Пока банк не признают банкротом, невостребованные сотрудники уходят в простой, остальные получают официальные выплаты без премий Пока банк не признают банкротом, невостребованные сотрудники уходят в простой, остальные получают официальные выплаты без премий

«НАЧАЛЬСТВО НИЧЕГО НЕ ГОВОРИТ»

Как выяснил «БИЗНЕС Online», Татфондбанка, ИнтехБанка и Анкор Банка уже, по сути, нет, но их сотрудники по инерции все еще несут «трудовую вахту». Лишь небольшую часть работников ТФБ отправили в вынужденный простой, остальные каждый день ходят на работу. «Работаю в прежнем режиме, хотя почти все у нас в поисках работы, и я тоже», — прокомментировал «БИЗНЕС Online» ситуацию начальник IT-отдела одного из офисов Татфондбанка, проработавший в нем 7 лет. Но чем заняты работники и получают ли они зарплату? «В целом условия не изменились, только премиальные не выплачивают, поскольку они привязаны к финансовым показателям, — говорит наш собеседник. — Как таковой нагрузки у отдела нет, ведь клиенты к нам перестали приходить. Сколько еще это продлится — неизвестно, но по закону нас должны известить о сокращении минимум за два месяца». Схожая ситуация в ИнтехБанке. По словам бухгалтера Алины Сибгатуллиной, внешне ничего не изменилось: «Сотрудники приходят на работу в обычном режиме, сокращений по зарплате и паники пока нет, но начальство ничего не говорит, и многие, как и я, ищут работу». По словам старшего кассира Анкор Банка Елены Пироговой, нагрузка осталась прежней, хотя с клиентами уже дела не имеют: «Сейчас ведется внутренняя работа. Если найду работу — уйду, официальной процедуры увольнения ждать не стану, хотя в этом банке 22 года работаю».

Относительно бодрое настроение опрошенных объясняется тем, что отзыв лицензии и назначение временной администрации не основание для увольнения. «По Трудовому кодексу РФ, основание для расторжения трудового договора с работником — ликвидация организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем», — объяснил «БИЗНЕС Online» юрист компании «Гейн и Партнеры» Иван Никулин. Добавим, что основанием для увольнения работников будет не факт завершения процедуры банкротства, а решение арбитражного суда о ликвидации. Пока банк не признают банкротом, невостребованные сотрудники уходят в простой, остальные получают официальные выплаты без премий. Во время простоя работникам платят не менее 2/3 средней зарплаты. Уже после признания организации банкротом конкурсный управляющий должен выплатить коллективу обязательное пособие, размер которого составляет не меньше одной средней зарплаты за месяц. «По общему правилу об увольнении в связи с ликвидацией организации работники должны быть предупреждены персонально и под роспись не менее чем за два месяца до прекращения трудового договора», — добавляет Никулин.

Именно по такой процедуре (простой и увольнение с выходным пособием) уволили сотрудников банка «Камский Горизонт», у которого лицензию отозвали еще в ноябре 2016 года, а 11 января этого года признали банкротом. Об этом корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказала одна из его бывших экономистов. По ее словам, команда конкурсного управляющего 15 февраля выдала коллективу трудовые книжки, выплатила неиспользованные отпускные, одно выходное пособие и деньги за отработанные дни. Больше в банке наша собеседница работать не собирается — вся нынешняя свистопляска в отрасли стала последней каплей: «Больше не рассматриваю банковскую деятельность — ищу работу на предприятиях: не хочется работать в банке, потому что там в основном нужны продажники — банковских продуктов, страховки, негосударственных пенсионных фондов, а я работала экономистом, продавать не умею».

ПОВОДОВ ДЛЯ ПАНИКИ НЕТ

На сайтах рекрутинговых агентств банковские служащие активизировались вовсю. Только за последнее время на HeadHunter обновилось около 500 резюме сотрудников ТФБ, ИнтехБанка и Анкор Банка, говорит руководитель пресс-службы компании в Поволжье Наталья Парфенова. В пресс-службе Superjob.ru «БИЗНЕС Online» рассказали, что средний возраст в выборке соискателей с последним опытом работы в одном из проблемных банков — 32 года. 80% — женщины. Средний стаж работы на последнем месте — 5 лет. Активнее всего работу ищут бухгалтеры (10%), руководители и начальники отделов (9%), экономисты (9%). Программистов — всего 1%. «Интерес банковских служащих Татарстана к поиску работы вырос с нового года, — отмечают в Superjob. — За январь рост составил 20 процентов». Впрочем, ситуация в банковской сфере совпадает с сезонным оживлением рынка труда: в целом по Татарстану количество резюме с января по февраль выросло на 27%.

Парфенова утверждает, что на их сайте число резюме по итогам февраля 2017 года выросло на 18% по сравнению с январем 2017 года и продолжает расти. Всего же сейчас в банковской сфере на одну открытую вакансию приходится 3,2 резюме кандидатов. Для сравнения: в конце 2016 года этот показатель был 2,6. Предложения о работе в банковской отрасли Татарстана на сегодня составляют 9% от всех вакансий по республике. Открытых вакансий в этой сфере по региону сейчас 1079. Так, только в казанском «АК БАРС» Банке, по словам директора по персоналу Сергея Куклина, порядка 80 вакантных должностей. «Банк наращивает рабочие места в направлении создания и развития цифровых сервисов и услуг, формируя так называемый банковский центр компетенций в сфере высоких технологий», — рассказывает он. Банк ищет системных аналитиков, программистов, проектного менеджера, требуются высококвалифицированные сотрудники в области управления сетью, построения продаж, разработки продуктов, методологии, маркетинга... В региональном филиале Сбербанка 47 вакансий, в основном это позиции с функцией обслуживания клиентов корпоративного и розничного блоков, говорится в ответе на запрос «БИЗНЕС Online». «Увеличения количества соискателей не наблюдается, а из вышеперечисленных банков самостоятельно обращаются единицы», — говорит начальник отдела подбора и карьерного развития управления по работе с персоналом отделения «Банк Татарстан» ПАО Сбербанк Айгуль Cаттарова.

«Если в целом характеризовать рынок труда в банковском секторе республики, то пока мы не наблюдаем резкого притока соискателей: динамика роста количества резюме в этой сфере не вызывает поводов для паники, — говорят в HeadHunter. — Отчасти это связано с тем, что некоторые кандидаты еще до начала кризиса в Татфондбанке находились в пассивном поиске работы. То есть они не обновляли резюме на сайте, не откликались на вакансии, но при этом согласились бы сменить работу, если бы им предложили гораздо лучшие условия».

Всего же сейчас в банковской сфере на одну открытую вакансию приходится 3,2 резюме кандидатов. Для сравнения: в конце 2016 года этот показатель был 2,6 Всего же сейчас в банковской сфере на одну открытую вакансию приходится 3,2 резюме кандидатов. Для сравнения: в конце 2016 года этот показатель был 2,6

БЕЗРАБОТНЫЙ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ВОДИТЕЛЬ, РАЗРАБОТЧИК С ЗАРПЛАТОЙ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ И НАЧАЛЬНИК ОФИСА ЗА 80 ТЫС. РУБЛЕЙ

На «трудовых» сайтах работу ищут в основном операционисты, бухгалтеры и менеджеры. Средний запрос — 20 - 35 тыс. рублей, а средний уровень предлагаемого работодателями вознаграждения, по словам Парфеновой, — 32 тысячи. Однако не все выставляют требование по зарплате. Так, 33-летний заместитель управляющего региональным офисом ТФБ лишь коротко описал круг своих обязанностей (кураторство над 11 допофисами по вопросам развития корпоративного бизнеса, налаживание партнерских отношений с крупным бизнесом) и указал хобби — бильярд, охота. Так же поступил 29-летний начальник отдела администрирования и развития сети ИнтехБанка. Он только заметил, что энергичен, предприимчив, клиентоориентирован и готов к переезду и длительным командировкам. С декабря 2016 года висит объявление о резюме персонального водителя, проработавшего в ТФБ 14,5 лет.

Впрочем, не все так скромны. Начальник офиса ТФБ в Нурлате просит 100 тыс. рублей. В ТФБ женщина проработала всего два года, зато у нее 20 лет стажа на нефтяных предприятиях. При этом соискательница предупреждает, что к переезду не готова. Видимо, искать работу с такой зарплатой женщина намеревается в Нурлате... Начальник управления методологии учета и контроля качества данных ТФБ выставляет требование в 85 тыс. рублей. В банках женщина работает с 1996 года, в структуру Роберта Мусина пришла еще в 2007-м... Аналогичную зарплату указывает и 33-летний начальник офиса ТФБ с 13-летним опытом работы в банковской сфере и обещает добросовестное отношение к работе. Интересно, что еще в декабре большинство занимающих подобные должности банкиров с легкостью требовали 200 тыс. рублей, теперь большинство начальников заполняет анкеты без указания оплаты.

У интехбанковцев запросы несколько ниже. Начальник IТ-отдела с 10-летним опытом работы на этом месте хочет всего 60 тыс. рублей. Главный экономист — 50 тысяч. Руководитель команды разработчиков информационной системы зарплату указал в долларах — 1 тыс., что сейчас аналогично примерно 57 тыс. рублей. Дополнительно о себе он ничего не указывает, зато сообщает, что хочет переехать — видимо, за границу, раз зарплату указывает в иностранной валюте... Запросы сотрудников Анкор Банка еще приземленнее. Больше всех просит главный специалист залоговой службы, который проработал в банке всего около года, — 55 тыс. рублей.

«ТАКИМИ СОТРУДНИКАМИ РАЗБРАСЫВАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ»

Старожилы банковского рынка РТ не припомнят, чтобы в РТ были массовые увольнения банковских сотрудников. «В Татарстане не было такой практики, это первый отзыв лицензии», — говорит председатель совета банковской ассоциации РТ Людмила Китайцева. По ее мнению, государство должно трудоустроить хотя бы половину оставшихся без работы клерков: «Поскольку ТФБ был на 50 процентов правительственным, нашему министерству труда надо посоветовать хотя бы 50 процентов этих людей трудоустроить». С ней солидарен бывший председатель правления ЗАО ГКБ «Автоградбанк», председатель финансового комитета ТПП Челнов Венера Иванова. По ее мнению, ажиотажа на рынке банковского труда не избежать, уже сегодня банковским служащим очень сложно устроиться на работу: «Вакансий однозначно не хватает, потому что идет оптимизация расходов банковской деятельности, соответственно, идет сокращение сотрудников. Вся работа идет на автоматизацию, и количество сотрудников будет минимизироваться».

В декабре прошлого года министр труда и занятости РТ Эльмира Зарипова говорила о 1,5 тыс. банковских вакансий, а также предлагала бесплатную программу по переобучению в центрах занятости В декабре прошлого года министр труда и занятости РТ Эльмира Зарипова говорила о 1,5 тыс. банковских вакансий, а также предлагала бесплатную программу по переобучению в центрах занятости

В декабре прошлого года министр труда и занятости РТ Эльмира Зарипова говорила о 1,5 тыс. банковских вакансий, а также предлагала бесплатную программу по переобучению в центрах занятости. И оба наших эксперта уверены: банковские специалисты смогут найти себя в любой другой отрасли. «Банковские специалисты всегда востребованы не только в своей сфере, но и на предприятиях», — указывает Иванова. «Сотрудники банков — очень грамотные специалисты, они дадут фору любым другим, даже московским, — уверена Китайцева. — Такими нашему городу и региону разбрасываться нельзя».

При этом никто, даже в минтруде, не может сказать, какого по количеству работников исхода надо ждать. Интересно, что в центры занятости республики информация о массовом высвобождении сотрудников «Камского Горизонта» до сих пор не поступала, сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минтруда. В декабре 2016 года на одной из пресс-конференций Зарипова упомянула, что в ТФБ и ИнтехБанке работают 3 - 4 тыс. человек. Прибавим к ним «Анкор» и получим 4 - 5 тыс. будущих безработных. Они могут присоединиться к 14 тыс. 824 собратьям по несчастью, зарегистрированным в РТ на январь-2017. Отметим, что в декабре, когда безработных было всего на 300 человек меньше, в минтруде ситуацию определили как самую позитивную за 20 лет. И вот тебе на — «высвобожденные» банковские клерки могут подпортить приятную статистику трудового Татарстана.