ИСПАНСКИЙ ЖУРНАЛИСТ СЧИТАЕТ, ЧТО ПОПУЛЯРНОСТЬЮ У ГОСТЕЙ КАЗАНИ МОГЛИ БЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЧЕТКИ КУРБАНА БЕРДЫЕВА

Шеф восточно-европейского бюро испанского агентства ЭФЭ, один из видных представителей московской тусовки иностранных журналистов Мигель Бас Фернандес поделился впечатлениями от поездки в Казань. Он отмечает, что город может претендовать на звание евразийской столицы, но добавляет, что местные власти, похоже, к этому статусу не готовы. Не хватает умения превратить Казань в брэнд, считает журналист.

"БУДУТ ГОВОРИТЬ О ЯВЛЕНИИ ТАТАРСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА"

- Меня пригласили выступить в Казани перед пресс-секретарями всевозможных ведомств республики. Перед поездкой я решил выяснить, что такое Казань и Татарстан сегодня. Я с самого начала знал, что РТ - самая богатая и самая развитая из республик России. И к тому же я представлял, что регион хорошо организован, что позволит в ближайшее время говорить о таком явлении как татарский менеджмент.

Но что меня удивило. Я, естественно, искал в испанском Интернете информацию о Татарстане и Казани. И выяснил, что Татарстан практически никому не известен. Он встречается в каких-то наших новостях последних 15-10 лет. В связи с появлением в Казани Ельцина во время  избирательной компании, потом упоминания появляются о Марате Сафине и футбольном клубе "Рубин". И  все!  Больше о Казани и РТ в испанском Интернете ничего я не нашел, несмотря на ту роль, которую Казань играет в России, о чем я говорил выше.

- Позвольте уж вам не поверить, Мигель, в Интернете всегда что-то есть.

- Интернет выдает упоминание о некой Тартарии. Вот это привычно для  испанца. Тартарию знают по средневековым картам. Это такая таинственная земля, начинавшаяся сразу за Варшавой и уходящая куда-то к Ойкумене. Еще испанский интернет выдает название блюда «тар-тар», очень популярного в Европе. Это сырой фарш, в который добавляется сырое яйцо, специи и.т.д. Говорят, что рецепт идет от восточных наездников, которые клали мясо в мешочек, потом все это упаковывали под свои примитивные седла и, таким образом, его отбивали и заодно мариновали.

- Вот видите, а говорите, что испанский Интернет беден на упоминания о Казани и РТ.

- Самое главное, что похожей еды в Казани я не нашел. Меня много чем угощали, но только не мясом «тар-тар». Говорят, что нет такого блюда в национальной  кухне. А вот в Европе многие убеждены, что в Казани и Республике Татарстан так питаются. На самом деле, испанцев многое бы удивило в Казани. Например, национальные сладости -  такие же, как в Стамбуле.

"КАЖЕТСЯ, ЧТО В КАЗАНИ НЕ ОЧЕНЬ ХОТЯТ, ЧТОБЫ О НЕЙ ЗНАЛИ В ЕВРОПЕ"

- Даже боюсь спрашивать, что еще удивило испанца в Казани?

- Я приехал в Казань и больше всего удивился тому, что этот туман, в котором пребывают Казань и РТ для остального мира, во многом формируется в самой Казани и республике. По крайней мере, в Казани его никто не собирается рассеивать. Кажется, что в Казани не очень хотят, чтобы о ней знали в Европе. Мол, мы сидим себе в нашем городе и нам хорошо. Но при этом нам очень приятно, если выясняется, что кто-то про Казань что-то знает. Весьма своеобразная позиция, если не сказать странная. У Казани, насколько я знаю историю России, непростые отношения с Москвой. Я бы даже сказал, несколько ревнивые, но, по-моему, позиция, выбранная Казанью, уже устарела. Казань ведь неслучайно третья столица России. Это геополитический гвоздь: вытащи его, и не бывать России. Евразийская столица непременно должна была появиться у России. И никто, кроме Казани, не мог претендовать на этот статус. Она соединяет христианские и мусульманские традиции России. Будущее России именно в Казани. У Испании есть похожее место на карте. Это Кордова. Там тоже сплелись христианство и ислам. Для России гибельно противопоставлять эти культуры. И сейчас это особенно очевидно. Мне совершенно ясно, что России очень важно на государственном уровне заниматься распространением опыта, нажитого в Казани. Этот клад дорогого стоит.

Не менее важно продвижение Казани и РТ в российских и мировых медиа с экономической точки зрения и с позиций бизнеса. Слишком крупные предприятия, слишком большие масштабы и задачи, они экономически не сочетающиеся с местечковыми понятиями о том, что пиар - признак дурного тона. Нельзя продолжать стесняться говорить, например, о том, что «АКДОВ» - это казанская водка. Или что КАМАЗ – это татарстанское предприятие. Нельзя стесняться говорить о том, что у тебя есть хорошее и эксклюзивное. Как, например, потрясающее впечатление, когда после азана с минаретов по городу плывет колокольный звон с христианских церквей. Это никто же не отберет. Надо превращать Казань в брэнд.

ОТУЧИТЕ КАЗАНЦЕВ ПЛЕВАТЬСЯ

- Как вы нашли Казань, учитывая, что это столица Универсиады и один из городов мундиаля?

- Меня удивило, что Казань уже практически готова. До Универсиады, по российским понятиям, осталось еще много времени. А  почти все объекты уже возведены. Если мы поедем в Сочи, то увидим только строительные площадки. Это другой подход, и мне он понравился. Хотя, конечно, еще очень много надо сделать. Причем в основном с точки зрения менталитета. И если мы говорим о продвижении Универсиады, то надо использовать китайский опыт. В Китае провели колоссальную государственную пиар-кампанию Олимпиады, но не в других странах, а внутри Поднебесной. В КПК решили, что китайцев нужно отучать плеваться на улицах, потому что для  приезжих это жуткая дикость. Эту компанию можно было бы провести втихую, так бы, наверное, в сегодняшнем Татарстане и поступили. Напрягли бы каждого: вот ты только попробуй плюнуть и увидишь, что с тобой будет! А можно так, как решили сделать в Китае. Громогласно объявили о начале всемерной кампании по борьбе с плевками на улицах. Удивительно, но в Китае добились заданного результата. Китайцы перестали плеваться, и этот факт в Китае стали преподносить, как свое достоинство. Вот, мол, мы какие крутые, даже народ плеваться отучили. Отрицательный элемент пиара превратили в положительный. Гениально!

Я не утверждаю, что казанцы сплошь и рядом плюются на улицах, но есть множество дефектов, от которых можно не только избавиться, но и пропиариться. Вот это я имел в виду, когда говорил, что осталось еще много, над чем работать. У Казани есть практически все, что можно превратить в брэнды. Например, любого испанца сейчас спроси о российском футболе, и он сразу же назовет ФК «Рубин». Не ЦСКА и "Зенит", а именно "Рубин". А что напрямую у испанца ассоциируется с "Рубином"? Четки! Уверен, что среди болельщиков, которые приедут на мундиаль из Испании, будет достаточно желающих приобрести такие же четки, как у Бердыева. Было бы желание найти свои «фишки» да свежий взгляд.

"В КАЗАНИ ЕЩЕ НЕ ОЩУЩАЮТ СЕБЯ СТОЛИЦЕЙ В ПОЛНОЙ МЕРЕ"

- Что еще осталось в памяти горячего испанского журналиста после посещения зимней Казани? Отсутствие в казанских ресторанах паэльи?

- Снег, который почти не чистят, и то, что никто из горожан не возмущается. Наверное, знают, что к лету растает, поэтому спокойны. А, если серьезно, то зайду издалека. Если бы кто-нибудь меня бы спросил, как коротко охарактеризовать Москву архитектурно, я бы сказал, что это поле тысячи битв. Каждый следующий победитель опрокидывал предыдущего и насаживал, строил что-то свое. Везде видны следы былого. А над ним построено что-то новое. И все хаотично.

В Казани все иначе. Огромные пласты и куски истории. Это капитал, который надо использовать. Казань для России могла бы быть тем, чем является сейчас Прага для Европы. Еще одна перспектива дохода для Казани - это кино, следы которого сейчас в городе практически незаметны. Я, конечно, слышал о местных кинематографистах, но они слишком национальны. Казанскому кино надо выходить сначала на российский уровень, а потом ставить и более высокие задачи. У Казани отличные возможности для кинематографа. Площадка, на которой можно снимать все, что душе угодно. Как в Стамбуле в котором есть и европейская буржуазность, и восточная роскошь. Вполне есть смысл рассчитывать в качестве бизнес-проекта на создание масштабной студии, куда будут приезжать со всей России, чтобы снимать кино. Но все происходит с точностью до наоборот. Потому что у казанцев есть какая-то наработанная веками осторожность. Но её надо преодолевать. Вот свежий пример с фильмом «Сокровища озера Кабан», который скоро будут снимать в Казани. Это очень интересный  проект. Можно отлично пропиарить Казань, привлечь туристов в город, во многом неизвестный даже в России, не говоря уже о Европе.

Россияне ездят в Питер отдыхать, по Золотому кольцу путешествуют, а то, что Казань - красивый, самобытный город, и Восток, и Европа в одном флаконе, да еще в пределах досягаемости - это почти никому не известно. Вот если бы в Казани снимали кино, которое показывало бы историю, соединившую русских и татар, как это заявлено в фильме «Сокровища озера Кабан». Сколько бы открытий для себя сделали россияне! Вот такое кино нужно Казани. Но что любопытно - создатели фильма на свою идею раньше нашли отклик в Москве, чем в Казани. Москве кино о Казани нужнее, чем самой Казани?! Вот это парадокс! Вот это осторожность! Вспомнить хотя бы, сколько же народу рвануло в свое время в Баку, когда всем сказали, что на улочках старого города снимали «Бриллиантовую руку»! И сколько бы приехало в Казань гостей, если бы в Казани сняли хорошее кино! Удачные фильмы, как ничто другое, способствует узнаваемости  города.

Надо же казанцам свою прямую экономическую выгоду различать. Даже в таких, не изученных прежде ими, проектах, как кино. Вот это было бы, как говорят мои русские приятели из Госдумы, «по-государственному». Видимо, в Казани еще не ощущают себя столицей в полной мере. При их-то возможностях и предпосылках. Вот это по-настоящему удивляет. Во всяком случае, в Мадриде моего босса. Хотя меня в России в последнее время сложно чем-то удивить, тем более после посещения Казани - поистине города контрастов.

Information Agency InterRight