«Когда Минниханов появился на политическом олимпе именно как глава правительства, в аппарате президента все сразу вздохнули с облегчением» «Когда Минниханов появился на политическом олимпе именно как глава правительства, в аппарате президента все сразу вздохнули с облегчением» Фото: president.tatarstan.ru

«КОГДА ПРОХОДИЛО СТАНОВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ, СТАЛО ОЧЕВИДНО, ЧТО ЛУЧШЕ РАЗДЕЛИТЬ ФУНКЦИИ ПРЕЗИДЕНТА И ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА»

Вопрос о том, нужен ли Татарстану премьер-министр в той системе политических и экономических координат, в которой существует республика, стоял еще и при первом президенте Татарстана Минтимере Шаймиеве, потому что во многих субъектах Российской Федерации эти должности были объединены — президент одновременно был и исполнительной властью. Но аргумент в пользу должности премьер-министра состоит в том, что все же президент — это политическая фигура.

Я понимаю, что в руках нынешнего президента республики Рустама Минниханова находится основная масса экономических вопросов, но это касается крупных объектов и проектов, а не просто хозяйствования. И это очень важно, потому что президент не может быть вне политики. Хочешь не хочешь, нравится это кому-то или не нравится, но РТ — крупный регион. Во-первых, экономически. Во-вторых, значимость Татарстана обуславливается и значением его для всех татар России, которых много, поскольку татары, где бы они ни проживали, считают Республику Татарстан своей родиной. В-третьих, с точки зрения ислама. И наконец, очень большое место Татарстан занимает во внешней деятельности. Поэтому лучше было разделить эти две должности — президента и премьер-министра. И Шаймиев тогда с этими аргументами согласился. И уже после, когда проходило становление республики, стало очевидно, что лучше разделить эти две функции, разделить полномочия президента и премьера.

Когда Минниханов появился на политическом олимпе именно как глава правительства, в аппарате президента все сразу вздохнули с облегчением, поэтому схема «президент — премьер-министр» отработанная. И какой бы руководитель кабмина ни был — технический или больше хозяйственник, эти две функции лучше разделить.

И есть еще один такой момент: в политике ведь, когда принимаешь решение, иногда оно может быть не совсем правильным или может кого-то не устраивать. Бывало и такое. Тогда тяжесть неверного решения может упасть на президента, а его лучше оберегать. Я сам выполнял такую функцию при Шаймиеве, когда в отношениях с Москвой некоторые резкие вещи брал на себя, чтобы они не ударили по президенту. А потом уже он может поправить. Такая схема была необходима для стабильности, чтобы население чувствовало, что есть еще одна инстанция, которая может поправить неправильное или неудачное решение правительства. Такая мелкая хитрость.

Сильно ли изменилась роль премьер-министра по сравнению с 90-ми годами во времена становления суверенного Татарстана? Конечно, изменилась. Экономика же очень быстро развивается, причем в Татарстане чуть ли не каждый месяц открываются очень крупные заводы.

«ПРИ ШАЙМИЕВЕ МИННИХАНОВ ГОВОРИЛ: «Я НЕ СТОЛЬКО ПОЛИТИК, СКОЛЬКО ХОЗЯЙСТВЕННИК И ЭКОНОМИСТ». НО ПОЛИТИКОЙ ЕМУ ЗАНЯТЬСЯ ВСЕ РАВНО ПРИШЛОСЬ»

Если вспоминать и сравнивать всех премьеров в истории Татарстана — Мухаммата Сабирова, Фарида Мухаметшина, Рустама Минниханова и Ильдара Халикова, то я бы выделил Сабирова, конечно. Он же попал в самое трудное время, когда экономика была вообще никакая, особенно в перестройку. Особенно первые годы, которые были наиболее важными для нас экономически. И он решал вопросы по приватизации, по разделению имущества между Татарстаном и федеральным центром. Все эти 13 соглашений Договора о разграничении полномочий между Татарстаном и Российской Федерацией прошли через него. Экономическая часть Договора о разграничении полномочий — это все его деятельность. И он был принципиальным в этой части.

Ну и Минниханов, естественно. Когда Рустам Нургалиевич стал премьер-министром республики, нам наступило облегчение в работе, т. к. он взял на себя все финансовые потоки, все экономические проекты. Это было совсем другое дело. При Шаймиеве Минниханов говорил: «Я не столько политик, сколько хозяйственник и экономист». Но, как бы он ни хотел, политическая функция все равно сама собой вылезает. Вот даже международная деятельность. Это же не только экономика и инвестиции, большие крупные экономические проекты без политики не бывают. И то, что Минниханов по поручению президента России Владимира Путина возглавил группу стратегического видения «Россия — исламский мир», — это же политическая функция. Т. е. политика все равно накладывает обязательства, заставляет работать его как политика. И постепенно в деятельности Минниханова эта политическая часть увеличивается.

Он, конечно, вырос как премьер и до сих пор держит экономические рычаги в своих руках. Но со временем в его руках останутся только самые крупные проекты, это неизбежно. И при Минниханове должен быть премьер-министр, который откажется от своих амбиций. Иначе и быть не может. Если премьер в команде, то свое личное он должен уже немножко придавить, а если есть какие-то политические амбиции вне команды, то он не может быть премьером. Команда — это всегда команда. Кто-то, например сторонник другой партии, может в душе считать, что он уже дорос, и выставлять свою кандидатуру на должность президента Татарстана, а премьер-министр — нет, не может, он в команде.

«Не думаю, что отставка Ильдара Халикова связана с тем, что он с чем-то не справлялся» «Не думаю, что отставка Ильдара Халикова связана с тем, что он с чем-то не справлялся» Фото: prav.tatarstan.ru

«ОТСТАВКА ХАЛИКОВА СВЯЗАНА С ЗАКРЫТИЕМ ТАТФОНДБАНКА. ОН ЖЕ БЫЛ ТАМ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ. ТУТ УЖ ХОЧЕШЬ НЕ ХОЧЕШЬ, НО ОН ТОЖЕ ОТВЕЧАЕТ ЗА ДЕЛА ТФБ»

Я не думаю, что отставка Халикова связана с тем, что он с чем-то не справлялся. Его отставка связана с закрытием Татфондбанка, он же был там председателем совета директоров. Тут уж хочешь не хочешь, но он тоже отвечает за дела ТФБ. Я понимаю, что не напрямую, но тем не менее он ставил подписи. Я сам являюсь председателем совета директоров на Казанском медико-инструментальном заводе, так вот тень от неуспехов все равно упадет на меня, потому что все протоколы подписываю я.

Кому-то может показаться, что в назначение и снятие премьер-министра республики вмешивается Москва. Нет, она в эти вопросы не вмешивается.

И при назначении нового премьер-министра республики национальный фактор, наверное, не должен играть существенной роли. Национальный фактор для нас уже перестал играть такую существенную роль. Это было ощутимо в 90-е годы, а сейчас важнее профессионализм. Хотя я считал тогда, что для спокойствия нужно было ввести должность вице-президента и ее должен был занять русский. Но время прошло, и социология показывает, что люди уже не обращают на это внимания.

Спрогнозировать, кто займет должность премьер-министра Татарстана, я не могу, поскольку со стороны говорить об этом сложно. Новый премьер должен быть из команды президента Татарстана — для того, чтобы ему не нужно было объяснять, что и как делать, а это важно. Алексей Песошин — неплохой кандидат, но последнее слово за Миннихановым, ему решать, кто придет на смену Халикову, потому что это его прямая функция.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции