... В первую очередь с наступлением теплой погоды помоют дороги с высокой интенсивностью движения

«ПРИМЕНЕНИЕ СМЕСИ СПАСАЕТ НАС ЗИМОЙ, НО ДОБАВЛЯЕТ ХЛОПОТ ВЕСНОЙ»

С анализа итогов прошедшего зимнего периода начался сегодняшний деловой понедельник в исполкоме Казани. Впереди переход на летнее содержание дорог с мытьем дорог специальным шампунем и весенний двухмесячник саночистки. В первую очередь с наступлением теплой погоды помоют дороги с высокой интенсивностью движения (первой и второй категории).

«В нашей технологии предусмотрена первая помывка дорог с использованием специализированного шампуня, который смывает остатки реагента, соли, песка, — сообщил глава комитета внешнего благоустройства исполкома города Игорь Куляжев, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» в ходе пресс-подхода по итогам совещания. — Мы один раз при выходе из зимы моем дороги шампунем».

По словам Куляжева, шампунь поставляется в комплексе с твердым реагентом. В остальное летнее время дороги будут мыть без шампуня.

«Использовать его весь летний период нам не позволяет бюджет», — сказал глава комитета внешнего благоустройства, уточнив, что 10 литров шампуня хватает на заправку одной поливальной машины.

Для борьбы с обледенением дорог в городе на зимний период было заготовлено 100 тыс. т песко-соляной смеси и 9,5 тыс. т твердого реагента (использовался для обработки основных магистральных дорог с наиболее интенсивным движением). На сегодняшний день использовали 90 тыс. т противогололедного материала, в том числе все запасы реагента.

«Применение песко-соляной смеси спасает нас зимой, но, к сожалению, доставляет много хлопот весной, — взял слово ведущий аппаратного совещания глава исполкома Казани Денис Калинкин. — Надо все это убрать с дорог, чтобы не забивались ливневки, чтобы город был чистый».

В переходный период уже началась очистка дорог от скопившейся за зиму грязи и песка. Всего предстоит привести в порядок более 20 млн. кв. м дорог. По словам Куляжева, стоимость содержания 1 кв. м городской дороги первой категории зимой — 30 копеек, летом — 20 копеек.

Процесс уборки снега осложнялся погодными условиями: морозы неоднократно сменялись интенсивными снегопадами (с ноября выпало 225 мм осадков, что на 18% выше нормы, 7 мм осадков, напомним, — это сугроб высотой от 10 до 14 см в зависимости от влажности), метелями и переходами через 0, таковых было 24. В сезоне 2015 - 2016 годов переходов было 75. Наиболее снежным выдался декабрь 2016 года и февраль 2017-го.

«Резкие изменения погоды усложняли процесс уборки улиц, — сказал Куляжев. — В таких условиях в разы возрастали нагрузки по обработке дорог противогололедным материалом. Приходилось производить обработку и разметание дорог до трех раз в сутки при том, что в наши тарифы заложена однократная обработка в сутки».

На содержании улично-дорожной сети Казани ежесуточно было задействовано 560 единиц спецтехники. Всего с городских улиц вывезено 650 тыс. т снега, или около 130 тыс. самосвалов.

Половина объема снега утилизирована на шести стационарных снегоплавильных пунктах (в городе есть еще две передвижные снегоплавильные установки), остальной снег вывозился на 13 мест временного складирования.

НЕХВАТКА СРЕДСТВ И ГРЯДУЩАЯ САНОЧИСТКА ГОРОДА

Замечания к работе дорожных служб касались в основном несвоевременной очистки тротуаров, внутриквартальных проездов и поселковых дорог. Наибольшее количество жалоб в «Народный контроль» пришло на содержание поселковых дорог в жилмассивах Киндери, Северный, Отары, Малые Дербышки, Новое Юдино, содержание внутриквартальных проездов в Приволжском, Ново-Савиновском, Советском районах, а также ряда тротуаров по ул. Зорге, Фучика, пр. Ямашева, ул. Чистопольской, Толстого, Бутлерова.

«На это есть свои объективные причины, актуальным остается дефицит дорожных рабочих, нехватка, износ техники», — сказал Куляжев. Сегодня на коммунальных предприятиях работают 650 дорожных рабочих при минимальной сезонной потребности в 1550 человек. Средний износ техники — 40%. Особенно остро стоит вопрос приобретения 55 новых комбинированных дорожных машин.

«Финансовое состояние предприятий не позволяет им сделать это самим при существующих тарифах, которые не пересматривались в течение шести лет», — в очередной раз напомнил глава КВБ. В указанный период произошло увеличение стоимости ГСМ, средней зарплаты, коммунальных платежей.

«Качество содержания дорог этой зимой существенно повысилось, — все же признал глава исполкома Казани. — Даже несмотря на обилие осадков этой зимой серьезных пробок на дорогах из-за неубранного снега не было. Знаю, что не все казанцы со мной согласятся. Особенно те, кто проживает на периферии города. Мы неоднократно объясняли, что дороги второй и третьей категории имеют другую кратность уборки, в отличие от первой. Причина простая: график уборки и вывоза снега составляется исходя из выделенных на это бюджетных средств, а их, к сожалению, не так много, как хотелось бы».

Официальный период зимнего содержания дорог завершается 15 апреля. В летний период задействуют 270 единиц техники (52 вакуумные и подметально-уборочные машины, 109 поливомоечных машин). В настоящее время ведется переоборудование техники, которая может работать как в зимнем, так и летнем режиме (таких у коммунальных предприятий насчитывается 220 единиц).

По словам Куляжева, в городе уже начат ямочный ремонт дорог с использованием литого асфальтобетона (работы выполнены на площади в 8 тыс. кв. м, это ул. Максимова, Мусина, Меридианная). С наступлением теплой погоды ямочный ремонт продолжится большими картами с использованием твердого асфальтобетона.

Двухмесячник санитарной очистки и благоустройства начнется в городе с 1 апреля и завершится 31 мая. Общегородской субботник пройдет в Казани 29 апреля. Привести в порядок предстоит более 3,8 тыс. казанских дворов, парки и скверы площадью более 300 га, зеленые зоны вдоль улиц на площади 17 млн. кв. м, светофорные объекты и дорожные знаки, фасады зданий и жилых домов, детские площадки.

«Предприятия и горожан хочу призвать к активному участию в субботнике, эта работа прежде всего на себя, площадь города огромная, и силами муниципалитета ее просто не убрать, — сказал Калинкин. — Структурные подразделения исполкома и районных администраций должны задать тон в этой работе, показать всем пример».

По данным КВБ, основная часть работ будет все же выполнена силами подрядных организаций, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Тем не менее ожидается, что, как и в прошлом году, в двухмесячнике примут участие не менее 200 тыс. человек, свыше 4 тыс. предприятий, будет задействовано около 4 тыс. единиц спецтехники.

«Любой желающий может создать инициативную группу и привести в порядок тот или иной участок города, — сообщил Куляжев. — По всем организационным вопросам можно обращаться в районные администрации, жилищные компании и комитет внешнего благоустройства».

«У НАС НЕТ ЦЕЛИ КОШМАРИТЬ КОГО-ЛИБО, ОТСУТСТВИЕ НАРУШЕНИЙ — НАША МЕЧТА»

Свою особую лепту в повышение качества зимней уборки внесло управление административно-технической инспекции города. Отметим, что в зимний сезон 2016 - 2017 годов сотрудники УАТИ зафиксировали 334 нарушения порядка содержания зданий, сооружений и улично-дорожной сети, что на 45% меньше аналогичного показателя зимнего периода 2014 - 2015 годов, когда нарушений было 612.

«Снижение количества мер административного воздействия считаю хорошим показателем, состояние дорог и тротуаров объективно дает понять, что инспекция не ослабила свое внимание, — прокомментировал озвученные данные Калинкин. — Подрядчики и собственники привыкают к требованиям и в целом выполняют правила благоустройства. У нас нет цели кошмарить кого-либо, отсутствие нарушений — это вообще наша мечта. Тем не менее до идеала пока далеко».

По словам начальника управления административно-технической инспекции казанского исполкома Альфира Шамсутдинова, за зимний период инспекторы УАТИ обошли более 9,5 тыс. городских территорий и объектов в ходе контроля соблюдения правил благоустройства.

В процессе мониторинга по факту 334 нарушений возбудили административное производство в части зимнего содержания объектов, из них свыше 60% пришлось на коммерческие организации. Наибольшее число протоколов (по шесть) инспекторы УАТИ составили в отношении ООО «Агроторг» (универсам «Пятерочка») и АО «Тандер» (универсам «Магнит»). В результате договорные отношения с клининговыми компаниями были расторгнуты. Стоит отметить, что в целом число нарушений на коммерческих объектах в городе снизилось за три года на 14%.

За ненадлежащую уборку крыш сотрудники УАТИ составили 137 материалов, из них 38 протоколов получили управляющие компании, ТСЖ и ЖСК. Среди жилищных организаций чаще всего замечания получали «УК ЖКХ Авиастроительного района», «УК ЖКХ Московского района», УК ЖКХ «Слобода», ООО «Алика» (подрядная организация «УК ЖКХ Приволжского района») и ЖЭУ «Телевышка». В 56% случаев эти организации были наказаны за неудовлетворительное содержание кровли. К счастью, за отчетный период в городе не было ни одного случая с пострадавшими из-за схода с крыш снега или льда.

«Если у крупных управляющих компаний работа поставлена, имеется парк спецтехники, то у небольших субъектов (таковых чуть менее 900) с этим явные проблемы», — сказал Шамсутдинов и перешел к теме контроля за содержанием строительных площадок. Напомним, согласно правилам благоустройства Казани, все стройплощадки должны быть оборудованы пунктами мойки колес. Сегодня их нет только на 8 строительных объектах из 81. В 2016 году объектов-нарушителей было на 20% больше.

В черный список этого года попали АО «Карттранс», ул. Родины, 7; ООО СК «Партнер и К» / ООО «Гранада», ул. Туганлык, 5; ООО «Ак Барс Строй», ул. Баки Урманче, 11б; ООО «Витязь», ул. Миля, 63; ООО «КамаСтройИнвест», ул. Муштари - ул. Щапова; ООО «Грейт-Строй», ЖК «Салават Купере», 2-я очередь; ООО «АйСиЭл», ул. Родины — пр. Победы; ООО «Поволжская ремонтно-строительная компания», ул. Шуртыгина, 7).

Шамсутдинов предупредил компании, что за нарушение правила будут применены административные меры. Штрафные санкции могут достигать до 1 млн. рублей в отношении юридических лиц, до 50 тыс. рублей в отношении должностных лиц.

По данным УАТИ, тема несанкционированного складирования отходов в городе по-прежнему остается актуальной несмотря на то, что количество таких площадок за 3 года снизилось в среднем на 36%. По данным управления, в настоящее время в городе незаконно складируются отходы в 32 местах, и только 6 из них попадают под определение свалки. В 2010 году, как вспомнил Калинкин, в городе было 152 незаконных свалки.

«В Год экологии нам нужно серьезно поработать на этом фронте, чтобы победить и оставшиеся свалки, — дал поручение Калинкин. — Работа эта коллективная. Есть те, кто выявляет эти черные дыры, есть те, кто ликвидирует. Это заслуга не только муниципалитета и минэкологии. Есть общественные объединения горожан, которые очень помогают нам в этом вопросе. Но есть и те, кто пополняет эти свалки. Это не абстрактные злые силы, это тоже наши земляки, казанцы! Кому-то лень дойти пару лишних метров до контейнерной площадки, кто-то экономит на вывозе своего мусора. Задача — достучаться и до них!»

ИСПОЛКОМ ОБЖАЛОВАЛ ЗАПРЕТ НА ШТРАФЫ ЗА ПАРКОВКУ В ЗЕЛЕНОЙ ЗОНЕ

После совещания стало известно, что исполком Казани обжаловал решение Верховного суда РТ, запретившего взимать штрафы за парковку в зеленой зоне столицы РТ. Об этом Шамсутдинов сообщил в ходе пресс-подхода, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online».

«Данное решение уже обжаловано, апелляция находится в Верховном суде Российской Федерации, — сказал Шамсутдинов. — Думаю, окончательное решение будет известно к началу летнего сезона. Сейчас решение Верховного суда Республики Татарстан не вступило в законную силу, так что работа по данному направлению продолжается».

Правда, пока претензии УАТИ имеют только рекомендательную силу.

Как уточнил Шамсутдинов, сейчас по городу регулярно передвигается четыре автомобиля с установленными на них аппаратно-программными комплексами («Дозор»). «Этого вполне достаточно, чтобы охватить всю территорию города на выявление нарушений», — сказал глава управления.

Напомним, в начале января Верховный суд РТ поддержал иск татарстанского отделения ФАР о взимании штрафов за парковку на зеленой зоне в Казани силами административно-технической инспекции: штрафы в 2 - 3,5 тыс. рублей с рядовых автомобилистов признали незаконными. В начале марта сообщалось, что составлено 28,5 тыс. протоколов, наложено на 70 млн. рублей штрафов.

Корень проблемы в расхождении методических рекомендаций по подготовке правил благоустройства, разработанных министерством строительства и ЖКХ РФ, с федеральным законодательством, где нет четкого определения понятия зеленых зон. Министерство дает свои рекомендации, а их потом опротестовывают суды. Этот парадокс в начале марта предложил исправить мэр Казани Ильсур Метшин в ходе заседания окружного консультативного совета по развитию местного самоуправления Приволжского федерального округа в Уфе с участием полпреда РФ в ПФО Михаила Бабича.

В ГИБДД Казани «БИЗНЕС Online» ранее поясняли, что контроль парковки вне улично-дорожной сети не входит в их сферу деятельности, ведь это не проезжая часть. У участковых до этого не доходят руки. А местные власти, управления административно-технической инспекции не вправе это не их полномочия. Ведь это же неправильная парковка, то есть нарушение ПДД!

Реакция Бабича на это была несколько удивленной, он попросил мэров других городов поделиться своим опытом, но это подтвердили и главы других крупных муниципалитетов.