. Алексей Навальный, отвечая на вопрос о татарском гостеприимстве, отметил, что в Казани ему не чинили никаких препятствий Фото: Ирина Ерохина

ТАТАРСТАНСКИЕ ВЛАСТИ НЕ СТАЛИ ДЕЛАТЬ НАВАЛЬНОМУ БИОГРАФИЮ

«Приходи сюда, тут такое: драка, мордобой, ментов полно», — шутил, разговаривая по телефону, один из то ли журналистов, то ли сочувствующих. За час до заявленного времени начала казанской пресс-конференции Алексея Навального и двери в одно из помещений по адресу Московская, 42 уже стояло полтора десятка человек. Мужчина в штатском деловито снимал происходящее и всех присутствующих на видео, поодаль, ближе к Колхозному рынку, расположенному рядом, возле полицейского уазика скучало несколько стражей порядка. Периодически из офиса на свежий воздух выходила координатор казанского штаба Навального Эльвира Дмитриева и давала какие-то указания, просила отойти чуть подальше, с ожиданием вглядываясь вдаль.

Постепенно число желавших лично увидеть оппозиционера №1 увеличивалось, что даже создало подобие пробки для обычных прохожих на узкой улице. И это при том, что адрес офиса Навального в столице Татарстана держался в секрете до последнего. Даже известный казанский коллекционер фото со знаменитостями Антон Винегретов пожаловался, что до последнего момента фактически не было информации, куда же приезжает оппозиционер. «Тяжело было узнать о месте мероприятия, но как никак 15-летний опыт охоты за звездами дал о себе знать», — похвастался молодой человек корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Вольно или невольно, но, глядя на окружающих, журналисты пытались разгадать, кто же из мирно стоящих тут людей окажется нодовцем или молодогвардейцем, кто готовится швырнуть в Навального яйцом или тортом. Оказалось, что никто. Вообще, татарстанской власти хватило мудрости не устраивать шапито, лишь повышающее медийность оппозиционных персон.

Сам Навальный, позже отвечая на вопрос о татарском гостеприимстве, отметил, что в Казани ему не чинили никаких препятствий. «Все эти так называемые активисты, которые выступают против меня с подобным перформансом, получают по 300 рублей за свою акцию. А вы приходите вечером, посмотрите, сколько активистов хотят ко мне пробраться на встречу абсолютно бесплатно».

Тем временем на пороге, рядом с вывеской «Туристическое агентство «Наутилус» появился Леонид Волков — правая рука Навального и глава его избирательного штаба, что означало: появление героя дня не за горами. И вскоре экс-кандидат в мэры Москвы действительно явился своим соратникам и журналистам, он прошел в помещение в сопровождении нескольких охранников, бросив: «Всем здравствуйте!» Прессу попросили немного погулять, так как до пресс-конференции еще оставалось полчаса.

Когда же удалось зайти внутрь, то оказалось, что это самый что ни на есть предвыборный штаб кандидата в президенты РФ с надписями «Навальный-2018» и прочим антуражем. И это при том, что, как известно, осужденный на условный срок по делу «Кировлеса» политик на данный момент не имеет права участвовать в выборной гонке в следующем году.

. Внутри помещение оказалось самым что ни на есть предвыборным штабом кандидата в президенты РФ с надписями «Навальный-2018» и прочим антуражем Фото: Ирина Ерохина

«Я НЕ СОБИРАЮСЬ НЕСТИ КАКУЮ-НИБУДЬ ОТСЕБЯТИНУ»

«Журналистов больше, чем в Санкт-Петербурге, а еще говорят, что Питер самый либеральный город», — приветствовал прессу герой дня. Навальный и Волков начали общение в душноватом помещении небольшим рассказом о причинах, по которым оппозиционер так рано начинает свою президентскую кампанию. Дело в том, что по закону 300 тыс. подписей в поддержку кандидата в президенты, которого не выдвигает парламентская партия, можно будет собирать с 25 декабря по 15 января. Время не самое удачное для политической активности, учитывая новогодние праздники. От Татарстана, по словам Волкова, нужно собрать 7,5 тыс. подписей.

Чтобы подготовить соответствующую почву, Навальный с соратниками и решил распахнуть двери своих региональных предвыборных штабов по всей России. Всего их будет 77, казанский — шестой по счету: «Это будет не какая-то подпольная кампания, штаб находится в центре города». Всего получать зарплату здесь будут четыре сотрудника во главе с Дмитриевой. «Кремлю всегда нужно 80 процентов поддержки в Татарстане, для того чтобы перебить другие города-миллионники, — считает Навальный. — Мы готовы решительно побороться за голоса Татарстана и Казани с „Единой Россией“, политически у нас нет ни малейших сомнений, что мы победим. Потому что именно здесь, в Татарстане, несправедливость устройства России видно наиболее очевидным образом». Тут речь, вероятно, шла о последних делах в банковской сфере республики.

Любопытно было наблюдать, как Навальный общался с прессой, будучи сам себе модератором. Он показывал на того человека, от которого хотел услышать вопрос, и даже сделал замечание одному из журналистов, когда тот хотел вступить с ним в диалог, строго отметив: «Я показываю на вас, вы задаете вопрос». При этом отвечал быстро и четко, так что бодрый темп 50-минутной пресс-конференции не спадал ни на секунду.

Журналистской братии в небольшом помещении с выкрашенными в голубой цвет стенами набралось немало. Были замечены даже те государственные СМИ, обычно не сильно интересующиеся оппозиционной политикой. Сам Навальный не сказать, что блестяще ориентировался в некоторых вопросах, связанных с региональной тематикой, в отличие от того же Волкова, который без запинки называл города Татарстана и чуть позже пришел на помощь товарищу, когда тот признался, что не знает, кто такой Ильдар Халиков. Экс-кандидат в мэры Москвы вкладчиков Татфондбанка почему-то упорно называл дольщиками, да и само название банка давалось ему порой нелегко.

На вопрос про преподавание татарского языка в школах Навальный и вовсе отказался отвечать, дав понять, что четкого понимания о собственной национальной политике у него пока нет: «Я не собираюсь нести какую-нибудь отсебятину из области общих знаний, чтобы вы не поняли ответа на мой вопрос, а я ушел от него, я не готов отвечать на этот вопрос. Кампания у нас большая, я сюда приеду еще не раз и на этот вопрос отвечу достаточно четко, но позже». Что же касается ситуации с ношением платков в школах, Навальный считает, что в общественных учреждениях и государственных органах власти их наличие — это чересчур: «Я категорический противник того, что происходит в Чечне, когда заставляют всех девушек ходить в платках. Вы включите чеченское телевидение, все ведущие в платках. Я считаю, что ни к чему не нужно принуждать. Я же не заставляю всех поститься, потому что сейчас идет православный пост».

«ЧУЧУНДРА» И «ДОЧЬ ОФИЦЕРА»

Естественно, самым большим подарком для предвыборной кампании Навального в Татарстане, которую приготовили ему власти, стала ситуация с Татфондбанком. Оратор неоднократно к ней возвращался, удивляясь, почему ЦБ решил отозвать лицензию у татарстанских банков: «Власти потратили на санацию банка „Траст“ 150 миллиардов, Мособлбанк обошелся в 129 миллиардов, на закрывание дыры в банке ВТБ — 10 миллиардов долларов. Но почему-то в Татарстане по какой-то причине решили банки не санировать».

На вопрос о том, не является ли банковский кризис в Татарстане реакцией федеральных властей на выступления президента РТ Рустама Минниханова в защиту регионов-доноров (такую версию высказал известный политолог Валерий Соловей), Навальный ответил так: «Это очень похоже на то, но я не буду спекулировать на этой теме. Судя по логике действий федеральных властей, наверное, так оно и есть. Потому что в декабре предполагалась санация, а сейчас ее решили не проводить». Позже, общаясь с вкладчиками, он и вовсе предположил, что с помощью этой недовольной части населения кто-то решил убрать Минниханова с главного поста в республике, отметив, что существует много конспирологических версий.

«Я единственный кандидат, кто не боится говорить об этой проблеме. Где все остальные политические силы? Кто из известных политиков, из местных чиновников открыто бросает вызов Кремлю? Власть просто украла эти деньги, она контролировала всю ситуацию в банке. В Казани сидят несколько десятков человек, которые занимаются банковским надзором. И что, они не видели это дыру? А если видели и покрывали, значит, должны нести полную ответственность», — формулировал Навальный.

По ходу пресс-конференции у оппозиционера случилось несколько пикировок с журналистами. Одна из представительниц СМИ отметила, что у физлиц, имевших счета в ТФБ, нет никаких проблем с АСВ и что она сама получила компенсацию 2 января. В ответ Навальный, явно не знакомый с тонкостями истории с «ТФБ Финанс», обвинил ее во лжи, а позже и вовсе назвал «дочкой офицера» (то есть подсадной уткой). За что, правда, позже извинился: «Мне показалось как-то подозрительным, что вы и журналистка, и счастливый обманутый вкладчик, которой вернули все деньги, в отличие от всех остальных».

Однако позже, на встрече с вкладчиками, он неоднократно вспоминал про это «вранье», а другого представителя прессы, обвинившего оппозиционера в том, что на ситуации с Татфондбанком Навальный зарабатывает политические очки, и вовсе за глаза назвал «чучундрой».

«ХОДОРКОВСКИЙ МЕНЯ ПОДДЕРЖАЛ»

Затронули и вопрос межбюджетных отношений между федеральным центром и регионами — по следам знаменитой тирады Минниханова в Госсовете РТ о «раскулачивании» регионов-доноров и последующих выступлений на эту тему на Гайдаровском форуме.

Навальный признал, что хоть и не относится к поклонникам Минниханова, так как тот является членом «Единой России», однако же президент Татарстана говорит правильные вещи о том, что невозможно развивать регион, когда центр забирает львиную долю доходов: «Кремль собирает деньги в кассу. А потом все регионы должны прийти к этой кассе, сгорбившись и наклонившись к окошечку, и сказать: «Дайте, пожалуйста, наши же деньги обратно».

При этом оппозиционер высказался против нового договора о разграничении полномочий между Москвой и Казанью: «Президент Навальный и так выступает за то, чтобы регионы получили больше денег и полномочий. Никакие двухсторонние договоры для этого не нужны. А то, что это прописано в Конституции, — все ерунда. Я не считаю, что действующая Конституция — это сакральный документ, что все, что было написано в ней во время ельцинского и путинского режимов, сакрально. Конституция должна быть изменена, потому что она не работает. То президента на 4 года избираем, то на 6 лет. По этой же Конституции мы сначала губернаторов выбирали, потом назначаем».

Что ж, теперь о любом политике, который выступит против продления договора Казани с Москвой, можно будет сказать, что здесь он плывет в кильватере у Навального.

На вопрос о том, способен ли Навальный объединить оппозицию, политик заявил: «Я уже ее объединил. Ходорковский меня поддержал. Я не вижу другого способа, кроме как ездить по регионам. Придут люди, сторонники разных партий, и я буду к ним обращаться — поддержать меня. Попытка договориться с партийной номенклатурой заведомо ни к чему не приведет. Я предлагаю всем праймериз. Я готов в них участвовать хоть с демократами и с либералами, с коммунистами, и я эти праймериз выиграю, поэтому они их и опасаются». Эта инициатива, к слову, стала главной новостью приезда Навального в Казань для федеральных СМИ.

Оппозиционер трезво оценил свою известность у электората: для людей, кому за 50, его персона не знакома. Ну максимум из телевизора могут узнать, что он американский агент, который украл в Кировской области весь лес. Но и эти знания, как утверждает Навальный, трудно добыть, потому что начиная с 2013 года о нем центральные каналы даже негативных репортажей не делают. К примеру, про второй приговор по «Кировлесу» — ни слова. По мнению политика, власти понимают, что даже подобные новости могут послужить для него рекламой.

. Встреча с «погорельцами» банков происходила по инициативе вкладчиков Фото: Олег Платонов

«НАПИШИТЕ ПЕТИЦИЮ, ЧТОБЫ У ДМИТРИЯ МЕДВЕДЕВА ИЗЪЯЛИ ВСЕ ДВОРЦЫ»

Примерно через час в помещение стали запускать «погорельцев» Татфондбанка, встречу с которыми Навальный проанонсировал, подчеркнув, что она происходит по инициативе самих вкладчиков. Здесь он вел себя более свободно, даже позволял себе вставлять просторечное «блин» в свои спичи.

В штаб пустили человек 20, и среди них были как пенсионеры, так и бизнесмены. На улице осталась внушительная группа поддержки. Ну а в роли предводителя группы выступил предприниматель Марсель Шамсутдинов, который во всем, что касается ТФБ, старается не афишировать себя в качестве председателя регионального «Парнаса». «Мы предлагаем сотрудничество. Хотим нанять ваш фонд борьбы с коррупцией, чтобы помочь нам разобраться с Татфондбанком. Мы знаем вашу высокую квалификацию. Мы не богатые люди, но кое-какие деньги готовы собрать, понимаем, что эта работа стоит финансов», — сделал он коммерческое предложение.

Надо сказать, Навальный не продемонстрировал горячего желания посвящать себя в разгар своей кампании проблемам отдельно взятого региона. Он заметил, что по его расследованиям мало кого посадили. «Я вам докажу, кто ваши деньги украл, но вы же и так сами знаете все фамилии», — развел руками оппозиционер.

Однако в ответ на настойчивые просьбы все же пообещал разобраться в деле, предупредив, что процесс это долгий. Впрочем, заниматься этим будет местный штаб:

«Это довольно сложно — расследовать. Нужны специальные знания, нужно понимать, как это делать. Мы делаем эти расследования, никто другой в стране их не делает. Многие журналисты делают, но... — развел руками Навальный. — Тем не менее мы открыли штаб избирательной кампании и будем много чего здесь делать. И, конечно, мы будем заниматься местной повесткой. И да, мы будем зарабатывать очки на политических проблемах. Я не могу вам пообещать, что через неделю я вам выложу табличку: вот офшоры Шаймиева, а вот — Минниханова. Но мы, безусловно, этим заниматься будем».

. В штаб пустили человек 20, но на улице осталась внушительная группа поддержки Фото: Олег Платонов

Главный же призыв, который он повторил несколько раз: как можно больше протестной активности. «Мой вам совет — политизируйте свою проблему и не дайте себя обмануть, как это произошло с дальнобойщиками. Власть им заявляла, что не надо включать в свои требования по ситуации с „Платоном“ политических требований. Дальнобойщики прислушались, разъехались...»

Он уверял собравшихся, что власть вернет вкладчикам деньги только в том случае, если у нее будет ощущение, что недовольство может доставить ей политические проблемы. «Если большая группа людей с политическими требованиями выступает, им проще всем вам заплатить, потому что в масштабах России эти 40 - 50 миллиардов рублей — тьфу, это не деньги, это ерунда, это один-два дворца Медведева. Это смехотворная сумма. Но они даже смехотворные суммы дают только тем, кто скандалит и их пугает. Это видео, где вы штурмуете или не штурмуете здание правительства, — вот, что их пугает», — нагнетал Навальный.

«Хотите — используйте для этого меня, — призвал он и вновь возвращался к своей повестке. — Напишите петицию, чтобы у Дмитрия Медведева изъяли все дворцы, найденные мной, продали, а все деньги отдали обманутым вкладчикам». Навальный предложил вспомнить, когда протест играл на руку недовольным: монетизация льгот, ситуация в Пикалево...

При этом, памятуя, видимо, о «Болотном деле», он призвал «не делать ничего такого, за что вы можете пострадать», но при этом не бояться подавления митингов: «Я сейчас выйду с одиночным пикетом, сразу на 15 суток заберут. А когда простые люди, не имеющие политических амбиций, просто выступающие за спасение своих денег, про которых нельзя сказать, что они проплачены госдепом, выходят на улицу, то это не так страшно. Пользуйтесь этим. Власти страшно боятся митингов и поддержки любой оппозиции».

В своей пламенной речи Навальный немного путался с последовательностью событий: «Почему этого Мусина арестовали? Это произошло только после того, как вы начали выходить на улицы? Правильно?» — спросил оппозиционер.

«Нет, его арестовали после банкротства банка», — ответили ему.

. Навальный уверял собравшихся, что власть вернет вкладчикам деньги только в том случае, если у нее будет ощущение, что недовольство может доставить ей политические проблемы Фото: Ирина Ерохина

«В общем-то, если они хотят расследовать и арестовывать, они должны были это делать, когда дырка в банке обнаружилась. Но его арестовали тогда, когда митинги уже проходили или стало понятно, что они неминуемы», — нашелся Навальный.

Напоследок он предложил собравшимся найти человека, который продал бы ему немного акций Татфондбанка, чтобы, пользуясь правом акционера, он мог потребовать документацию, сославшись на свой опыт «недобросовестного акционера» «Роснефти» и «Газпрома». Заметим, что сейчас скорее впору резервировать место в комитете кредиторов...

А в это время за дверьми очередь из желающих активистов попасть на встречу с Навальным растянулась на несколько десятков метров. В основном она состояла из молодежи, в ней можно было встретить как студентов политологов и айтишников, так и тех, кто в свое время уже платил штраф за оппозиционную деятельность. В какой-то момент люди своим количеством полностью перекрыли проход по тротуару, однако полиция не вмешивалась в происходящее, иногда следя, чтобы люди не выходили на проезжую часть. Чтобы как-то греться, люди оккупировали местный фастфуд, где можно взять кофе на вынос. Кто-то пошутил, что эта очередь аккурат из тех, кто хочет получить бесплатные талоны у Навального на питание в американской столовой.

Тем не менее люди говорили, что соскучились по политике в стране и, если будет необходимо, могут и денег немного пожертвовать, и листовки раздавать. По словам самого Навального, на данный момент он собрал на свою предвыборную кампанию 24,8 млн. рублей....