К СЕНТЯБРЮ ФАС ОБЕЩАЛА ЛАВИНУ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

Трехдневный съезд Союза независимых сетей России (СНСР) прошел в конце прошлой недели в Набережных Челнах — на своей территории собственников и менеджеров региональных торговых сетей собрал ТД «Челны-хлеб» Эдуарда Юнусова. Около сотни участников из разных регионов от Читы до Калининграда ознакомились с самыми успешными проектами своих коллег, а также исследовали управленческие и производственные технологии группы «Челны-хлеб». Центральным же событием съезда стала конференция в отеле Open City, посвященная нестабильному состоянию отрасли в свете новой редакции «Закона о торговле», вступившей в силу с начала года.

Модератором конференции выступил председатель координационного совета СНСР Олег Пономарев, сам являющийся собственником калининградского ТД «Семья», а главным спикером — директор по взаимодействию с партнерами и ключевыми клиентами юридической компании «Клифф» Елена Аксенова. В условиях адаптации к новому закону юристы стали для небольших сетей главной опорой перед лицом Федеральной антимонопольной службы. Аксенова напомнила об основных изменениях закона и рассказала, как минимизировать риски миллионных штрафов со стороны ФАС.

На приведение договоров с поставщиками в соответствие новым нормам ретейлу дали полгода, однако собственники до последнего надеялись получить на разбег весь 2017 год. Тем не менее как только закон вступил в силу, ФАС незамедлительно вышел в поле с проверками и в первую очередь зашел именно в региональные и муниципальные сети. Такую тактику ФАС объяснил тем, что раньше регионалов просто не трогали, а теперь пришло время. За февраль и март антимонопольщики провели 700 проверок в 69 регионах, проанализировали 11,3 тыс. договоров и нашли в них 1,3 тысячи нарушений. Об этих цифрах ФАС отчитался 20 марта на экспертном совете. «Процент пока небольшой, но ФАС сказал, что он продлевает сроки проверок, будет искать глубже и наращивать доказательную базу для возбуждения дел», — предупредила Аксенова. Сейчас регионалам остается с трепетом ждать первой судебной практики и надеяться, что новая редакция «Закона о торговле» не последняя. Иммунитет к изменениям, по словам Аксеновой, коснется только тех микрокомпаний, чья совокупная выручка не превышает 400 млн. рублей.

Напомним, в актуальной редакции прежде всего уточнено само понятие торговой сети. Если раньше определение подразумевало несколько магазинов под общим управлением, то теперь к сети относятся торговые объекты группы лиц, объединенных хозяйствующей деятельностью, а также любые связанные юрлица, занятые предоставлением дополнительных услуг поставщикам, таких как реклама товара, маркетинг, логистика и прочее.

Закон отныне требует полной прозрачности в работе с контрагентами — ФАС, например, была очень недовольна отсутствием у некоторых торговых компаний сайта с условиями отбора поставщиков. Штраф за отсутствие доступной и понятной информации (четких критериев не сформулировано) — 300 - 500 тыс. рублей. Сокращены сроки оплаты поставок: проверка ФАС выявила 439 нарушений новых сроков, а это 1 - 5 млн. рублей штрафа. Сократился совокупный размер вознаграждений сетям за дополнительные услуги до 5% от товарооборота с поставщиком (282 нарушения, штрафы 3 - 5 млн. рублей). Причем либо договор об услугах больше не может быть отдельным, либо, и желательно, предоставлять их должны независимые компании. Многие договорные условия, практиковавшиеся ранее, запрещены. Поскольку услуги на практике не могут быть зафиксированы в процентах от товарооборота, ФАС требует формировать прайс-листы с четкими описаниями и тарифами за каждую услугу, едиными для всех. Несколько крупных сетей были оштрафованы за то, что выставляли стоимость услуг в процентах от товарооборота. «Получалось, что поставщик кефира за участие в акции платит 100 рублей, а поставщик водки за то же самое — миллион», — пояснила Аксенова. За такие действия, регламентированные старой редакцией закона, но не новой, «Ашан» был оштрафован примерно на 80 млн. рублей, штраф «Метро» превысил 160 млн. рублей. К сентябрю ФАС обещала предоставить более впечатляющие показатели проверок, но в первую очередь по региональным сетям.

«СЕГОДНЯ В АЛЬЯНС КРУПНЕЙШИХ СЕТЕЙ ВХОДЯТ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ»

Обобщая, «Закон о торговле» внес жесткие рамки в отношения между ретейлом и поставщиками, которые способны вывести с рынка часть игроков. Хорошая новость для сетей заключается в том, что ФАС наконец признала факт дискриминации регионалов со стороны крупных поставщиков, а это главная угроза выживаемости местных сетей. Крупные поставщики предлагают разные цены и разные скидки ретейлерам в зависимости от масштаба их бизнеса, тем самым поддерживая монополизацию рынка. Однако пока регулятор сосредоточился на обидах третьей стороны — поставщиков поменьше, которые уже много лет жалуются на сети, что обдирают производителя всевозможными видами ретробонусов, допуслуг и штрафов.

Пономарев, в частности, являясь образцом успешного регионального ретейлера, поделился опытом своего взаимодействия с контрагентами. «Наша сеть в своей практике отказалась от 5 процентов ретробонусов, — сообщил он. — Мы всем поставщикам сказали: нас интересуют только две наценки. Один базис — это поставка на распределительный центр, другой — поставка в магазин. В нашем маленьком регионе мы смогли проконтролировать, чтобы у конкурентов были идентичные условия». Председатель СНСР считает создание своего распределительного центра (РЦ) необходимым условием выживания любой сети, и этот факт, по его мнению, полностью уничтожит институт оптовых поставщиков. 95% товаров, исключая, условно говоря, хлеб, поставщики должны доставлять до РЦ, откуда сеть будет развозить товар по магазинам собственными силами. Иначе говоря, регионалы должны предоставить поставщикам ту же логистику, что и крупняки — тогда проще будет требовать равных с федералами цен на поставки и конкурировать с ними.

Пономарев вообще продемонстрировал на встрече наиболее оптимистичный взгляд на обстоятельства. В комментарии «БИЗНЕС Online» он высказался о нормах нового закона в противоречии тревожному духу конференции. «Изменения направлены на снижение дискриминации со стороны крупных федеральных поставщиков, которые предоставляют совершенно разные условия местным сетям и федеральным. Пользуясь эффектом масштаба, федеральные лидеры откровенно демпингуют на региональных рынках для того, чтобы уничтожить местные сети, а вместе с ними похоронить и местных производителей. Мы понимаем, что сегодня в альянс крупнейших сетей входят и федеральные производители, которые приходят сразу со своими поставщиками — как федеральными, так и международными. В первой редакции закона оставались широкие лазейки именно для федеральных компаний, которые обладают сильным административным и лоббистским ресурсом. Но ФАС выступила четко на нашей стороне, и мы как Союз приняли активное участие в работе над финальными поправками. Закон позволяет сегодня местным производителям, фермерам прежде всего, попадать на полки любых сетей, все зависит от дальнейшей работы ФАС и прокуратуры. Резюмируя, лучше бы новой редакции вообще не было, но последними корректировками мы удовлетворены. Я уверен, что у тех сетей, которые глубоко занимаются своим делом, таких, как «Челны-хлеб», «Агат», «Дуслык», хорошее, светлое будущее».

«В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ЧИСЛО И ПОСТАВЩИКОВ, И РЕТЕЙЛЕРОВ БУДЕТ СОКРАЩАТЬСЯ»

Мнение самого собственника «Челны-хлеба» далеко не столь лояльно к законотворцам — он скорее разделяет коллективную точку зрения сетевиков о том, что жесткие нормы стали очередным бичом для регионалов, а лидеры рынка перенесут их безболезненно.

«По моим приблизительным подсчетам, ключевые федеральные сети в Казани практически приблизились к порогу 25 процентов, — сообщил Юнусов (поясним, что одной из положительных норм закона стало ограничение доли сетевой компании в регионе четвертью рынка). — Будет ли теперь их доля тихо расти или республика все-таки станет отстаивать рынок? Ведь это вторжение, а стратегия защиты и развития местных сетей на сегодняшний день отсутствует. Кто мы, регионалы, в этой ситуации? Мы имеем разницу в цене поставок под 30 процентов. Продукция некоторых производителей в некоторых магазинах продается дешевле, чем мы ее у тех же производителей закупаем. Айрат Хайруллин (основатель сети «Эдельвейс»прим. ред.) на днях озвучил рентабельность на уровне 0,5 - 1 процента , и это абсолютно верные цифры, хотя многие считают, что ретейлеры прибедняются. Мы сами практически подошли к тому, что легче сдать свои площади в аренду и получать примерно те же деньги, чем вести бизнес. Поверьте, та сладость, которую мы сегодня получаем в ценниках ретейлеров федерального уровня, растает, как только регионалов вытеснят с рынка, и тогда для всех наступит серая обыденность. Какой предприниматель, какой фермер сможет поехать сегодня в Краснодар на переговоры? У федералов в структурах даже менеджеров нет для переговоров такого уровня. Закон о торговле — это документ, который создали крупные игроки-монополисты, средний бизнес получил только проблемы, а для малого уже не осталось никаких форматов торговли».

Подробнее о проблематике вокруг нового закона, о его тонких местах и последствиях для региональных игроков в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказал исполнительный директор СНСР Сергей Кузнецов — один из главных представителей Союза в переговорах с госорганами и регуляторами рынка.

«Никто в принципе не удовлетворен, — считает Кузнецов, имея в виду как региональные сети, так и их поставщиков. — Мы видим, что цена закупки для региональных сетей на 30 процентов выше, чем для крупных федеральных, и говорим о том, что разумнее идти не к ужесточению норм, а по пути создания условий для поддержки местных производителей и каналов сбыта для них. Можно сколько угодно субсидировать сельхозпроизводителя, но если ему некуда продавать продукцию, вся поддержка уходит в песок. Законопроект выдвигался именно с целью поддержки российских производителей. Но де-факто уже во время длительной кризисной стагнации число местных игроков сократилось, а в новых условиях этот процесс лишь ускоряется. Число как поставщиков, так и розничных сетей будет падать и дальше».

Кузнецов тоже подчеркивает, что закон устраняет часть рыночных механизмов в отношениях между поставщиком и сетью, но на крупные компании этот факт повлияет мало. «Взять хотя бы сокращение сроков платежей за поставки. Для того чтобы платить быстро, нужны оборотные средства. А у кого легкий доступ к банковским кредитам? У федералов с их капиталами и постоянным взаимодействием с банками. Это автоматически сказывается на финансовых показателях небольших компаний. Ведь что такое «крупный» и «малый»? Ключевые федеральные игроки — это более триллиона рублей оборота. Другие федеральные сети — это 300 - 400 миллиардов рублей. А региональная розница, которая, как правило, работает с местным производителем — это в пределах 30 миллиардов рублей. Концептуальный просчет закона в том, что он не делает различия между крупным и малым бизнесом, как это делают некоторые поставщики, продавая продукцию с разницей в 30 процентов. Заменить поставщика часто нет возможности, и это значит, что ты просто не можешь работать с данным товаром. Российское законодательство пытается создать преференции для малого и среднего бизнеса, но только не закон о торговле».

Сергей Кузнецов

РЕГИОНАЛЫ ВЫСТУПАЮТ ЗА КООПЕРАТИВ С МЕСТНЫМИ ПОСТАВЩИКАМИ

Чего не хватает в новой редакции, так это четких и понятных описаний некоторых феноменов — той же ценовой дискриминации, демпинга, собственно классификации торговых компаний по масштабу, иначе говоря, понятийной базы, на основе которой можно было бы выстроить необходимые регламенты. В части дискриминации со стороны поставщиков, по убеждению Кузнецова, прозрачных прайсов недостаточно — нужно выработать методологию борьбы с ней, в том числе для антимонопольного органа.

«Если у меня есть распределительный центр, как и у крупной сети, если в наши РЦ идет примерно одинаковое количество товара за один рейс, то расходы поставщика по обслуживанию тоже примерно равны. Следовательно, и цены для нас должны быть одинаковы. Что касается демпинга, то его довольно сложно квалифицировать, однако к вопросу необходимо деликатно подойти и все-таки включить его в закон о торговле. Если продавцов на рынке много, но все они продают одно и то же, будучи лишены альтернативы, то спустя время в рознице останутся только те, у кого была возможность демпинговать, как сейчас это делают крупные сети. Но нельзя путать политику демпинга с распродажами, например. Допустим, у меня скопилась продукция — хранить дорого, «оборотка» заморожена, срок годности выходит, и я вынужден ее распродать ниже закупочной цены. Важно, чтобы такие ситуации не рассматривались как порочная стратегия».

Олег Пономарев

Одним из важнейших упущенных моментов директор СНСР считает нормативную базу для кооперации местных сетей и производителей. Кооператив, совместно управляемый производителями и ретейлерами, должен был бы стать той промежуточной структурой, которая обеспечила бы фермерам сбыт продукции, и именно на нее следовало бы направить господдержку, которую сегодня фермер закапывает в землю, не имея выходов на рынок. «Я знаю, что многие участники нашего союза в этом направлении думают, и, когда мы встречаемся с разными органами власти, мы говорим, что готовы сделать пилотный проект», — сообщил Кузнецов. Он также подчеркнул, что актуальную критику закона о торговле, которая доносится из всех регионов, не стоит воспринимать как мольбы о помощи со стороны маленьких компаний. Участники СНСР — это конкурентоспособные современные предприятия, и выступают они именно за сохранение конкурентной среды, оберегая разнообразие рынка.

Резюмируя отзывы практиков, несколько лет дискуссий не сделали «Закон о торговле» законченным документом. К его плюсам можно отнести разве что ограничение присутствия сети в регионе 25 процентами, однако и при таких долях тенденции ведут к простой арифметике: ровно четыре крупнейших ретейлера в регионе — и закон соблюден. Конечно, контролеры признали факт ценовой дискриминации регионалов со стороны крупных поставщиков… Но лишь на словах, реальных инструментов для противодействия дискриминации не выработано, как и для борьбы с демпингом, который до сих пор не удалось четко квалифицировать. ФАС готова штрафовать за невнятные правила работы с поставщиками, но критериев «внятности» не предложено. Вместо формулировок — рекомендации: вознаграждения сетям от поставщиков не должны превышать 5% от товароооборота, но «мы то с вами понимаем, что услуги в процентах не посчитаешь, поэтому просто предлагайте «прозрачные» прайс-листы… А градус прозрачности мы определим сами». Широкое поле для толкований норм закона оставляет, как известно, простор для коррупции. Между тем ужесточение регламентов в отношениях с поставщиками, как, например, ускорение расчетов за поставки, лишь усугубляет процесс монополизации рынка, снова играя на руку крупнякам с их возможностями по привлечению заемных средств. Не ориентируясь на возможности малого и среднего бизнеса, закон ведет к дальнейшему сокращению местных сетей и поставщиков. Если процесс не остановить, их число будет стремиться к нулю, после чего розничные цены на монополизированном рынке станут неконтролируемы – таковы прогнозы региональных ретейлеров.