Ильнур Галимуллин

«ТАТАРСТАН СТАЛ ПОЛИГОНОМ ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

– Ильнур, сегодня компания «Доротех» имеет достаточно богатую номенклатуру, а с чего все началось?

– Сегодня компания «Доротех» – научно-технологический стартап-проект, который работает в области модификации битума и дорожных покрытий. Еще до создания компании мы представили нашу разработку на крупнейшем стартап-акселераторе в России и Восточной Европе – GenerationS, где попали в финал. Собственно там нас заметил Инвестиционно-венчурный фонд (ИВФ) Республики Татарстан и Фонд содействия инновациям.

– В чем суть проекта, который заинтересовал Инвестиционно-венчурный фонд?

– Это комплексная добавка битумного вяжущего для асфальта и бетона, которая позволяет улучшить их эксплуатационные свойства. В первую очередь продлить срок службы. Согласно результатам лабораторных исследований, он увеличится примерно в два раза. Эта добавка используется в технологии устройства верхнего слоя дорожного покрытия. Дорога – это многослойный пирог, и наша сфера деятельности – его верхний слой.

Наша технология подразумевает в своем составе наличие стабилизирующих добавок, которые препятствуют вытеканию битума из смеси. Добавка компании «Доротех» позволяет впитать битум как губка, а когда каток укладывает асфальт, он сжимается и отдает часть себя в поры пространства каменных материалов, что позволяет добиться комплексного эффекта.

– Получается, что при использовании вашей добавки битум не растекается?

– Именно. Добавка помогает стабилизировать смесь и улучшает эксплуатационные свойства самого битума. Ни для кого не секрет, что в России битум обладает низкой сцепляемостью с каменным материалом. Наша добавка решает эти вопросы.

– Как пришла идея создания данной технологии? Сколько времени ушло от задумки до реализации?

– Порядка четырех лет назад родилась идея. В первые годы все работы велись исключительно в лаборатории, но после победы в конкурсах от Инвестиционно-венчурного фонда были получены первые солидные инвестиции, и пошла прикладная часть. Начались опытно-конструкторские работы. Благодаря чему мы уже получили так называемую опытную партию добавки и сейчас готовы применить ее на экспериментальном участке дороги.

Вообще стоит отметить, что проект добавки рождался в стенах КНИТУ-КХТИ на факультете нефти и нефтехимии под руководством доктора технических наук Натальи Башкирцевой. Безусловно, в первую очередь работа имела научную цель, но и желание коммерциализировать проект было велико. Когда мы поняли, что получили научным путем действительно качественный и эффективный продукт, желание выйти с ним на рынок усилилось кратно. Именно поэтому мы стали пытать счастье в программах и конкурсах Инвестиционно-венчурного фонда.

– Получается, что вы поставили цель и благополучно добились ее?

– Мы понимали, что если попадем в поле зрения Инвестиционно-венчурного фонда, появится шанс найти инвесторов. Некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» поддерживает наукоемкие технологические проекты, а Татарстан уже стал полигоном для испытания и освоения передовых технологий. Приятно, что власть в республике заинтересована в развитии подобных программ, поэтому у таких разработчиков, как мы, есть реальный шанс рассказать о своем проекте и вывести его на рынок.

«МЫ ИЩЕМ ИНВЕСТОРА, КОТОРЫЙ БУДЕТ РАСТИ ВМЕСТЕ С НАМИ»

– Вы победили в конкурсе «Пятьдесят лучших инновационных идей для РТ» и программе «Идея-1000». Сколько получили за победу?

– Благодаря победе по номинации «Старт-1» получили средства в размере 1 миллиона рублей на первый год жизни компании. Причем удивило то, как все оперативно и прозрачно со стороны Инвестиционно-венчурного фонда. Сейчас, согласно этапу «Старт-2», у нас идет вторая стадия, где для привлечения инвестиций от Инвестиционно-венчурного фонда мы должны привлечь также сторонние инвестиции. Признаюсь, что занятие это сложное, поскольку нужно показать и доказать инвестору, как быстро окупятся вложенные средства. Это проблема всех технологических проектов, потому что они требуют серьезных вливаний, ведь добавку надо производить в промышленных масштабах.

– Какую сумму вы пытаетесь привлечь из средств частных инвесторов?

– Для налаживания производственной линии нам нужно порядка 15 миллионов рублей. Отмечу, что мы ищем инвестора, который готов вместе с нами расти. В данный момент мы проводим опытно-конструкторские работы по укладке и получению опытных образцов добавки, но чтобы продавать продукт, необходимо построить производственные мощности.

– Насколько высока потребность в вашей добавке на территории Татарстана?

– По нашим подсчетам, потребность по РТ составляет порядка 3 тысяч тонн в год. На эту производственную мощность мы и рассчитываем.

– Вы уже знаете, где будет располагаться ваше производство?

– В Татарстане достаточно много мест, где можно реализовывать данный проект, например, «Химград» и ОЭЗ «Алабуга». Более того, нашей командой уже подобрано все технологическое оборудование, рассчитаны складские и производственные помещения.

– Как часто при переговорах с потенциальными клиентами вы говорите о победах в конкурсах Инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан? Насколько это сближает с клиентами и повышает вероятность успеха при переговорах?

– Мы говорим об этом почти на всех переговорах, потому что Инвестиционно-венчурный фонд – наш бизнес-ангел. Но хочу напомнить, что у них есть солидный экспертный совет в лице Академии наук РТ, который отбирает проекты на всех конкурсах. Следовательно, абы кто не побеждает. К сожалению, ключевые решения не принимаются в твою пользу, только потому что ты являешься резидентом Инвестиционно-венчурного фонда, но особое настроение эти заявления создают, ведь большинство крупных частных инвесторов хорошо знакомо с деятельностью Инвестиционно-венчурного фонда РТ.

– Есть ли участки дороги, где уже применена ваша добавка?

– В данный момент идут переговоры. Мы очень надеемся, что технология будет опробована непосредственно в республике. Опять же уверены, что переговоры пойдут лучше после того, как мы получим патент на нашу разработку. В данный момент работаем над этим.

– Есть ли у вас конкуренты в Татарстане и за его пределами?

– В Татарстане аналогичную продукцию никто не производит, а за границей подобные технологии есть. Но, учитывая разницу в курсах валют, западные добавки стоят дороже в среднем на 20 процентов. Более того, зарубежные аналоги далеко не всегда имеют комплексный подход, как наша добавка.

– Ильнур, а дорожные компании вообще заинтересованы в вашей разработке? Многие годы звучит версия о том, что качественные дороги не всем выгодны…

– Времена меняются. Сегодня большинство дорожных компаний должно нести обязательства и гарантировать срок службы асфальта на том или ином участке. Без соблюдения этих условий ремонтировать или укладывать асфальт на федеральной трассе не позволят. Поэтому у дорожных компаний есть интерес к применению качественных добавок.

– Весной традиционно пройдет Российский венчурный форум, который заменит в этом году собой ежегодную венчурную ярмарку, планируете ли стать его участником?

– Если нас пригласят, мы с удовольствием примем участие в этом мероприятии федерального масштаба. Вообще, я хотел бы отметить, что интересных проектов на площадках, которые организовывает Инвестиционно-венчурный фонд, очень много. Но помочь всем Инвестиционно-венчурный фонд своими силами не может. На мой субъективный взгляд, если бы присоединились некоторые коммерческие компании-гиганты, которых в Татарстане немало, у молодых и талантливых изобретателей было бы больше возможностей заявить о себе и подарить родной республике еще больше уникальных проектов.