Первым на вылет пошел глава Удмуртии Александр СоловьевФото: ©Владимир Песня, РИА «Новости»

«ИНСАЙДЕРЫ БЫЛИ В КУРСЕ, ЧТО ГОТОВИТСЯ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО»

Эта неделя ознаменовалась сразу двумя губернаторскими отставками. Первым на вылет пошел глава Удмуртии Александр Соловьев. Причем события с ним развивались очень стремительно. Началось все с того, что в 8:40 главы региона еще не было на рабочем месте, а спустя буквально полчаса официальный представитель следственного комитета РФ Светлана Петренко объявила, что Соловьев задержан по обвинению в получении взяток на 140 млн. рублей и под конвоем отправлен в Москву для проведения следственных действий. К обеду президент РФ Владимир Путин уволил главу Удмуртии с припиской «в связи с утратой доверия». А чтобы вернуть доверие жителей региона, в республику тут же направили сопредседателя центрального штаба «Общероссийского народного фронта» Александра Бречалова.

Сразу после громкого ареста Соловьева общественность Марий Эл затаила дыхание — ожидали такого же развития событий с Леонидом Маркеловым, который возглавлял республику в течение последних 16 лет. Кажется, особо рад был оппонент Маркелова на выборах кандидат от КПРФ Сергей Мамаев, который утверждал, что и в отношении главы Марий Эл есть повод завести уголовное дело. Впрочем, пока официальная версия состоит в том, что Маркелов ушел «по собственному желанию». Куда? На этот вопрос ответа пока нет, как и на тот, последует ли уголовное преследование еще вчерашнего главы региона.

Отметим, что Соловьев выборы в 2014 году выиграл с блестящим результатом в 85%, сменив сидевшего в кресле главы с 2000 года Александра Волкова. Для Маркелова выборы 2015 года стали настоящим квестом, причем сам он то и дело плодил жуткие информационные поводы о себе. Например, остался недоволен тем, как его встретили жители деревни Шимшурги, в отместку пообещал им раскопать дорогу и закрыть фельдшерско-акушерский пункт. Тем не менее экстравагантному Маркелову все сходило с рук, на выборах он победил с результатом 50,78% голосов.

Победа, впрочем, не помогла ни тому ни другому — их позиции в рейтингах губернаторов, составляемых разного рода экспертными группами, оставляли желать лучшего. Например, фонд развития гражданского общества еще летом 2016 года записал Соловьева в «группу смерти», а политконсультант Валентин Бианки отнес его в группу тех, кого потенциально могут уволить. Только коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» выставлял Соловьеву твердую четверку. В итоге увольнение действительно произошло. Та же судьба ждала Маркелова, который болтался внизу рейтингов: Евгений Минченко ставил ему тройку, фонд развития гражданского общества также помещал в самый низ табели губернаторов, а Бианки записывал его в кандидаты на вылет.

Эти две отставки стали первыми после февральской массовой чистки губернаторского корпуса, когда со своих мест за 10 дней слетели 5 глав субъектов. Некоторые эксперты отставку Соловьева связывали с попыткой властей переписать повестку дня, где ежедневно обсуждался фильм Алексея Навального «Он вам не Димон», а рейтинг премьер-министра Дмитрия Медведева после обвинений в коррупции уверенно полз вниз. «На мой взгляд, версия про переключение повестки является бредовой. Ладно, если бы это было первое задержание губернатора, а это уже четвертое, это системно делается на протяжении нескольких лет, — не согласился в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ Минченко. — Поэтому, конечно же, данная версия не выдерживает критики. Тем более инсайдеры были в курсе, что готовится уголовное дело на главу. Самое удивительное, почему он остался на месте, а не попытался, например, куда-нибудь уехать. Хотя, наверное, не дали бы. Думаю, он уже плотно был под колпаком».

В свою очередь, Бианки не увидел в этих отставках чего-то экстраординарного, увязав их с уже оформившейся тенденцией чистки губернаторского крыла. «По факту это продолжение той же логики. Я посчитал, что они на 21 год младше, те, кто приходили в 2017 году на место старых. Разница Соловьева и Бречалова — 23 года. Этот фактор сыграл. Сыграл фактор отсутствия каких-то однозначных покровителей в окружении президента, которые могли бы заступаться. Целый ряд уголовных дел уже был — данный фактор тоже сыграл. Поэтому все вполне укладывается в ту же логику, что была до этого», — пояснил он решение по Соловьеву.

«МОЖНО ОЖИДАТЬ ЕЩЕ ОДНУ-ДВЕ ОТСТАВКИ»

Впрочем, губернаторам расслабляться рано: оба эксперта сошлись во мнении, что это еще не предел — отставки будут. «Есть сейчас некое „окно“, чтобы успели сентябрьские выборы состоятся в единый день голосования. В принципе, можно ожидать еще одну-две отставки, это вполне вероятно. А вторая волна — во второй половине лета — это те, кто не будет избираться в 2017 году, а будет избираться в 2018-м. Сейчас одно „окно“ такое. Есть, конечно, вероятность того, что в мае еще будет ряд перестановок», — предполагает Бианки.

При этом Минченко также указывает, что в длительной перспективе обновление губернаторского корпуса будет серьезным. «Думаю, да, могут быть отставки. Есть еще несколько регионов, в том числе ситуативные факторы играют. Непростая ситуация в Омской, Самарской, Нижегородской областях. Соответственно, там тоже могут быть замены. Но если говорить о длительном промежутке времени, периоде 2017 - 2018 годов, то обновление губернаторского корпуса будет достаточно серьезным», — рассуждает Минченко. Наиболее вероятные кандидаты на вылет, по словам эксперта, те, кто в рейтинге политической выживаемости оказались среди двоечников и троечников. Например, оценку в 2 балла в последней версии рейтинга получили нижегородский губернатор Валерий Шанцев, Вадим Потомский из Орла, Андрей Турчак из Пскова, самарский губернатор Николай Меркушкин, Валерий Радаев из Саратова и Евгений Куйвашев из Свердловской области.

А вот Бианки в тройку потенциальных кандидатов на вылет ставит Владимира Миклушевского из Приморья, также Меркушкина, а еще губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко. «По-прежнему в Самаре и Приморье все неспокойно, мы видим это по митингам, которые не касаются той же федеральной антикоррупционной повестки. В Самаре практически еженедельно проходят митинги пенсионеров по поводу снятых надбавок. В Приморье тоже неспокойно, там силовая война всех против всех, то есть разных элитных групп касающаяся, это показывает проблемность региона», — рассуждает политконсультант.

А вот по Питеру, по его мнению, картина выглядит несколько иначе. В своем докладе Бианки указывал, что конфликты с общественностью, вылившиеся в митинги, невысокий рейтинг и сомнительная управляемость региона перевешиваются личными отношениями Полтавченко с президентом и наличием сильных покровителей. Так что чаша терпения в отношении питерского губернатора хоть и велика, но не безгранична. В принципе, политконсультант полагает, что Полтавченко не допустил каких-то фатальных провалов, за которые его надо было бы срочно увольнять, но зато у самого чиновника есть амбиции занять какой-нибудь федеральный пост. «Соответственно, ему важно успеть на ранней стадии формирования команды следующего президентского срока сменить пост», — добавил он. По его данным, уже как минимум однажды срывалась цепочка перемещения федеральных фигур, в которую был вписан Полтавченко. Впрочем, из-за теракта в метро Северной столицы с отставкой губернатора придется пока что повременить. «Стало бы казаться, что это из-за терактов, хотя понятно, что прямой ответственности он не может нести. Поэтому актуальность его отставки в ближайшее время уменьшилась», — указал Бианки.

В целом он ожидает, что в ближайшие 1,5 года порядка 18 - 20 губернаторов могут оставить свой пост. Однако не всегда это будет завязано на криминале, как это случилось с Соловьевым. «Мы с коллегами сочинили стишок: „Еще один проснулся врио, еще один уснет в СИЗО“. Так вот если это будет продолжаться, еще 5 - 6 посадок, это окончательно невротизирует политический класс в целом и губернаторов в частности. Электорально это, может, и хорошо, но тогда люди просто сами начнут увольняться», — считает эксперт.

А Минченко добавляет, что вообще есть проблема с тем, чтобы найти кого-то на замену увольняемым главам регионов. «Я могу сказать, что очень многие сейчас не хотят быть губернаторами: не самая благодарная работа и с точки зрения возможностей изменить ситуацию, и с точки зрения взаимоотношений с правоохранительными органами, и с точки зрения того объема ограничений, который ты получаешь. Поэтому я думаю, что это тоже достаточно серьезная проблема», — пояснил он.