...

СУММА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ШТРАФОВ ПРИБЛИЖАЕТСЯ К 3 МИЛЛИАРДАМ

Тенденция роста числа уголовных дел, доведенных до суда, была озвучена сегодня на ежегодной конференции судей РТ, что прошла в КРК «Корстон». Традиционная коллегия-конференция прошла в расширенном составе: компанию нескольким сотням федеральных и мировых судей республики составили первые лица республики. Президента Татарстана Рустама Минниханова, руководителя аппарата президента Асгата Сафарова и федерального инспектора Рената Тимерзянова встречал у входа лично председатель Верховного суда РТ Ильгиз Гилазов.

Главы ведомств и министерств почти полностью заняли первый ряд зала: среди них министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов, глава республиканского СКР Павел Николаев и сидевший через место от него министр внутренних дел республики Артем Хохорин. Во время своего доклада глава судебного управления РТ Завдят Салихов несколько раз обращался к министрам, в частности, к Хохорину, благодарил того за обеспечение безопасности судей.

Конференция традиционно началась с 20-минутного выступления главы Верховного суда РТ. Гилазов начал с цифр: суды республики за год рассмотрели 852 тыс. дел, при этом на 4% возросло количество уголовных дел, которые были доведены до суда. «Количество обращений в суды в последние годы устойчиво растет на 5 процентов», — отметил он. Всего за год к уголовной ответственности привлечен 17 тыс. 181 человек. Интересно, что 60% из них не имели постоянного источника дохода, а 27% не понаслышке знают, что такое тюрьма. Еще один факт: подсудимые на 38% реже стали просить для себя меру пресечения в виде домашнего ареста. С чем это связано, осталось без комментария. Кроме того, почти вдвое возросло число уголовных дел после ДТП, на 37% увеличилось число преступлений, связанных с производственной деятельностью, на 26% — по ложным сообщениям об актах терроризма. Гораздо реже суды приступали к рассмотрению хулиганских преступлений (снижение на 56%) и дел по бандитизму (на 45%).

Суды республики в следующем году ожидают перемены, к которым служителям Фемиды придется подготовиться. «В 2018 году предполагается введение в действие законодательства о рассмотрении уголовных дел в районных судах с участием присяжных заседателей», — предупредил Гилазов, добавив, что специально для этого были проведены специальные стажировки судей.

Еще один важный аспект, на котором акцентировал внимание Гилазов, — дела, связанные с экономической деятельностью. Тот факт, что экономические преступления давно вошли в ряд наиважнейших, на коллегии следственного комитета подчеркивал президент Татарстана Минниханов. Глава республики, в частности, говорил, что руководители предприятий побаиваются уголовных дел и зачастую стоит в офис прийти следователю, как у тех, например, находятся средства на выплату долга по заработной плате.

Однако Гилазов остановился на другом аспекте вопроса — взыскании штрафов. Так, за год сумма возложенных административных штрафов возросла на 10% — до 2,9 млрд. рублей. «Вместе тем показатели исполняемости взыскания штрафов разные у судебных приставов, ГИБДД и управления судебного департамента, что свидетельствует о необходимости согласованного учета данного показателя», — прокомментировал председатель Верховного суда РТ. Между тем количество дел, связанных с неуплатой штрафов, остается на уровне прошлого года (60 тыс.) и никак не уменьшается.

«В чем причина? Незаконопослушность граждан? Плохая работа по исполнению? — возмутился Гилазов. — Данное обстоятельство вызывает нашу обеспокоенность, результат деятельности судебной власти должен всегда представлять собой реальное исполнение судебных актов. При осуществлении судебного контроля вы, судьи, обязаны требовать от соответствующих органов предоставления сведений об исполнении судебных постановлений».

...

365 МЛН. РУБЛЕЙ НА МАТПОМОЩЬ МИРОВОМУ СУДУ

Выступление президента Татарстана вышло более оптимистичным. Глава республики, во-первых, порадовал судей, назвав сумму, выделяемую Татарстаном на материально-техническое обеспечение мировых судей, — 385 млн рублей. Во вторых, по решению президента штат мировых судей республики увеличится на 14 человек.

Еще одна тема из выступления президента, которая была затронута мельком, но не потеряла своей важности, — противодействие экстремизму. В прошлом году, напомнил Минниханов, за преступления экстремистской направленности к уголовной ответственности были привлечены 28 человек. В то же время за минувшие 12 месяцев из Татарстана в связи с нарушениями миграционного законодательства были выдворены 956 человек, еще 30 человек депортированы. «К ответственности привлечены 860 участников ОПС, вынесено 3 обвинительных приговора организаторам финансовых пирамид. В прошлом году в данном направлении уже была проделана большая работа», — отметил президент.

Напомнил Минниханов и про Год экологии и природных ресурсов, которым в республике объявлен 2017-й. «Российское законодательство гарантирует гражданам свободный доступ к водным объектам общего пользования. В прошлом году в данном направлении уже была проделана большая работа», — сказал президент. Так, по словам главы республики, установлено было местоположение береговых охранных зон, снесено 365 объектов. «Уполномоченные органы власти выявляют нарушения в этой сфере и принимают меры по восстановлению охранных зон, в том числе и в судебном порядке», — добавил Минниханов.

«СЧИТАЮ, ЧТО ТАКИЕ НИЗКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УЖЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛУЧАЙНОСТЬЮ ИЛИ ПРОСТО НЕВЕЗЕНИЕМ»

После выступления Гилазова слово взял зампредседателя ВС РТ Максим Беляев, посвятивший свой доклад обзору статистики и анализу качества работы органов правосудия при рассмотрении уголовных дел в республике. Краткое резюме доклада Беляев озвучил во вступительном слове: «Большинство дел было рассмотрено качественно и в срок, при этом в уголовном судопроизводстве сохраняется тенденция увеличения рассмотренных дел и материалов». По его данным, в 2014 году было рассмотрено 10 тыс. дел, в 2015 — 10,5 тыс. дел, а в 2016-м — 10624 дела. Уголовная коллегия также рассмотрела в апелляции 8938 дел и материалов в отношении 9445 лиц. «Это почти на 10 процентов больше, чем в прошлом году. В апелляционном порядке обжаловано 2604 приговора в отношении 2905 лиц, из которых без изменения оставлены приговоры 2435 лицам. Это составляет 83,8 процента. В 2015 году этот показатель составлял 82,6 процента», — отметил Беляев.

По данным зампредседателя Верховного суда РТ, со стопроцентным качеством прошедший год завершили четыре суда — Атнинский, Кукморский, Ютазинский, Черемшанский. При этом у Кукмора и Ютазов приговоры не изменялись и в 2015 году. В Казани докладчик выделил Московский районный суд, который демонстрирует уровень качества в 91,6 процента. «Причем делает это на протяжении 6 лет. А стабильность, как известно, — признак мастерства», — похвалил Беляев.

Своеобразный антирекорд побил Тюлячинский суд — более половины решений было пересмотрено вышестоящей инстанцией. Также он отметил резкое падение в эффективности судов Муслюмово и Рыбной Слободы — 40% и 37,5% приговоров были отменены. «В Мензелинском суде показатели ухудшились на 31 процент, и именно этот суд имеет самую низкую утверждаемость в республике», — констатировал Беляев.

Докладчик похвалил отдельных судей с почти 100-процентной утверждаемостью приговоров: Виталия Гаврилова (Зеленодольский городской суд), Алсу Рахипову (Дрожжановский райсуд), Евгения Бикмухаметова (Ново-Савиновский райсуд), Дмитрия Игонина и Марата Макарова (Московский райсуд), Артема Идрисова (Вахитовский райсуд). В лидеры непорочных слуг Фемиды из отстающих выбился зампредседателя Зеленодольского суда Гаврилов.

Рейтинг судей с неудовлетворительными показателями возглавили Дамир Гильфанов (Кировский райсуд), Иван Захаров (Набережночелнинский городской суд), Марс Миндубаев (Рыбно-Слободской райсуд) и Альфред Рахимов (Арский районный суд). Хуже всех со своими обязанностями в прошлом году справлялся председатель Апастовского суда Роберт Ахунов — третий год его служебные успехи стремятся к нулю. «Считаю, что такие низкие показатели уже не являются случайностью или просто невезением, а показывают несерьезное отношение к своей работе», — констатировал зампредседателя ВС РТ.


«УДО — ДЕЛО ТОНКОЕ, И НАДО СЕМЬ РАЗ ПОДУМАТЬ, КОГО МЫ ОСВОБОЖДАЕМ»

Вспоминая судебные ошибки, Беляев упомянул постановление судьи Приволжского райсуда Валентины Серовой, которая освободила по УДО осужденного Ахметзянова, отбывавшего наказание за убийство и грабеж. Судья не обратила внимание на то, что он 13 раз подвергался взысканиям, 6 раз выдворялся в ШИЗО и дважды в помещение камерного типа. Но судья проигнорировала этот «послужной список» и постановила освободить Ахметзянова раньше срока на основании лишь одной последней положительной характеристики.

«УДО — дело тонкое, и надо семь раз подумать, кого мы освобождаем, — предупредил всех присутствующих в зале Беляев. — Обратно за решетку возвращается каждый шестой, кого мы ошибочно освобождаем». Он также не согласился с высказыванием предыдущего оратора — бывшего заместителя председателя ВС РТ Рамиля Шарифуллина, который говорил о вынесении приговора путем компьютерной выборки. «На назначение наказания влияет более 100 факторов. А если наказания начнут назначать роботы, то у нас людей не останется», — возразил Беляев.

В заключение он развил тезис Гилазова про появление присяжных в городских и районных судах. «Появятся уголовные дела, по которым принимать решения придется не вам, а 6 людям. И если они проголосуют 3 против 3, вы ничего сделать не можете, вы отпускаете [подсудимого] домой. Как провести отбор присяжных в маленьком районе, городе? Это даже в Казани нелегко сделать. И как легко найти трех человек, которые проголосуют против. Только качество может спасти в данном случае наши суды», — обозначил круг проблем «присяжного» правосудия Беляев. Он добавил, что в 2017 году будут проведены стажировки судей по этой теме.

...

Еще одно новшество в судебной системе: с 2017 года суды начали применять исправительные работы в качестве наказания. Беляев напомнил, что первые исправительные центры появились в Тамбове, Приморье, Ставрополе, Тюмени, однако туда «наши татарстанцы добровольно не поедут». Напомним, первый исправцентр в Казани откроется на базе казанской воспитательной колонии, но когда это произойдет — пока неизвестно. Пока же «осужденных на труд» принимает отдельный изолированный участок исправительного центра, созданный в соседнем Башкортостане на базе шестой колонии-поселения (КП) «Теплица» в городе Стерлитамаке. Учитывая отсутствие собственного трудового лагеря, Беляев призвал судей назначать альтернативные наказания там, где это возможно.