Тахир Давлетшин: «Транспортные проблемы может решить комплексная модернизации транспортного каркаса городов и крупных городских агломераций при строительстве международных транспортных коридоров» Новый проект под названием «Камский Экспресс» предлагает автор «Обходной железной дороги Казани» Тахир Давлетшин Фото: «БИЗНЕС Online»

МАРШРУТ ВСМ МЕНЯЕТ СТРАТЕГИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ И АГЛОМЕРАЦИЙ

Транспортные проблемы, создававшиеся в течение столетий, может решить комплексная модернизация транспортного каркаса городов и крупных городских агломераций при строительстве международных транспортных коридоров (МТК). Это позитивно отразится на пространственно-территориальном развитии городов, повысит эффективность инвестиций, даст синергетический эффект. В свою очередь, проекты модернизации транспортно-логистических систем городов потребуют корректировки трассировки проектируемых и существующих МТК.

Проект строительства высокоскоростной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург (ВСМ-2) активизировал проекты модернизации транспортно-логистических систем мегаполисов и городских агломераций, расположенных на трассе, обнажив существующие проблемы и обозначив пути их решения. В свою очередь, проектирование перспективного транспортного каркаса Казани выявило и недостатки трассировки ВСМ-2 в казанской зоне (см. материал «РЖД готовы съехать из-под Кремля»), что может привести к издержкам в строительстве и дальнейшей эксплуатации ВСМ. На взгляд автора, маршрут высокоскоростной магистрали в казанской зоне, предложенный минтрансом РТ, ошибочен: препятствует развитию железнодорожного транспорта в казанской зоне и транспортного каркаса города Казани, а также развитию города на перспективу в целом.

В отличие от маршрута в казанской зоне предложенный центром стратегических разработок (ЦСР) и поддержанный минтрансом вариант прохождения ВСМ Камской агломерации правильный: реализован касательный обход агломерации. Вокзал предполагается разместить на трассе М7 между Елабугой и ОЭЗ «Алабуга».

Прохождение ВСМ-2 через Камскую агломерацию окажет сильное влияние на развитие транспортно-логистических систем Елабуги, Набережных Челнов, Нижнекамска, потребует переосмысления всей транспортно-логистической системы (ТЛС) агломерации, кардинально изменит стратегии территориально-пространственного развития этих городов.

Несмотря на декларации, руководство Елабуги, Набережных Челнов, Нижнекамска не обращает должного внимания на важность транспортно-логистического фактора при территориально-пространственном планировании входящих в агломерацию городов. Дальнейшее планирование городов без учета проекта строительства ВСМ-2 и связанной с ним модернизации ТЛС агломерации может повлечь за собой значительные нерациональные затраты сегодня и еще большие в будущем.

Схема прохождения ВСМ-2, предложенная центром стратегических разработокНажмите, чтобы увеличить

ГОРОДА, ВХОДЯЩИЕ В «ИННОКАМ», ПЛАНИРУЕТСЯ СОЕДИНИТЬ ЕДИНОЙ СИСТЕМОЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

Комплексному развитию транспортно-логистической системы агломерации будет способствовать проект создания центра «Иннокам». Распоряжением правительства РФ от 17 июня 2016 года №1257-р одобрена концепция создания в Республике Татарстан территориально обособленного инновационно-производственного центра «Иннокам» и утвержден план мероприятий («дорожная карта») по ее реализации.

Инновационно-производственный центр создается в границах Камской агломерации. Реализация концепции «Иннокам» будет способствовать формированию единого социально-экономического и инвестиционного пространства Камской агломерации с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, снижению экологических рисков, связанных с нефтехимической специализацией региона, росту диверсификации экономики, в том числе экономики моногородов.

Важной частью проекта является создание в «Иннокаме» структурообразующей транспортной инфраструктуры. Реализация направления «Инфраструктура и агломерация» предполагает осуществление мероприятий по развитию транспортной, жилищной, логистической инфраструктуры.

Предполагаются реконструкция железнодорожной инфраструктуры и модернизация международного аэропорта Бегишево. А города, территориально входящие в «Иннокам», планируется соединить единой системой общественного транспорта, чтобы дать свободу передвижения рабочей силе, хотя не детализируется, какой это будет транспорт. Также предполагается развитие дорожной сети и общественного транспорта в городах агломерации.

Несмотря на обилие предложений по развитию транспортной системы агломерации, они не конкретизированы и несистемны. Например, маршруты ускоренных региональных поездов в схеме ЦСР вызывают сомнение в их необходимости, т. к. они повторяют существующие автотрассы, завязаны на единственный переход через Каму — плотину Нижнекамской ГЭС, которая уже перегружена, и, главное, не сокращают расстояния. Поэтому вряд ли этот вид транспорта будет востребован при такой трассировке.

Также не уделено должного внимания связи агломерации с проходящим транспортным коридором Европа – Западный Китай, что усиливает конкурентные позиции центра «Иннокам».

В концепции «Иннокама» подчеркивается, что конкурентные преимущества центра определяют выгодное экономико-географическое положение, выстроенные кооперационные связи и высокая степень локализации его участников (все крупнейшие предприятия расположены в радиусе 30 км). Однако, несмотря на компактное расположение городов и промышленных предприятий кластера, река Кама разделяет этот регион — например, при расстоянии между Елабугой и Нижнекамском по прямой в 20 км транспортные расстояния составляют 65 км и более, причем соединяет эти города единственный мост в Набережных Челнах — плотина Нижнекамской ГЭС.

ПОСТРОИТЬ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ МЕЖДУ ЕЛАБУГОЙ, НИЖНЕКАМСКОМ И НАБЕРЕЖНЫМИ ЧЕЛНАМИ

Проектное предложение автора «Камский Экспресс» предусматривает строительство железной дороги между Нижнекамском, Елабугой и Набережными Челнами (северное полукольцо железной дороги) протяженностью 60 км, которая соединит эти города. Таким образом, будет организовано наземное метро агломерации, интегрированное с городским и пригородным транспортом городов, входящих в нее, а также обеспечивающее грузовые железнодорожные перевозки между предприятиями кластера в ночное время.

В перспективе предполагается замкнуть кольцо железной дороги, используя 50 км существующих дорог (южное полукольцо железной дороги) в черте Набережных Челнов и Нижнекамска и между ними. Таким образом, образуется кольцо наземного междугороднего железнодорожного транспорта — как пассажирского, так и грузового.

Стоимость проекта «Камский Экспресс» составляет 50 млрд. рублей (в ценах 2016 года), включая строительство следующих объектов:

— железная дорога Нижнекамск – Елабуга – Набережные Челны протяженностью 60 км × 0,5 млрд./км = 30,0 млрд. рублей;

— вокзальный комплекс на М7 (ОЭЗ «Алабуга»), совмещенный с вокзалом ВСМ, — 2,5 млрд. рублей;

— вокзальный комплекс на пересечении обычной ж/д и «Камского Экспресса» в районе Тихоново-Поспелово — 2,5 млрд. рублей;

— два моста через Каму (между Нижнекамском и Елабугой и в районе Тихоново-Поспелово) — 10 млрд. рублей;

— прочие затраты — 5 млрд. рублей.

Скоростной транспортный каркас Камской агломерации усилит связность городов, увеличит потоки трудовых, деловых и культурных коммуникаций, облегчит прямое взаимодействие городов агломерации, в перспективе создаст новые центры деловой активности и жилищного строительства между Нижнекамском, Елабугой и Набережными Челнами.

Агломерационное развитие городов предполагает переход на разработку концепции генплана Камской агломерации в целом. В решении градостроительных, инфраструктурных вопросов назрела (перезрела) необходимость согласованной работы руководства городов, образующих агломерацию, в особенности Нижнекамска, Челнов и Елабуги, возможно, созрела необходимость создания исполнительного органа агломерации (совета), которому перейдут компетенции и полномочия по этим вопросам.

При этом наиболее предпочтительным городом для развития жилищного строительства является Елабуга с чистой экологией и свободными территориями вокруг. 

Берега и пойма Камы (полоса природы, протянувшаяся вдоль реки и находящаяся в центре агломерации) станут местом отдыха не только местного населения, но и смогут привлечь дополнительные туристические потоки.

Транспортный каркас Камской агломерации (разработка автора)Чтобы открыть, нажмите

СКОРОСТНОЙ ТРАМВАЙ НЕ СТАЛ СРЕДСТВОМ БЫСТРОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ГОРОДАХ РОССИИ

Инициаторы проекта «Иннокам» прорабатывают вопрос строительства скоростной трамвайной линии между городами Закамья. По словам министра транспорта РТ Ленара Сафина, в Челнах именно так соединили старый город с новым, есть такой проект в Нижнекамске, сейчас рассматривается такой проект для перемещения людей между городами. На мой взгляд, между городами надо построить полноценную железную дорогу, обеспечивающую как пассажирские, так и грузовые перевозки. Строительство такой дороги необходимо реализовать в рамках комплексной программы модернизации железнодорожной инфраструктуры «Иннокама», что также определит источники финансирования.

Что касается скоростного трамвая, развитие трамвайной сети возможно в пределах городов, но никак не между городами — тем более что при наших природно-климатических условиях скоростной трамвай у нас не прижился, он так и не стал скоростным, что доказывает опыт и Казани, и Челнов.

Развитие транспортного каркаса Камской агломерации предусматривает также строительство автодороги от Мамадыша до М7 в обход Нижнекамска и Набережных Челнов с мостовым переходом в районе села Соколка. Автотрасса протяженностью 89 км и стоимостью 62 млрд. рублей разгрузит М7 в пределах Камской агломерации, станет дублером трассы через плотину Нижнекамской ГЭС, тем самым обеспечив и транспортную безопасность региона. Однако строительство обходной автодороги — проект второй очереди, Нижнекамская агломерация в первую очередь нуждается в модернизации железнодорожной инфраструктуры и соединении Елабуги и Нижнекамска.


Развитие трамвайной сети возможно в пределах городов, но никак не между городами Развитие трамвайной сети возможно в пределах городов, но никак не между городами Фото: tatarstan.ru

ЦЕНА СТРОИТЕЛЬСТВА И АНАЛОГИЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ЗА РУБЕЖОМ

Предвижу возражения, что этот проект слишком дорог и в указанные 50 млрд. рублей не впишемся. Особенно не понравится оппонентам озвученная выше стоимость двух железнодорожных мостов длиной 1–1,5 км через Каму — около 5 млрд. рублей каждый. В связи с этим хотелось бы привести два примера из не очень дальнего зарубежья: «Обходной железнодорожный путь Тбилиси» (проект намного сложнее «Камского Экспресса» и предложенной мною ранее «Обходной железной дороги Казани»), строительство и реконструкция участка Стара Пазова — Нови Сад железнодорожной линии Белград — Будапешт в Сербии. Так, общая стоимость проекта «Обходной железнодорожный путь Тбилиси» составляет 290 млн. евро (чуть более 20 млрд. рублей), в настоящее время выполнено 80% работ. Проект включает строительство новой двухколейной железнодорожной линии 30-километровой длины и реконструкцию существующей 10-километровой линии, возведение 5 тоннелей суммарной протяженностью 4 км, 19 мостов, также проводится строительство 300-метровой опорной стены и земляного полотна протяженностью 14 километров. Строительные работы проекта «Обходной железнодорожный путь Тбилиси» осуществляет Грузинская железная дорога совместно с китайской компанией «Группа 23-го бюро Китайской железной дороги».

Строительство и реконструкцию участка Стара Пазова – Нови Сад железнодорожной линии Белград – Будапешт ведет дочерняя структура Российских железных дорог — «РЖД Интернешнл». В соответствии с контрактом «дочка» РЖД построит двухпутный виадук в пойме Дуная (два моста около 3 км каждый), а также двухпутный тоннель Чортановци длиной 2,2 км, общая стоимость — $258 миллионов (около 15 млрд. рублей).

Реализация проекта «Камский Экспресс» окажет огромное влияние на развитие городов вдоль трассы, особенно на модернизацию их транспортно-логистических систем, поспособствует активному территориально-пространственному развитию городов и формированию единого социально-экономического и инвестиционного пространства Камской агломерации. Строительство повлечет за собой улучшение городской среды и рост привлекательности территории с точки зрения качества жизни, без чего невозможно привлечение высококвалифицированных специалистов и, следовательно, осуществление грандиозных планов развития экономики агломерации.

Тахир Давлетшин