В окружении Салавата считают, что нынешний конфликт спровоцирован грамотным пиаром Радика Юльякшина

САЛАВАТ: «МНЕ НЕ ДО ЭТОГО, Я ОТДЫХАЮ. НЕ МЕШАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА»

«Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?» — этот вопрос, которым Борис Гребенщиков задавался еще в начале 1980-х, неожиданно стал актуальным для сегодняшней татарской эстрады. Пожалуй, еще ни разу на национальной поп-сцене, всегда тихой и мирной, мы не наблюдали такого возмутителя спокойствия, как 28-летний певец из Уфы Радик Юльякшин, выступающий под сценическим псевдонимом Элвин Грей.

Герой девичьих грез Юльякшин, обладатель сумасшедшего концертного графика, давший только в одной Казани 14 концертов в 2016 году (многие из его поклонниц были на всех 14), всерьез бросил перчатку самому Салавату Фатхетдинову — многолетнему безоговорочному №1 на татарской эстраде: артисту, профессору да еще и другу весьма влиятельных людей.

Накануне Элвин Грей подлил масла в огонь их заочного спора с Салаватом, развернуто ответив на соответствующий вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» во время презентации будущей II церемонии вручения наград премии канала TMTV. Вот что Юльякшин думает о целой серии уколов в свой адрес в прессе за последнее время от легенды: «Самое главное, что я хочу сказать: это не конфликт между мной и Салаватом абыем, это конфликт поколений. Просто человек не смог принять вот такое молодежное направление. Возможно, он подумал, что на эстраде должно быть 50 Кобзонов, 50 Кадышевых, а молодежи быть не должно. Эстрада — это очень широкая аудитория, очень широкая. Там должны быть и R'n'B, и рок, и так далее».

Таким образом, фактически уфимец вывел спор на новый уровень, зафиксировав этот самый «конфликт поколений». Можно сказать, что Юльякшин публично выдвинул идею о многополярности татарской эстрады, которая всегда тяготела к однополярности. В этой системе координат Салават и занимал безоговорочное первое место уже больше десятка лет. Причем Элвин Грей в подтверждение своих слов заявил, что его отнюдь не интересует роль главного артиста республики, он не претендует на звание «голоса Татарстана». «А с тем, что у меня голоса нет, согласен. Я не вокалист, я просто исполнитель. Пою то, что у меня идет из души. Я не хочу занять место „голоса Татарстана“, даже не претендую. Это место Филюса Кагирова, Салавата абыя, Ришата Тухватуллина. Тех, у кого реально есть голоса. У меня совершенно другое направление в эстраде, в шоу-бизнесе», — скромно заметил Юльякшин.

При этом он не отказался от идеи помериться с Салаватом... дворцами спорта. Напомним, что ранее Элвин Грей предложил Фатхетдинову посоревноваться в том, на чьи концерты придет больше зрителей в Казани и Уфе. «17 ноября стадион забит. Забит и в Уфе, и в Казани. 17 ноября — начало. Ждем ответа», — сказал вчера Юльякшин журналистам. Позже в разговоре с «БИЗНЕС Online» он уточнил, что на 17 ноября зарезервировал под свой потенциальный сольный концерт «Татнефть Арену», а на 27 ноября — «Уфа Арену». Заметим, что в интернет-голосовании за звание «Человека года» в культуре Татарстана, проводившемся «БИЗНЕС Online», Элвин Грей набрал 30% голосов, а Салават — 13%. Впрочем, нужно понимать, что интернет для молодого исполнителя и его поклонников — это своя среда в отличие от «электората» Салавата.

Наш корреспондент дозвонился и до самого Салавата, который находится сейчас в Дубае, но тот отказался от комментариев. «Не морочьте мне голову, ребята, мне не до этого, я отдыхаю. Не мешайте, пожалуйста. У вас что, других проблем нет? Я отдыхаю в Эмиратах», — сказал певец газете «БИЗНЕС Online».

ЭЛВИН ГРЕЙ: «ПО-МОЕМУ, ОН ДОЛЖЕН ПРОСТО МЕНЯ НАУЧИТЬ, КАК ЖИТЬ, ЧЕМ ТАКОЕ ГОВОРИТЬ»

Вспомним предысторию. «Конфликт поколений» начался в конце прошлого года на рядовой пресс-конференции, посвященной музыкальному фестивалю «Татар моңы», председателем жюри которого уже не один год является Салават. На встрече с прессой артист сделал ряд неожиданно громких заявлений, в том числе довольно смело прошелся по другому музыкальному фестивалю — «Үзгәреш җиле», после чего досталось и Элвину Грею.

«Времена изменились — нашим бабушкам сегодня не нужен татарский моң, им нужен Элвин Грей! Я в шоке от сегодняшних бабушек», — сказал Фатхетдинов. Затем он более развернуто дал свою оценку Юльякшину на большой пресс-конференции в Уфе.

«По-татарски так петь, как это делает Радик Юльякшин, нельзя. Но и осуждать его не могу. Но я бы его не учил... В то же время если его раскручивают, значит, он кому-то нужен. Есть люди, которые ни разу не были в театре, попали впервые на концерт — им нравится такое пение. Но, я думаю, что от него ничего не зависит. Одели — вывели на сцену...» — сказал тогда Салават и подтвердил, что отказался участвовать в фестивале «Татар жыры – 2016» по одной причине: главным хедлайнером мероприятия был выбран именно Элвин Грей. «В финале концерта спели Айдар Галимов, Хания Фархи, последним был дуэт Гузель Уразова — Элвин Грей. Мне посыпались звонки, СМС: где ты, почему не выступил, куда жаловаться? Отвечаю: все честно — был конкурс, люди голосовали. И Элвин Грей меня на 2 голоса опередил. Теперь, говорю, целый год буду стараться, чтобы его догнать», — иронизировал Салават, а потом и вовсе сенсационно заявил, что больше не собирается выступать на татарской «Песне года». Впрочем, организаторы «Татар жыры», а также премии TMTV вчера заявили, что, возможно, артист еще изменит свое решение.

Элвин Грей же сначала ответил в соцсетях. «Постоянный сарказм в мой адрес с Вашей стороны считаю недостойным для столь уважаемого человека. Моими учителями, к сожалению, были всего лишь местные „черниковские пацаны“. Я и понятия не имею, как правильно петь татарские и башкирские песни, я всего лишь аранжировщик и композитор. Я пою так, как чувствует моя душа, как мне подсказывает мое сердце», — написал он на своей странице в соцсети «ВКонтакте».

А вчера певец добавил: «В первый раз услышал [слова Салавата в свой адрес], посмеялся, подумал: „Прикол“. Во второй раз услышал, в третий, в пятый... И потом я уже не стал молчать. Если бы я промолчал, это было бы унизительно. Я решил ответить. Причем ответил достойнее, я считаю. Я его (Салавата прим. ред.) очень уважаю, слушаю его с детства и знаю все его песни, ходил на его концерты с мамой, с папой. Представьте, от такого человека услышать в свой адрес подобное... По-моему, он должен просто меня научить, как жить, чем такое говорить». Еще раз заверив в своем неизменном уважении к Салавату абыю, молодой певец добавил: «Это большой урок для меня. Я своим детям скажу: когда вам будет 50 - 60 лет, не делайте так».

Как бы там ни было, возникает ощущение, что вся эта конфликтная ситуация вполне в духе шоу-бизнеса только идет на пользу татарской эстраде, привлекает к ней внимание, заставляет о ней говорить. О той самой татарской эстраде, где, как многим кажется, годами не происходило ничего интересного, пока на нее не обратил внимание президент РТ Рустам Минниханов. Кстати, в окружении Салавата считают, что в данном случае все дело в «грамотных пиарщиках Радика», которые грамотно срежиссировали всю ситуацию.

В любом случае будет странно, если эту тему обойдут сценаристы церемонии вручения премии TMTV, которая случится 15 апреля в «Пирамиде», поскольку и Фатхетдинов, и Юльякшин заявлены среди ее участников. Состоится ли публичное примерение отцов и детей? Или наоборот?

Будет странно, если эту тему обойдут сценаристы церемонии вручения премии TMTV, которая случится 15 апреля в «Пирамиде»

«НА НАШЕЙ ЭСТРАДЕ БОЛЕЕ ОПЫТНОЕ СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ, МЯГКО ГОВОРЯ, НЕ ОЧЕНЬ ДРУЖЕЛЮБНО ВОСПРИНИМАЕТ МОЛОДЫХ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» дали оценку спору Элвина Грея и Салавата, а также наличию конфликта поколений на татарской эстраде.

Рифат Фаттахов — продюсер, директор фонда татарской культуры им. Вагапова, продюсер:

— Я думаю, это совершенно два разных исполнителя разных поколений, разных стилей, разных аудиторий. Наверное, не совсем этично их сравнивать, тем более противопоставлять. Но в связи с этим я хотел бы обратить внимание на общий вопрос — отношение старших поколений к молодым. Это связано не только со спором между Салаватом и Элвином Греем. К сожалению, на нашей эстраде более опытное старшее поколение, мягко говоря, не очень дружелюбно воспринимает молодых. Это очень серьезная проблема нашей эстрады. Не только в связи с данным конфликтом, но и исходя из своего опыта говорю, что такая проблема существует. С другой стороны, и молодым нужно более уважительно относиться к старшим. Есть такое понятие — «конфликт поколений», в данном споре он прослеживается.

Да, это два очень ярких представителя двух поколений, поэтому к данному спору приковано усиленное внимание. Сейчас такое время — приходят другие люди, другие направления. Хотя я не фанат его творчества, как и не фанат Салавата. Ни разу не посещал концертов Элвина Грея, но мои дети в восторге от его концертов, они каждый раз ходят и возвращаются воодушевленными. От этого никуда не денешься. Нужно быть более душевными, быть добрее друг к другу.

Ильяс Гафаров — основатель татарского лейбла Yummy Music:

— Недавно моему любимому сатирику Михаилу Жванецкому исполнилось 83 года. В который раз убеждаюсь, насколько точно он описывает все происходящее вокруг нас: «Если ты споришь с идиотом, то, вероятно, то же самое делает и он». Мне глубоко жаль поклонников данных артистов, потому что им приходится быть причастными к этому позору.

Рустам Сарваров — генеральный директор продюсерского центра «Аксу»:

— Во-первых, особого ажиотажа вокруг данной ситуации нет. А во-вторых, Салават и Элвин Грей из разных весовых категорий, у каждого своя аудитория. Салават многогранен, он тоже первый в своей весовой категории. Просто команда и продюсер Элвина Грея хорошо работают — они хотят постоянно держать зрителей в тонусе. Они еще и других учат, как нужно работать. Его группа профессионально работает. Мне нравится в Элвине Грее то, что он среди представителей молодежи в татарской эстраде умеет быть благодарным, умеет говорить искреннее спасибо авторам, в отличие от других, которые проходят мимо и даже не здороваются, якобы «мы все сами». И я не верю, что это его личное мнение, такие слова ему в уста вложили его пиарщики и продюсер для того, чтобы держать зрителей в тонусе. А так, большого ажиотажа, какой был вокруг фестиваля «Үзгәреш җиле», когда кто только не высказался, здесь нет. Я общаюсь со своими коллегами, никто не обращает на это особого внимания, каждый варится в своем соку.

А конфликт поколений существовал всегда, он был, есть и будет, в том числе и на татарской эстраде. Конфликт между отцами и детьми — мы своих отцов не понимали, наши дети нас не понимают. В этом ничего такого нет. Но я не могу нарадоваться появлению Элвина Грея на нашей эстраде. До него молодежь практически перестала слушать татарские песни, а тут выросший в городе парень, который и сам толком не знает татарского, поет татарские песни. И его слушают такие же городские девочки, которые не знают языка. Это очень хорошо. Значит, надежда еще есть, значит, еще не все потеряно. Это удивительное и неожиданное явление на нашей эстраде. Каждый является ярким представителем в своей весовой категории, пусть продолжают. Элвина Грея нужно любить хотя бы за то, что он поет по-татарски, а не ходит по улицам, не пьет пиво и не пинает балду.