Тахир Хадеев подчеркнул, что особенно тяжело с выделением земли обстоит дело в крупных городах — Казани, Набережных Челнах, где объективно немало многодетных семей и одновременно очень мало неосвоенных земель, которые можно было бы отдать людям Тахир Хадеев отметил, что особенно тяжело с выделением земли обстоит дело в крупных городах, где очень мало неосвоенных земель, которые можно было бы отдать людям Фото: gossov.tatarstan.ru

НА ОСНАЩЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ПОСЕЛКОВ МНОГОДЕТНЫХ НУЖНО 42 МЛРД. РУБЛЕЙ

Тема бесплатной земли для многодетных семей бурно обсуждалась вчера на заседании комитета Госсовета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике. Казалось бы, проблем быть не должно. Татарстан стоит на лидирующей позиции в ПФО по числу выделенных участков, 45 тыс. семей могут претендовать на бесплатные сотки от государства, из них 40 тыс. включены в соответствующие списки, а 27 тыс. уже получили земельные наделы, — то есть уверенные 68%.

Можно было бы долго рассуждать на тему, что 68% — это далеко не желаемые 100%. И, видимо, чтобы заранее остудить пыл депутатов, многомудрый глава комитета Тахир Хадеев для сравнения привел ситуацию в округе. В Самарской области участки выданы примерно 27% многодетных семей, в Башкортостане — 46%, в Оренбурге — 22%, в Нижегородской области — 17%, в Пермском крае — 24%, в Саратовской области — 33%, в Чувашии — 28%, в Кировской области — 54%, в Марий Эл — 57%, в Удмуртии — 12%, в Ульяновской области — 37%, в Пензенской — 26%, в Мордовии — 19%.

Но Татарстан никогда не равнялся на отстающих, так что депутатов Госсовета нисколько не успокоила статистически красивая картинка. Хадеев подчеркнул, что особенно тяжело с выделением земли обстоит дело в крупных городах — Казани, Набережных Челнах, где объективно немало многодетных семей и одновременно очень мало неосвоенных земель, которые можно было бы отдать людям.

В числе факторов, которые тормозят процесс быстрого землеодарения, он назвал отказы семей, которые не хотят брать участки, расположенные в непривлекательных местах и без инфраструктуры. У местных властей не хватает денег для финансирования работ по подготовке проектов планировки и межевания участков. А про деньги, требуемые на оснащение поселков многодетных инфраструктурой, и говорить страшно. Минстрой подсчитал: на обеспечение инфраструктурой с учетом дорог, инженерных сетей, озеленения и малых архитектурных форм поселков многодетных потребуется 41,7 млрд. рублей (весь годовой бюджет РТ — около 200 миллиардов).

ПОЧЕМУ 1,5 ТЫС. МНОГОДЕТНЫХ ПОШЛИ В ОТКАЗ?

Первый замминистра земельных и имущественных отношений РТ Сергей Демидов добавил, что на юго-востоке республики (Альметьевск, Бугульма, Нижнекамск) основные проблемы связаны с тем, что регион это нефтяной и промышленный, так что территория имеет много охранных зон трубопроводов. В общем, сложно найти свободное место для поселения многодетных. А вообще, удивлялись чиновники, татарстанцы, что называется, сами виноваты — с излишним рвением взялись реализовывать наказы президента рожать третьих и последующих детей. Если на начало программы в РТ было 24 тыс. многодетных, то за каких-то пять лет их число выросло почти вдвое (до тех самых 45 тысяч). В год идет прирост на 4 - 5 тыс. семей с тремя и более детьми. «Это нас, конечно, не может не радовать, это результаты мер социальной поддержки, которые оказываются через эту программу, но это и ежегодно увеличивает значение проблемы по предоставлению участков», — заметил Демидов. При этом государством в год выдается многодетным порядка 3 тыс. участков, вот и идет отставание. Но абсолютные цифры все равно впечатляют: по данным минзема РТ, за 5 лет было роздано около 3 тыс. га земли (те самые 27 тыс. участков). Это примерно равно площади всего Менделеевска, немного больше, чем территория Бугульмы и гораздо больше площади Чистополя!

Депутат от КПРФ Артем Прокофьев поинтересовался, сколько многодетных отказываются от участков. «Есть такая расхожая фраза — „предложение, от которого невозможно отказаться“, но, видимо, есть предложения, от которых невозможно не отказаться», — съязвил депутат. Как выяснилось, троекратно отказались от участков 1583 татарстанских многодетных семьи (после отказа они не выбывают из очереди, но попадают в конец списка). Демидову пришлось в очередной раз признаться: причина — в отсутствии инженерной и социальной инфраструктуры и неудобном местоположении участков.

Впрочем, по выделению земли есть районы-лидеры и районы-аутсайдеры . К примеру, в Тукаевском районе было предоставлено 659 участков, или 98% от числа многодетных, стоящих в очереди. Приближаются к идеалу показатели в Балтасинском, Верхнеуслонском, Заинском, Лаишевском, Мензелинском, Сабинском, Сармановском, Спасском, Тетюшском, Чистопольском и Ютазинском районах. Напротив, хромает выдача бесплатных земель (кроме упомянутых уже Казани и Челнов) в Аксубаевском, Алькеевском, Бавлинском, Лениногорском, Нижнекамском, Черемшанском районах и некоторых других.

В Альметьевском районе по общим показателям не все хорошо: 1592 участка против 2735 желающих получить их многодетных семей. Но зато нефтяная столица оказалась лидером по количеству уже построенных многодетными семьями домов — 128. На втором месте по стройке, что интересно, Набережные Челны — 64 дома. На третьем — Сармановский район с 54 домами. Всего в республике многодетными семьями построены 313 домов, начато строительство 2 183 домов, сообщил замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ильшат Гимаев. Но что значат эти цифры по сравнению с 27 тыс. розданных участков?

 Ильшат Ганиев: «В деревнях условия созданы лучше, чем мы сейчас выделяем участки в поле. Как поедет многодетная семья строить жилье? Чтобы строить жилье, нужно много денег, не каждый сможет» Ильшат Ганиев: «В деревнях условия созданы лучше, чем мы сейчас выделяем участки в поле. Как поедет многодетная семья строить жилье? Чтобы его строить, нужно много денег, не каждый сможет» Фото: gossov.tatarstan.ru

«В ПОЛОВИНЕ ДЕРЕВЕНЬ УЧАСТКИ ПУСТУЮТ»

Депутатов эта ситуация возмутила. «Только 1 процент освоения», — удивился Прокофьев. Не 1%, а 8%, поправил его замминистра строительства, имея в виду число начатых построек. Но все равно результат явно не впечатлил парламентариев. Зачем раздавать такую уйму земли, если на ней растет бурьян, ну или в лучшем случае стоят небольшие «сарайки»? «У нас по республике пустующих участков много, в половине деревень участки пустуют, люди не проживают. Почему мы людей в чистое поле выгоняем? — удивился депутат и гендиректор совхоза „Майский“ Ильшат Ганиев. — По Казани всего 1 процент начали строить, 45 домов из 9 тысяч — что это такое? Пять лет прошло, еще пять лет пройдет — дети вырастут. Программа же вообще не работает. Надо по-другому ставить вопрос. В деревнях некому жить и работать, школы закрывают. Может быть, половина из многодетных семей и поедет в пригород, деревню — жить и работать, растить детей. В деревнях условия созданы лучше, чем мы сейчас выделяем участки в поле. Как поедет многодетная семья строить жилье? Чтобы его строить, нужно много денег, не каждый сможет. Нужно не просто говорить о выделении участков. Этим мы даже 10 процентов проблемы не решим, надо помочь этим людям и районам осваивать населенные пункты». «Интересное предложение», — задумался Хадеев и что-то начал записывать: видимо, идея заселенных шумными многодетными семьям тихих, полузаброшенных, доживающих свой век деревень ему явно приглянулась.

Поскольку в Казани и Набережных Челнах ситуация самая напряженная, их представителей заслушали отдельно. Начальник отдела КЗИО Казани Альбина Сафина вслед за представителем минзема тоже удивлялась неожиданной плодовитости казанцев: «На начало работы в списки многодетных в Казани было включено 1158 семей. И по прогнозам ожидалось, что максимум у нас будет 3 тысячи многодетных семей, ну максимум 4 тысячи. Но сейчас у нас в списках стоит более 9 тысяч семей, а на портале зарегистрировано более 11 тысяч. То есть прирост по Казани — в 8 раз! По статистике, в месяц по Казани рост составляет 100 - 120 семей!» Прокофьев вдруг обрушился на чиновницу: «У вас изначально была ошибка в прогнозах, думали, будет 3 тысячи, а оказалось более 9 тысяч. А сколько всего в Казани многодетных, может быть, есть те, кто еще и не заявился? Значит, Казань совершенно не владеет информацией, а как вы работаете тогда?» «Хорошие вопросы», — поддержал его Хадеев. Сафина заверила, что на портале КЗИО есть подробная информация.

«КАЗАНЬ НИ НА КАКОМ МЕСТЕ, ОНА АУТСАЙДЕР...»

Но депутаты не успокаивались и поинтересовались, сколько домов было построено казанскими многодетными семьями, на каком месте находится столица РТ. «Казань ни на каком месте, она пока аутсайдер, для нас вы пока по нулям, от исполкома данных не поступало», — отозвался с места Гимаев из минстроя. Повисшую было паузу заполнила Сафина. Она пояснила, что КЗИО действительно еще не подавал официальных данных, поскольку идут процедуры оформления документов. Но представители комитета своими ноженьками, так сказать, исследовали поселки многодетных и выяснили, что какая-никакая жизнь там зарождается. Начато освоение 45 участков, построено 10 капитальных домов, появляются сады и огороды...

«Могу рекомендовать положительный опыт Альметьевска, Челнов, Сармановского района, как они работают по многодетным семьям, а они действительно, работают. Там есть что показать и что посмотреть», — рекомендовал Гимаев казанским чиновникам. «Исполкомы работают, не жалуются на сети (то есть их отсутствиеприм. ред.), несмотря на скудность бюджетов. Причем сельские районы, что удивительно (Агрызский, Азнакаевский, Альеевский, Бавлинский, Сабинский и Сармановский), даже сумели заложить средства в бюджет на сети к этим домам», — хвалил их представитель минстроя РТ.

Справедливости ради нужно отметить, что в 2016 году в Казани была проведена серьезная работа. Для заселения многодетными семьями были отведены солидные территории: с учетом переданных городу федеральных земель всего добавилось 10 новых участков общей площадью 875 га, что позволит обеспечить землей еще 4,8 тыс. семей. Если все сложится удачно, к концу года в Казани в очереди останутся только 2 тыс. многодетных. Но для их «заземления» потребуется еще 2 тыс. гектаров...

Хадеев между прочим поинтересовался, стоит ли вводить так называемый ценз оседлости — то есть условие о постоянном проживании на территории в течение определенного времени для получения земли. Сафина полагает, что это необходимо, дабы немного ограничить бесконечный поток многодетных в Казани. Она пояснила: чтобы претендовать на надел, даже не нужна казанская прописка, стоит только подтвердить факт постоянного проживания — и вуаля, 6 соток казанской земли в подарок. «Есть те, кто проживают менее года, а претендуют», — сокрушалась Сафина. «Да, Казань город привлекательный...» — снова задумался о чем-то Хадеев... Поддержал идею и представитель минстроя: «Бывает, что залетные птицы получают участки, а коренные казанцы стоят в конце очереди». Заметим, что на данный момент ценз оседлости для многодетных семей в Казани официально отсутствует.