Майя Ломидзе Майя Ломидзе: «Мы видим оживление спроса на выездных направлениях, связанных в первую очередь с экономической ситуацией, усталостью людей от экономии, от ограничения себя в отдыхе» Фото: Игорь Дубских

ТУРЫ НА МАЙСКИЕ: ПРОДАЖИ ВЫРОСЛИ НА 30%

Поверившие прогнозам чиновников о восстановлении экономики россияне для отдыха на майские праздники стали чаще выбирать выездные направления. Напомним, в этом году россияне отдыхают сначала три дня (с 29 апреля по 1 мая), а после короткого перерыва — еще четыре (с 6 по 9 мая). Безусловным лидером остается Турция. На втором месте — Греция, Кипр, Чехия. И лишь на третьем — Россия. Такие данные привела накануне на пресс-конференции в Национальной службе новостей исполнительный директор ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. «Мы видим оживление спроса на выездных направлениях, связанных в первую очередь с экономической ситуацией, усталостью людей от экономии, от ограничения себя в отдыхе», — заявила Ломидзе.

По ее словам, у туроператоров в этом году настоящий праздник. Зафиксирован небывалый рост продаж туров, сравнимый разве что с докризисными цифрами. «Если оценивать объемы продаж на майские праздники этого года по сравнению с прошлым годом, то можно сказать, что у нас бум», — сообщила исполнительный директор АТОР. Та же ситуация, как писала газета «БИЗНЕС Online», наблюдалась по программам раннего бронирования, когда туры можно было купить по сниженной цене. На майские праздники такого дисконта нет, однако некоторые туроператоры могут похвастаться объемами продаж, превышающими показатели прошлого года в два раза. «В среднем по рынку мы оцениваем увеличение объема продаж на 30 процентов к прошлому году, — добавила Ломидзе. — Майские праздники стали подтверждением общей тенденции оживления на выездном туристическом рынке и сохранения положительной динамики на внутреннем рынке».

Существенный вклад внесла, естественно, Турция. По словам исполнительного директора АТОР, первоначально аналитики полагали, что появление так любимого турецкого берега приведет к перераспределению предпочтений на выездных направлениях, поскольку именно они после запрета стали основными выгодоприобретателями. Однако этого не произошло. «Мы видим сумасшедшую динамику по Турции, которая превышает даже показатели 2013-2014 годов. Объем продаж превышает аналогичные показатели тех лет. Но такую же позитивную активность видим и на других средиземноморских направлениях. Греция по программам раннего бронирования — прирост составил в 2,5 раза по сравнению с мартом прошлого года, Кипр — аналогичная ситуация», — пояснила Ломидзе.

Все это наверняка подпортит картину российским курортам. «Оживление спроса на выездных направлениях приводит к оттоку туристов с наших направлений. Но в секторе организованного сегмента сохраняется положительная динамика в целом по рынку. Мы можем говорить, что спрос будет чуть выше, чем в 2015 году, и сопоставим с 2016-м. Но сумасшедшего ажиотажа внутреннего туризма, который мы наблюдали в предыдущие два года, конечно, не будет», — прогнозирует Ломидзе. Причины тому более чем очевидные — рост цен на российских направлениях при том же уровне сервиса. Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что большинство туристов на внутреннем рынке самостоятельно организуют свой отдых. Это проходит мимо статистики АТОР.

. В 2016 году в майские праздники Казанский кремль посетили 192 тыс. человек, а на новогодние праздники в начале 2017 года — всего 96 тысяч. Этой же зимой казанские рестораторы пожаловались, что недополучили прибыль
Фото: «БИЗНЕС Online»

НА ЭКСКУРСИОННОМ НАПРАВЛЕНИИ ПЛЮС 3 - 5%. ЭТО КАСАЕТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ТАТАРСТАНА

По российскому направлению пятерка лидеров выглядит так: Краснодарский край, Крым, Москва, Санкт-Петербург, Казань (она замыкает Топ-5). Ранее столица Татарстана входила в тройку лидеров на майские праздники. Впрочем, это, что называется, смотря как считать: например, еще пару недель назад сервис RoomGuru.ru ставил Казань на третье место. Вместе с тем Ломидзе отмечает высокие позиции Татарстана в экскурсионном направлении туризма.

«На внутрироссийском экскурсионном направлении мы видим сохранение оживления, хотя динамика меньше, чем на пляжном, — отметила Ломидзе, отвечая на вопрос корреспондента „БИЗНЕС Online“. — На пляжном, наверное, к концу года будем говорить о плюс 8 процентах, на экскурсионном — о плюс 3 - 5 процентах. Это касается в первую очередь Татарстана как одного из лидирующих экскурсионных направлений». По ее словам, столь осторожные прогнозы связаны с тем, что порядка 30 - 35% экскурсионного потока до сих пор составляли организованные детские группы. «После трагедии в Карелии были приняты подзаконные акты, существенно ограничивающие перевозок детей по стране, то детский поток сильно упал во всех регионах. Это сказалось на всем экскурсионном направлении. Динамика будет осторожной в пределах статистической погрешности», — считает представитель АТОР.

Тем не менее Ломидзе заверила, что Казани не стоит бояться снижения турпотока, поскольку он, напротив, должен идти по нарастающей. Те, кто уже побывал в республике, будут рассказывать о ней друзьям и знакомым, которые наверняка также захотят посетить Казань. Так что бояться того, что все, кто хотел, съездили, а другие не поедут, не стоит. «Если бы так было, то Золотое кольцо не продавалось бы вообще. Сервис там падает, неадекватно высокие цены, но спрос тем не менее не снижается», — успокаивает исполнительный директор ассоциации туроператоров России.

Остается только надеяться, что казанский бизнес не последует этому примеру задирания цен в ущерб качеству...

Евгения Лодвигова Евгения Лодвигова: «Нам важно продлить туристический сезон — нахождение туристов в городе. В конце мая мы организуем „Велоночь“, а гастрономический фестиваль „Вкусная Казань“ пройдет в июне, чуть позже — фестиваль „Окно в Париж“» Фото: «БИЗНЕС Online»

«РЕСТОРАНЫ И ОТЕЛИ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ ЛУЧШЕ, ЧЕМ В ДРУГИХ РЕГИОНАХ»

Какие «плюшки» предложит туристу Казань? «Спецблюд» не планируется — «меню» уже отработано, дала понять в разговоре с «БИЗНЕС Online» курирующая туризм вице-мэр Казани Евгения Лодвигова. Исполком не планирует проведения специальных мероприятий именно в дни праздников, но активность будет достаточной. В Казань, как правило, приезжают как раз на три-четыре дня — именно такими и будут майские каникулы.

«27 апреля мы проводим фестиваль „Расцветай, Казань“. Это флешмоб, посвященный открытию летнего туристического сезона. В прошлом году мы проводили мероприятие Welcome to Kazan, а в этом году будет „Расцветай“, — уточнила собеседница газеты. — В сами майские праздники по мероприятиям у нас не такая большая активность, потому что люди и так приезжают. А нам важно продлить туристический сезон — нахождение туристов в городе. В конце мая мы организуем „Велоночь“, а гастрономический фестиваль „Вкусная Казань“ пройдет в июне, чуть позже — фестиваль „Окно в Париж“».

Напомним, в 2016 году в майские праздники Казанский кремль посетили 192 тыс. человек, а на новогодние праздники в начале 2017 года — всего 96 тысяч. Этой же зимой казанские рестораторы пожаловались, что недополучили прибыль. Мы спросили, предприняли ли городские власти в этом году что-то для помощи обслуживающему бизнесу. «Всегда есть недовольные. Думаю, сейчас наши рестораны и отели чувствуют себя гораздо лучше, чем в других регионах», — полагает Лодвигова.

По ее прогнозу, столицу Татарстана в эти майские праздники посетит столько же туристов, сколько и прошлогодние, или даже чуть больше. «Уже сейчас мы видим активные бронирования на праздничные даты в мае, увеличивается количество дней пребывания», — уточнила вице-мэр.

Стоит, однако, вопрос укрепления рубля. Если выгодно купить валюту, не поедут ли туристы вместо Казани, например, в Европу? По словам Лодвиговой, укрепление рубля — это хорошо для экономики туризма. «Казань пользуется спросом и вызывает интерес. А в ту же Европу съездить на три дня намного дороже, — говорит она. — На турпоток в Казань может повлиять прямое авиа- и железнодорожное сообщение. Чем ниже будет цена и выше степень развитости, тем больше туристов сможет приезжать».

. Ломидзе заверила, что Казани не стоит бояться снижения турпотока, поскольку он, напротив, должен идти по нарастающей
Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я ВИЖУ, КАК СЕЙЧАС БРОНИРУЮТСЯ НОМЕРА В ГОСТИНИЦАХ. МЕСТ НЕТ УЖЕ! ПРИЧЕМ НИГДЕ!»

Оценить ситуацию на рынке «БИЗНЕС Online» предложил экспертам.

Эдуард Замалиев — управляющий гостиницей «Регата» центра гребных видов спорта Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма:

— Вы знаете, я бы относительно перемещения Казани в этом рейтинге популярности, составленном АТОР, не стал делать поспешных выводов. У Казани на сегодняшний день, я считаю, есть единственный минус. И он состоит в том, что у нас нет моря. Если бы было море, то, уверяю вас, мы были бы популярнее курортов Краснодарского края. Могли бы быть, наверное, даже на первом месте. А так как моря нет, то конкурировать с Краснодарским краем сложновато.

В самой Казани всего хватает, постоянно наращивается дополнительная инфраструктура. Но есть маршруты, которые достаточно далеки от столицы РТ, — Свияжск, Елабуга, Болгар. Дорога до них очень долгая, она занимает час и более. И нет определенной инфраструктуры по привлечению туристов хотя бы на полпути — каких-то интересно оборудованных стоянок, где человек мог бы выйти, перекусить, купить сувениры, осмотреть какой-то интересный объект, попутно размяв ноги. В Турции или в других странах логистика этих экскурсионных программ гораздо короче. Пока вас везут, будут постоянно останавливаться, показывать какие-то достопримечательности, дорога будут увлекательной. У нас такого пока нет. Но комитет по туризму достаточно активно работает в этом направлении, они внимательно относятся ко всем нашим предложениям и помогают претворять их в жизнь.

Я прекрасно вижу, как сейчас бронируются номера в гостиницах на майские праздники. Мест нет уже! Причем нигде. Вся Деревня Универсиады уже битком! И люди слезно просят найти хоть какие-нибудь места. Я думаю, это лучше всего говорит о рейтингах. Несмотря на то что гостиничный бизнес в Казани перегрет, здесь гостиниц гораздо больше, чем в аналогичных по численности населения городах. И все гостиницы на майские праздники заняты. Поэтому я считаю, что этот рейтинг неактуален и необъективен. Большая часть россиян уже определились со своим отдыхом на майские праздники. Кто-то едет в Казань, кто-то — в Москву, а кто-то — в Сочи и так далее.

Если брать европейские направления с вылетом из Казани, то наибольшим спросом на сегодняшний день пользуется Прага. Чехия привлекает туристов из Татарстана прежде всего прямыми вылетами из Казани и ценами на любой карман. Там есть как бюджетные экскурсионные туры с посещением Венгрии, Австрии, так и отдых, скажем, в Карловых Варах — по 1,5 - 2 тысячи евро на человека.

Диляра Насыбуллина — руководитель туристической компании «Евразия»:

— Мы сейчас «на прием» практически не работаем, продаем в основном туры за рубеж. Говоря же о зарубежных турах, надо отметить, что у казанцев сейчас очень популярно раннее бронирование. На летний сезон стали больше бронировать Турцию. Уже не боятся туда ездить. Бронирование туда процентов на 20 больше, чем в аналогичный период прошлого года. К тому же и цены очень привлекательные. Некоторые операторы загрузили маршруты на 60 процентов и более, поэтому поставили дополнительные рейсы. Греция пока не так популярна, но за весь сезон, я думаю, также будет много бронирований. Кипр тоже бронируют достаточно активно, так как цены пока на 20 - 30 процентов ниже летних. Испания начинает потихоньку раскручиваться.

Камиль Тарзиманов — коммерческий директор бюро туристических услуг «Салават»:

— Говоря о спаде турпотока в Казань, надо учесть еще и тот фактор, что предыдущие два-три года наш город посещался очень сильно. Большая масса туристов увидела столицу РТ, что и вызвало некую перенасыщенность. Было много рекламы, много событий... Так что после большого наплыва спрос всегда бывает небольшой. И это происходит не только в Казани, но и по другим направлениям. Нужно время, чтобы турпоток как бы релаксировался и опять вышел на хороший уровень посещаемости. Это эффект перенасыщения. Такое бывает и в физике, и в химии. Когда данный спад закончится, сложно сказать. Однако на следующий год у нас пройдет чемпионат мира по футболу, людей к нам приедет гораздо больше, потому уровень прошлых двух-трех лет восстановится уже на следующий год.

Выезды же за рубеж обусловлены прежде всего набором предложений. Сегодня из Казани не так уж и много вариантов для выезда. До этого большой спрос был на Арабские Эмираты как на ближайший морской средиземноморский курорт. В Таиланд тоже были популярные рейсы. Ожидаем, что в ближайшие недели откроется Турция — на нее будет довольно большой спрос. Люди соскучились, потому что там подходящие цены и вылет прямо из Казани. Из европейских стран остается хороший спрос на чешские Карловы Вары — он связан с санаторным лечением, ну и некоторые экскурсионные туры в Европу. С Испанией и другими европейскими операторами пока еще такого ажиотажа нет, потому что цены кусаются. Это связано и курсом евро, и со снижением доходов населения, поэтому пока сложно предугадать, как будут востребованы европейские курорты.