На этой неделе  стало известно о продаже ПАО «Нижнекамскнефтехим» своего сельскохозяйственного подразделения ООО «Нефтехимагропром» На этой неделе стало известно о продаже ПАО «Нижнекамскнефтехим» своего сельскохозяйственного подразделения ООО «Нефтехимагропром» Фото: prav.tatarstan.ru

НЕФТЕХИМИКИ ИЗБАВИЛИСЬ ОТ ПОДСОБНОГО КОЛХОЗА

ПАО «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ) больше не будет самостоятельно кормить своих работников — на этой неделе стало известно о продаже компанией своего сельскохозяйственного подразделения ООО «Нефтехимагропром» (сделка закрыта 13 марта). НКНХ предпочитает не называть покупателя, однако в открытых источниках состав учредителей уже сменился: теперь производство молока и свинины, которыми прежде кормилась промышленность района, на 51% принадлежит ООО «Индустриальный парк «Челны», на 49% — ульяновскому ООО «Биклянь». Ульяновская прописка не должна вводить в заблуждение — оба учредителя контролируются челнинским холдингом «ЕвроГрупп» известного земельного магната Алексея Миронова, а, собственно, поля «Бикляни» располагаются в Тукаевском районе Татарстана.

Сам Миронов подтвердил «БИЗНЕС Online» покупку «Нефтехимагропрома» своими структурами. «Это теперь наша компания, и она продолжит работать в прежнем направлении, — сообщил владелец „ЕвроГрупп“. — Мы уже не первый год занимаемся животноводством и растениеводством. Дальнейшие инвестиции в „Нефтехимагропром“ пока не определены — актив мы только взяли, сейчас будем считать и планировать, как двигаться дальше».

Сумму сделки ни Миронов, ни директор «Нефтехимагропрома» Владимир Симанов не раскрывают. Симанов лишь подтвердил, что предприятие продолжает работать под его оперативным управлением в прежнем режиме. «Сейчас рабочие занимаются подготовкой к весенне-полевым работам и проводят ремонт сельскохозяйственной техники, — сообщил директор. — Коллектив трудится в обычном режиме, заработная плата выплачивается вовремя».

Примерную стоимость компании можно оценить исходя из оценки ее чистых активов (стоимость имущества после вычета долгов): по итогам 2015 года эта цифра составила 623,7 млн. рублей — не намного больше суммы уставного капитала в размере полумиллиарда. Позапрошлый год компания сработала на грани рентабельности, заработав всего 135 тыс. рублей чистой прибыли при выручке 177,3 млн. рублей.

Алексею Миронову предстоят серьезные вложения в развитие нового актива, чтобы поднять его рентабельность до достойного уровня Алексею Миронову предстоят серьезные вложения в развитие нового актива, чтобы поднять его рентабельность до достойного уровня Фото: president.tatarstan.ru

На НКНХ продажу сельхозподразделения объясняют традиционно — избавлением от непрофильных активов. «Нефтехимагропром», напомним, ушел с баланса компании вслед за корпоративными СМИ и малосемейными общежитиями. От своих газет и телеканала НКНХ отказался в конце 2014 года, а с начала 2015-го начал переводить на баланс муниципалитета все свои 29 общежитий, сейчас процесс завершен. Одновременно компания хотела избавиться и от Дома народного творчества с двумя зрительными залами на 600 и 275 мест, однако убыточный непрофильный актив (минус 1,8 млн. рублей по итогам 2015 года), по данным сервиса «Контур.Фокус», по-прежнему закреплен за ПАО. О продаже «Нефтехимагропрома» тоже речь шла давно, но, видимо, не находилось подходящего кошелька.

МОЛОЧНЫЕ РЕКИ, КИСЕЛЬНЫЕ БЕРЕГА

Что представляет собой новый актив челнинского лендлорда? Две фермы КРС в селах Верхняя Уратьма и Благодатное на 3,1 тыс. голов в общей сложности, которые дают порядка 14 т молока в день. Собственный свинокомплекс закрытого цикла насчитывает 11 тыс. голов, в их числе — 800 свиноматок. Исключительно на собственной продукции работает и мясокомбинат «Нефтехимагропрома», закрывая свои потребности, но не позволяя увеличить производство готовой продукции из-за лимита мощностей. Плюс растениеводство — в этом году компания планирует использовать под зерновые и кормовые культуры около 12 тыс. га своих сельхозугодий.

Новый актив челнинского лэндлорда представляет собой две фермы КРС на 3,1 тыс. голов в общей сложности, которые дают порядка 14 т. молока в день Новый актив челнинского лендлорда представляет собой две фермы КРС на 3,1 тыс. голов в общей сложности, которые дают порядка 14 т молока в день Фото: ©Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

Отметим, что некоторый стаж в сельхозпроизводстве опытный девелопер уже наработал — ту же «Биклянь» в Тукаевском районе Миронов выкупил в мае прошлого года и за минувший период фактически поднял с колен. Полгода заняла реанимация производства и возврат разбежавшихся специалистов, к осени началась модернизация — закупка культиваторов, сеялок и прочей малой техники, а также ремонт имеющейся. Как писала в прошлом ноябре районная газета «Светлый путь», в этом году «Биклянь» рассчитывает на обновление парка комбайнов и тракторов уже по госпрограммам — иначе говоря, к моменту покупки Мироновым «Нефтехимагропрома» в минсельхозе его уже приняли как своего.

К настоящему моменту в «Бикляни» обновлена практически вся инфраструктура, заброшенный корпус перестроен в родильное отделение для коров, построен административно-бытовой корпус, в котором разместятся контора, столовая, общежитие для приезжих сотрудников и даже комната отдыха для доярок. Бывшую контору в деревне отдают под жилье рабочим, а в планах инвестора — строительство нового жилья: благо для Миронова стройка не проблема. В «Бикляни» инвестор планирует за два года удвоить поголовье КРС с 927 до 1,8 тыс. голов, как заявлял «Светлому пути» руководитель АПК Разиль Димухаметов.

По информации источников «БИЗНЕС Online», именно на КРС и молочном животноводстве собирается сосредоточиться и «Нефтехимагропром», причем в наполеоновском масштабе — в прогнозах звучит семикратное увеличение мощностей до 100 т молока в день. По некоторым данным, соответствующая инвестиционная программа уже озвучивалась в минсельхозе РТ и получила одобрение, как и сама покупка Мироновым предприятия. Замруководителя исполкома НМР Альфред Нигматзянов не видит рисков в случае перепрофилирования «Нефтехимагропрома». «Надеюсь, даже еще лучше будут работать. Они планируют провести реконструкцию животноводческих помещений», — сообщил профильный заместитель руководителя исполнительного комитета.

Собственное производство «Нефтехимагропрома» позволяет перерабатывать не более 3 т. молока в день, остальные 80% отпускались сырьем Собственное производство «Нефтехимагропрома» позволяет перерабатывать не более 3 т молока в день, остальные 80% отпускались сырьем Фото: ©Виталий Аньков, РИА «Новости»

КАК КОНКУРИРОВАТЬ С МОЛОКОМ ИЗ «ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЛАГОПОЛУЧНЫХ» РАЙОНОВ?

Чем коровы так прельстили Миронова — загадка. В силу длинного инвестиционного цикла и ценовых диспропорций мясомолочное животноводство считается одним из наименее выгодных сегментов отечественного сельского хозяйства. В том же Нижнекамском районе динамики в производстве молока и мяса по итогам 2016 года почти не наблюдалось — валовой надой без учета частного сектора составил 27,1 тыс. т молока и вырос на 1%. Мяса произведено 22,3 тыс. т, как и в 2015 году. Местное потребление составило 23,6 тыс. т и 29,5 тыс. т соответственно, то есть свои нужды в молоке район покрывает, а в мясе — нет. При этом численность КРС за 2016 год сократилась на 2% до 13,5 тыс. голов.

Российские животноводы до сих пор не покрывают потребностей страны в молоке: дефицит сегодня составляет 7 млн. т в год при общем объеме производства 30,7 млн. т, уточнила «БИЗНЕС Online» руководитель службы по связям с общественностью национального союза производителей молока Мария Жебит. Татарстан дает 1,75 млн т, занимая по валовым надоям второе место после Башкортостана.

Если планы Миронова доить по 100 т в сутки осуществятся, то неизбежно встанет вопрос переработки и сбыта. Собственное производство «Нефтехимагропрома» позволяет перерабатывать не более 3 т молока в день, остальные 80% отпускались сырьем. В частности, летом 2014 года Симанов заявлял «БИЗНЕС Online», что значительная часть сырого молока уходит в самарское подразделение «Данон».

Если планы Миронова доить по 100 тонн в сутки осуществятся, то неизбежно встанет вопрос переработки и сбыта Если планы Миронова доить по 100 т в сутки осуществятся, то неизбежно встанет вопрос переработки и сбыта Фото: «БИЗНЕС Online»

Мощности местного филиала УК «Просто молоко» — Нижнекамского молочного комбината — составляют всего 45 - 50 т в сутки (весь холдинг Марата Муратова перерабатывает 1 - 1,2 тыс. т в сутки). Интересно, что сам директор комбината Руслан Багаутдинов в интервью от 2015 года гордился, что вся продукция производится из «отличного чистого сырья, доставляемого из экологически благополучных районов республики», в том числе Сармановского, Новошешминского, Азнакаевского и из Республики Марий Эл. Нижнекамского района в этом перечне по понятным причинам нет.

С другой стороны, сам Муратов говорил о высоком спросе на сырое молоко: «Молочный рынок переживает большую нехватку сырья. Это одна из основных проблем, которая, думаю, сохранит свою актуальность и в 2017 году. Наблюдается дефицит молока в целом по России, при этом Татарстан остается одним из самых богатых молоком регионов, поэтому сюда обращены все взгляды закупщиков. Много сырья сейчас вывозится за пределы республики», — отмечал владелец УК «Просто молоко», который тем не менее сам от похода в сельское хозяйство при разделе активов «Вамина» уклонился.

ТАИФ: НАМ С ИЖЕВСКОМ ДАЖЕ УДОБНЕЕ БУДЕТ...

Между тем и традиционные рынки сбыта «Нефтехимагропрому» теперь не гарантированы. Раньше этот вопрос снимал НКНХ (вторым из основных потребителей продукции агропредприятия выступал комплекс «ТАНЕКО»). Но, по словам Миронова, никакими условиями на этот счет сделка обременена не была. «Если конкурс выиграем — будем поставлять, а не выиграем — так и не будем, — легко отнесся к вопросу новый владелец. — У них все поставки проходят через аукцион, это не от нас зависит».

В „Нефтехимагропроме“ управление общественного питания «Нефтехим» закупало мясо. Ежемесячно брали для столовых по 10 тонн свинины и по 5 тонн говядины В „Нефтехимагропроме“ управление общественного питания «Нефтехим» закупало мясо. Ежемесячно брали для столовых по 10 т свинины и по 5 т говядины Фото: prav.tatarstan.ru

Сами нефтехимики видят массу альтернатив поставкам со своего бывшего подсобного хозяйства. «В „Нефтехимагропроме“ наше управление закупало мясо, — рассказала начальник торгового отдела ООО „Управление общественного питания „Нефтехим“ Римма Субботина. — Ежемесячно мы брали для столовых УОП по 10 тонн свинины и по 5 тонн говядины. Говядины могли бы закупать до 20 тонн, ведь мы кормим около 16 тысяч работников НКНХ. Но у „Нефтехимагропрома“ не было таких возможностей — бычков и коров нужно откармливать года три, а свиньи вырастают всего за несколько месяцев. Поэтому половину говядины мы закупали у татарстанских производителей, работали с разными поставщиками. Если закупок с „Нефтехимагропрома“ больше не будет, мы особо не пострадаем — сегодня у производителей мяса много. Тот же свинокомплекс „Восточный“ под Ижевском — до него всего километров 120. Нам с ними даже удобнее будет, потому что они работают с НДС. Или „Камский Бекон“ в Набережных Челнах — он совсем рядом».

Остается предположить, что Миронов знает, что делает, и понимает, кто завтра будет скупать его молоко по приемлемым ценам (у того же амбициозного Муратова вполне могут быть на родной Нижнекамск особые планы). Нельзя сбрасывать со счетов и репутационный аспект. Для челнинского короля недвижимости, который заработал на скупке муниципальной земли двусмысленный имидж, новый профиль бизнеса может стать еще и политическим ходом. Отношение к сельхозпроизводителям в республике традиционно бережное. Если владелец «ЕвроГрупп» реализует планы, это, безусловно, добавит ему очков в глазах руководства республики.