Председатель Совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин и заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец на Российском инвестиционном форуме в Сочи Председатель совета центра стратегических разработок Алексей Кудрин и зампредседателя правительства РФ Ольга Голодец на инвестиционном форуме в Сочи Фото: ©Евгений Биятов, РИА «Новости»

«ОПАСНО ПЕРЕХОДИТЬ МАГИЧЕСКУЮ ГРАНИЦУ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ»

Российский инвестиционный форум в Сочи открылся 27 февраля с программной речи премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, который за полтора дня, проведенных на Черноморском побережье, успел и на лыжах покататься, и оценить хоккейную клюшку «ЗаряD», изготовленную в Набережных Челнах на заводе бывшего нападающего «Ак Барса», а ныне игрока магнитогорского «Металлурга» Даниса Зарипова. Тем не менее сочинская программа вмещала в себя не только бравурные заявления, но и живые дискуссии, и одна из них разразилась на секции по межбюджетным отношениям.

Из всего многообразия деловой программы корреспондент «БИЗНЕС Online» не случайно остановила свой выбор на этой секции — она была одной из самых звездных по составу и самой острой по заявленной теме. Напомним, «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал о так называемом бунте губернаторов, когда ряд регионов выразил недовольство реализуемой минфином политикой. Так, впервые о «раскулачивании» субъектов РФ заговорил в конце прошлого года президент РТ Рустам Минниханов, а в январе на Гайдаровском форуме в сонм недовольных вошел калужский губернатор Анатолий Артамонов. Тогда он устроил настоящий скандал, а потом в интервью нашему изданию негодовал: «Та позиция, та политика, которую проводит сегодня минфин, в корне расходится с тем, что говорит президент. Вы почитайте его послания предпоследнее и предыдущее. Насколько настойчиво он говорил о том, что нельзя регионы наказывать за то, что они проявляют инициативу к развитию. И что после этого сделано?»

На этот раз Артамонов был сдержан, тем более не дал ему разойтись модератор дискуссии — председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, который жестко остановил главу региона. «На сегодня ярко выражена зависимость между тем, какой бюджетной обеспеченности достигает регион в результате улучшения своих экономических показателей, появления дополнительных налогоплательщиков и реальным финансовым положением, — рассуждал Артамонов, который, по его словам, пытался уйти от „позиции критиканства“. — Мы видим, что существующая политика (так уж оказалось, и она нуждается в корректировке) носит пока дестимулирующий характер. Чем больше будет уровень бюджетной обеспеченности, тем большей будет доля участия региона в реализации федеральных программ. Опасно на сегодня переходить через магическую единицу бюджетной обеспеченности. Как только вы переходите ее хотя бы на одну тысячную, так вы попадаете в ловушку».

А вот отвечать ему взялся не министр финансов Антон Силуанов, а зампредседателя правительства Дмитрий Козак, который тут же поспешил заверить калужского губернатора в том, что область, примкнувшая 13-й к регионам-донорам, отнюдь не в таком ужасном положении, как ей может показаться. Если по остальным регионам-донорам, таким как, например, Москва, софинансирование идет в пропорции 95 на 5 (иногда до 15%), то для Калуги формула иная — 30 на 70.

В целом, по мнению Козака, в правительстве долго думали, как же сделать так, чтобы межбюджетные отношения не порождали иждивенчества, а стимулировали регионы к наращиванию своего потенциала. Так что теперь, заверил он, все желающие взять дотации, обязаны заключить соглашения, по которым обязуются достичь ряда показателей. «Что касается дотаций на выравнивание, они всегда были, есть и будут порождать иждивенчество, — заявил Козак. — Это самые легкие деньги, не надо ничего делать — создавать инвестклимат, затаскивать инвесторов. В связи с этим было предложено с регионами, которые получают дотации, заключать соглашение. Звучали возражения и депутатов, и членов Совета Федерации, и многие регионы возражали. Но это единственный инструмент, чтобы простимулировать регионы. Везде на практике, во всех федеративных государствах заключаются соглашения».

А вот для регионов-лидеров и вовсе запланированы гранты, которые должны и их тоже стимулировать (видимо, чтобы было не так обидно за отобранный 1% налога на прибыль в пользу бедных субъектов).

«ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ФИНАНСОВЫХ УПРАВЛЕНЦЕВ В РЕГИОНАХ ОСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО»

Председатель совета центра стратегических разработок (ЦСР должен представить к маю концепцию развития страны до 2035 года) Алексей Кудрин неожиданно предложил предоставить регионам больше свобод — это должно простимулировать в стране экономический рост: «Нужно предоставить больше экономических свобод субъектам. Между тем в последние годы был принят целый ряд законов, который регламентировал деятельность в ряде отраслей субъектов. В результате это сковало ряд возможностей, которыми располагали регионы. Кроме того, я бы назвал проблему контрольно-надзорных функций: субъект поднимает свой потенциал, а деятельность почти 80 федеральных надзорных органов эти возможности перечеркивает. Мы знаем, что по факту это так и происходит». Также, по мнению Кудрина, часть проблем и барьеров кроется в самих регионах, причем немалая роль у правоохранительных органов. Для этого эксперт предложил создать специальные KPI для правоохранителей, которые покажут их влияние на потенциал региона. «Они должны быть связаны общими задачами региона», — добавил Кудрин.

Впрочем, несмотря на такое смелое заявление, экс-министр финансов не видит возможностей для выделения субъектам новых ресурсов, если только они не будут связаны с делегированными полномочиями. А что касается субсидий, то Кудрин уверен, что их число надо сокращать: «В прошлом году таких субсидий было 100, а в этом году — 65. Прошло укрупнение некоторых субсидий. Это положительный процесс. Но я думаю, что таких субсидий целевых должно быть меньше, 20 — самое большее. И они должны решать главные задачи, которые стоят перед страной, а не размазываться. Должны быть субсидии, ориентированные на главные задачи, которые страна ставит перед собой. Меньше количество субсидий — более лаконичные показатели». Причем значительную часть средств Кудрин предложил направить в фонд развития регионов.

С ним в этом категорически не согласился Силуанов: «Каждая субсидия — инструмент регулирования отрасли. Если мы сейчас откажемся от субсидий и передадим в фонд финансовой поддержки, нужно будет регулировать отрасль какими-то другими способами, но без денег. Так что эффект, наверное, будет меньше». Тем не менее идею Кудрина по укрупнению субсидий он безоговорочно поддержал. «Вряд ли мы сможем в ближайшее время отказаться от этого инструмента федерального влияния на исполнение региональных полномочий, — перечеркнул мечты экс-министра Козак. — Хотелось бы, чтобы это был единственный способ влияния. Что касается субсидий, то этот инструмент необходимо оставить, его необходимо упорядочить, укрупнить, но отказаться от него будет невозможно».

Глава Счетной палаты Татьяна Голикова обрушилась на регионы с критикой. Словно строгая учительница, она отчитывала их за неумение планировать: «В 2016 году субъекты РФ сначала запланировали свои бюджеты по доходам 8,8 триллиона рублей, к концу года пересмотрели до 9,9 триллиона, перевыполнили на 2,6 процента. А вот что касается расходов, то запланировали сначала 9,4 триллиона, потом 10,5 и не исполнили на 5,6 процента — это 590 миллиардов рублей. Никто никогда не анализировал, что попадает в неисполненные полномочия, почему регионы сначала не планируют эти расходы, а потом вдруг планируют и все равно не исполняют. Профессионализм финансовых управленцев, которые работают в регионах, оставляет желать лучшего. Очень многое в бюджетах регионов происходит в силу незнания соответствующего законодательства и неумения правильно в бюджете спланировать приоритеты».

В конце концов глава Счетной палаты пришла к тому, что регионы своим «непрофессионализмом» перечеркнули всю работу правительства по сокращению долга: «11 месяцев консолидированный бюджет регионов держали профицит 502 миллиарда рублей, и фактически они нарастили 514 миллиардов дефицита только за декабрь. Не сумев спрогнозировать поступление доходов, регионы позаимствовали 127,5 миллиардов рублей у коммерческих банков и перечеркнули всю работу, которую осуществляло правительство в лице минфина по сокращению госдолга субъектов. Все 11 месяцев он снижался, а потом вырос и составил 3 триллиона 350 миллиардов, то есть возрос по сравнению с 1 января 2016 года на 1,5 процента. А потом в январе его быстро уменьшили на 1,2 процента, то есть фактически вернули к той точке отсчета, в которой были. Почему это происходит? Потому что нет корректного планирования, похоже, отсутствует надлежащее взаимодействие между федеральными налоговыми органами и финансовых органов регионов, которые отвечают за исполнение бюджетов».

При этом Кудрин отметил, что из 2 триллионов 240 миллиардов рублей долга регионов только 1 триллион составляют бюджетные кредиты, от которых он предлагает как можно скорее отказаться. Эксперт напомнил, что этот механизм был придуман и введен в бытность его самого министром финансов — в 2009 году. Эта система бюджетных кредитов была призвана помочь регионам пережить кризис. «Я тогда предполагал, что эта система временная. К сожалению, в 2010, 2011, 2012 и 2013 году мы не отказались от этой системы, начался новый кризис. Эти кредиты поддержали субъекты», — вспоминал Кудрин. Также, по его словам, свое лепту внесли указы президента, которые субъекты были обязаны исполнять. При этом на сегодня из 1 трлн. бюджетных кредитов самый большой долг у Татарстана — 94 млрд. рублей. Эксперт подчеркнул, что эти расходы были связаны с Универсиадой. Следом идет Краснодарский и Красноярский края.

Впрочем, теперь Кудрин предлагает уходить от бюджетных кредитов: «Мы должны уходить от бюджетного долга. Надо переходить к рыночному долгу». Надо полагать, все мысли и идеи экс-министра в скором времени найдут отражение в разрабатываемой ЦСР концепции.