Представители судебного корпуса со всей России и стран ближайшего зарубежья прибыли в Казань, чтобы принять участие в конференции «Реформа суда присяжных в РФ на современном этапе: проблемы и перспективы» Представители судебного корпуса со всей России и стран ближайшего зарубежья прибыли в Казань, чтобы обсудить реформу суда присяжных

«ЧТОБЫ ЛЮДИ ВЫНОСИЛИ ВЕРДИКТЫ — ВИНОВЕН ИЛИ НЕВИНОВЕН»

Представители судебного корпуса со всей России и стран ближайшего зарубежья прибыли в Казань, чтобы принять участие в конференции «Реформа суда присяжных в РФ на современном этапе: проблемы и перспективы». Отметим, маховик судебной реформы в свое время был запущен президентом России Владимиром Путиным. Часть поправок в законодательство вступает в силу уже 1 июня этого года, но большинство только с 1 июня 2018 года.

Самый громкий пункт «путинской судебной реформы» (ее окрестили так по аналогии с реформой Александра II, проведенной в середине XIX века) касается возвращения коллегий присяжных заседателей на районный судебный уровень. При этом численность присяжных значительно сократится: в коллегиях Верховных, областных и краевых судов теперь вершить судьбу подсудимых будет 8 человек вместо 12. В районных же судах их будет и того меньше — 6 человек на рассмотрение одного уголовного дела. Именно в районные суды можно будет вызывать присяжных в июне 2018 года.

«В России на уровне районных судов коллегий присяжных не было. Это сложилось у нас на областном звене, в Верховных судах, вроде система функционирует. Но общество считает необходимым введение судов присяжных и на районном уровне, и расширение самого состава преступлений, которые подлежат рассмотрению судом присяжных», — разъяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» перед началом конференции председатель Верховного суда Татарстана Ильгиз Гилазов.

По словам председателя ВС РТ, реформы требует Конституция РФ, что позволит представителям общества участвовать в судебных заседаниях. «Сегодня очень малое количество судов рассматривается присяжными на уровне областного звена. Фактически если в старые добрые советские времена народ в массовом порядке участвовал [в судебном процессе], то сегодня он в нем участия не принимает. Гражданское общество, Общественная палата считают, что необходимо расширить применение института присяжных для того, чтобы именно люди выносили вердикты — виновен или невиновен. А судья уже потом квалифицировал наказание», — отмечает он.

Ильгиз Гилазов Ильгиз Гилазов: «Общество считает необходимым введение судов присяжных и на районном уровне, и расширение самого состава преступлений, которые подлежат рассмотрению судом присяжных»

«Процедура отбора та же. Не могут быть наркоманы, алкоголики, судимые, недееспособные, возрастные ограничения есть. То есть по спискам избирателей путем компьютерной выборки проводится вот этот отбор. Высылаются повестки, люди приходят к нам. Там у сторон есть право на мотивированные отводы, немотивированные отводы. То есть вся процедура остается та же», — объяснил корреспонденту издания зампредседателя Верховного суда РТ Максим Беляев.

Ложкой дегтя в этой бочке реформ станет исполнение технического регламента работы коллегий присяжных. По словам председателя ВС РТ, в законодательстве есть четкие параметры организации работы коллегии присяжных заседателей, часть из которых едва ли исполнимы в отношении ряда районных судов или потребуют немалых затрат. Например, народные судьи должны иметь свою совещательную комнату, более того, их необходимо обеспечить персональным туалетом. «По пути из зала заседаний в совещательную комнату они не должны пересекаться с публичной зоной для того, чтобы не было какого-то контакта с окружающими», — уточнил Гилазов. Почти два месяца назад на федеральном уровне был озвучен прейскурант реформы. По словам зампредседателя Верховного суда РФ Владимира Давыдова, на исполнение нового законодательства потребуется 12 млрд. рублей.

«Это же очень большие реконструкции требуются, — признает Гилазов. — Как один из вариантов мы предполагаем, что, возможно, у нас будут какие-то базовые суды — как в Набережных Челнах — для нескольких районов». Беляев также довольно оптимистичен в прогнозах. Он приводит в пример ДК «Юность», который сначала успешно принимал процесс по уголовному делу о трагедии теплохода «Булгария», сейчас там рассматривается дело «Адмирала». «Кроме того, дела по организованным преступным сообществам рассматривались в спортивном зале Советского РОВД, — напомнил зампредседателя ВС РТ. — Думаю, проблемы будут решаться таким образом».

Любопытно, что возвращать коллегии присяжных заседателей в районные суды в ВС планируют под строгим присмотром. По словам Беляева, каждый первый процесс с коллегией присяжных заседателей (без разницы, в каком районе или городе республики он будет проходить) будет рассматриваться под «ручным управлением» Верховного суда Татарстана.

«Не секрет, даже когда рассматриваются дела судьей Верховного суда, остальные помогают, подсказывают — более опытные коллеги. В районах таких коллег нет, — признает зампред ВС РТ, исключая Высокогорский и Советский райсуды. — Там председателями назначены наши судьи первой инстанции. У них как раз проблем и не будет»

Валентин Ершов Валентин Ершов

«С УЧАСТИЕМ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ СНИЖАЕТСЯ РИСК СУДЕБНОЙ ОШИБКИ»

На самой конференции, в которой кроме Гилазова и Беляева принимали участие председатель Конституционного суда РТ Фархат Хуснутдинов, ректор Российского государственного университета права Валентин Ершов, председатель Российского объединения судей РФ Юрий Сидоренко, было заслушано несколько докладов.

С приветственной речью выступил Ершов, почему-то, несмотря на тему конференции, рассказав о том, каким образом научная деятельность строится в современных российских и европейских юридических вузах. Был и член совета по правам человека при президенте РФ Павел Чиков, который зачитал обращение главы совета Михаила Федотова, который в Казань приехать не смог. Он также добавил несколько историй из адвокатской практики — в частности, про дело так называемых участников БОРН, когда суды не смогли организовать нормальную работу присяжных заседателей.

Основная же часть первой секции конференции была отведена под доклад Беляева. «Необходимость более широкого привлечения населения к участию в осуществлении правосудия, на наш взгляд, очевидна, поскольку снижается степень риска судебной ошибки, — начал он свое выступление. — Присутствие представителей общества побуждает судей к более строгому соблюдению процедуры рассмотрения дела, увеличивает доверие населения к суду»

Беляев напомнил, что в случае, если подсудимый признается виновным коллегией присяжных, создается впечатление, что виновный приговорен не только судом, но и народом. При этом сохраняется общественный контроль за заседанием. «Оценивая возможное количество уголовных дел, которые будут рассматриваться с участием присяжных заседателей, нельзя забывать о том, что в целом в современном российском обществе востребованность суда присяжных невысокая», — признал Беляев. По словам зампреда ВС РТ, за 13 лет — с 2003 по 2016 годы — Верховный суд РТ рассматривал лишь 80 дел с участием коллегии заседателей. То есть порядка 8 процентов от всего массива дел. Цифры, мягко говоря, совсем не большие. Тем не менее районные суды может ожидать всплеск интереса со стороны подсудимых к этому институту. «Не исключено, что в начале практически по всем делам соответствующей подсудности будут заявлены ходатайства о рассмотрении с участием присяжных заседателей», — добавил он.

Максим Беляев Максим Беляев затронул тему отбора присяжных, к которому нужно подойти максимально ответственно и профессионально: «Только качество может спасти наши суды»

Отдельно акцентировал Беляев свое внимание на грядущих проблемах с явкой присяжных — абсолютное большинство из них заявляют о самоотводе или банально не являются в суд. В России максимальное наказание за это — денежный штраф. В пример он привел США, где за неявки бывают и административные наказания, и ограничение свободы. Возможно, решить эту проблему поможет увеличение вознаграждения за работу судьи. На данный момент присяжные получают по 500 рублей в день, то есть половину от суточной зарплаты судьи.

Докладчик кратко пробежался по основным тезисам: рассматривать уголовные дела с участием присяжных должны лишь самые опытные судьи, надо следить за надлежащим оборудованием, на начальном этапе проводить специальные обучающие курсы повышения квалификации, заранее очертить круг потенциальных членов коллегий и обдумать вопрос с оперативностью рассмотрения дел, которые могут тянуться годами.

«Оценивая опыт предшествующих лет, можно сказать о недостатке пропаганды со стороны государственных и медийных структур о важности миссии присяжного заседателя в отправлении правосудия. Присутствует здесь и определенная недоработка законодателя в обеспечении присяжного привлекательными правами и гарантиями, — с горечью отметил Беляев в конце выступления. — И в настоящее время в обществе практически не ведется какая-либо просветительская работа, связанная с ролью присяжных заседателей в отправлении правосудия. Как правило, обсуждаются вопросы о существующих проблемах рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, однако отсутствуют публикации для присяжных заседателей, которые в доступной форме помогли бы гражданину, участвующему в уголовном процессе в этом статусе, разобраться в особенностях и тонкостях этой важной миссии».

Павел Чиков Павел Чиков рассказал несколько историй из адвокатской практики — в частности, про дело так называемых участников БОРН, когда суды не смогли организовать нормальную работу присяжных заседателей

АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПРИСЯЖНЫХ: ДЕЛА, ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ И «ЖИТЕЙСКИЙ ОПЫТ»

Напомним, в конце февраля председатель ВС РТ Гилазов и его заместитель Беляев на коллегии уже затронули особенности участия в процессе присяжных заседателей. Так, Гилазов обьявил, что с 2018 года присяжные заработают в районных судах. Готовность к нововведению есть — среди судей проходят специальные стажировки.

Беляев же в своем выступлении затронул тему отбора присяжных, к которому нужно подойти максимально ответственно и профессионально. «Только качество может спасти в данном случае наши суды», — заявил тогда Беляев.

С качества зампредседателя ВС РТ начал и доклад на конференции. По его словам, привлечение коллегии присяжных снизит риск ошибки при вынесении приговора. «Участие граждан способно уменьшить влияние профессиональной деформации на принятие решения, увеличит доверие к суду у населения», — заявил Беляев. Приближенность к народу, по словам спикера, прибавит суду не только авторитет, но и житейский смысл. Вместе с тем это повысит состязательность процесса и ответственность правоохранительных органов.

Далее Беляев конкретизировал, что именно войдет в компетенцию присяжных заседателей. В основном им предстоит рассматривать уголовные дела, предусмотренные ч. 1 ст. 105 («Убийство без отягчающих обстоятельств») и ч. 4 ст. 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего»). Из 15 - 20 тыс. подобных процессов, проходящих ежегодно в судах, часть попадет в руки присяжных. В районных судах с участием присяжных заседателей могут рассматриваться уголовные дела, предусмотренные ч. 2 ст. 105 («Убийство с отягчающими обстоятельствами»), ст. 277 («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»), ст. 295 («Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»), ст. 317 («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа») и ст. 357 УК РФ («Геноцид»). Спикер допустил, что количество ходатайств о привлечении граждан в суд для вынесения вердикта увеличится.

. Беляев предложил на законодательном уровне рассмотреть возможность возрождения следующей модели процесса: судья и и два народных заседателя, как это было в СССР

Отдельная тема — организация «народного суда», за которой стоят экономические затраты, отбор и явка, место проведения заседаний, а также их оснащение для демонстрации фото, видео, таблиц. «Строить новые здания для проведения единичных судебных процессов с участием присяжных экономически нецелесообразно. В этой связи районным и городским судам придется арендовать соответствующие помещения. В практике работы татарстанских судов были случаи рассмотрения дел с большим числом подсудимых в домах культуры, спортзалах и других зданиях», — напомнил спикер.

Беляев обратился и к опыту прошлого. Так, в 1904 году в Казани 14 присяжных рассматривали дело по краже и сожжению Казанской иконы Божией Матери, столько же было и конвойных. Окружной суд охраняли пешая и конная полиции. На процесс по входным билетам допускались «зрители», которые даже перепродавали свои пропуски. Помимо них, на процессе присутствовали местные и иногородние репортеры, а также криминалисты. Заседания длились по 14 часов с перерывами на три часа. «Все это время присяжные жили в помещении суда, а в особой комнате круглосуточно дежурил врач», — описал докладчик показательный во всех смыслах процесс.

Вопрос финансового вознаграждения, по мнению зампредседателя ВС РТ, также немаловажен. В связи с этим он попросил подумать, как повысить «зарплату» присяжного заседателя. Заключительным предложением от Беляева было на законодательном уровне рассмотреть возможность возрождения следующей модели процесса: судья и два народных заседателя, как это было в СССР. Можно прибегнуть и к поэтапному введению суда присяжных в 9 субъектах РФ, а затем в остальных.