. Сегодня СКР по РТ объявил о завершении расследования уголовного дела в отношении ячейки международного религиозного объединения «Таблиги Джамаат», действовавшего на территории РТ
Фото: ©Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

ПОЛГОДА СЛЕДСТВИЯ И 9 ЗАДЕРЖАННЫХ ЭКСТРЕМИСТОВ

Сегодня СКР по РТ объявил о завершении расследования уголовного дела в отношении ячейки международного религиозного объединения «Таблиги Джамаат» (запрещено в России прим. ред.), действовавшего на территории Татарстана. По делу проходят 9 человек — 29-летний Мубаракзян Вафин, 41-летний Салават Баязитов, 44-летний Ильгиз Загидуллин, 35-летний Марат Шарифуллин, 37-летний Ренат Насретдинов, 53-летний Гаяр Судияров, 45-летний Рамиль Султанов, 43-летний Ленар Зиятдинов и 28-летний Хадятулло Хасанов. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 282.2 УК РФ («Участие в деятельности религиозного объединения, в отношении которого судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности»).

Уголовное дело было возбуждено СКР по РТ 13 октября 2016 года после того, как сотрудники УФСБ по РТ практически полгода собирали доказательную базу в отношении пропагандистов радикальной формы ислама и идей создания исламского государства «Всемирный халифат». Оперативный материал представляет собой аудио- и видеозаписи собраний участников джамаата, а также изъятую у них экстремистскую литературу. 28 марта этого года дело было направлено в прокуратуру РТ, а накануне подписано. Ожидается, что в ближайшее время 9 участников сообщества «Таблиги Джамаат», которые сейчас находятся в Чистопольском СИЗО №5, предстанут перед Набережночелнинским городским судом.

О существовании в Татарстане ячейки «Таблиги Джамаат» республика узнала 20 октября, когда были задержаны 7 активных экстремистов. Тогда спецслужбы сообщали, что вместе с арестами произошли масштабные обыски по 39 адресам проживания 34 лидеров и активных сторонников «Таблиги Джамаата» в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске, Азнакаево, а также в Рыбно-Слободском, Кукморском и Сабинском районах Татарстана. После обысков были изъяты запрещенные книги, блокноты с рукописными текстами, цифровые носители, а также различные документы, в которых имеются сведения о ведении ими пропаганды агрессивного и нетрадиционного для Татарстана ислама.

Через неделю после этого ФСБ сообщала о задержании еще двух членов экстремистской ячейки. На этот раз в руки правоохранительных органов попали Гаяр Судияров, отвечавший в группе за финансы и организацию выездов за рубеж, а также организатор радикальной религиозной ячейки Ильгиз Загидуллин.

Причастность к совершению преступления обвиняемые признали. Судом по ходатайству следователя в отношении них избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

«ТАДЖИКИ, УЗБЕКИ И КИРГИЗЫ ЯВЛЯЛИСЬ ПРИОРИТЕТНОЙ ЦЕЛЬЮ»

Первые семена «Таблиги Джамаата» упали на непривычную к радикальному исламу татарстанскую землю в середине 90-х. Тогда республику наводнили сторонники радикального ислама из Пакистана, завербовав себе сторонников. У истоков радикальной группы, по версии следствия, стоял Загидуллин, взявший на себя роль экстремистского пастыря. Остальные присоединились к сомнительному религиозному течению намного позже — в большинстве своем с 2005 по 2006 год. Практически все проходили обучение за границей — в Индии, Бангладеше и Пакистане. Наиболее полными знаниями ислама обладали Зиятдинов и Загидуллин, их еще часто называли самыми авторитетными таблигами в Татарстане. Всех участников группы объединяла одна общая задача — поиск и склонение на свою сторону все новых и новых членов.

Участников организации не смутило решение Верховного суда РФ, который в 2009 году признал деятельность религиозной организации запрещенной, они продолжили проводить собрания и вербовку сторонников в Казани, Набережных Челнах, Азнакаево и других населенных пунктах.

Впрочем, на пути к установлению всемирного халифата члены «Таблиги Джамаата» избирали до крайности мирные тропы. Главный инструмент — агитация и вербовка своих сторонников среди адептов ислама. С этой целью участники экстремистской ячейки совершали неоднократные вылазки в города и районы Татарстана. Назывались такие турне хуруджами и продолжались от трех дней до четырех месяцев. Во время таких вылазок, больше представляющих религиозный туризм, проводились собрания (машура), где функционеры религиозного движения совершали дагват, то есть призывали присоединиться к исламу, чтобы потом войти в состав ячейки «Таблиги Джамаат». Встречи проходили в азнакаевских мечетях «Ак Мечеть», «Азнакай Нуры», приходе «Ислах», казанских мечетях «Казан Нуры», «Ризван», «Хузейфа», челнинских храмах «Ак Мечеть», «Каусар», «Ихлас», «Чишма» и многих других. Зачастую собрания (машура) проходили просто на улице, напротив какого-нибудь торгового центра, кафе, или же на съемных квартирах.

Однако сотрудники правоохранительных органов считают, что мирные методы — только вершина айсберга. «Это религиозное движение, по сути, представляло собой кадровое агентство для „Аль-Каиды“ и для „Талибана“, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ следователь-криминалист СКР по РТ Алексей Иванов. — Начинают они безобидно — привлекают на свою сторону мусульман убеждениями, что их вера самая правильная. После этого начинается пропаганда с целью введения нового члена в „Таблиги Джамаат“, а затем они убеждают сторонника посетить Пакистан, Бангладеш и Индию — родину движения, чтобы получить определенные религиозные знания».

Свидетели, которые проходят по делу, указывают на то, что на этапе пребывания в другой стране участники «Таблиги Джамаата» легко могут войти в другие, более радикальные религиозные движения, были случаи, когда они принимали участие в вооруженных конфликтах.

«Сами члены татарстанской ячейки могли никого никуда не агитировать, но их призыв приводил к тому, что заблудшие сторонники оказались в итоге привлечены к ответственности по статье 205 УК РФ („Терроризм“), — пояснил Иванов. — В целом сеть участников „Таблиги Джамаата“ очень большая: если потянуть за одну ниточку, можно дойти до Киргизии».

В то же время «Таблиги Джамаат» существенно отличается от запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», над членами которой в Татарстане в марте начался суд, или религиозных фанатов «Чистопольского джамаата», 9 участников которого в конце марта Казанский военный гарнизонный суд отправил в тюрьму на 170 лет.

«У других запрещенных религиозных образований джихад — это активная борьба за установление всемирного халифата в срочной или среднесрочной перспективе, а в случае с „Таблиги Джамаатом“ речь идет о постепенном строительстве этого халифата, — пояснил следователь. — Члены „Таблиги“ „воюют“ не с автоматом, а с книгой в руках, их цель — вербовка сторонников всемирного халифата до тех пор, пока их не станет больше, чем верующих всех религий. Но как сторонники этого объединения будут проявлять себя дальше — непонятно, будут ли они проявлять свою волю с помощью оружия — неясно. Но государство приняло запрет, чтобы исключить эту возможность».

Целевая аудитория вербовки религиозных фанатиков раскрывается в материалах уголовного дела. «В Набережных Челнах с 40-дневным сафаром находилась группа таблиг из Азнакаево в составе четырех человек. Они сняли квартиру в 7-м комплексе, где проводили собрания. Днем они выезжали на рынки города, где работают таджики, узбеки, киргизы. Именно они являлись приоритетной категорией для напоминания о религии», — приводятся в материалах дела показания свидетеля следствия Ильгиза, которого также пытались вовлечь в экстремистскую организацию.

Из показаний Ильгиза следует, что многие из обращенных в новую веру со временем выходили из религиозной организации, так как боялись разоблачения и преследования со стороны правоохранителей: «Все прекрасно знали, что это сообщество запрещено». Поэтому оценить масштабы вовлеченных в экстремистскую секту представляется сегодня практически невозможно. В материалах уголовного дела фигурируют порядка 20 человек, которые рассказали о том, что их пытались рекрутировать.

Любопытно, что, согласно обвинительному заключению, лидер группы, находящейся на нелегальном положении, в ходе расследования так и не был раскрыт. В материалах дела таковым называется некий господин М, которого сами экстремисты часто называли «таджик Хадиятулла». Такое прозвище наталкивает на мысль, что под этим именем имеется в виду 28-летний Хасанов, однако он менее всего подходит на роль руководителя, так как примкнул к ячейке последним. Кроме того, передача в суд дела 9 членов «Таблиги Джамаата» не означает завершения расследования. В отдельное производство выделено еще одно уголовное дело в отношении других лиц, которые пока еще не установлены.

20 МЛН. ПРИВЕРЖЕНЦЕВ ПО ВСЕМУ МИРУ

В отличие от России во многих странах мира движение «Таблиги Джамаат» существует вполне легально. Оно было основано в 1926 году в Индии Муххамедом Ильясом аль-Кандахляви, после чего распространилось на Пакистан и Бангладеш. Главное отличие этого религиозного течения от традиционного ислама заключается в собственной трактовке тартиба, совершения призыва. По своей сути таблиги являются альтруистами, которые не проявляют открытой агрессии. Они часто одеваются в пакистанские одежды и отпускают бороды, но сбривают усы, не любят ходить с непокрытой головой и предпочитают вести аскетический образ жизни: спать на полу, есть руками, одеваться как пророки и не работать. От последователей таблига требуется: правильное произнесение слов веры, регулярные пятикратные молитвы, чтение Корана для себя и других, ежедневное произнесение зикров, а также доброе и братское отношение к другим мусульманам, причем только к ним.

Сегодня, по некоторым оценкам, «Таблиги Джамаат» насчитывает до 20 млн. последователей по всему миру. Сторонников секты ярко характеризует социальная отрешенность. Они предпочитают не работать, а для обеспечения своего будущего не гнушаются жениться на состоятельных женщинах. При этом после создания семьи они уходят от социальных обязательств. Для 40-дневных выездов в другую страну они с легкостью бросают семьи и уезжают из дома.

Основная цель таблигов — восстановить могущество над неверными, которым в далеком прошлом обладали мусульмане. Сделать это возможно путем возврата к строгому исполнению норм шариата, отказавшись от западного образа жизни, который рассматривается как «враждебный» исламу. Для этого нужно обратиться к миссионерскому джихаду — единственной обязанности праведного мусульманина в земной жизни. При этом военный джихад как способ распространения ислама фактически отвергается представителями «Таблиги Джамаата», но и не исключается в будущем. Именно за это сходство данного течения ислама его приравнивают к идеологии джихадистов ваххабитского салафитского толка, которую исповедуют террористы. Как правило, приверженцы этого течения становятся в последующем активными участниками «Аль-Каиды» и «Талибана». Бывшие члены «Таблиги Джамаата» устраивали теракты во Франции, Узбекистане, Индии.

Идеология «Таблиги Джамаата» начала проникать в Татарстан в 90-е годы вместе с миссионерами из Индии и Пакистана и быстро нашла своих последователей среди мусульманского населения. Однако после официального запрета в 2009 году многие отреклись или ушли в подполье. Приверженцы идеологии в республике с 2015 года предпринимают попытки активизации своей миссионерской работы. Только в 2015 году сотрудниками ФСБ было зафиксировано 14 конспиративных собраний в городах Татарстана таблигов из Башкортостана, Удмуртии, Чувашии, Самарской, Кировской, Ульяновской областей.