Рифнур Сулейманов: «Организация процесса энергоснабжения — надежного и бесперебойного — вот в чем наша основная задача» Рифнур Сулейманов: «Организация процесса энергоснабжения — надежного и бесперебойного — вот в чем наша основная задача» Фото: Сергей Елагин

СБЫТОВИКИ ЗА СВОИ УСЛУГИ БЕРУТ ДО 2%

— Рифнур Хайдарович, наши читатели спрашивают: зачем на рынке электроэнергии вообще нужен посредник — энергосбыт, сколько потребители платят за эту услугу?

— В любой сфере каждый должен заниматься своим делом. Это основа эффективной деятельности. Мы же не идем за хлебом на хлебозавод, а за ботинками — на фабрику... Организация процесса энергоснабжения — надежного и бесперебойного — вот в чем наша основная задача. Да, это стоит денег, но сегодня конкуренция на данном специфичном рынке расслабиться нам не дает — завышать цену на наши услуги мы не можем, при этом стараемся обеспечить удобный и качественный способ приобретения и доставки товара до потребителя.

Например, есть один из видов рынка — на сутки вперед. Мы ежедневно — и 1 января, и 31 декабря — в 7 часов утра подаем почасовые заявки на покупку электроэнергии на следующий день. И мы должны учесть множество факторов, вплоть до футбольных матчей, сериалов, погоды, проведения различных акций, например «Час Земли», и т. д. Если мы ошибемся и закажем меньше, то недостающую часть будем вынуждены купить дороже — мы же не можем потребителей без электроэнергии оставить. Если же лишнее закажем, то разницу придется отдавать уже по более низкой цене. И в обоих случаях это наши убытки. О переплате был вопрос — крупные потребители сегодня в сбытовой надбавке все-таки немного переплачивают в пользу небольших потребителей.

— Какая доля в цене за электроэнергию у сбытовиков?

— В среднем производителям уходит около 58 процентов, сетевикам — 40 процентов, а сбыту — до 2 процентов.

— Сбытовая надбавка в Татарстане по сравнению с другими регионами какая?

— Сбытовая надбавка для юридических лиц в среднем 6 копеек. По России она одна из самых низких.

— Были разговоры, что «Татэнерго» (Генерирующая компания) вновь все объединит: и производство электроэнергии, и сети, и сбыт. Это так? (Ильгизар Зарипов)

— С 2003 года начал действовать федеральный закон №35-ФЗ «Об электроэнергетике», следом — №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики». Данный закон запрещает совмещение конкурентных видов деятельности с монопольными. Конкурентным видом деятельности у нас занимаются генерирующая компания АО «Татэнерго» и АО «Татэнергосбыт», а монопольным — ОАО «Сетевая компания» и РДУ (региональное диспетчерское управление). Согласно действующему законодательству, объединение с Сетевой компанией невозможно, а генерацию со сбытом теоретически объединить можно.

— А есть такое желание?

— У них есть, по-моему. Я пока не вижу, в каком ключе это можно сделать и в чем будут плюсы для потребителей. По итогам прошедшего года потребление республики составило 28 миллиардов киловатт-час (кВт·ч). В Татарстане вырабатывается 21 миллиард кВт·ч электроэнергии. Извне мы покупаем около 24 процентов — это порядка 7 миллиардов кВт·ч. Не потому, что генераторы республики не способны обеспечить электроэнергией весь Татарстан — у них достаточно мощностей, а потому, что на рынке есть «продавцы», которые предлагают дешевле. А если объединить генерацию и сбыт, то зачем покупать извне? Есть риск завышения цен. Считаю, что для потребителей выгоднее, если генерация и сбыт будут работать раздельно.

— У вас договор и с генерацией, и с сетевиками, вы собираете для тех и для других?

— Да, но у нас только с Сетевой компанией прямой договор, с генерацией мы работаем через оптовый рынок. Наши потребители — юридические лица оплачивают за электроэнергию три раза в месяц: 10-го числа — 30 процентов, 25-го числа — 40 процентов, 18-го числа — итоги за предыдущий месяц. Также синхронно мы оплачиваем сетям и на оптовом рынке по своим обязательствам. Однако, если некоторые недобросовестные потребители позволяют себе задержать оплату, мы себе такого позволить не можем. От этого зависит стабильное функционирование энергетической отрасли республики.

«У ТАИФа своя корпоративная энергосбытовая компания, КАМАЗ в 2012 году перешел в «Русэнергосбыт». Никто сегодня не может сказать крупным предприятиям: «Вернитесь в Татэнергосбыт!» «У ТАИФа своя корпоративная энергосбытовая компания, КАМАЗ в 2012 году перешел в „Русэнергосбыт“. Никто сегодня не может сказать крупным предприятиям: „Вернитесь в Татэнергосбыт!“» Фото: tatenergosbyt.ru

«РАБОТАЕМ ДАЖЕ БЕЗ СБЫТОВОЙ НАДБАВКИ...»

— Как «Татэнергосбыт» получает потребителя-юрлицо — через торги? У вас есть конкуренты? (Дмитрий Новиков)

— Скорее наоборот — потребители иногда через торги ищут энергосбытовую компанию. Часто эти сбыты становятся дополнительным звеном в цепочке энергоснабжения между «Татэнергосбытом» и потребителем. Именно те, которые пытаются предложить что-то новое по сравнению с гарантирующим поставщиком, и являются нашими конкурентами. От них предложений бывает много, а конкретного очень мало. Но наши потребители очень грамотные, и в этом наша заслуга тоже есть. Что касается вопроса «Как получаете потребителя?», то мы гарантирующий поставщик, при обращении потребителя к нам за договором мы отказать и по закону, и в принципе не можем.

В 2013 году «Татэнергосбыт» создал альтернативную энергосбытовую компанию. Зачем?

— В республике, как я уже сказал, работают и коммерческие сбытовые компании. У гарантирующего поставщика, каковым является «Татэнергосбыт», цена сбытовой надбавки регулируется госкомитетом РТ по тарифам. Наши цены прозрачны. Мы каждый час покупаем электроэнергию, и цена разная: если умножить 24 часа на 31 день, то будет 744. И четыре уровня напряжения — еще на четыре умножить. Более 3,5 тысяч цен указаны на нашем сайте, потребители всё видят. Энергетический менеджмент крупных потребителей очень дотошный, технически грамотный, они всё считают. Другие сбытовые компании говорят: у него сбытовые надбавки — 3 копейки за киловатт-час, а я тебе дам копейку или даже 0,5 копейки.

— Это называется «демпинг цен» ...

— Это, наверное, конкурентные цены. Просто, как я уже говорил, по факту себестоимость обслуживания крупного потребителя сегодня меньше, а сбытовая надбавка гарантирующего поставщика устанавливается не на данном уровне — переплата за некрупных потребителей есть. Так мы и пришли к идее создания Альтернативной сбытовой компании (АЭСК) и смогли вернуть часть предприятий-потребителей, предложив им не просто «виртуальное» снижение сбытовой надбавки, а выгодные ценовые условия.

— Кто сегодня работает с другими сбытовыми компаниями?

— У ТАИФа своя корпоративная энергосбытовая компания, КАМАЗ в 2012 году перешел в «Русэнергосбыт». Никто сегодня не может сказать крупным предприятиям: «Вернитесь в Татэнергосбыт!» Самое главное же в бизнесе — оптимальная цена. Возможно, она необязательно должна быть самой низкой. Цены, я уже сказал, все разные, их много. И вот в АЭСК мы привлекаем потребителей установлением фиксированной цены. В этом полугодии у нас цена для кого-то — 3,2 рубля за кВт·ч, для кого-то другая. Все зависит от самого потребителя и его схемы подключения к сетям. Это достаточно удобно для предприятий. Они могут спрогнозировать свои расходы, рассчитать бюджет, подготовить бизнес-план того или иного проекта. Альтернативная компания — это не гарантирующий поставщик, и фиксировать цену она может.

— Вы планируете увеличить свою клиентскую базу. Каким образом? (Борисов А.)

— Сегодня «Татэнергосбыт» обслуживает 854 тысячи физических и 34 тысячи юридических лиц. Повторю, имея статус гарантирующего поставщика электроэнергии, мы не в праве никому отказывать в поставке электроэнергии. На территории Татарстана кроме нас действуют еще около 10 коммерческих сбытовых компаний, но ни одна из них не обслуживает население и не работает с малым бизнесом. Они ориентированы только на крупных и состоятельных потребителей, которых заманивают обещаниями о низкой сбытовой надбавке. Но у нас уже есть примеры, когда потребители снова вернулись к нам.

— Какие условия вы предлагаете, чтобы удержать крупняков или вернуть от конкурентов?

— Работаем даже без сбытовой надбавки.

— То есть АЭСК не зарабатывает ничего? Зачем это вам?

— Даже есть риски от фиксации цены. Маржа — это не основная цель. АЭСК работает не ради прибыли, а в интересах республики и наших потребителей.

Вы говорите про нулевую надбавку...

— Не всем. Для тех, кто уже работает на оптовом рынке через другие энергосбытовые компании, мы можем предложить такой же способ приобретения электроэнергии через оптовый рынок. А сбытовую надбавку сделаем конкурентной: кому-то, может, копейку, кому-то — 0,5. Все зависит от объема потребления, производственного графика. Факторов, влияющих на конечную цену, много. Мы с каждым потребителем работаем индивидуально.

— Сколько потребителей сейчас у АЭСК?

— Пока 16. Достаточно крупные потребители. Среди них и те, кто рассматривал варианты работы через другие сбытовые компании. Коммерческие сбыты в основном обещают сбытовую надбавку ниже нашей, но потребителям нужно смотреть на конечную цену. Может быть, первые два-три месяца сбыты и продают электроэнергию по сниженным ценам, некоторые, возможно, и в убыток работают, а в последующие месяцы все наверстывают. Выставляют уже другие суммы в счетах. Это же бизнес, бесплатно работать никто не станет.

— Зачем вам удерживать потребителей такой ценой? Вы же бизнес-структура, вам надо зарабатывать. Уйдут — ну и что? Вы же не генерирующая компания...

— Когда потребители знают, куда и зачем уходят, — это одно. Но сейчас ситуация с этим сложнее. К сожалению, не все независимые «сбыты» играют честно. А для «Татэнергосбыта» и для АЭСК как для республиканских организаций важно состояние энергетики и экономики Татарстана в целом. Потребление электроэнергии — индикатор экономики. Татарстан закончил год с плюсом потребления 5,2 процента, Россия — 1,7 процента.

— В чем все-таки главный интерес в создании этой АЭСК?

— Самый главный интерес в том, чтобы платежи предприятий не ушли с территории Татарстана, чтобы наше крупное производство не субсидировало частные компании других регионов. Это же миллиарды киловатт-часов, а, к примеру, ООО «Русэнергосбыт» зарегистрировано в Москве, ООО «РТ-Энерготрейдинг» — в Белгороде. Все остальные независимые сбытовики тоже не татарстанские. У нас же налоговое поле уйдет, если потребители перейдут в другие компании.

— То есть прямого интереса у компании нет, но есть интерес республики?

— В первую очередь в интересах республики, прямой выгоды для «Татэнергосбыта» нет.

«Татэнергосбыт» — единственная компания в России, которая на безвозмездной основе предоставляет возможность получения электронно-цифровой подписи и осуществила такой прорыв в области дистанционного взаимодействия» «Татэнергосбыт» — единственная компания в России, которая на безвозмездной основе предоставляет возможность получения электронно-цифровой подписи и осуществила такой прорыв в области дистанционного взаимодействия» Фото: tatenergosbyt.ru

«НЕТ У НАС САНАТОРИЯ. МЫ ЕЗДИМ ОТДЫХАТЬ ЗА СВОИ ДЕНЬГИ»

— АЭСК — это ваша «дочка»?

— Это на 100 процентов государственная организация.

— Штат у вас какой?

— В АЭСК работают 32 человека, а в «Татэнергосбыте» — 1157 сотрудников по республике, 9 филиалов. Я директор в обеих организациях.

Сколько за год зарабатывает «Татэнергосбыт»?

— По итогам 2016 года валовая выручка компании составила 62,8 миллиарда рублей с учетом налогов. При этом сбытовая выручка в ее составе — в среднем 2 процента.

— Средняя зарплата какая у вас в среднем?

— Порядка 45 тысяч рублей. Но это в среднем за год, со всеми премиями.

— Хочу у вас работать. Как к вам устроиться? (Гарипова Аделя)

— Для этого нужно оставить резюме на сайте — в разделе «Кадровая политика». Но у нас небольшая текучесть кадров. Хотя требования к работникам высокие.

— А социальный пакет у вас есть?

— Комитет по тарифам не поощряет такого.

— То есть санатории не содержите?

— Нет у нас санатория. Мы ездим отдыхать за свои деньги.

Читала, что «Татэнергосбыт» входит в тройку лидеров по эффективности среди энергосбытовых компаний России. В чем заключается эффективность вашей деятельности, в чем она измеряется? (Ирина Николаева)

— Рейтинг ежеквартально формирует НП «Совет рынка» на основе анализа работы всех сбытовых компаний России. Нас оценивают исходя из следующих показателей: своевременная оплата на оптовом рынке, ликвидность и платежеспособность; уровень оплаты нашими потребителями, уровень конфликтности с другими участниками оптового рынка и рентабельность. По первым четырем показателям за последние несколько лет «Татэнергосбыт» занимает лидирующие позиции, а по рентабельности — примерно на 80-м месте среди более 100 энергосбытовых организаций страны.

— За счет чего вы добиваетесь снижения себестоимости сбыта? За счет программного обеспечения?

— Если года три назад для оплаты за электроэнергию потребители приезжали к нам четыре раза в месяц, то сейчас мы взаимодействуем с ними через электронные сервисы. На сегодняшний день из 34 тысяч юридических лиц около 80 процентов перешли на электронный документооборот. Благодаря этому мы смогли сократить не только расходы потребителей, но и сами оптимизировали затраты на обслуживание клиентов, бумагу и т. д. Более того, хочу отметить, что «Татэнергосбыт» — единственная компания в России, которая на безвозмездной основе предоставляет возможность получения электронно-цифровой подписи и осуществила такой прорыв в области дистанционного взаимодействия.

— А кто сделал вам программный продукт?

— В основном мы работаем с ICL напрямую, «Личный кабинет» — это их продукт. По расчетам с юридическими лицами работаем с питерской компанией.

«ЦЕНЫ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ УСТАНАВЛИВАЕТ ГОСКОМИТЕТ РТ ПО ТАРИФАМ»

— Зачем управляющие компании тоже собирают плату за свет? Разве без них нельзя обойтись?

— У нас порядка 1,6 миллиона лицевых счетов в Татарстане, из них 854 тысячи — это потребители на прямых договорах с «Татэнергосбытом». Практически все многоквартирные дома в Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах обслуживаются через управляющие компании. Порядка 586 тысяч частных домов напрямую обслуживаем мы. Еще исторически сложилось, что мы собираем платежи по 268 тысячам счетов физлиц, проживающих в МКД Альметьевска, Бугульмы, Чистополя, Елабуги и других районов.

Цены для населения устанавливает госкомитет РТ по тарифам. Управляющие компании, как и гарантирующий поставщик, в данном случае выполняют функцию сбора денежных средств. Гарантирующий поставщик получает только свою сбытовую надбавку, установленную государством, а управляющая компания берет плату в составе тарифа на жилищные услуги. Поэтому удорожания не происходит.

— У жителя многоквартирного дома в Казани есть возможность платить «Татэнергосбыту» напрямую?

— Сейчас много обсуждается на федеральном уровне, чтобы полностью перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. «Татэнергосбыт» к этому готов. Более того, могу сказать, что среди поставщиков наша готовность самая высокая.

— Это же сколько потребителей к вам придет сразу! Справитесь?

— Согласен, много. Например, по Казани только у УК «Уютный дом» 552 дома и, наверное, лицевых счетов около 62 тысяч. Но у нас современные сервисы — «Личный кабинет» у каждого потребителя, поэтому, чтобы всех принять, много затрат нам не потребуется.

— Через портал госуслуг тоже можно оплачивать счета...

— Потребитель может оплачивать счета за электроэнергию любым удобным способом, в том числе и через госпортал. Нам часто задают вопрос: чем лучше у нас? Я скажу, в чем наше преимущество. Во-первых, когда пользуетесь нашим «Личным кабинетом», то можете просмотреть всю историю платежей и показаний. Во-вторых, можете посмотреть и проанализировать статистику своего энергопотребления за последние полгода, воспользоваться калькулятором тарифов и рассчитать для себя наиболее экономически выгодный. Все эти несложные операции можно совершить на главной странице Личного кабинета одним кликом. Также можно подключить и дополнительные лицевые счета, например, родителей или родственников, что также очень удобно и достаточно популярно среди наших пользователей. Если совершается платеж через «Личный кабинет», то поступление денежных средств можно увидеть во вкладке «История платежей» в течение 20 минут.

«ЭТАЛОННЫЙ СБЫТ» ОТРЕГУЛИРУЕТ ЦЕНЫ СБЫТОВИКОВ

— Что такое «эталонный сбыт», каких неприятностей ждать от его введения участникам рынка и потребителям? (Мансуров)

— Мы поддерживаем эталонный сбыт, и никаких неприятностей от его введения нашим потребителям ожидать не стоит. Как сегодня происходит формирование наших расходов? Мы собираем все договоры на свои затраты — это зарплата, обработка показаний точек учета, обслуживание программных продуктов, печать и доставка квитанций и другие — и едем их доказывать в госкомитет РТ по тарифам. А эталонный сбыт нормирует наши расходы. Мы же по большому счету обслуживаем точку поставки или прибора учета. Если наши затраты больше установленных норм, то сбытовая надбавка не увеличивается, а нам придется оптимизировать бизнес-процессы и структуру расходов.

— То есть вам определили потолок?

— Да. Думаю, в этом году федеральное правительство примет соответствующее постановление, так как оно прошло общественное обсуждение и согласование во всех федеральных министерствах. После выхода постановления ФАС России примет методику расчета сбытовых надбавок с разработанными эталонами.

Когда эталон вводится?

— Планируется с 2018 года.

НА ОПТОВОМ РЫНКЕ ОЖИДАЕТСЯ РОСТ ЦЕН НА 6,5 - 7%

— Каких сюрпризов ожидать нам, потребителям электроэнергии, в 2017 году? Цены опять вырастут? На сколько и когда? (Юрий Н.)

— Если говорить о том, как изменятся цены в 2017 году, то мы ориентируемся на прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в соответствии с ним ожидается рост нерегулируемых цен на оптовом рынке на 6,5 - 7 процентов. Услуги сетевых организаций по передаче электроэнергии с июля подорожают на 3 процента, а сбытовая надбавка гарантирующего поставщика снизится на 6 процентов. Есть несколько обращений от потребителей по высоким ценам в феврале. Каждое письмо мы рассматриваем индивидуально. Рост произошел в основном из-за ДПМ (договоры по предоставлению мощности). С учетом этого, по нашим прогнозам, рост конечной цены составит в пределах 9 процентов.

Что касается населения, то с 1 июля тариф установлен на уровне 3,56 рубля. По словам специалистов государственного регулирования тарифов, рост тарифа до 3,56 рубля экономически не обоснован и должен составлять около 5 рублей. За физлиц сегодня доплачивают предприятия за счет так называемого перекрестного субсидирования.

— Одно время говорили, что двухтарифный счетчик выгодно иметь. Это так?

— Если электропотребление в ночное время у вас больше 30 процентов, то вам будет выгодно использовать тариф, дифференцированный по зонам суток. На нашем сайте, воспользовавшись калькулятором тарифов, вы до копейки можете просчитать свою экономию от перехода на другой тариф.

«У нас современные сервисы — Личный кабинет у каждого потребителя, поэтому, чтобы всех принять, много затрат нам не потребуется» «У нас современные сервисы — „Личный кабинет“ у каждого потребителя, поэтому, чтобы всех принять, много затрат нам не потребуется» Фото: tatenergosbyt.ru

НА 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА ДОЛГ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ — 355 МЛН. РУБЛЕЙ

— Сколько у вас должников — физлиц и юрлиц, на какую сумму? Много судитесь? (Наталья Никифорова)

— На 1 января 2017 года долг потребителей составлял 355 миллионов рублей, по сравнению с началом 2016 года он уменьшился на 3 миллиона рублей. Конечно, цифра меняется ежедневно, на сегодняшний день просроченные платежи составляют порядка 650 миллионов. Если у нас оборот — около 5 миллиардов в месяц, то 355 миллионов, я считаю, небольшая сумма. Около 40 процентов всей просроченной задолженности приходится на УК, ТСЖ и ЖСК. Доля населения на прямых расчетах составляет 16 процентов от всей просроченной задолженности. За прошлый год в Арбитражный суд по юридическим лицам было предъявлено более 300 исковых заявлений на общую сумму 136 миллионов рублей. По населению за 2016 год предъявлено около 6,5 тысяч исков на общую сумму 160 миллионов рублей.

— Многолетние долги есть?

— Нет. И по физическим лицам, и по юрлицам самые давние — за 2015 год. В постоянных должниках у нас ООО «Бавлы-Водоканал», ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района», ООО «Управляющая компания Слобода» (Казань), ООО УЖК «Ключевое» (Набережные Челны).

— За какой размер задолженности вы отключаете электроэнергию? (Дмитрий)

— За задолженность, превышающую два месячных норматива. К примеру, норматив по однокомнатной квартире — 123 кВт·ч, то есть 420 рублей. И если у вас долг в 850 рублей, то мы отправляем уведомление. На оплату дается 20 дней. Если за это время не оплачивают, потом уже мы можем ограничить.

— Часто отрезаете свет?

— Приходится. Как я уже говорил, мы на оптовый рынок должны отдать 58 процентов из этих начисленных сумм, 40 процентов отдаем сетям. Взыскали или не взыскали, но мы обязаны расплатиться! Иначе нам грозят большие штрафные санкции, вплоть до лишения статуса гарантирующего поставщика.

— А из каких денег вы им отдаете, если не собрали с потребителей? Ваша-то доля маленькая — до 2 процентов только?

— В целом уровень сборов у нас высокий, за что хочу поблагодарить потребителей. Есть и те, кто платит авансом.

— То есть какие-то платежи перераспределяете?

— Да, авансовые платежи идут на покрытие текущих обязательств. Хотя многие сбытовые компании в России для того, чтобы расплатиться на оптовом рынке или с сетями, берут кредиты. Оплата кредитных процентов включается в сбытовую надбавку, что в конечном итоге увеличивает цену, то есть ложится на потребителей.

— А вы кредиты не берете?

— У нас в этом необходимости нет.

КАЛЬКУЛЯТОР ПОМОЖЕТ СЭКОНОМИТЬ

— Слышал, что есть электронный калькулятор стоимости электроэнергии для юридических лиц. Как им пользоваться? Какую экономию он дает? (Имамов)

— На нашем сайте размещено три калькулятора стоимости электроэнергии: для мелких и средних потребителей, калькулятор выбора варианта тарифа на услуги по передаче электроэнергии для крупных потребителей, ценовой калькулятор с возможностью почасового расчета. С помощью данного сервиса любой потребитель может самостоятельно определить для себя выгодную цену. Более 130 потребителей уже воспользовались этой возможностью и получили выгоду более 100 миллионов рублей, в том числе IKEA, АО «Казань Арена», ТКЦ «Южный» и др.

— Обязательно ли заключение договора энергоснабжения нежилого помещения в многоквартирном доме c «Энергосбытом», хотя у меня есть договор с управляющей компанией? (Наталья И.)

— Да, с 1 января 2017 года вступило в силу постановление правительства РФ №1498, согласно которому собственники нежилых помещений должны напрямую заключать договоры с поставщиками ресурсов. Таких потребителей у нас около 4 тысяч. Работа по заключению договоров ведется в текущем режиме.

— У малого и среднего бизнеса требуют предоплату за потребляемую электроэнергию. Предприниматель, не начав свою деятельность, должен уже проплатить за неиспользованную электроэнергию и газ. Как можно решить эту проблему? (Ильшат, Лилия)

— Как таковых авансовых платежей потребители не платят. Есть промежуточные платежи за текущее потребление: 30 процентов оплачивается до 10-го числа месяца, 40 процентов — до 25-го числа, итоговая оплата — до 18-го числа следующего месяца. Данный порядок оплаты установлен постановлением правительства РФ, и мы его соблюдаем.

— На балансе садового товарищества имеется трансформатор. В зимний период мы полностью отключаем СНТ от электроснабжения, однако нам выставляют плату за потери (холостой ход трансформатора). Правомерно ли это? (председатель СНТ)

— Потери холостого хода относятся к условно-постоянным и не зависят от нагрузки. То есть потери в трансформаторе возникают потому, что СНТ, скорее всего, отключает не сам трансформатор, а садоводов, присоединенных к нему. А трансформатор остается под нагрузкой всю зиму. При этом, учитывая, что потери должны оплачивать собственники объектов электросетевого хозяйства, они ложатся на СНТ.

— Почему в вашей компании очень поздно выставляют счета-фактуры за электроэнергию — после 15-го числа? (Ильдар, частный предприниматель)

— Как уже говорилось, мы покупаем электроэнергию на оптовом рынке. А цены нам рассчитывает администратор торговой системы, который публикует их на своем сайте 10-го числа следующего месяца. На основании этих данных в течение двух-трех дней мы определяем конечную цену для каждого потребителя республики. Те потребители, которые перешли на электронное взаимодействие, счета получают 12 - 13-го числа, а в бумажном виде, учитывая сроки доставки, — после 15-го числа.

— Со слов Сетевой компании, отключили свет в связи с плановыми работами без предупреждения. Почему не уведомляете, это же в вашей компетенции? (Радик)

— Мы направляем СМС-оповещения о плановых отключениях всем потребителям, которые предоставили нам номера мобильных телефонов. Вы также можете подключить у нас бесплатную услугу по СМС-оповещению. Для этого необходимо сообщить свой номер в контакт-центр по телефону: 8-800-200-25-26.

«С 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА ПЛАТА ЗА ОДН ВКЛЮЧАЕТСЯ В ЖИЛИЩНУЮ УСЛУГУ»

— Откуда взялась сумма в графе «Сумма перерасчета» за ОДН в январе 2017 года? Проверила весь год, идет только переплата по счетчику, ОДН полностью совпадает с указанными суммами в квитанциях. (Альбина)

— Действительно, в квитанции может быть указан перерасчет за предыдущие периоды. Перерасчет выполняется после передачи фактических показаний квартирных счетчиков самими потребителями либо снятых при контрольном обходе. Изменение суммарного потребления всех квартир дома повлекло и изменение объема ОДН.

— Я зарегистрирована в вашем «Личном кабинете». Хотела бы платить еще за свою маму — она живет в Верхнем Услоне. Мне нужно регистрировать еще один «Личный кабинет» на нее? (Гузель)

— Новый «Личный кабинет» регистрировать не нужно. В своем «Личном кабинете» можете подключить лицевой счет вашей мамы во вкладке «Личные данные».

В нашем многоквартирном доме есть управляющая компания. Можем ли мы вернуться на расчеты за ОДН с «Татэнергосбытом», потому что ОДН был меньше, чем сейчас выставляет УК за содержание общего имущества? (Николай, старший по дому)

— К сожалению, нет. С 1 января 2017 года плата за ОДН включается в жилищную услугу и рассчитывается управляющей компанией.

— Дом отапливается от электрокотла, установлена электроплита, так как поблизости нет газа. Платим по тарифам, как и все в сельской местности, у кого есть газ. За свет платим очень много. Существует ли пониженный тариф для тех, у кого нет газа и кто пользуется только электроэнергией? (Афанасий)

— Обычный тариф для населения — 3,43 рубля, а для сельской местности и проживающих в домах с электроплитами применяется льготный тариф — 2,4 рубля. Так как обратившийся с вопросом проживает в сельской местности, то он уже рассчитывается по льготному тарифу. Других дополнительных льгот законодательством не предусмотрено.

— Я оплатила электроэнергию через приложение «Сбербанк-онлайн». Через какое время обновятся данные и зачислится оплата? (Наталья)

— Платежи через «Сбербанк-онлайн» поступают на расчетный счет «Татэнергосбыта» на следующий день. Платеж можно увидеть в «Личном кабинете» в разделе «История оплат».

Если вы произведете оплату через наш сайт, то информация о платеже отразится в вашем «Личном кабинете» уже через 20 минут. Кстати, платежи в «Личном кабинете» можно совершать картой любого банка без комиссии.

— Возможно ли отказаться от получения бумажных квитанций, так как я все равно пользуюсь интернетом и личным кабинетом? (Эмиль)

— Да, это можно сделать в «Личном кабинете» в разделе «Личные данные». Там же вы можете подписаться на получение квитанций по электронной почте.

— Меня сейчас рассчитывают по дифференцированному тарифу, хотелось бы чтобы расчет производили по одноставочному. Что нужно для этого сделать? (Дмитрий)

— Для этого достаточно подать заявление в «Личном кабинете» на странице «Личные данные» либо обратиться в наш офис клиентского обслуживания. Если вы рассчитываетесь через управляющую компанию, то вам необходимо обратиться с этим вопросом к ним.

— Летом живем на даче в деревне, оплатить электроэнергию через «Личный кабинет» не можем, так как нет интернета. Можно ли оплатить авансом за электроэнергию? (Нур Анваров)

— Да, можете оплатить авансом за электроэнергию любым удобным способом, в том числе через «Личный кабинет» или в наших офисах клиентского обслуживания.

«Чтобы не допустить проблем с энергоснабжением, нужно ежедневно держать ситуацию под контролем — не просто заниматься сбором денег, а отслеживать, кто и сколько нам оплатил» / Фото: Сергей Елагин

«БИЗНЕС ONLINE» — ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ»

— В «Татэнергосбыт» вы пришли из финансовой сферы. Какое чувство испытали, когда вам предложили возглавить эту организацию?

— После института я ровно 10 лет работал в налоговой инспекции Приволжского района Казани, из них почти 3 года — начальником, потом 7 лет — начальником финуправления города, 7 лет — заместителем министра финансов РТ, и 29 мая будет пять лет, как я работаю в «Татэнергосбыте». Конечно же, энергетика — непростая сфера. И мне, откровенно говоря, было даже боязно. Быть руководителем такой компании, как «Татэнергосбыт», это не значит просто начислить и собрать со всех деньги. В первую очередь мы отвечаем за бесперебойное электроснабжение всей республики. Это большая ответственность. Чтобы не допустить проблем с энергоснабжением, нужно ежедневно держать ситуацию под контролем — не просто заниматься сбором денег, а отслеживать, кто и сколько нам оплатил. И не обращаться сразу в суд по образовавшимся долгам потребителей, а зачастую вести личные переговоры. В этом мне помогает мой опыт работы в налоговых органах.

— Газету «БИЗНЕС Online» читаете?

— Каждый день! Очень объективно пишете. Для меня «БИЗНЕС Online» — это один из основных источников информации: сначала вас читаю, только потом перехожу на другие СМИ.

— А к комментариям под статьями как относитесь? Многие их не любят...

— Нормально отношусь, читаю, полезно бывает. Комментариев не бывает только в одном случае — если нет возможности их писать.

— Рифнур Хайдарович, спасибо за полезный разговор. Успехов вам!