«ОТСУТСТВИЕ РЕАКЦИИ ОБЩЕСТВА ИМЕЕТ И ДРУГУЮ ПРИЧИНУ — ЕГИПТЯНЕ ЗАНЯТЫ ПРОБЛЕМОЙ ВЫЖИВАНИЯ»

В Египте завершился шестилетний «процесс века»: 2 марта бывшего президента Хосни Мубарака, свергнутого в ходе революции 2011 года, полностью оправдали. Приговор кассационного суда, не подлежащий обжалованию, гласит: экс-диктатор не виновен в гибели сотен демонстрантов.

Народ проявил равнодушие

То, что было бы просто немыслимо пять лет назад и вызвало бы небывалую бурю в египетском обществе, сегодня прошло без сучка и задоринки. В дни первых заседаний суда над Мубараком улицы Каира и других городов были наводнены толпами, жаждущими крови свергнутого правителя, требующими только одного исхода: смертной казни. Сегодня же египетский народ остался равнодушен к приговору, ведь его содержание последние пару лет ни у кого не вызывало ни малейшего сомнения. Жители страны пирамид вновь находятся под властью политической апатии и гражданского безволия.

Процесс над Мубараком был абсолютно политическим с самого начала и словно лакмусовая бумажка на протяжении шести лет отражал все дворцовые перевороты в арабской республике. Местная Фемида, словно флюгер, повинующийся ветру перемен, с беззастенчивым бесстыдством меняла свою риторику на прямо противоположную. С тех пор, как военные вновь захватили власть в Египте и страна вернулась в дореволюционные времена (цензура, преследование исламистов и либералов), освобождение Мубарака стало делом времени.

Египтяне заняты выживанием

Отсутствие реакции общества имеет и другую причину, кроме явной очевидности приговора. Обыватели заняты проблемой выживания: в 2016 году местная экономика совершила очередной вираж в пропасть нищеты и банкротства на фоне обвала египетского фунта (в два раза по отношению к доллару) и краха туристической отрасли. В арабской республике инфляция приобрела угрожающие размеры. Потребительская корзина в январе 2017 года подорожала по сравнению с январем 2016 года на 30%.

Если внутри страны полемика на счет оправдательного приговора не нужна никому, да и просто невозможна по причине цензуры, то за пределами Египта все же нашлись те, кто поставил справедливость решения под сомнение. «В 2012 году Мубарака признали виновным и приговорили к пожизненному заключению. Он подал апелляцию. Сегодня его оправдали. Это означает, что мы не знаем, кто убил сотни протестующих. Между тем большинство лидеров революции из молодежных и религиозных групп сегодня в тюрьме. Это почти 60 тысяч активистов. Правительство Египта умудрилось найти достаточно доказательсв их вины. Просто поразительно, что все крупные чиновники режима Мубарака, против которого в 2011 году восстал египетский народ, были оправданы за отсутствием доказательсв», — написал шеф-редактор «Аль-Джазиры» по Ближнему Востоку Аля Байюми.

«К УДИВЛЕНИЮ МНОГИХ, КАК САМИХ ЕГИПТЯН, ТАК И МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА, АРМИЯ «ПРОМОЛЧАЛА»

Хроника «смутного времени»

В результате массовых протестов, начавшихся 25 января 2011 года, власть в Египте переходит к армии во главе с фельдмаршалом Тантави. Военные приостанавливают действие Конституции и распускают парламент. По сути, они «сдают» Мубарака: многомиллионные толпы жаждут крови «диктатора». Эта жертва должна успокоить бунтующий народ, в результате чего, как думает армия, удалось бы сохранить прежнюю систему власти в ее общей конфигурации.

Тем временем жизнь в Египте не торопится возвращаться в нормальное русло. По всей стране продолжаются забастовки и кровавые столкновения. Полиция исчезает с улиц, полностью потеряв над ними контроль.

Став объектом яростных нападок, военным приходится идти на уступки. Премьера Ахмеда Шафика отправляют в отставку, службу госбезопасности распускают. Мубарака из-под домашнего ареста переводят в тюрьму, а бывшую правящую партию ликвидируют. Имена экс-президента и его жены исключают из названий всех общественных мест. Исламистское движение «Братья-мусульмане» теперь полностью легитимно.

Вторая волна революции

Этих уступок все равно недостаточно — критика армейского правительства нарастает. Вот уже в стычки с военными вступают христиане, виня режим в неспособности защитить коптские храмы от атак неизвестных. Спустя 9 месяцев после того, как страна оказалась под контролем вооруженных сил, а именно 18 ноября 2011 года, начинается вторая волна революции. Десятки тысяч демонстрантов требуют отстранения армии от власти в Египте. «Военные, убирайтесь в свои казармы!» — скандирует толпа.

В ноябре 2011-го — январе 2012 годов в Египте проходят парламентские выборы в Народное собрание (нижнюю палату), на которых с большим отрывом побеждают исламисты. Армия оказывается в очень сложной ситуации. С одной стороны — разруха в обществе, нереализованные надежды толпы, обратившей весь свой негатив против военных как действующей власти. С другой стороны — либеральные лидеры требуют от армии сложить полномочия, безусловно, рассчитывая на места в гражданском правительстве. С третьей стороны — нежданный враг в лице ставшего легитимным движения «Братья-мусульмане», стремительно набирающего популярность.

Спарринг с исламистами

Весной 2012 года начинается противостояние военных и судебной власти с «Братьями-мусульманами». Исламисты стремятся укрепить позиции и требуют отставки кабмина, улица их поддерживает. В Каире не прекращаются беспорядки. В июне 2012 года случается то, чего так не хотела армия, — на президентских выборах с ничтожным перевесом побеждает Мухаммед Мурси. Он тут же начинает своеобразную партию в «бумажный пинг-понг» — отвечает противоположным законом на декларацию военных, ответным декретом на их указ. Например, восстанавливает парламент, хотя Конституционный суд и говорит, что нельзя. Через два с половиной месяца после вступления в должность президент-исламист отправляет фельдмаршала Тантави в отставку. Все ожидают ответных действий старого режима: какова будет реакция на эти резкие действия? К удивлению многих — как самих египтян, так и международного сообщества — армия «промолчала». Происходящее истолковывается как конец двоевластия в стране и поражение военных.

Скорее всего, египетские военные аналитики просто просчитали дальнейшую ситуацию и реакцию общества на их возможные действия. Слишком сильно обыватели раздражены властью, слишком многого от нее ждут. Не мудрее ли пустить кого-то другого немного «порулить» проблемной страной и заодно слить народный гнев в другую сторону? Ведь кто бы ни встал у руля в стране пирамид в период разрухи, его явно ожидал бы провал. И военные отступили, предоставив Мурси и «Братьям-мусульманам» разгребать постреволюционное пепелище.

Военные отступили, предоставив Мурси и «Братьям-мусульманам» разгребать постреволюционное пепелище Военные отступили, предоставив Мурси и «Братьям-мусульманам» разгребать постреволюционное пепелище Фото: kremlin.ru

«ВСЕ ВЕРНУЛОСЬ НА КРУГИ СВОЯ, ТОЛЬКО В НЕСКОЛЬКО ХУДШЕМ ВАРИАНТЕ»

От ненависти до любви: армия берет реванш

Как показали дальнейшие события, ждать благоприятного момента, чтобы взять реванш, военным пришлось не так уж и долго. Всего-то один год. Во многом им помог Мурси, который с первых же месяцев во власти начал рыть самому себе политическую могилу. Выиграв схватку со старым режимом, президент-исламист нахрапом принялся укреплять свои позиции. В ноябре 2012 года он подписывает конституционную декларацию, которая наделяет его беспрецедентными полномочиями и связывает руки оппоненту — Конституционному суду. Оппозиция обвиняет Мурси в узурпации, к нему прикрепляется прозвище «фараон».

Зимой 2013 года Египет вновь сотрясают бунты. Мурси все больше критикуют за отсутствие каких-либо решений в области экономики. СМИ начинают открытую информационную войну против президента и «Братьев-мусульман»: главам медиахолдингов очень не нравится нынешняя власть. Бьет рекорды по популярности сатирическое шоу телеведущего Бассема Юсефа, главная мишень для которого — Мухаммед Мурси. Президент делает несколько серьезных промашек: в открытую призывает египтян отправится «на джихад в Сирию», а также назначает на ключевые посты несколько человек из террористической организации «Аль-Джамаа аль-Исламия».

Молодежное движение «Таммаруд» начинает сбор подписей за отставку Мурси. 30 июня 2013 года миллион человек на Тахрире требует отставки президента и призывает военных помочь ему уйти. Вот он, долгожданный момент: армия, услышав глас народа, спешит ему на помощь и берет главу государства под арест. Перед разгоном массовых демонстраций исламистов на двух каирских площадях военные для уверенности вновь вопрошают египетский народ: «Вы точно нам доверяете? Если да, то выходите на улицы и покажите всему миру, что это ваше желание, а не наше». На площади по всей стране выходит до 30 млн. человек. «Да»! — кричат египтяне. «Армия, мы даем тебе полномочия!» — красуется на плакатах. И где, спрашивается, лозунги годичной давности «Убирайтесь в казармы»?

Оправдание как символ конца «смутного времени»

Спустя шесть лет после революции и три года после военного переворота, похоронившего ее плоды, страна вновь под полным контролем военных. Оппозиционные силы любого толка находятся либо в местах не столь отдаленных, либо бежали за пределы Египта. Оправдательный приговор Хосни Мубарака является символической концовкой египетского «смутного времени». Все вернулось на круги своя, только в несколько худшем варианте, учитывая, в какую пропасть скатилась страна за эти шесть лет. По сравнению с нынешними реалиями дореволюционные времена кажутся египтянам эпохой процветания и благоденствия.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции