ПОМОЩНИК ПРЕЗИДЕНТА ТАТАРСТАНА О ВСТРЕЧАХ СО ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНЫМ ТОРГОВЦЕМ ОРУЖИЕМ – В ЭМИРАТАХ, КАЗАНИ И МОСКВЕ
Вчера в США начались слушания по делу Виктора Бута. Его американцы обвиняют во всех смертных грехах - незаконной торговле оружием, заговорах, поддержке терроризма и т.д. Мы уже рассказывали своим читателям, что Бут непосредственно участвовал в подготовке побега экипажа казанского Ил-76 из талибского плена, и до своих таиландских злоключений довольно часто бывал в Казани. Своим мнением об этом человеке с «БИЗНЕС Online» поделился директор департамента внешних связей президента РТ – помощник президента РТ по международным вопросам Тимур Акулов.
БУТ ПОМЕШАЛ КОМУ-ТО В АФРИКЕ
- Тимур Юрьевич, как произошло ваше знакомство с Бутом?
- Когда ребята попали в плен, Минтимер Шарипович мне сказал: «Они, прежде всего, граждане Татарстана, надо сделать все, чтобы их выручить. Давай, езжай». Честно говоря, у меня особого энтузиазма по этому поводу не возникло - я востоковед по специальности и прекрасно понимал, с какими людьми придется вести переговоры… Приехал, меня встретили сотрудники бутовской авиакомпании «Трансавиа» и познакомили с шефом.
- Первое впечатление?
- Я был настроен очень негативно: «Что вы натворили?! Вы деньги зарабатываете и не думаете, что людей подставляете!» Это все я, конечно, про себя проговаривал: сразу ссориться - не мой стиль работы. А потом он мне документы показал – действительно, просто перевозчики. Да, груз – патроны, но куплены законным правительством Раббани в Болгарии. Позже я Бута спрашивал о перевозках оружия. Он ответил: «Все эти рейсы задокументированы. Тем более мы базируемся в Эмиратах, где к этим вопросам относятся с большим вниманием, если бы я занимался чем-то незаконным, мне бы уже давно перекрыли кислород».
- «Оружейный барон», «торговец смертью», друг повстанцев всех мастей, миллионер, авантюрист, агент КГБ и ГРУ… Насколько этот «собирательный образ» соответствует реальному Буту?
- После кандагарской истории мы продолжали общаться до этого его глупого бангкокского хода (сидел бы себе спокойно в России, не надо было никуда выезжать). И… либо он очень красиво маскировался, либо за ним ничего нет. Думаю, все, что о нем пишут в американской и европейской прессе, это, прежде всего, политический и бизнес-заказ. Скорее всего, он кому-то перешел дорогу, вероятнее всего, в Африке. За любым политическим шагом и заявлением стоит, прежде всего, экономический интерес.
ВОПРОСЫ, В КОТОРЫЕ НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ МИД
- Как бы вы его охарактеризовали по стилю поведения?
- Трудоголик – это совершенно точно. Такое ощущение, что он работает 24 часа в сутки. И сотрудники у него такие же. Хорошие ребята. Ничего такого, авантюрно-романтического в нем не замечал. Это обычный бизнесмен, который занимается авиаперевозками. И, кстати, подобных компаний в 90-е годы было миллион. Все разваливалось, и почти новые самолеты за бесценок можно было приобрести. Откуда у него первоначальный капитал, не знаю. Но, извините, никто не знает, откуда он и у Абрамовича.
И еще Бут - очень ответственный человек. Это видно и по истории с кандагарским экипажем. Знаю я богатых людей, и не каждый бы взял такую ответственность на свои плечи. А он просто сказал: «Ребят надо выручать». И целый год ни разу ни в чем им не отказывал. Сколько мы летали к ним с менеджером Муниром Файзуллиным, ни разу Бут не позволил нам что-то купить за свой счет. Когда в декабре 95-го мне нужен был самолет, чтобы забрать ребят из Кандагара (талибы сказали, что отпустят пленников, но из-за Козырева все сорвалось), он без всякой тени сомнения выделил нам борт.
- Напомните, пожалуйста, историю с Козыревым…
- Талибы на шуре, - и я там, кстати, присутствовал, - приняли решение: Новый год наши летчики встретят дома. Я с этой новостью приехал в Казань, и кто-то доложил о решении талибов министру иностранных дел России Козыреву. Он, недолго думая, в радиоинтервью заявил что-то типа: мы договорились, что летчики будут освобождены и в Новый год будут дома, лично поеду забирать их из Кандагара.
А я в это время уже был в Кандагаре, разговариваю с талибами и смотрю, они себя странно как-то ведут, уходят от разговора: давай обедать и что-то еще. Какой обед, говорю, быстрее бы в самолет и домой. Подарки еще им привез – часы чистопольского завода, еще что-то. В общем, спрашиваю у коменданта Кандагара, с которым у меня сложились хорошие отношения: «Слушай, что происходит?». "Сегодня ничего не произойдет", - отвечает. «Как? – Говорю - Есть решение высшего совета талибана, есть кодекс пуштунов, в котором четко сказано, если пуштун дал слово, он обязан его сдержать!» Он говорит: «Мы этого и не отрицаем, мы отдадим ребят, вот только пусть Козырев приезжает, как обещал». А через несколько дней Козырева сняли. Видимо, предчувствуя этот поворот своей карьеры, он такую глупость и сказал. Министр иностранных дел, у которого с головой все хорошо, никогда бы такого не заявил. Хотя бы потому, что это означало формальное признание движения «Талибан».
- В освобождении экипажа Бут выполнял чисто снабженческую функцию или какую-то еще?
- В организации пролета он тоже участвовал, а это была, возможно, самая трудная часть побега. А Бут знает летчиков и диспетчеров по всему миру, понимает, с кем можно разговаривать, а с кем нет. Я бы такую задачу не выполнил. А вопрос с оперативностью был очень важным - Иран, например, надо не менее чем за пять дней о таких вещах запрашивать.
- Я думал, подобные вопросы решает МИД…
- МИД в такие вопросы не вмешивается. Если бы мы пытались раскачать МИД, это заняло бы, минимум, две недели, плюс - утечка информации.
ИМЯ БУТА У ТАЛИБОВ ВЫЗЫВАЛО ИЗЖОГУ
- С такими связями по всему миру, Бут был бы ценным сотрудником для департамента вроде вашего. Взяли бы его к себе на работу?
- Он бы не пошел, и я бы даже не стал ему предлагать. У него совершенно другой склад ума. Здесь у человека должны быть иные менталитет, подходы к жизни, средства самовыражения. Это же чиновничья работа, а он - менеджер хорошего масштаба. Это как из меня никогда бы не получился бизнесмен. Вот переводчиком я был хорошим, это да… Словом, совсем другой человек.
- Встречал такое утверждение. Когда переговоры об освобождении летчиков зашли в тупик, Бут решил прорываться к ним на помощь в Кандагар самостоятельно и искал экипаж для этого…
- Байка. Он не дурак. Более того, он еще и ребят сдерживал, когда они начинали глупости говорить. Однажды они попросили Мунира привезти карты, веревки, что-то еще – пойдем, дескать, на прорыв. Я им говорю: «Мужики, вы что, обалдели?! Из Кандагара – пешком!» Руцкой же дошел, отвечают. Так, говорю, он же в горах упал, а тут кругом минные поля, охрана, как ее нейтрализуете?
И если бы Бут оказался в руках Талибана, они бы его растерзали – одно его имя у них вызывало изжогу. Один раз в разговоре с руководством Талибана я упомянул его, но быстро понял, что зря. Талибы прекрасно знали, кто вез груз, и какой, более того, и самолет посадили потому, что знали, что он будет лететь. Утечка была из-за пределов Афганистана, и я знаю, чья разведка потом дала талибам сведения о Буте. Они все знали.
А вообще про Кандагар уже давно бы пора забыть. Пописали, пошумели два месяца, доказали всему миру, что советские самолеты – лучшие в мире (год машина простояла в таких жутких условиях и все равно взлетела!). Все, достаточно. Когда в прессе начинают слишком обсуждать такие темы, это кому-то выгодно.
МЕНЬШЕ ЗНАЕШЬ, ЛУЧШЕ СПИШЬ
- Насколько понимаю, Бут довольно часто бывал в Казани…
- В том числе и у меня в гостях раза три был. Помню, прилетел, когда его объявили в международный розыск. «Ты обалдел?! – спрашиваю. – Тебя же ищут!» «Да какой розыск, - отвечает, - если я спокойно в своем офисе на Арбате работаю!» Мы с ним тогда в театр сходили, он специально попросил: «Слушай, хочу посмотреть татарский театр». Ему понравилось.
- Встречаются утверждения, что Бут – выпускник казанского суворовского училища, но в училище это опровергают – говорят, в архивах нет подтверждающих документов. Он ничего об этом не говорил?
- Не думаю, что Бут приезжал в Казань только ко мне. Может быть, это была и ностальгия. Но он ни разу об училище не говорил, а я его о прошлом не расспрашивал. Он вообще не болтун. И потом, это когда подопьют, начинается «вечер воспоминаний», а он почти не пьет. И, в общем, мне самому неинтересно было. Меньше знаешь, лучше спишь… Но вот в его экипажах и менеджерском составе компании были, кажется, трое выпускников казанского суворовского училища.
- На профессиональные, переводческие темы разговаривали?
- Нет, направления у нас разные: он военный переводчик, я – гражданский, у него португальский язык, а у меня - арабский. Он только мне сказал, что служил в Африке.
- Когда в "крайний раз" с ним виделись?
- Ездил в Москву к нему на юбилей, кажется, на сорокалетие. И еще встречался с ним, кажется, чуть позже, когда был по делам в столице. Позвонил, он пришел с Муниром, посидели в кафе на Арбате, рядом с его офисом, попили кофе, поболтали немного «за жисть». Как-то не придавал особого значения тем беседам. Если бы знал, что он станет такой популярной личностью, я бы, конечно, конспектировал… Шучу.
- Как член правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, скажите: Россия делает все для того, чтобы защитить интересы Бута?
- Можно я не буду отвечать на этот вопрос?
Тимур Латыпов
Справка Виктор Бут Виктор Анатольевич Бут родился 13 января 1967 года в Душанбе. После армии, в 1987 году он поступил в военный институт иностранных языков по специальности «португальский язык» и прошел ускоренный годичный курс подготовки, во время которого был командиром курса. Получив звание младшего лейтенанта, служил переводчиком в Мозамбике и Анголе в составе контингента ООН. В конце 1991 года Бут решил заняться собственным бизнесом, став авиационным брокером и основав компанию ВИАЛ. В начале 90-х годов Бут стал основателем зарегистрированной в Казани компании «Трансавиа» (по другим сведениям, сотрудничал с белорусской компанией Transavia Export Cargo). 3 августа 1995 года в Кандагаре боевики из оппозиционного движения Талибан с помощью своего истребителя МиГ-21 посадили и захватили российский самолет Ил-76, принадлежавший казанской компании «Аэростан» и совершавший коммерческий рейс по маршруту Тирана - Шарджа - Кабул. Бут, называемый то президентом, то директором «Трансавиа» в Шардже, лично занимался вопросом освобождения летчиков. 6 марта 2008 года Бут был арестован в Бангкоке, столице Таиланда, по выданному США ордеру. 6 мая 2008 года власти США официально выдвинули против Бута обвинения в «заговоре с целью убийства граждан США», «заговоре с целью убийства офицеров или работников США», «заговоре с целью приобретения и использования противосамолетной ракеты», «заговоре с целью предоставления материальной поддержки или ресурсов зарубежной террористической организации». |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.