Накал баталий вокруг ОСАГО вовсе не утих после ввода натурального возмещения, а лишь повысился Накал баталий вокруг ОСАГО вовсе не утих после ввода натурального возмещения, а лишь повысился Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

БЕДНЫЕ, БЕДНЫЕ СТРАХОВЩИКИ...

На днях Владимир Путин запустил реформу системы ОСАГО. Изначально лоббировавшие ее страховщики итоговым вариантом оказались недовольны и в тот же день начали артподготовку к новому наступлению. Исполнительный директор российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев заявил «БИЗНЕС online» о необходимости поднять тариф для проблемных регионов (в Казани — в два раза), а президент РСА Игорь Юргенс представил плачевную картину убытков по автогражданке.

«По нашим расчетам, страховщики ОСАГО в целом по тем договорам, которые были заключены в 2016 году и выплаты по которым прекратятся лишь через несколько лет, получат убыток в размере 3,6 миллиарда рублей. В очередной раз подтверждается факт того, что ОСАГО находится в кризисе и этот вид бизнеса убыточен для компаний», — сказал Юргенс.

Эти заявления страховщиков возникли не на ровном месте, а стали лишь реакцией на критику, которой в последние месяцы, надо сказать, хватало. В феврале «путинский» «Общероссийский народный фронт» обрушился на них с критикой, сообщив, что «сегмент ОСАГО не является убыточным для большинства страховщиков, даже с учетом расходов на ведение дел и отчислениями в страховые резервы». А уже в марте, когда ЦБ огласил официальные итоги года, СМИ подсчитали, сколько компании зарабатывают на автогражданке. Оказалось, что за вычетом отчислений в фонд РСА, расходов на ведение дел, агентских сборов и собственной прибыли страховщики получили в виде сверхприбыли 47,5 млрд. рублей.

Откуда же взялись убытки, озвученные Юргенсом? Напомним, выплаты по договорам идут несколько лет, пик (как правило) приходится на второй год. По данным РСА, по заключенным в прошлом году договорам тогда же было выплачено на 42,5 млрд. рублей. Согласно прогнозу, в 2017 году ожидается оплата 104,6 млрд., в 2018 году —23 млрд., в 2019 году — 5,3 млрд., а в 2020 году — 1,8 миллиарда. Размер компенсаций по жизни и здоровью составит 2 млрд. рублей, а расходы на ведение дел и резервы компенсационных выплат в отношении договоров 2016 года — 52,4 млрд. рублей. В совокупности сумма составляет 231,6 млрд. рублей — почти на 4 млрд. меньше собранных премий. Вот так легким движением руки суперприбыль обратилась в убыток, хотя в плане достоверности прогноза приходится верить компаниям на слово.

Отдельный вопрос — пресловутые резервы, которые формируют страховщики. «Сравните: в 2014 году по страховым случаям выплачено 89 млрд. рублей, а неиспользованных средств, якобы отложенных на „черный день“, — 61 миллиард. Так ведь „черные дни“ не наступали — и куда делись эти деньги? Страховщики не говорят, а замалчивание — признак того, что рыльце в пушку. При этом твердят об убыточности ОСАГО и что нужно поднимать страховые тарифы», — пишет независимый журналист Максим Юрченко. Он напоминает довольно странное законодательное уложение: СК могут направить резервы в состав собственных средств на вложение денег в объекты инвестиций для извлечения прибыли. «Пользуясь этим идиотизмом, страховщики превращают остатки в инвестиции, а прибыль от них идет в их карманы», — утверждает Юрченко. То есть десятки миллиардов резервов, списанные Юргенсом в убытки, на самом деле давно освоены.

Первое место по объему премий ОСАГО в РТ заняла компания «Армеец» (ранее «Итиль Армеец»). Она увеличила сборы с автовладельцев на 56% до 1,32 млрд. рублей. Первое место по объему премий ОСАГО в РТ заняла компания «Армеец» (ранее «Итиль Армеец»). Она увеличила сборы с автовладельцев на 56% до 1,32 млрд. рублей. Фото: «БИЗНЕС Online»

ШИРОКАЯ ПОСТУПЬ «АРМЕЙЦА»

Словом, накал баталий вокруг ОСАГО вовсе не утих после ввода натурального возмещения, а лишь повысился. Нам же пора конкретизировать разговор и оценить итоги прошлого года для татарстанских страховщиков. По традиции начнем со сборов в сегменте ОСАГО — их динамика наглядно демонстрирует, кому из игроков этот вид бизнеса по-настоящему интересен и кто просто отбывает номер, а то и вовсе перевел автогражданку в разряд балласта. В целом по республике сборы выросли на 8% c 7,2 млрд. рублей до 7,8 млрд. рублей, следует из официального отчета ЦБ РФ по страховому рынку, опубликованного в начале марта. И это соответствует средней температуре по больнице: по всей стране объем премий увеличился на 7% до 234,4 млрд. рублей.

Также стоит отметить неравномерную урожайность автогражданки, которая падала в течение всего года. Если в первом квартале сборы ОСАГО в РТ росли на 37%, то по итогам полугодия динамика замедлилась до 20%, а по результатам 9 месяцев — до 11%.

Первое место по объему премий ОСАГО в РТ заняла компания «Армеец» (ранее «Итиль Армеец»). Она увеличила сборы с автовладельцев на 56% до 1,32 млрд. рублей и благодаря этому смогла обменять прошлогоднюю «бронзу» на «золото». Да и абсолютная прибавка в 476 млн. рублей — максимум среди всех участников нашего обзора. Доля компании на местном рынке в сегменте автогражданки выросла на 5 п. п. до 17%.

Ближайший преследователь, НАСКО, может похвастаться увеличению оборотов лишь на 4% до 1,23 млрд. рублей. Фактически компания осталась при своем: все то же «серебро» в этом зачете и прежние 16% республиканского рынка. А ведь в первом квартале и полугодии 2016-го первенство удерживал именно этот игрок, пропустивший амбициозного «Армейца» вперед только по итогам 9 месяцев.

Что касается обладателя «бронзы» по объему собранных премий, то им стал прошлогодний лидер «Росгосстрах», всем своим видом демонстрирующий отсутствие энтузиазма к ОСАГО. Подробнее на его «достижениях» мы остановимся ниже.

Если же вернуться к абсолютному приросту премий, то второе место по этому показателю — плюс 321 млн. млн. рублей и итоговые 496 млн. рублей — занимает еще один из ключевых игроков сегмента «Ингосстрах». Относительная динамика впечатляет еще больше — рост в 2,8 раза. В результате причитающаяся компании доля местного рынка утроилась (!) до 6%, но итоговое 7-е место по сборам явно не предел — было бы желание.

В прошлом году такое желание «Ингосстрах» явно испытывал: в общероссийских масштабах компания увеличила сборы на 82% до 28,2 млрд. рублей и заняла третье место на федеральном уровне, так что региональная стратегия стала отражением федеральной. Напомним, что для расчистки портфеля и «вывода из комы» татарстанского филиала компания в начале 2015-го пригласила Игоря Волчкова. Как видим, со своей миссией он справился более чем успешно.

==table1534==

Третье место по абсолютному приросту сборов (плюс 223 млн. рублей до 656 млн. рублей) — у «Талисмана». Компания, подконтрольная братьям Айрату и Ильшату Хайруллиным, увеличила свою рыночную долю на 2 п. п. до 8% и в годовом зачете по объему премий заняла 5-е место.

Четвертую позицию среди «самых быстрых» игроков за собой застолбила «Ресо-Гарантия». У нее сборы выросли вполовину, или на 117 млн. рублей, до 331 млн. рублей, на федеральном уровне скачок был пониже — плюс 28% до 35,4 млрд. рублей. При этом в российских масштабах «Ресо-Гарантия» занимает второе место по сборам ОСАГО, в то время как в Татарстане — лишь 8-е.

Замыкает пятерку самых динамичных «Альфастрахование». Улов ее местных агентов вырос вдвое, или на 107 млн., до 215 млн. рублей у компании, на федеральном уровне прирост был скромнее — 27% до 13,4 млрд. рублей. Правда, и 11-е место по РТ не чета общероссийскому пятому.

==table1535==

«РОСГОССТРАХ» ВСТАЕТ НА РУЧНИК

Как уже говорилось, далеко не все игроки горели желанием расширить свою клиентскую базу — более того, некоторые безжалостно ее проредили. Ярким тому примером стал бывший местный лидер «Росгосстрах», филиал которого в РТ возглавляет Альберт Ишбулатов. Его урожай сборов упал сразу на треть, или на 590 млн., до 1,14 млрд. рублей, после чего рыночная доля экс-чемпиона сократилась на 9 п. п. до 15%.

Собственно, именно к этому дело шло весь год, на протяжении которого РГС неоднократно заявлял о своем нежелании работать по прежней схеме в «токсичных» регионах. И этим дело не ограничилось. По итогам года в масштабах всей страны «Росгосстрах» сократил объемы сборов ОСАГО на 21,9 млрд. рублей, или на 28%, до 55,1 млрд. рублей, хотя по-прежнему удерживает лидерство в сегменте. Другой вопрос — надолго ли: рыночная доля компании на федеральном уровне сократилась на 11 п. п. до 24%.

Кроме «Росгосстраха», в Татарстане заметно охладела к ОСАГО компания ВСК, сократившая сборы на 179 млн. рублей, или на 39%, до 277 млн. рублей. Но есть и принципиальное отличие: общероссийские сборы ВСК выросли на 12% до 20,4 млрд. рублей.

Теперь о самом интересном — страховых выплатах и их отношении к сборам. Всего в 2016 году татарстанские страховщики выплатили клиентам 6,78 млрд. рублей — на 47% больше, чем годом ранее (напомним, сборы увеличились на 8%). К слову, могло быть и хуже: по итогам первого квартала выплаты ОСАГО в Татарстане демонстрировали прирост на 44%, полугодия — на 47%, 9 месяцев — на 50%. И в этом нет ничего удивительного: подобная «формула» справедлива и для всей страны, где выплаты за год тоже взлетели на 40% до 172,6 млрд. рублей. Неоднократно обсуждались основные причины роста расходов страховщиков: ослабление курса рубля, рост лимитов возмещений и деятельность пресловутых автоюристов. Применительно к Татарстану упоминались и такие факторы, как сравнительно новый и дорогой автопарк, низкая культура вождения плюс повышенная активность все тех же адвокатов.

Конечно, для полноты картины следует оценить и отношение выплат к сборам. Оговоримся сразу, что компании выплачивали возмещения по договорам, заключенным не только в 2016 году, но и «жирном» 2015-м, когда у ряда участников портфели были крупнее. С другой стороны, показатель не учитывает всех расходов (на ведение дел, судебные издержки и т. п.), которые вкупе с возмещениями могут привести к убыточности.

Итак, сальдо сборов и выплат в РТ в прошлом году ухудшилось в 2,7 раза с 2,6 млрд. до 0,98 млрд. рублей. Если брать всю Россию, разница между премиями и компенсациями сократилась в 1,5 раза до 61,7 млрд. рублей.

В персональном зачете лидерство в республике по выплатам ОСАГО пока сохраняет РГС: они у гиганта выросли на 491 млн. рублей, или на треть, до 1,99 млрд. рублей. При этом сальдо сборов и выплат у РГС рухнуло на 1,08 млрд. рублей и ушло в красную зону до минус 851 млн. рублей.

В похожей ситуации с падением сборов и ростом выплат оказалась компания ВСК, у которой выплаты увеличились на 274 млн. рублей, или 2,7 раза, до 435 млн. рублей. Сальдо ОСАГО у компании ухудшилось на 453 млн. рублей до минус 158 млн. рублей.

У действующего лидера регионального рынка, «Армейца», выплаты выросли на 468 млн. рублей, или на 90%, до 987 млн. рублей. То есть по абсолютной динамике выплаты уже почти догнали сборы. Тем не менее сальдо улучшилось — пусть и всего лишь на 8 млн. рублей до 331 млн. рублей.

Наконец, третье место по объему выплат — у НАСКО, при этом выплаты ее клиентам увеличились на 336 млн. рублей, или на 56%, до 933 млн. рублей. По абсолютной динамике выплаты в 8 раз обогнали сборы, а положительное сальдо сократилось вдвое до 294 млн. рублей.

АНАЛИТИКИ НЕ СОГЛАСНЫ С ЮРГЕНСОМ

Как видим, в целом мы наблюдаем мощный опережающий рост выплат — и это, с одной стороны, можно оценить как признак правоты страховщиков, заявляющих об убыточности сектора. С другой — откровенное ухудшение дел мы наблюдаем у тех, кто снизил активность в ОСАГО (РГС, ВСК и т. д.). У тех же, кто ее наращивал, сальдо выплат и сборов в основном даже улучшилось — то есть убыточность автогражданки во многом была заложена самой политикой ряда компаний (надо сказать, эти потери пришлись весьма кстати Юргенсу и Ко в ходе острейшей законодательной дискуссии по ОСАГО). Ну что ж, господа, это был ваш выбор — как известно, за все нужно платить.

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) отмечает, что рынок обязательного автострахования в прошлом году во многом ограничивали кризисные факторы. «В 2016 году премии по ОСАГО росли вследствие остаточного эффекта увеличения тарифов (в апреле 2015 года), однако снижение количества заключенных договоров сдерживало позитивный тренд. Количество действующих на конец прошлого года договоров ОСАГО достигло минимального уровня за последние пять лет; количество же автомобилей за указанный период выросло более чем на 15%. АКРА связывает снижение доли застрахованных автомобилей с общим падением реальных доходов населения, использованием поддельных бланков страховых полисов и низкой доступностью страхования в отдельных регионах», — пишут эксперты агентства в обзоре «Российский рынок страхования: прогноз до 2021 года».

По их мнению, грядущие годы не так страшны, как их малюет РСА. «Начиная с 2017 года ожидается восстановление доли застрахованных машин до уровня 2012 - 2014 годов. Мы полагаем, что инициативы Банка России и российского союза автостраховщиков, направленные на предотвращение использования поддельных бланков страховых полисов и повышение доступности страхования (внедрение системы „Единый агент“ и электронных полисов), позволят повысить уровень застрахованности совокупного автопарка РФ. Положительный эффект также окажет прогнозируемая стабилизация реальных располагаемых доходов населения.... С 2017 по 2021 год продажи новых автомобилей покажут положительную динамику — вырастут страховые премии и по автокаско, и по ОСАГО», — прогнозируют аналитики, хотя и делают оговорку о «рисках, связанных с кризисом системы ОСАГО».

Что касается тарифов, то, по мнению АКРА, в связи с электоральным циклом изменение тарифов до 2019 года маловероятно. «Но и после выборов 2018 года ограничения для роста тарифов ОСАГО сохранятся: на послевыборный период уже отложено внедрение ряда социально чувствительных реформ (налоговая, пенсионная, ЖКХ), реализация которых одновременно ощутимо скажется на благосостоянии населения», — считают эксперты. Если это так, то у страховщиков остается один путь: во что бы то ни стало продавить использование старых запчастей при восстановительном ремонте. И тут весьма кстати придутся новые данные об убытках, способные разжалобить законодателей.

==table1536==
==table1537==
==table1538==