Александр Сидякин Александр Сидякин Фото: Ирина Ерохина

«ОДН — ЭТО ВОРОВСТВО, НЕБАЛАНСЫ И НЕУЧЕТНЫЕ ОБЪЕМЫ ВОДЫ, ЭЛЕКТРИЧЕСТВА И ТЕПЛА»

— Александр Геннадьевич, как мы поняли после публикации о вашей недавней пресс-конференции, нашу деловую аудиторию проблемы ЖКХ тоже волнуют...

— Ну конечно, они волнуют всех, потому что потребителями услуг ЖКХ являются 100 процентов населения. Если взять основную массу аудитории «БИЗНЕС Online», это же не те люди, которые сидят где-то в своих загородных поместьях и летают на частных самолетах. В основном это люди, живущие в многоквартирных домах в крупных городах республики, а также за ее пределами. Поэтому понятно, что они сталкиваются с жилищно-коммунальным хозяйством каждый день прямо с утра, когда включают воду, чтобы умыться.

— Один читатель в комментариях написал почти афоризм: в стране много причин для того, чтобы выйти на митинг, получил счет-фактуру ЖКХ — уже причина... Конечно, та же плата за ОДН... Правда, с этого года поменялись правила уплаты за ОДН. Но сколько же необоснованно заплатили жильцы в прошлые годы! Вы будете инициировать масштабную проверку этих серьезных выплат и возврат средств жильцам за несколько последних лет?

— Нужно, конечно, заниматься этой работой. Я недавно проводил встречу с казанским активом «Единой России», и мы эту тему обсуждали. И я рекомендовал всячески поддерживать стремление людей добиться справедливости, в том числе в части обжалования необоснованных выплат. Мы сейчас свой мониторинг запустили — по всем ситуациям, связанным с переборами, перекосами, неправильными квитанциями управляющих компаний, наших казанских прежде всего. Мы этот мониторинг в течение очень короткого времени сделаем, и, думаю, это станет предметом пристального рассмотрения президентом.

Мы в Думе по ОДН расставили все по местам. Вот что такое ОДН? Общедомовые нужды, то есть то, что нужно в целом для дома. Это вода, которая нужна, чтобы помыть подъезд, раз в год во время опрессовки слить воду из системы, полить цветы около дома... Для этого можно установить приборы учета в местах общего пользования. По электричеству тоже понятно — лампочки в подъездах, лифты. При проведении энергоэффективных мероприятий это вообще сущие копейки, которые нормальный энергоэффективный дом замечать не должен, если там светодиодные лампочки, если энергоэффективные лебедки у лифта.

— Но в реальности...

— Но по факту ОДН — это разница между показаниями прибора на входе в дом минус показания тех квартир, в которых установлены счетчики, минус по повышенному коэффициенту те квартиры, в которых нет приборов учета. И дальше образуется сумма, значительная. Что в нее входит? Все, кто пытаются химичить с приборами учета, включать маленькую струйку воды, наполняя ванну, всовывать в счетчик магнитную ленту, стропцин, замедлять обороты. Вот управляющая компания приводит пример: человек живет один в квартире, отключил горячую воду, будет использовать электронагреватель, обогревать квартиру тоже хочет электрообогревателями, платить намерен по максимальному нормативу. Говорит УК: буду в лицо вам смеяться, вам все придется вешать на соседей...

Вот что такое ОДН. Это по сути, не отвечает названию, это не общедомовые нужды. Это воровство, небалансы и неучетные объемы воды, электричества и тепла.

— Но еще и управляющая компания что-то накручивает...

— Это совсем запредельная история, когда кто-то, скажем, подключается к дому и УК этого не видит. Хотя почему запредельная история? Пришли ко мне люди с Заречья: у нас такие ОДН, мы не понимаем, у нас мест общего пользования нет — ни чердака нет, ни подвала, ни лифта... Откуда такие суммы за электричество? Начали разбираться, нашли квартиру номер один, где незаконно подключился жилец, а у него теплицы... Тут важно точки над i расставить — должно ли это быть проблемой жильцов? Должны ли они каждое 15-е число месяца собираться инициативной группой, бегать по квартирам и снимать показания приборов учета? Рассчитали, свели в таблицу, высчитали — так, теперь ОДН...

— Зачем тогда нужна управляющая компания?

— Вот вы и ответили на этот вопрос...

«ЖИЛИНСПЕКЦИЯ ГОВОРИТ УК: НЕ НАГЛЕЙТЕ, ПЕРЕПИШИТЕ!»

— Что сделали мы, депутаты? Мы сказали: ОДН — это не коммунальная услуга. Коммунальная услуга — это то, что тебе нужно для обеспечения жизнедеятельности. А ОДН — это жилищная услуга, правильно? На 6 видов коммунальных услуг в 2014 году, я был одним из авторов этого закона, при дичайшем сопротивлении «Газпрома» и других наших монополистов мы ввели ограничивающие коэффициенты. На 6 видов услуг — горячая и холодная вода, канализация, электричество, газ, тепло. Они не могут расти больше, чем на инфляцию по предыдущему году. Не расти не могут — это популизм, но расти могут только при ограничении.

Мы переносим ОДН в жилищную услугу, учитывая, что регион должен утвердить норматив на квадратный метр. Мы понимаем, сколько воды нужно дому на квадратный метр в тех или иных случаях. Так же с электричеством — надо учитывать, с лифтами или без. Мы понимаем, что на хрущевку, как ни крути, хоть просто залей полы водой на сантиметр и поливай оранжерею, 9 «кубов» все равно хватит. Больше 9 «кубов» не можешь ставить ОДН по такому дому. Все остальное — это проблемы не жителей, а проблемы управляющих компаний.

— А по новым правилам УК плату за ОДН реально снизили?

— Что произошло на самом деле? Управляющие компании, в том числе городские, учитывая, что теперь это не коммунальная услуга, перешла в жилищные, предельником не ограничена, взяли формулу, в которой помимо норматива, естественно, фигурирует площадь мест общего пользования. Суперидея! Включим чердачок, включим все подвалы... Их никогда не мыли, но мы их помоем, обязательно — в формуле. Там лампочек нет, но ничего страшного, посчитаем...

Но еще более беспредельная ситуация, когда просто берут общую площадь дома — она, согласно паспорту БТИ, скажем, 7500 квадратных метров, но давайте напишем в счет-фактуре 9000. И все это сгружают жителям.

Есть категория людей, которые видят в платежках такую ситуацию, идут — и им делают перерасчет. В объеме обращений, которые приходят к начальнику Госжилинспекции РТ — главному государственному жилищному инспектору РТ Сергею Крайнову, а это 25 тысяч жалоб в год, примерно 25 процентов — жалобы на начисления. Из них, если взять их за 100 процентов, где-то четверть обоснованные. Тогда жилинспекция говорит УК: не наглейте, перепишите! Переписывают. Но я совершенно уверен, что эта история по ОДН рукотворна и имена авторов очень хорошо известны. Мы, депутаты, с точки зрения закона все сделали правильно, порядок с ОДН нужно было навести, и мы утвердили нормативы, в Татарстане они одни из самых низких — и по воде, и по электричеству. Если сравнивать с другими регионами, республика на 10-м или 11-м месте с конца, но это тот случай, когда лучше вообще быть последним. Республиканское правительство нормативы не завышало, а вот когда началось применение формул на уровне УК...

— И как с этим бороться?

— Мы сейчас готовим решения по массовым нарушениям, которые нам стали известны. Их можно кустарным образом проследить. Если наложить на карту города нарушения, выкристаллизовываются определенные районы, которые обслуживают определенные компании. И я готовлю большое обращение с просьбой возбуждать уголовные дела там, где это было сделано умышленно. Я и читателей «БИЗНЕС Online» призываю обращаться, у кого есть сомнения в правильности начисления ОДН. Особенное внимание обращайте, соответствует ли площади вашего дома площадям общего пользования, та площадь, которая используется для расчета ОДН. Я хочу систематизировать все это, тем более что система вырисовывается. Посмотрим по ОДН платежки за январь, февраль, март и четко будем понимать картину, кто и где перегнул палку.

В этой связи встает вопрос о внесении изменений в федеральное законодательство. Я много раз говорил, в том числе и через вашу газету, что основной массив изменений в законы по ЖКХ мы закончили: капремонт идет, расселение из аварийного жилья заканчивается, процедура лицензирования УК прошла. Но точечно мы всегда будем настраивать законы. В частности по ОДН я выступил автором закона, его поддержали коллеги из всех фракций, где мы пропишем приоритет показаний приборов учета. Если энергоэффективные мероприятия в доме проведены, если к дому нет вопросов, он не должен платить по нормативам. Если укладывается ниже нормативов, то и платят ниже нормативов. Если такие мероприятие не проведены, тогда платят по нормативам. А все остальное, все небалансы — это работа управляющей компании, которая нанята жителями. И когда УК начинает говорить, что нет денег — это плач Ярославны. УК собирает деньги, централизованно, заключает ненужные договоры — на потрав насекомых, на дератизацию крыс, на содержание коллективных антенн, которыми никто в доме не пользуется, на охрану, которая многим не нужна, на шлагбаумы... И так далее, и так далее. Порядок должен быть! Если ты не справляешься — не сопротивляйся, когда от тебя люди уходят. А то ведь еще ситуация становится замкнутой, когда жители пытаются провести свое собрание, а им начинают вставлять палки в колеса. И это нередко выходит за рамки закона, появляются поддельные протоколы — мириться с этим невозможно. Понятно, что я не прокурор, не следователь, сажать не могу. Но всем городским УК, я же все их знаю, я сказал: не обижайтесь, но когда ко мне будут люди приходить с жалобами, я буду писать сначала нашему министру, если будут отказные материалы, буду писать министру внутренних дел России Владимиру Колокольцеву... По моей инициативе в УК РФ внесены изменения, признающие подделку протоколов подделкой официальных документов.

— И это уголовное преступление?

— Да. А насчет отказных материалов... Полицейские, например, пишут: нельзя установить лиц, которые подделали протокол. А кто его принес? Вот с него начинайте. В УК говорят: а я что, а мне принес протокол старший по дому. Тогда пусть за поддельный протокол отвечает старший по дому. Я уверен, что старший по дому — это просто инструмент, людей подставляют, а потом: я не виноват!

Конечно, я один ничего не сделаю, но буду последовательно добиваться, чтобы уголовные дела возбуждались. А такие дела в России начали возбуждаться.

Понимаете, если мы не даем людям надлежащего сервиса и бьем им по рукам... В Жилищном кодексе, с точки зрения законодателя, собрал собрание — и, пожалуйста, переходи. Понятно, с введением общей системы государственной информационной системы — ГИС ЖКХ в 2018 году — ситуация должна улучшиться, потому что там будет электронный кабинет, как ты его подделаешь? Если уж только хакеры...

С точки зрения общественной опасности этих деяний подделка протокола собрания — это то же, что подделка свидетельства на квартиру. За это преследуют по закону — такая же ответственность должна быть, если ты подделываешь протокол, который касается использования общего имущества жильцов многоквартирного дома. Здесь знак равенства для меня, и тут много зависит от принципиальной позиции правоохранительных органов. Мы будем им всячески напоминать о том, что такие нормы в УК есть.

«ПЕРВЫЕ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА ПО РОССИИ ВОЗБУЖДЕНЫ»

— На собрания жильцов можно посмотреть и с другой стороны, когда их созывает УК. Ну приходят человек 30 - 50 к подъезду, полчаса кричат каждый о своем... Это трудно назвать собранием. А потом представители УК собирают подписи, как правило, непонятно за что. Вот читатель нам пишет «У нас Московская УК проводит собрание жильцов, но в 12 часов дня! Кто придет, если все на работе?.. Заведомо потом будут делать как хотят!» Или еще: в доме №94 на Ямашева собрание созвали 27 марта в 9:30 утра...

— Возмущение имеет под собой основу. Но мы прописали возможность очно-заочного проведения собрания жильцов. То есть не обязательно собираться в 12 часов дня во дворе дома. А если минус 40 на улице? А если такие большие дома, как в Казани на проспекте Победы, на Амирхана — попробуй-ка, собери людей... Поэтому форма очно-заочного проведения собрания тоже может быть использована. И здесь я бы не согласился с такой огульной критикой. Я же не защищаю управляющие компании, но... Пусть назначили на 12, но дальше дособрали подписи. Только недопустимо, когда никто не проголосовал, явки не было — и за людей начинают рисовать протоколы. Пришло три человека — опа, отлично, а за остальных мы додумаем — вот что недопустимо, вот это уголовное преступление. И первые уголовные дела возбуждены по России. Просто у нас в Татарстане нет, но надо возбуждать. Думаю, как только начнут заводить первые дела, все это будет происходить совершенно по-другому.

— Вообще когда-нибудь мы увидим прозрачность тарифов ЖКХ? Чтобы расчет цифр в своей счет-фактуре мог проверить даже не доктор физмат наук?

— На самом деле вы зря про доктора физмат наук... Любой жилец, имеющий интернет, может эти цифры проверить. Калькуляторы и формула по расчету есть на сайте минстроя Татарстана, просто забиваешь параметры, которые есть в регионе, и выходишь на цифры. Люди, которые весь этот путь проходят, очень часто выявляют недобросовестность при начислениях. Но, поверьте мне, случаев, когда мы возвращали все вспять, не тысячи — их десятки тысяч, в том числе у нас в республике — десятки тысяч перерасчетов.

— Какое наказание понесли главы управляющих компаний? Их посадили?

— Нет, их не посадили. У вас просто какие-то кровожадные требования... Конечно, установлена гражданская ответственность. В постановлении правительства сказано, что за неоказанную услугу или услугу не того качества оплачиваешь 50 процентов от ее цены, а за неверный расчет производится перерасчет — и только. Но если есть умысел, то это состав преступления — мошенничество, 159-я статья УК РФ, хотя доказать умысел сложно. В тех же управляющих компаниях есть бухгалтеры, которые могут ошибиться. У нас в республике 250 управляющих компаний, и большинство из них порядочные. Но те, которые делают неправильные начисления, делают это регулярно, постоянно, и мы не должны оставлять без внимания именно их выкрутасы.

«Индивидуальные тепловые пункты гораздо более энергоэффективны, чем предыдущее поколение тепловых пунктов. Но я уже сейчас вижу проблему, связанную с летним отопительным периодом» «Индивидуальные тепловые пункты гораздо более энергоэффективны, чем предыдущее поколение тепловых пунктов. Но я уже сейчас вижу проблему, связанную с летним отопительным периодом» Фото: metshin.ru

«ДЕНЬГИ НАДО БУДЕТ ВЕРНУТЬ, ИНАЧЕ ОТ МЕНЯ ПОСТУПИТ ЗАЯВЛЕНИЕ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

— Как вы относитесь к индивидуальным тепловым пунктам? Есть ли примеры их масштабного использования в городах России? Это выгодно жильцам или наоборот?

— Безусловно, ИТП — это ответ на те изменения, которые произошли в отрасли коммунального хозяйства. Индивидуальные тепловые пункты гораздо более энергоэффективны, чем предыдущее поколение тепловых пунктов. Но я уже сейчас вижу проблему, связанную с летним отопительным периодом. Тепло не будет подаваться, только горячая вода. А поскольку летом многие уезжают и не пользуются горячей водой, то платить за всю горячую воду и тепло, поданное в дом в летний период, будут те, у кого есть полотенцесушители. В результате ввода ИТП совершенно меняется схема оплаты. Мы сейчас занимаемся этой проблемой. Но в целом это современный подход, он нужен. Мы же говорим об энергоэффективности, это как раз та самая энергоэффективность.

— Правительство РТ утвердило новый порядок сбора твердых коммунальных отходов, который должен открыть эру раздельного сбора мусора в республике. Работать схема начнет с 1 января 2018 года. С вашей точки зрения, можно этого добиться в нашей стране? И не повысит ли это снова тарифы?

— Надо посмотреть... Главное, чтобы здесь тоже перегибов не было — скажем, раздельный сбор отходов в тариф включили, а собственно такого сбора не будет. Чтобы это не стало очередной кормушкой для тех, кто должен это делать, но делать не станет. То есть должен быть четкий контроль за тем, что делают оператор и подрядчик. Если они в тариф это включили, но мероприятия по сбору не организовали, тогда зачем это включать в тариф? Это же удорожание.

— СМИ писали, что проблему уборки тротуаров кардинально решил президент Беларуси Александр Лукашенко — будто бы он определил зарплату дворников в сумме, эквивалентной 1 тысяче долларов, и теперь они бегают за каждой бумажкой. Правда ли это? И возможно ли так сделать у нас в России?

— Вы скажите, какие здесь нужны законодательные решения? Я все же прихожу к вам не как руководитель орбитальной станции, а как депутат Госдумы. Я понимаю, что есть какие-то вопросы, связанные в том числе с уборкой снега, с уборкой улиц. Я готов реагировать на все случаи несправедливости или если где-то неправильно построена работа... Мы же внесли стандарты в благоустройство, мы же указали в этих стандартах, когда должна начинаться уборка, когда она должна заканчиваться. Многое здесь зависит от принятия оперативных решений штабами — городскими, республиканскими. Есть же прогноз погоды, всем понятно, когда будет снег. И, конечно, коммунальщики должны быть к этому готовыми. Думаю, у нас в республике с этим ситуация гораздо лучше. Я просто следил за ситуацией у коллег в Уфе, где минувшей зимой просто коллапс в городе был, сугробы четырехметровые образовались. В этом смысле серьезных нареканий в Казани, в Татарстане в целом я не слышал. Проблемы бывают везде, вот, в Нью-Йорке, когда бывает снегопад, вообще объявляют чрезвычайное положение, людям рекомендуют из дома не выходить, водой запасаться. Да и Москва вставала... Мы живем в такой географической, климатической зоне, где бывают снегопады, в том числе мощнейшие, когда выпадает месячная норма осадков.

— Вопрос к вам как к законодателю: предусмотрено ли в наших законах, что, если, к примеру, подвал многоквартирного дома сдается какой-либо организации, если на крыше ставят антенну, то за счет арендной платы УК обязана снижать плату для жильцов?

— Безусловно, так должно быть. Именно в части строки в счет-фактуре — текущее содержание и ремонт. Управляющая компания может уменьшить плату, если она имеет иные источники доходов. Например, за установленное оборудование операторов сотовой связи, за размещенные на домах рекламные конструкции, за использование под рекламу балконов... Вообще, если это имущество дома, то сдать его в аренду можно только решением общего собрания. Это собственность не управляющей компании! УК — это сервисная организация по отношению к дому, стороной по договору являются жители. Недавно вел прием в Казани, пришла девушка, показывает мне фото оборудования разных операторов сотовой связи, которое стоит на крыше многоквартирного дома, где она живет, показывает копии договоров и спрашивает: где?

— «Где деньги, Зин?»

— Я запросил у управляющей компании: куда вы эти деньги тратите? Ответ мне пришел такой: мы тратим их на поддержание конструкций на крыше дома, на технический уход...

— Ничего себе!

— Это же ерунда полная, это чушь собачья! Я предупредил, что эти деньги надо будет вернуть, иначе от меня поступит заявление в правоохранительные органы.

— Все-таки качество работы УК остается крайне низким, а у жителей сегодня нет возможности повлиять на это. Нельзя ли предусмотреть в законодательстве возможность общим собранием жильцов штрафовать управляющую компанию, скажем, за плохую уборку двора или подъездов?

— Управляющую компанию можно лишить лицензии за ненадлежащее исполнение обязанностей. Во всяком случае, дом у этой компании отобрать, если есть два нарушения за год. Обращайтесь в Госжилинспекцию. Два неисполненных предписания за год — и дом могут изъять. Если 15 процентов домов изъяли, то изымают лицензию в целом. Но, конечно, этот механизм очень сложный, и мы должны упрощать процедуру отзыва лицензий. Я этим буду заниматься в самое ближайшее время. Что касается общего собрания жителей, оно должно решать большинство вопросов в доме. И в Казани есть масса примеров, когда люди или уходили в другие УК, или создавали свое ТСЖ. Есть прекрасные примеры ТСЖ на Адоратского в больших 9-этажных домах, там с прибылью работают, видеонаблюдение установлено... Я понимаю, что иногда путь, который надо пройти, тернист и сложен — созвать собрание, убедить. Ну а как еще? Если что-то не получается, если кто-то препятствует, тогда приходите ко мне, к Сидякину, я буду заниматься, помогать. Где-то смогу помочь, где-то нет. Но из тысяч обращений, которые ко мне идут, есть значительная часть положительных решений, в том числе по созданию ТСЖ. Но это возможно только при наличии воли. Я за жильцами ходить не могу, я могу только помогать им на каких-то этапах бороться с несправедливостью, рекомендации давать, как себя в суде вести, в УФАС, в прокуратуру написать. Но основной массив работы должны делать сами жители.