«ПРЕДЛОЖИЛИ ИЗ «ДРОБИЛЬЩИКОВ» НАЙТИ ТЕХ, КОГО БЫ ПРОКУРАТУРА МОГЛА ПРЕДСТАВЛЯТЬ В СУДЕ»

Накануне уже под занавес рабочего дня в здание Торгово-промышленной палаты республики стали стекаться на встречу пострадавшие вкладчики Татфондбанка и ИнтехБанка. Совет «погорельцев» поставил четыре вопроса: как клиентам «ТФБ Финанс» воспользоваться прецедентом, который создала прокуратура, как обжаловать решения Центробанка об отзыве лицензии ТФБ, появились ли в уголовном деле новые страницы и как организовать поездку на Красную площадь с пикетом.

С первых минут собрания «погорельцев» поговаривали о том, что начинать нужно с появлением представителя инициативной группы Дмитрия Бердникова. Но внезапно в движении за права вкладчиков обозначились новые лидеры, завладевшие микрофоном и перевернувшие повестку в пользу своих вопросов.

— У нас нашелся недавно мужчина. Как зовут вас? — открыла собрание никому не известная доселе женщина, представившаяся Венерой Салаховой.

— Дамир Низмутдинов меня зовут. Не скрываюсь, — слегка улыбаясь, ответил мужчина, занявший место в центре президиума. — Резонный вопрос: а кто я такой? Никто меня до этого не видел, был буквально на двух-трех собраниях. Почему такая пауза? Потому что все мы надеялись на санацию.

Низмутдинов оказался стандартным «дробильщиком», якобы оказавшимся по воле агентства по страхованию вкладов с пустым карманом, а точнее с 1% денег от изначального вклада. По его мнению, прошло уже несколько месяцев с началом мытарств вокруг ТФБ, но десятки встреч и митингов, включая ультиматумы властям, ничего не изменили. «Почва ушла, потеряно время. Вчера был на собрании юрлиц. Посмотрите, как многого они уже добились! Мы по сравнению с ними еще в первом классе, а они уже в институте!» — с чувством вещал «дробильщик», призывая всех объединиться под одно знамя и немедленно пойти бить челом руководству республики.

К залу, получившему резкий эмоциональный заряд, обратилась Салахова, напомнив всем о состоявшемся факте — на этой неделе прокуратура Татарстана в Вахитовском суде создала прецедент в отношении клиента доверительного управления «ТФБ Финанс». «Они выиграли дело, и их включили в реестр выплат АСВ. Нам предложили из своей массы „дробильщиков“ найти таких людей, чтобы прокуратура могла представлять их интересы. Прокуратура может представить интересы людей, которые за себя не могут нести ответственность, то есть не могут считаться дееспособными. Речь идет об инвалиде каком-то или социально незащищенном человеке. Если мы найдем несколько человек, то за нас таким же образом прокуратура выступит от своего имени перед судом, и у нас [„дробильщиков“] будет некий прецедент в этом вопросе. Вот сейчас в зале есть какой-нибудь представитель такой группы лиц?» — поинтересовалась новоявленная активистка. В ответ посыпались вопросы по поводу предлагаемой «аферы»: «А многодетная мать подойдет?» «Нет, не подойдет», — отвечала «дробильщица», отметая все варианты, пока в зале не встал мужчина, больной раком. Это предложение было решено рассмотреть после собрания.

. Дмитрий Бердников попытался вернуть собрание в русло повестки дня, предлагая всем собравшимся свежую информацию о новых задержаниях, проведенных накануне

«НУЖНО ЖДАТЬ ПЕРВЫХ РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ПРОТИВ АСВ»

«Да там такая дыра в банке, что хоть что делай — все равно я свои деньги не получу», — закричал один из вкладчиков в зале. Его попытался успокоить уже Бердников, подошедший «под шумок» и перехвативший микрофон. Общественный активист попытался вернуть собрание в русло повестки дня, предлагая всем собравшимся свежую информацию о новых задержаниях, проведенных накануне, — зампреда правления ТФБ Рамиля Насырова, экс-гендиректора ООО «Новая Нефтехимия» Рамиля Сафина и гендиректора ООО «Роял Тайм Групп» Елены Леушиной. Однако вместо людей в клетках собравшиеся хотели видеть деньги в своих кошельках. «Нам это неинтересно», — прозвучало из зала в ответ на рассказы Бердникова, но тот неумолимо продолжал, пока его не прервали новые лидеры движения вкладчиков. Низмутдинов, окрыленный вниманием, зачем-то привлек общее внимание к миллиардам под подушкой Дмитрия Захарченко, к деньгам экс-губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина и даже к зарплатам футболистов «Рубина» и других татарстанских спортсменов, намекая на их раскулачивание на благо народа. Революционные предложения разожгли жаркий отклик в сердцах «погорельцев» банков, и они без сомнений встали на сторону «дробильщика».

«У нас есть уже разработанное письмо на имя Рустама Минниханова, в котором рассказывается, как АСВ нарушает закон на данный момент. Мы тут все законные вкладчики, которые по закону должны получить свои страховые выплаты. По „дробильщикам“ есть вероятность возвращения вкладов, „превышенцам“ сейчас можно вернуть в размере 10 - 12 процентов», — заявила Салахова. Тут Бердников вспылил: «Кто вам такое сказал?» «Я изучила статистику последних лет, Рустам Нургалиевич может оказать влияние на АСВ, — парировала та и привела пример из прошлого. — Как это было в Северной Осетии при Теймуразе Мансурове».

В большинстве своем собравшиеся поддержали идею положиться на прокуратуру РТ, которая может создать второй судебный прецедент — для дробильщиков. Вместе с тем мужчина, назвавшийся Геннадием, предостерег всех, предложив отказаться от «обратной проводки» (когда «дробильщик» добровольно возвращает все части своего вклада на один счетприм. ред.), так как высока вероятность того, что сумма вклада не подпадет под страховку. «Нужно сейчас сконцентрироваться на прецеденте», — добавил Геннадий. Собрание завершилось предложением новых лидеров вкладчиков-физлиц присоединиться к группе юридических лиц. Они раздали вкладчикам информационные листки с предложением, признавшись, что действуют по указаниям неформального лидера этой группы Александры Юмановой.

«МЫ ИЩЕМ ПРАВОВОЕ РЕШЕНИЕ ЭТОГО ВОПРОСА»

Информацию о том, что прокуратура Татарстана действительно занимается проработкой вопроса относительно оказания помощи «дробильщикам», «БИЗНЕС Online» подтвердил старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. «Мы ищем правовое решение этого вопроса», — заявил представитель надзорного органа.

. В большинстве своем собравшиеся поддержали идею положиться на прокуратуру РТ, которая может создать второй судебный процедент — для дробильщиков

Напомним, ранее Вахитовский районный суд рассмотрел два гражданских иска, составленных с подачи прокурора Вахитовского района Владимира Посохова. Представители надзорного органа заступились за инвалида 1-й группы по зрению Дмитрия Дмитриева и инвалида Веру Шулакову, которые являлись клиентами доверительного управления «ТФБ Финанс». Истории у обоих практически идентичны. Оба пенсионера поддались на маркетинговую уловку ТФБ, который летом прошлого года с помощью смс-рассылки предложил переоформить их прежние вклады на новый, с более выгодным процентом. Пожилым людям, пришедшим в офис ТФБ, операционистки банка перевели сбережения в «ТФБ Финанс». Пенсионеры в силу своих ограниченных физических возможностей не смогли самостоятельно ознакомиться с условиями нового договора, а девушки-сотрудницы банка не удосужились разъяснить им их документы, которые Дмитриев и Шулакова доверчиво подписали, неосознанно бросив свои последние сбережения на покупку облигаций ТФБ. Суд признал, что договоры были подписаны в результате введения пенсионеров в заблуждение, и вынес решение удовлетворить их исковые требования в полном объеме. ТФБ, согласно решению суда, обязан вернуть вкладчиков обратно из «ТФБ Финанс», а АСВ должно выплатить им гарантированную страховую сумму. Однако решение суда означает только половину дела: впереди у престарелых вкладчиков долгий путь по оформлению документов для возврата своих сбережений, который лежит через службу судебных приставов и агентство по страхованию вкладов.

Тем не менее решение суда, по мнению экспертов, открыло большие судебные перспективы перед другими клиентами доверительного управлении «ТФБ Финанс», теперь они могут встать на путь, проторенный надзорным ведомством. Ранее министр юстиции РТ Лариса Глухова подчеркивала важность первого положительного прецедента, который, по ее словам, можно было бы отработать на исках прокуратуры РТ в защиту инвалидов и пенсионеров. Увидим, получится ли у «погорельцев» проблемных банков отработать в республике еще один прецедент, на этот раз по делам «дробильщиков», оставшихся за бортом страховых выплат из-за своих сомнительных операций.