнеров ПФО, где они могли бы и себя показать, и на других, более опытных, посмотреть Volga Fashion Week была создана Анастасией Былининой, Юлианой Благовской и Дмитрием Багзиным как площадка для дизайнеров ПФО, где они могли бы и себя показать, и на других, более опытных, посмотреть

МНОГО ЛИ ОБЩЕГО У АЙФОНА И ТАТАРСКОГО КОСТЮМА

Volga Fashion Week (VFW) была создана Анастасией Былининой, Юлианой Благовской и Дмитрием Багзиным как площадка для дизайнеров ПФО, где они могли бы и себя показать, и на других, более опытных, посмотреть. Развернуться они решили пока в рамках одного федерального округа — Казань стала вторым городом из пяти, первым был Нижний Новгород. По словам Былининой, в столице РТ неделя моды получилась масштабнее: «В Нижнем Новгороде был немного кулуарный показ, в центре современного искусства. Естественно, там были в основном VIP-гости, люди заинтересованные. Здесь уже зал концертный, люди активные, откликов больше. В Казани у нас более обширное мероприятие, более обширный зал, который вмещает больше гостей. Мы дополнили показ шоу-программой, пригласили специальных дизайнеров, которые не только создают одежду прет-а-порте, но и могут показать шоу».

В деловой программе недели моды были заявлены две лекции, мастер-класс и круглый стол. Казалось бы, в современной индустрии моды есть что обсудить, однако все мероприятия были посвящены народным традициям.

«Только беседы про традиции — спущенная сверху директива, нам надо об этом говорить», — сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Андрей Сафинин — заведующий кафедрой «дизайн костюма и текстиль» Международной академии бизнеса и управления. На круглом столе «Народное/модное: актуализация восточных традиций через дизайн одежды» Сафинин откровенно скучал — как человек, разбирающийся в истории моды и понимающий ее процессы, он не мог согласиться с позицией насильственного продвижения этнического в одежде, способы которого активно обсуждали остальные участники.

«Ильдар Аюпов (руководитель дизайн-студии „Теория“ — прим. ред.) правильно сказал, что нет запроса снизу на этнику. А если его нет, зачем мы будем навязывать ее? — считает Сафинин. — Сначала надо услышать, есть ли такая потребность, и только тогда продвигать эти вещи. А люди этого не хотят. Получается, как всегда, у нас насильно вводят какой-то элемент одежды, идею насильно спускают сверху. А этническая тема — она очень тонкая, она затрагивает сокровенные струны души любого человека, тем более этноса. Это может идти только изнутри. Есть потребность — пожалуйста, нет — ну извините».

Аюпов отметил, что в неделе моды участвуют много дизайнеров, но ни один из них не пришел на круглый стол об этнической одежде в этой самой одежде. «Я бы сказал, что спроса нет. Драйвером должна быть не поддержка, которую вы просите, драйвером должен быть потребитель. Если у вас купят одежду, тогда она пойдет. А не так, чтобы вы что-то предложили оригинальное и что у вас должны это купить».

.

Однако модератор круглого стола, научный сотрудник Института истории им. Марджани Дина Гатина-Шафикова заявила, что такая потребность есть — в частности, она сама хочет, чтобы у ее дочери был национальный татарский костюмный комплекс. «Дина гнула свою линию, надо было положительно об этом сказать, как будто бы отчитаться перед кем-то, перед кем — вопрос», — рассуждает Сафинин. Когда на круглом столе он заявил, что национальная одежда современной России — джинсы, футболка и пуховик, Гатина-Шафикова ввернула реплику: «Но при этом с добавлением национального акцента». С этим заведующий кафедрой «дизайн костюма и текстиль» категорически не согласился.

«Мне кажется, не надо думать, востребовано это или нет. Айфон, наверное, пока не создали, не знали, что он нужен людям», — привел оригинальное сравнение председатель всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин. При этом чуть раньше он заявил, что национальные элементы, местная идентичность должны быть приняты в свободной форме. Однако человек, который с головы до ног оденется в национальный костюм, по мнению Яруллина, будет выглядеть как фрик.

«Возвращение к прошлому ни к чему — мне кажется, что важнее всего это переосмыслить, осовременить и подавать в нормальном, современном виде», — подытожил он свою наполненную различными идеями речь.

Словно Моисей в пустыне, Гатина-Шафикова не прекращала поисков пути к «земле обетованной» — мировым подиумам. «Как нам сделать, чтобы наш узор заметили?» — спросила она у участников круглого стола. Послышались реплики: «Нужна дизайнерская вспышка». Однако научный сотрудник решила сама ответить на свой вопрос: «Мы должны сами работать, а не ждать от кого-то помощи. Мы должны придумать этот взрыв, чтобы он прозвучал на весь мир». Ответом ей зазвучали жизнерадостные реплики: «Нам вполне это под силу», «Нам есть что показать». Мнения Сафинина и Аюпова, похоже, потонули в ослепительном свете татарского оптимизма.

.

ЖЕНЩИНЫ В КЛЕТКАХ И НИНДЗЯ НА ПОДИУМЕ

Главным событием недели моды стал собственно модный показ, где молодые дизайнеры соревновались за право попасть на Belarus Fashion Week, с которой организаторы VFW подписали стратегическое соглашение о сотрудничестве, публикации в профессиональных журналах и гранты от компаний, поддерживающих и продвигающих дизайнеров. Однако бальный зал «Корстона» далеко не был полон — то ли виной всему майские праздники, то ли в Казани не очень интересуются мировой модой. Либо в столице РТ посчитали, что эта самая мода — слишком дорогое удовольствие (билеты на показ стоили от 1500 до 3000 рублей).

Открыл показ перформанс Алисы Гагариной — художника по костюмам и стилиста, которая одевала Нюшу, Диму Билана, Веру Брежневу, Ляйсан Утяшеву и публиковалась в журналах L'Officiel и Elle. Дефиле больше напоминало театрализованное представление — из глубины подиума выплывали сказочные женщины-птицы в золотых перьях (две из них даже вышли в фойе перед показом, чтобы дать всем желающим прикоснуться к своей необычности). И чем дальше, тем фантастичнее: одна из моделей Гагариной была скрыта под уменьшенной версией полога для кровати, другая несла на себе четыре клетки с живыми голубями, третья словно вылуплялась из золотого кокона, повторяющего человеческие очертания, как бы раскрывая тему показа «Ghosts in the shell» («Призраки в раковине»).

Публика встретила перформанс на ура: в Казани не каждый день разгуливают женщины в клетках и обернутые в золотую фольгу.

Конкурсная программа не особенно изобиловала креативом, который нельзя найти в уже существующем масс-маркете. В паре случаев названия коллекций, таких как «Тишина стали» и «Орех на асфальте», оказывались оригинальнее самих моделей. Йошкар-олинский дизайнер Катерина Мертвищева постаралась выделиться за счет нетипичной презентации — прежде чем совершить свои проходы по подиуму, модели, одетые в платья разных силуэтов с общим цветочным принтом, станцевали совместный танец.

Гран-при VFW получил казанский коллектив дизайнеров JAZZEE, который выступал в номинации Etnho и попробовал исполнить этнические мотивы на кислотный лад. Такой осовремененный подход к национальным мотивам, о котором говорил Яруллин, и покорил жюри.

.

Среди персональных показов самым впечатляющим оказался перформанс ульяновского бренда Devon Blake: сначала на подиуме под песню Die Antwoord — Enter The Ninja начали танцевать мальчик и девочка, стилизованные под участников группы Ниндзю и Йоланди Фиссер, а потом к ним присоединились другие подростки вместе со взрослыми, которые кувыркались, делали акробатические элементы и вообще поражали воображение присутствующих. С соседних кресел доносились реплики «Что происходит?» и «Вот это да!».

Может показаться, что за столь эффектным перформансом скрывается пустота содержания, однако публика готова носить то, что ей преподносят в таком виде: одна из зрителей, фитнес-тренер Олеся Клопова, призналась «БИЗНЕС Online», что ей нравится подобный стиль и она надела бы такие наряды.

«УВИДЕННОЕ НИ НА ШАГ НЕ ОТСТУПАЕТ ОТ ЕВРОПЫ»

Зрители, хоть и немногочисленные, остались в восторге от показа. Стилист Ксения Котова призналась, что не ожидала, что показ так ее впечатлит: «Думали, просто рядовое событие, ничем не примечательное. Но оно превзошло наши ожидания». То, что для казанцев неделя моды — рядовое событие, вселяет оптимизм.

Пиар-менеджер Лилия Харисова отметила, что приятно удивлена. «Мне понравились все творческие идеи. Мы эмоций не скрывали, аплодировали. Думаю, то, что было нам представлено как зрителям, пойдет в массы. Мы выбрали то, что нам понравилось, и готовы были надеть, если бы это сейчас продавалось. Вроде бы просто, но смотрится оригинально, красиво, здорово», — обозначила она свои требования к прет-а-порте.

Клопова отметила для себя коллекцию Юлии Матюхиной «Московская Джульетта»: «Выглядит как средневековый наряд, но я бы с удовольствием его носила сейчас. Очень смело».

«Идею продвигать национальный колорит нужно поддерживать, какие-то шаги со стороны государства или кого-то должны быть. Это же останется в истории. Мы бы приезжали в ту же Европу, на другие континенты, у нас бы интересовались: „А где вы это купили?“ И я бы с гордостью говорила, что у нас. Это достижение и гордость за нашу республику и за традиции, которые вплетены», — заявила Харисова. «Ведь увиденное ни на шаг не отступает от Европы», — поддержала ее Клопова.

.

Раиля Шамсутдинова, помощника депутата Госдумы России от Татарстана Фатиха Сибагатуллина, как и членов жюри, зацепили национальный колорит и яркие формы в коллекции JAZZEE. Он отметил, что использованные узоры похожи на айдентику Visit Tatarstan.

Однако дизайнер Элара Шайхи ждала более креативных идей, которых, по ее мнению, было не так много. При этом она отметила «интересные идеи и подачу», а также высокую организацию мероприятия. И в этом с ней нельзя не согласиться: тайминг показа был хорошо отрепетирован, свет и звук были поставлены на профессиональном уровне.

«Такие мероприятия нужны обязательно, — заявил Сафинин. — Правильно заметил Илья (Валов директор по бренд-маркетингу VFW — прим. ред.), когда здесь кто-то внешний организовывает, местные начинают шевелиться сами. Они думают, что не смогут без помощи. А оказывается, что потенциал у регионов очень большой. Просто люди стесняются: „Ну как это сами? Мы не можем“. Можете. Это замечательно, что такие мероприятия проходят. Им какой-то толчок дадут, и потом они уже сами будут что-то проводить, интересные вещи показывать. Это мероприятие даст выход креативу — он сидит, зреет в людях, он есть, просто они не знали, куда его выплеснуть. И благодаря таким вещам, как эта неделя моды, сейчас люди будут себя проявлять, это однозначно».

«К вам мы тоже еще вернемся», — заявила в финале показа Благовская. Будем надеяться, что Volga Fashion Week действительно посадила свои семена в благодатную почву, местные «зашевелятся» и новые проекты встретят уже модные «зеленые всходы».