Татарстан, как и все российские регионы, объявил о введении весеннего ограничения проезда для большегрузов по региональным дорогам в 2017 году Татарстан, как и все российские регионы, объявил о введении весеннего ограничения проезда для большегрузов по региональным дорогам в 2017 году Фото: «БИЗНЕС Online»

20 ТЫС. РУБЛЕЙ НА 100 КИЛОМЕТРОВ

Татарстан, как и все российские регионы, объявил о введении весеннего ограничения проезда для большегрузов по региональным дорогам в 2017 году. На этот раз ситуация с региональными дорогами практически не меняется — с 15 апреля по 14 мая будет действовать запрет на проезд для машин с нагрузкой в 6 т на одиночную ось, 5 т — на ось для двухосной тележки, 4 т — на ось для трехосной тележки. Проехать по ним можно будет по спецразрешениям, которые платно выдает министерство транспорта. Об этом сегодня на брифинге в кабмине РТ рассказали представители минтранса РТ, исполкома Казани, ГИБДД, Татдортранса и Волго-Вятскуправтодора.

«Традиционно субъекты Российской Федерации вводят ограничения, что связано с переувлажнением дорожных одежд, конструкций земляного полотна в весенний период, с притоком паводковых вод, подъемом грунтовых. Дороги, которые в свое время были запроектированы на 6 тонн на ось, теряют несущую способность», — объяснил замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин. Он привел привычный пример — историю трехлетней давности, когда в Балтасях дорога, «которая в хорошем состоянии была», от нагрузок весной попросту провалилась вместе с ехавшими по ней машинами. Чиновник не замедлил проиллюстрировать красочный пример фотографией.

Чтобы избежать конфликтов с предпринимательским сообществом, подчеркнул Чукин, минтранс поговорил с перевозчиками заранее: «Были заблаговременно проведены переговоры с ассоциацией перевозчиков в Торгово-промышленной палате, две встречи проходили у нас в министерстве транспорта — с представителями перевозчиков Набережных Челнов, ассоциацией логистических перевозчиков, где были доведены правила, порядки получения спецразрешений».

Спецразрешения будут стоить столько же, сколько и 7 лет назад. К примеру, «КАМАЗ 65-115» грузоподъемностью 14,5 т за проезд 100 км по региональной дороге заплатит около 20 тыс. рублей. Для сравнения: тарифы проезда по спецразрешениям на федеральных трассах куда жестче — такой же «КАМАЗ» за 100 км заплатил бы 223 тыс. рублей.

Но, к счастью, такие суммы перевозчиков в этом году минуют — федеральные трассы, по всей видимости, опять окажутся открытыми, причем не из-за доброты чиновников, а из-за того, что они не успевают согласовать документ между ведомствами. «По федеральным автомобильным дорогам приказ проходит оценку регулирующего воздействия сейчас, затем будет направлен в министерство юстиции. Скорее всего, повторится ситуация, которая повторяется четыре года подряд, то есть приказ о весеннем ограничении будет выпущен федеральным дорожным агентством, но к тому времени сроки прохождения весеннего половодья в Республике Татарстан пройдут, поэтому федеральные автомобильные дороги это не затронет», — рассказал чиновник.

Наказания для нарушителей запрета на проезд остаются прежними: до 10 тыс. рублей и лишение прав на полгода — для физлица, до 500 тыс. рублей — для юрлица. Кстати, в 2016 году за месяц весеннего ограничения было выписано 1022 административных протокола, а 681 грузовик отправили на штрафстоянку.

КАК ОРЕШКИН УСЛЫШАЛ ТАТАРСТАН

Между тем проблемы с согласованием весеннего ограничения проезда в этом году у федеральных ведомств особенные. И дело тут не в бюрократии, а в принципиальных разногласиях, а также социальном контексте. Из-за выросших тарифов «Платона» (а он, напомним, действует как раз только на федеральных трассах) терпение перевозчиков и, собственно, их заказчиков, чьи расходы на транспортировку товара выросли, и так на пределе — в стране продолжаются акции протеста дальнобойщиков. Так что уже ставшее традиционным весеннее ограничение проезда по федеральным трассам подстегнуло их возмущение, которое, между прочим, вылилось и на упомянутом Чукиным собрании в Торгово-промышленной палате 16 февраля.

Готовя экспертное заключение на приказ Росавтодора о весеннем ограничении дорог, минэкономразвития сослалось как раз на письмо из РТФото: economy.gov.ru

Как стало известно «БИЗНЕС Online», участники после жаркой дискуссии приняли резолюцию, призвав правительство России ввести двухлетний мораторий на весенние ограничения проезда, провести, наконец, экспертный анализ, как можно решить проблему битых дорог без ущерба бизнесу, да и вообще объяснить, почему бизнес платит именно ту сумму, которую его заставляют. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» модератор мероприятия, замглавы Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев, такой круглый стол вообще-то проводят ежегодно и его результаты, то есть позицию предпринимательского сообщества, в обязательном порядке доносят до федеральных структур. И на этот раз резолюцию выслали министерству Максима Орешкина.

Самое интересное, что на этот раз Татарстан был услышан — готовя экспертное заключение на приказ Росавтодора о весеннем ограничении дорог, минэкономразвития сослалось как раз на письмо из республики: «В минэкономразвития России поступило обращение Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан, содержащее резолюцию круглого стола», — говорится в документе. Также министерство упоминает, что получило отзывы от союза стекольных предприятий, корпорации «Технониколь» и центра мониторинга развития промышленности. Минэкономразвития сделало вывод, что Росавтодор вводит «избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской деятельности», способствует излишним расходам предпринимателей да и собственно расходам из бюджетов всех уровней.

По мнению минэкономразвития, для снижения градуса возмущения в предпринимательской среде государству нужно создать открытую информационную систему, в которой были бы данные о состоянии тех или иных дорог, то есть чтобы в системе было четко видно, действительно ли стоит ли закрывать ту или иную трассу, потому что она побита, или она вполне терпит проезд большегруза. Кроме того, финансовое обоснование закрытия трасс недостаточно. В 2016 году Росавтодор сообщал, что если не вводить весенние ограничения на проезд, то затраты на ремонт увеличатся на 389 млрд. рублей по всей России. В итоге ограничения были введены на 12 автодорогах федерального значения. Но по факту неизвестно, сколько потратили на ремонт этих дорог в реальности, да к тому же не был взят в расчет ремонт дорог, по которым все-таки ездили перевозчики, оплатившие этот проезд.

Получается, на федеральном уровне голоса противников сезонных ограничений в нынешнем виде набирают силу, что по факту привело к четырехлетнему мораторию на закрытие трасс. Этот опыт не может не вдохновлять перевозчиков на борьбу и с региональными запретами.

. Чтобы снизить градус возмущения в предпринимательской среде, государству нужно создать открытую информационную систему, в которой были бы данные о состоянии тех или иных дорог Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ ВСЕ ЭТО — ОГРОМНЫЕ, МНОГОМИЛЛИАРДНЫЕ УБЫТКИ!»

Своей точкой зрения по поводу эффективности вводимых ограничений с «БИЗНЕС Online» поделились эксперты.

Леонид Штейнберг — генеральный директор ТКФ «Кама-тракс», президент НП «Логистика и автоперевозки Татарстана»:

— Я считаю, что отмена федерального запрета — тоже наша заслуга, потому что мы готовили документы во вновь созданный комитет Торгово-промышленной палаты РТ. И эти бумаги пошли в Москву, министерство экономического развития РФ данную идею поддержало, и это совершенно правильно. Когда экономика страны не блещет успехами, это просто преступление — так закрывать дороги. И я считаю, что и у нас в республике так закрывать дороги для большегрузов — это просто преступление. По нашей инициативе и инициативе комитета ТПП прошла встреча у министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Ленара Сафина. Около двух недель тому назад Сафин дал поручение дорожникам, а конкретно — директору государственного казенного учреждения «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» (ГКУ «Главтатдортранс») Эдуарду Данилову рассмотреть вопрос об отмене региональных ограничений: надо ли в республике закрывать дороги или же сделать так, чтобы цена была адекватной. Но в течение отведенных для этого 10 дней никто ничего не проверял и, судя по всему, проверять не будет. Вот и весь ответ.

И сейчас мне приходится покупать разрешение на проезд моих автомобилей. От Нижнекамска до въезда в Набережные Челны оно будет стоить около 15 тысяч на один рейс. Для республики все это — огромные, многомиллиардные убытки. Мы же везем тысячи тонн грузов! И сейчас Нижнекамск будет платить дорожникам! За что? Только за то, что они требуют эти деньги?

Альберт Ахимов — директор ООО «Ак Буре» (грузоперевозки):

— Это уже становится обыденностью, мы готовимся к этому, потому что по всей России процедура распространенная. Тут наша республика немножко впереди планеты всей, потому что по центральной и южной части России ограничения вводятся с 1 апреля по 1 мая, у нас — с 15 апреля по 15 мая. Граждане, которые едут из других регионов 2 - 3 мая, думают, что и в Татарстане дороги открыты, заезжают и попадают в капкан. Вчера, например, столкнулись с такой ситуацией: нагрузка на ось в Мордовии — 4 тонны, а в Чувашии — 3 тонны. Наши трейлеры даже пустыми не могут проехать — я не знаю, как это назвать. Это как минимум непрофессионализм.

По поводу приобретения пропусков ситуация безвыходная. Выгоднее просто-напросто стоять, чем работать. Большинство заказчиков стараются заранее подготовиться к этому периоду либо пережидают.

Шамиль Агеев — глава Торгово-промышленной палаты РТ:

— В принципе, вопрос [по отмене ограничения] находится значительно глубже, так как у нас слабо развиты контейнерные перевозки железнодорожным и речным транспортом. Все пересели на автомобили из-за повышенных тарифов, а автомобильная инфраструктура не готова. Получилось так, что мы наплодили транспортные конторы, но дорог, как на Западе, нет. Пока не построят хороших дорог и не будет развиваться железнодорожная, речная и морская перевалка грузов, вопрос будет вечным.