. С 15 апреля тариф в системе «Платон» подорожает до 1,91 рубля. Тариф хоть и повышается на 25%, но по-прежнему остается льготным Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАРИФ ПО-ПРЕЖНЕМУ ЛЬГОТНЫЙ — 1,91 РУБЛЯ ЗА 1 КИЛОМЕТР

С 15 апреля тариф в системе «Платон» подорожает до 1,91 рубля. Соответствующее постановление подписал сегодня премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Таким образом, тариф хоть и повышается на 25%, но по-прежнему остается льготным, поскольку первоначально планировалось увеличить его вдвое — до 3,06 рубля. «Я думаю, что нам сейчас необходим определенный период времени, чтобы поработать в новых экономических условиях вместе с сообществом перевозчиков большегрузных автомобилей, понять, насколько именно этот тариф приемлем на рынке автомобильных перевозок», — заявил сегодня на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» министр транспорта РФ Максим Соколов. Судя по его словам, пока нет ясности, когда же власти решатся повысить тариф до так желаемой ими планки в 3,06 рубля. Однако в этом году рассчитывают собрать в федеральный бюджет благодаря системе «Платон» порядка 23 млрд. рублей.

Все последние месяцы правительство упорно настаивало на двукратном повышении тарифа с середины апреля. Так, в начале февраля Соколов выражал надежду, что, наконец, в этом году «Платон» доведут до первоначально запланированной планки. При этом минтранс в ноябре выходил с идеей поэтапного повышения стоимости проезда для большегрузов: до 2,61 рубля с 1 февраля и до 3,06 рубля с июня. Впрочем, правительство идею быстро забраковало и в начале февраля опубликовало радикальное постановление о повышении тарифа сразу в два раза с 15 апреля.

. Минтранс в ноябре выходил с идеей поэтапного повышения стоимости проезда для большегрузов: до 2,61 рубля с 1 февраля и до 3,06 рубля с июня Фото: kremlin.ru

«ВОПРОС С «ПЛАТОНОМ» АКТУАЛЬНЫЙ, НО ОН НЕ ПЕРВООЧЕРЕДНОЙ»

Однако внезапно от такого хода вновь решили отказаться, причем буквально накануне, когда прошла встреча Медведева с представителями дальнобойщиков. Это была первая встреча на таком высоком уровне с начала протестов против «Платона», которые возникли сразу с появлением системы. Как утверждает секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов, дальнобойщики сами обратились в партию и попросили о встрече, которая состоялась в среду, 22 марта. «Они пришли к нам с конкретными предложениями по ряду вопросов, которые их волнуют. Мы оперативно довели эти чаяния до председателя нашей партии, главы правительства Дмитрия Медведева», — рассказал Неверов. Уже на следующий день перевозчиков позвали к Медведеву.

Глава кабмина также пояснил, что к нему обратились коллеги по партии и сообщили, что «есть желание пообщаться и обсудить наиболее актуальные темы, которые сегодня существуют в сфере автомобильных перевозок». Судя по стенограмме, опубликованной на сайте правительства, на встречу с Медведевым пригласили президента ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, директора объединения добросовестных участников рынка перевозок «Эверест» Павла Осеева, индивидуального предпринимателя Станислава Мартынова, гендиректора транспортной компании «Трансхолод» Камо Саакяна и главу объединения перевозчиков «12 тонн» Сергея Сапронова. Компанию им составили вице-премьер Аркадий Дворкович и министр транспорта Соколов.

«Они постоянно приглашают к ним на встречу лояльных к ним людей. Есть объединения типа питерского Матягина, которые на все согласны, им чего ни скажут, они кивают и улыбаются», — возмущался в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» дальнобойщик из Альметьевска, член координационного совета ассоциации «Дальнобойщик» Андрей Лукин. Действительно, особого недовольства системой «Платон» приглашенные на встречу с Медведевым дальнобойщики не выражали. «Вопрос с „Платоном“ актуальный, но это не первоочередной вопрос на сегодняшний момент, — заверял премьер-министра Матягин. — У нас вопрос связан с весогабаритными параметрами, со штрафстоянками, с коррупционными проявлениями, которые происходят на дорогах, с этими поборами — это в большей степени людей волнует». А следом Осеев и вовсе положительно отзывался о системе, подчеркивая, что «она очень многие фундаментальные вещи показала, много чего сделала для государства и для транспортных компаний». «Но есть контингент, который нарушает здоровую конкурентную среду. Мы как плательщики в систему „Платон“ и иных сборов — мы их платим. Те, кто этого не делает, жестко демпингуют рынок грузовых перевозок, и появляется нездоровая конкуренция», — жаловался Осеев. По официальным данным, 88% автомобилей перевозчиков обеспечены бортовыми устройствами.

. На сегодняшний день штраф за выезд 12-тонников на федеральную трассу без оплаты проезда составляет 5 тыс. рублей, за повторное нарушение — 10 тысяч Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПЕРЕВОЗЧИКИ ТАТАРСТАНА ПОДДЕРЖАТ СТАЧКУ ПЕРЕВОЗЧИКОВ РОССИИ»

Что важно, на встрече так и не был затронут вопрос о готовящейся всероссийской забастовке дальнобойщиков. Хотя некоторые утверждают, что Медведев решился на встречу именно в преддверии этой протестной акции. К слову, тех, кто ее организует, к главе правительства не позвали. Меж тем всероссийская стачка намечена на 27 марта, а ее требования чрезвычайно обширны: от полной отмены «Платона» до отставки правительства и выражения недоверия президенту. Акцию организуют межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов, объединение перевозчиков России, а также ряд других региональных союзов и ассоциаций, среди которых, кстати, есть и Татарстан. «Перевозчики Татарстана поддержат стачку перевозчиков России, — заверил нашего корреспондента Лукин. — Максимально не будем отправлять машины в рейс, мы будем устраивать акции протеста, естественно, в рамках закона, будем приглашать политические партии, будем рассказывать населению о правде, которую недоговаривают федеральные СМИ». По его словам, придется даже работать себе в убыток. Впрочем, пока Лукин не знает, как долго перевозчики готовы бунтовать. «Конечно, ситуация сложная, у всех кредиты, обязательства, проблемы, семьи. Вроде бы пришли к понимаю, что две недели точно будем стоять, а там будет видно. Посмотрим, у кого как будут силы. Дагестан вообще хочет стоять до последнего. Они говорят: „Мы не будем выезжать“. Они вообще готовы в горы уйти, потому что работы нет, семьи кормить нечем. Это, конечно, нехорошо. Правительству надо найти диалог с народом. Так нельзя руководить страной. Обратной связи нет», — рассказал Лукин.

При этом председатель объединения перевозчиков России Андрей Бажутин ранее уже заявлял «Росбалту», что к 15 апреля, скорее всего, устроят митинг, поскольку именно в этот день должны повысить тариф. Что касается стачки, то пока рассчитывают протестовать как минимум месяц. Если власти никак не отреагируют, то Бажутин готов требовать отставки правительства.

При этом Лукин рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что его уже пригласили на встречу с республиканским минтрансом. Однако сам он не верит, что Татарстан встанет на защиту дальнобойщиков. А если учесть то, что республика одна из первых начала лоббировать распространение «Платона» и на региональные дороги, то надежды нет и подавно. «Если Татарстан поддержит нас, то это будет неплохо. Но я сомневаюсь, у нас сегодня вертикаль власти не предполагает такого общения, все друг другу подчиняются, а обратной связи на сегодня не существует, — размышляет Лукин. — Система „Платон“ — это проблема населения. Если его введут на региональных трассах, то мы как перевозчики включим это в цену, и заплатят в конечном потребители. К таким вещам надо относиться осторожно, сами знаете, в каком экономическом положении сейчас находится население, оно беднеет стремительно».

Всероссийская стачка дальнобойщиков намечена на 27 марта, а ее требования чрезвычайно обширны: от полной отмены «Платона» до отставки правительства и выражения недоверия президентуФото: «БИЗНЕС Online»

«ВСЕ СКЛОННЫ К ТОМУ, ЧТОБЫ СИСТЕМУ ШТРАФОВ УВЕЛИЧИТЬ ХОТЯ БЫ ДО 50 ТЫСЯЧ»

Так или иначе, но по итогам встречи Медведева с дальнобойщиками было принято решение повысить тариф только на 25%. «Мы, я считаю, могли бы эту экспериментальную часть не сплющивать, а растянуть — и продлить льготный период, который существует. То есть отказаться в настоящий момент, на время, от более жестких решений, которые были приняты, и проиндексировать тариф на ближайшее время на меньшие суммы, то есть на 25 процентов к установленному сегодня тарифу», — объявил накануне премьер-министр. Кроме того, он обещал подумать над предложением льгот для тех, кто много ездит. А министр транспорта Соколов сегодня еще раз подтвердил это намерение. «Надо посмотреть статистику, которую собирает система „Платон“ и позволяет анализировать рынок грузовых перевозок. Тогда уже на основе каких-то данных делать какие-то выводы о необходимости и целесообразности изменения этого тарифа и других условий „Платона“», — отметил глава минтранса.

Так что «Платон» вряд ли отменят, зато уже подумывают, как бы увеличить суммы штрафов. Тем более сами представители перевозчиков на встрече с Медведевым об этом просили. «Мы много обсуждали эту тему с нашими коллегами из различных организаций, объединений в транспортной отрасли, все склонны к тому, чтобы систему штрафов, которая есть в системе „Платон“ на сегодняшний день, для тех, кто не зарегистрирован в ней, увеличить хотя бы до 50 тысяч, потому что на сегодняшний день 5 тысяч и 10 тысяч при вторичном нарушении за сутки — люди готовы так платить, нежели регистрироваться и оплачивать систему», — рассказывал Осеев.

Отметим, на сегодняшний день штраф за выезд 12-тонников на федеральную трассу без оплаты проезда составляет 5 тыс. рублей, за повторное нарушение — 10 тысяч. Первоначально до запуска проекта предполагалось, что штрафы будут в десятки раз больше, однако после волны недовольства размер значительно уменьшили. При этом в комитете Госдумы по транспорту, а также в минтрансе РФ ранее уже поддержали идею ужесточения штрафов.

«Мы действительно колебались, надо ли делать сразу большие штрафы, и вы сомневались в этом, когда мы обсуждали эту систему, но уже сейчас все признают, что штрафы должны быть больше, чтобы система работала честнее, — объявил вчера Медведев. — Давайте мы к этому вопросу вернемся так, чтобы не исказить картинку, но в то же время чтобы побудить всех, кто не зарегистрировался, вести себя честно, чтобы не было недобросовестной конкуренции, когда одни платят, а другие нет или лишь платят штрафы. Такие предложения будут подготовлены, и я их тоже в виде поручения сначала подпишу, а потом, соответственно, их можно воплотить уже в нормативные акты».

«Платон», вряд ли, отменят, зато уже подумывают, как бы увеличить суммы штрафовФото: ©Алексей Филиппов, РИА «Новости»

«У НАС ЖЕ СИСТЕМА РАБОТАЕТ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КАЧЕСТВА ДОРОГ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» разделились в оценке системы «Платон»: одни считают, что повышение тарифа оправданно, а другие готовы выйти на всероссийскую стачку перевозчиков.

Вячеслав Лысаков — первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству, лидер партии «Автомобильная Россия»:

— Это правильное и своевременное решение, и, более того, премьер упрекнул минтранс, тех, кто отвечал за эту сферу, за то, что надо было растянуть процесс адаптации автомобильного сообщества к нововведениям. Нельзя сразу резко повышать цену, особенно в нынешних экономических условиях. Это отразится на перевозчиках не самым лучшим образом.

Сегодняшнее решение разрядит напряженность в автомобильном сообществе, поскольку в ближайшие дни они собирались организовать стачку. По моим данным, запланированную забастовку решено не проводить — уже гарантировано неповышение в два раза тарифа, как это было заявлено изначально. Я думаю, это шаг в правильном направлении. В самом начале надо было держать прямой контакт с перевозчиками, объясняя смысл системы, в том числе по размерам тарифов, отрабатывая методику в течение года бесплатно. На момент начала работы «Платона» многие перевозчики не смогли даже приобрести соответствующую контрольную аппаратуру.

Сложно прогнозировать дальнейшее развитие российского рынка грузоперевозок с учетом существования системы «Платон». Аналогичная система в Беларуси касается транзитных машин, в Германии такой же принцип. У нас же система работает вне зависимости от качества дорог. Если деньги изымаются, то и дороги должны отвечать техническим нормативам. У нас есть федеральная трасса М56 «Лена», и люди должны платить за проезд по ней, хотя им, наоборот, должны доплачивать за работу в таких ужасных условиях.

Михаил Блинкин — директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики:

— Вопрос даже не в том, как развивается эта система, а как происходит компенсация ущерба, причиненного дорожной сети. Эти деньги аккумулируются и направляются на улучшение нашей дорожной сети. В этом случае «Платон» показал свою эффективность, потому что деньги, мобилизованные от этих платежей, идут в дорожные фонды субъектов Федерации.

Все рассчитывали, что денег будет больше, потому что тариф ожидался трехрублевым. Правительство пошло на компромиссное решение между дорожниками и сообществом перевозчиков. Этот компромисс для дорожников очень тяжелый, потому что в дорожном хозяйстве регионов очень рассчитывали на эти деньги, теперь их будет меньше прямо пропорционально тарифу.

Как эти платежи оказали влияние на межмодальные переключения — с автомобильного транспорта на речной, железнодорожный? Сами эти переключения — сдвиги капитальные, которые за месяц не происходят. Такого сорта результаты, когда появятся переключения, нужно наблюдать и наблюдать. Рано ждать такие результаты.

Леонид Штейнберг — генеральный директор ТКФ «Кама-Тракс», президент НП «Логистика и автоперевозки Татарстана»:

— Я считаю, что тот факт, что льготный тариф, пусть и подорожавший на 25 процентов, продолжит пока действовать, говорит о том, что дальнобойщиками одержана хоть и локальная, но победа. До сведения руководства страны все-таки удалось довести, что в области грузовых автотранспортных перевозок очень много проблем. Главное, на мой взгляд, в сегодняшнем решении правительства в том, что нас, грузоперевозчиков, услышали. А что будет дальше? Как говорится, поживем — увидим. Инициативная группа выступала за то, чтобы 27 марта все дальнобойщики страны присоединились ко всероссийской забастовке и чтобы все, кто выступает против «Платона» и против повышения тарифа «Платона», в этот день уходили от загрузок по всей стране. Эту информацию, видимо, довели до руководства страны, и там сориентировались, что надо что-то делать, чтобы исключить подобный сценарий развития событий. Но я считаю, что разговаривать языком ультиматумов неправильно. Нужно разговаривать с правительством, слушать их аргументацию, доводить до них свою позицию, искать варианты, подключать депутатов... Ведь от того, что мы будем стоять, хуже будет только нам самим. Вместо нас на загрузку приедут другие. И кто от этого выиграет?

Радует, что Медведев услышал наши доводы. Многие представители нашей отрасли писали ему письма с предложениями, что тот, кто больше ездит, тот и скидки большие должен получать. Как в магазине: чем больше покупаешь, тем больше скидка. Надо рассматривать эти вопросы тоже.

Андрей Лукин — член координационного совета ассоциации «Дальнобойщик»:

— Мы свою позицию сформулировали еще в 2015 году. Мы вообще против системы платных дорог. Это нарушение статьи 74 Конституции. Они его называют сбором, а не налогом, но это фактически налог. Поэтому мы не готовы обсуждать никакие повышения, мы в принципе против налога. Это проблема не перевозчиков, а всего населения страны, потому что в конечном счете заплатит потребитель. Еще много проблем. Например, разрушаются экономические связи между субъектами. Сибири и Уралу выгоднее закупать продукцию в Китае и Казахстане, чем в Центральной России. Мы говорим об импортозамещении, а делается все в точности наоборот. Мы будем отстаивать свои интересы. Кстати, нас уже большая часть населения поддерживает, не только перевозчики. Уже многие понимают, ощутили повышение.

Повышение тарифа отразится на стоимости продукции. Мы уже неоднократно приводили примеры. Если министр Соколов приводит пример повышения стоимости продукции при перевозке минеральной воды, он либо намеренно фальшивит, либо он не понимает ситуации. Стоимость продукции — это не просто перевозка из точки А в точку Б. Любое производство — это множество цепочек, которые сходятся в одну. Везде участвуют большегрузы. Например, на производстве молока. Чтобы мы получили в магазине молоко, оно же начинается даже не с фермы, там затрагивается производство продуктов питания для тех же коров, нужно вырастить телят, построить ту же ферму, молоко доставить на молокозавод, потом оно должно попасть в ретейл. Везде участвуют большегрузы, в каждой цепочке, в каждом звене идет прибавление. Система «Платон» себя уже не оправдала. Они говорят, что построили тот мост и тот мост, но это чистое вранье. Во-первых, 11 миллиардов из 30 сразу приходят Ротенбергу за обслуживание. Система убыточна.

Мы, перевозчики, когда-то были представителями среднего класса. Сегодня мы представляем класс бедных и нищих. С рынка уходят перевозчики, которые имели по несколько машин и предоставляли рабочие места населению. Теперь все эти люди встают в очередь за пособием по безработице. Колоссальный ущерб от этой системы. Мы им предлагали выход, говорим, зачем тратить 11 миллиардов рублей на администрирование частному лицу, когда можно просто взять и вложить деньги в акциз топлива и напрямую деньги пойдут государству. Просто там идет лобби определенного круга лиц, олигархической прослойки, там речи о дороге даже нет.