Матч «Рубина» с «Краснодаром» собрал 3041 зрителя Матч «Рубина» с «Краснодаром» собрал 3041 зрителя

...И ПРИКРЫТЫЕ ОТ СТЫДА ЛИЦА БОЛЕЛЬЩИКОВ

О посещаемости «Рубина» все эти дни не говорил только ленивый: Валерий Карпин с этого начал свой тотальный разбор (программа вообще-то о тактике и игре, а не о глобальных темах), комментатор «Матч ТВ» даже посвятил стихотворение тем 42 тыс. казанцев, которые не пришли на один из лучших стадионов страны, чтобы вместе с 3 тыс. пришедших на «Казань Арене» был аншлаг. Вместо того чтобы подбирать синонимы к слову «позор», попробуем понять, почему на данный момент главным итогом работы с болельщиками «Рубина» и «Казань Арены» (а нужно рассматривать клуб и арену отдельно) стала худшая заполняемость стадиона и прикрытые руками лица болельщиков, которым стыдно за происходящее...

.

МАШИНА ВО ДВОРЕ И ХОЛОДНЫЕ СИДУШКИ

За час или полтора до матча вы спокойно выезжаете из дома на матч любимой команды на своем авто вместе с семьей, быстро добираетесь до красавца-стадиона и находите свободное место прямо возле входа на свой сектор. Здорово, правда? Но казанцев это не касается. Дворы на ул. Чистопольской и Адоратского переполнены машинами и в обычные дни, а когда играет «Рубин», то в этом коллапсе казанцы тратят не только время, но и нервы. Если ваш клиент (а болельщик для клуба и стадиона — это по своей сути клиент) до начала матча приходит к вам на нервах и злым, то какое впечатление у него будет после проигрыша и потраченных двух часов в холодной чаше? Все-таки усложнять жизнь болельщику нужно по минимуму, а не с самого порога.

Дом начинается с крыльца и прихожей, а когда вокруг стадиона голый бетон и парковки, которые использует кто угодно, но только не те, для кого они изначально и были заложены, — это провал. И это провал в кубе, если вместо территории, которая отдана под парк резиновых динозавров, не предлагается альтернативы. Вместо этого болельщикам предлагают просто ехать на общественном транспорте. Это все равно что сказать автовладельцам просто сидеть дома, потому что никто не откажется от привычного комфорта и не пересядет на трамвай. Официальные данные: в Казани авто продают больше, чем где-либо, а на тысячу населения владельцев машин столько же, сколько и в Москве. И предлагать этой гигантской аудитории вместо комфорта тесноту и давку общественного транспорта — это плохой аргумент, чтобы прикрыть свои ошибки. Отсутствие рабочей и доступной парковки на 45-тысячном стадионе — это норма только для палеолита, а не для 2017 года.

Важно понимать, что проигрыши команды не главный повод для болельщиков перестать ходить на стадион, а лишь один из нескольких и далеко не из первого ряда. Главное — комфорт, и потерять зрителей можно из-за разворачивающих автомобили от стадиона сотрудников ГИБДД, голого бетона вокруг арены, холодных сидушек и очередей в фуд-кортах.

Да, Хави Грасия провалил сезон и «Рубин» ближе к зоне стыковых матчей, а не еврокубков, но обогрев на трибунах, место на парковке и перекус по доступным ценам спасли бы «Рубин» от пустых трибун.

.

ИМИДЖ «КАЗАНЬ АРЕНЫ»

27 — столько футбольных матчей за четыре года приняла «Казань Арена», то есть по 6 матчей в среднем за год. Можно ли считать новый стадион домом «Рубина», если он то заезжает туда, то снова съезжает на старый стадион? Надпись Welcome для команды зажигали на табло раза три, и даже сейчас нет гарантий, что в ближайшие два года «Рубин» сможет провести на арене полноценные сезоны. «Казань Арене» до сих пор не удалось дать достойный отпор шуткам про бассейны, потому что проблемы с полем периодически возникают, вокруг стадиона четвертый год только планируют какую-то активность, а история с решетками на фан-секторе и хештегом #ТюрьмаАрена серьезно подпортила репутацию стадиона в среде болельщиков. Добавьте сюда форумы блогеров, какие-то гонки, концерты и различные мероприятия, которые мало связаны с футболом и получите прочный имидж не домашнего стадиона любимой команды и болельщиков, а просто временного пристанища для чего угодно.

Да, стадиону нужно зарабатывать деньги. Средства, вырученные с арендаторов, позволяют «Казань Арене» выходить почти в ноль, и это очень достойно: не каждому стадиону удается выстроить такую систему заработка. Но, возможно, если бы весь этот потенциал структуры арены направили только на футбольную составляющую, на «Рубин» и все, что касается клуба, то прибыли было бы как минимум не меньше. Только факты: никаких презентаций команды, никакого шоу, связанного с «Рубином», и вообще ничего, кроме самих матчей на «Казань Арене», в последний год не было. Стадион пытается жить футболом только в дни матчей — три или в лучшем случае четыре раза в месяц. Это укор и в адрес «Рубина», который тоже не проявляет никакой инициативы по этой теме. Ведь встречи с болельщиками на «Казань Арене» практиковались еще во времена команды Рината Билялетдинова и президентстве Валерия Сорокина, когда на «Рубин» ходило больше всего зрителей — и это отчасти связанные вещи.

Если сейчас вы проедете мимо «Казань Арены», то, скорее всего, не увидите ни афиши ближайшего матча, ни нарезки с крутыми голами «Рубина» или свежего ролика клубного ТV. Вокруг вы не найдете ни символики клуба, ни фаншопа, вообще ничего. Именно поэтому такой имидж отчужденной от футбольной команды структуры несколько отпугивает казанцев от «Казань Арены». В самом начале руководители стадиона пропагандировали, что ходить на их арену должно стать модным, но для этого не было сделано вообще ничего.

.

ПЕРЕНАСЫЩЕНИЕ

Мы зажрались — привыкли к тому, что в Казани много команд из разных видов спорта, широкий выбор скоротать время. Для примера, в Томске активной части населения просто некуда пойти, если не играет их родная «Томь». На стадионе «Труд» лишь одна центральная трибуна, и чаще всего она заполняется. В Туле горожане ходят на свою команду в любые времена, и это не мода, а нужда в спортивном зрелище. Сейчас они ворчат из-за прихода Гурама Аджоева, и им не позавидуешь, но они забивают свой стадиончик, даже когда команда снова на грани вылета. Но когда вы в большом городе, где население не собирается на открытие гипермаркетов и прохладно относится даже к концертам мировых звезд, то матчи премьер-лиги — это данность, к которой многие привыкли и уже не видят в ней значимости. Конечно, если только речь не идет о приезде топ-клубов Европы, иначе можно включить матч фоном по телевизору.

«Рубин» не стал народной командой, чтобы рассчитывать на постоянную аудиторию в десятки тысяч зрителей, как, к примеру, «Спартак». Поэтому в большом городе ему трудно бороться за зрителя с «Ак Барсом», УНИКСом и даже «Зенитом». Если вы думаете, что УНИКС и волейбольный «Зенит» — лишние в этом списке и футбол борется за зрителя только с клюшкой и шайбой, то глубоко заблуждаетесь. Для примера, средняя посещаемость домашних матчей УНИКСа в этом розыгрыше Евролиги — 3733 зрителя, «Зенит» в недавнем матче с «Белогорьем» собрал более 4 тыс. — все это больше, чем на матче «Рубин» — «Краснодар». Но страшнее всего, что в тот же день на «Татнефть Арене» хоккейный «Ак Барс» провел закрытие сезона, собрав на мероприятии 3700 болельщиков. То есть среди больших команд прямо сейчас «Рубин» — самый невостребованный городом клуб, который еще и играет на открытой площадке на холоде.

Помните ту фразу Сорокина на матче с ЦСКА: «Ну гол и гол. Я радуюсь тому, что выручка от билетов превысила сумму аренды»? Когда смотришь на пустые трибуны с «Зенитом», то эти слова уже не кажутся абсурдными. Возможно, в попытке погнаться за спортивными результатами в клубе немного забыли об экономической составляющей. Ставить минимальную планку цен билетов на «Зенит» в 400 рублей — это не совсем адекватно, если за эти деньги зритель не получает ни парковки, ни теплого места, ни качественного сервиса, ни тем более команды, которая борется за высокие места не только на словах. В итоге многие действительно могут отправиться в теплую «Татнефть Арену» к бронзовому «Ак Барсу» в тот же день, когда «Рубин» принимает «Краснодар», или в «Баскет-холл», но, скорее всего, останутся дома у экрана.

Жонатас Жонатас

СЛАБЫЙ И СКУЧНЫЙ «РУБИН»

Конечно, в идеале система по работе с болельщикам от маркетинга и сервиса до социальных сетей вообще не должна зависеть от результатов команды. Иначе бы клубы из чемпионшипа или второй бундеслиги играли при пустых трибунах, а у «Енисея» бы не было столь популярного «Твиттера». Добиться такой независимости — это достижение, и в «Рубине» пока от этого далеки.

Тем не менее если бы все упиралось только в результат, то о «Рубине» бы давно все забыли. Команда, напротив, вызывает у казанцев множество переживаний, на форумах вал комментариев со спорами и эмоциями, а журналисты многих СМИ пишут даже больше материалов о клубе, чем в чемпионские годы. «Рубин» никому не нужен на трибунах, но это во многом ответ клубу — никому не нужен такой футбол и такая слабая духом команда.

Вспомните хаотичный и взрывной «Рубин» Билялетдинова, который мучил болельщиков не меньше, вызывал кучу споров, но он никогда не вызывал вопросов по поводу отдачи и зрелищности. Тот «Рубин» горел, когда выигрывал, и проигрывал, когда сгорал, а на «Казань Арену» приходили больше 10 тыс. зрителей даже на «Амкар» и «Уфу», и это при том, что казанцы теряли с ними очки. Это была истерика, валидол и нервяк, но 90 минут зрители кайфовали от шоу и драмы.

В нынешнем «Рубине» же нет никакого огня, потому что он сер и скучен, от него клонит в сон, и порой процесс просмотра матчей превращается в муку. Если бы команда Грасии играла во что-то более оригинальное, чем фланговые навалы, а на поле рубились больше одного футболиста с турецким паспортом, то пара тысяч болельщиков от команды бы точно не отвернулась.

Алекс Сонг и Хави Грасия Алекс Сонг и Хави Грасия

НА КОГО ХОДИТЬ?

Если вы хоть раз сходили на УНИКС, то очаровались игрой Кита Лэнгфорда — возможно, сильнейшего баскетболиста этой Евролиги. Волейбольный «Зенит» — это игроки сборной России с добавлением звездных легионеров Вильфредо Леона и Мэттью Андерсона. В «Ак Барсе» главная звезда — тренер-скала, которого боготворит половина города. А кого можно выделить в «Рубине» и назвать лицом команды? Может быть, Алекса Сонга, который близок к тому, чтобы выбросить на помойку свою карьеру в России? Или Рубена Рочину, который пока лишь задорит всю страну своим Rolls-Royce, а не игрой? Грасию, у которого дипломатические навыки развиты лучше, чем у многих представителей МИДа?

«Рубин» купил много игроков, новый тренер оттер на второй план харизматичных экс-лидеров, но в сухом остатке мы получили безликую команду. В случаях с большими тратами на звезд такой фигурой в «Зените», к примеру, когда-то был Халк, а в «Анжи» — Виллиан и Самуэль Это’О. И после вложения таких средств без оперативной отдачи болельщики скорее раздражаются, бегут в ленту комментариев выливать ярость при помощи клавиатуры, а не фанатеть на трибунах. У казанцев просто нет фигуры, которая бы их вдохновляла, мотивировала пойти на стадион и покайфовать от игры такого игрока.

Сонг мог бы стать таким центром — его лицо могло бы красоваться на всех афишах и бортах автобусов не только разово, а постоянно, если бы камерунец хотел вывести «Рубин» на уровень выше, а не сравняться с ним. Когда-то школьники выпрашивали у родителей деньги, чтобы посмотреть на финты Чори, рубку от Гека, убийственные подкаты Романа Шаронова и реактивные забеги Гекдениза Карадениза, но 400 рублей за просмотр мучений Янна М'Вилы, Карлоса Самбрано, Сонга и Жонатаса родители своим детям вряд ли дадут.

КТО ВИНОВАТ?

Вопрос, на который будет очень трудно получить четкий и правдивый ответ: когда трибуны полные, то свою вовлеченность в маркетинг и работы с болельщиками отмечают очень многие в «Рубине» и на «Казань Арене»; когда на трибунах — горстки, причастных уже в разы меньше и все скидывают вину друг друга. Самый точный ответ — виноваты все: от руководства «Рубина» до управляющих отделов, менеджмента «Казань Арены» и служб, которые считают, что пускать казанцев на специализированную парковку — это небезопасно.

Виноваты маркетологи «Рубина», которые не могут договориться с руководителями «Казань Арены», увлекаясь спорами, но мало что делая скоординировано вместе. Почему на стадионе «Рубина» нет фаншопа и музея? Неужели это дороже зарплаты Владимира Дядюна, а договориться о помещении с Радиком Миннахметовым труднее, чем с агентами Сонга? Клуб и стадион во многих вопросах упираются лбами, а страдают обычные болельщики. «Рубину» ведь принадлежит хозяйская раздевалка — это по сути их собственность, и они вправе делать там что угодно, но выглядит она точно так же, как гостевая. Или, к примеру, клуб может проводить любые мероприятия на стадионе бесплатно, но никак этим не пользуется. «Казань Арена», в свою очередь, не может найти хоть какое-то достойное помещение для «Рубина», а символики с динозаврами летом было так много, как будто на стадионе играет не местная футбольная команда, а снимают новый «Парк Юрского периода».

На ближайший домашний матч «Рубина» против «Терека» билеты для болельщиков купят сами футболисты. Это очень красивый и правильный жест, но в то же время он говорит о некой безысходности. Снова Сергей Рыжиков, которому вообще не за что перед кем-либо извиняться, просит прощения и говорит болельщикам об их важности для клуба, а похожие слова не звучат из уст других. И пока в этом желании лидер клуба одинок, «Рубин», видимо, продолжит играть для десятков тысяч пустых кресел.