Марат Бариев: «К счастью, не курю и никогда не курил. Может, не разрабатывал бы такие законы, если бы курил»Фото: «БИЗНЕС Online»

КАЛЬЯНЫ И ВЕЙПЫ РЕШИЛИ ПРИРАВНЯТЬ К СИГАРЕТАМ

Депутаты Госдумы Марат Бариев и Николай Герасименко предложили запретить кальяны, вейпы и электронные сигареты, распространив на них нормы антитабачного законодательства. Свои поправки в закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий антитабачного потребления табака» они внесли в конце прошлой недели на рассмотрение в Госдуму.

«Законопроект распространяет ограничения на обращение, продажу, запрет на потребление несовершеннолетними гражданами, а также использование в общественных местах, продвижение на рынке бестабачных курительных изделий по аналогии с ограничениями и запретами, принятыми для табачных изделий. Также законопроект распространяет действие закона на табачные изделия и электронные системы доставки табака, действие которых основано на нагревании табака», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

После введения жестких мер законодательства заядлые курильщики стали искать способы обойти запреты. Возможно, поэтому стали распространяться электронные сигареты, кальяны, вейпы и электронные системы доставки никотина, которые продавцами позиционировались как законная возможность подымить в общественном месте или на работе. Тем не менее во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считают, что используемый в такого рода нетабачных изделиях аэрозоль отнюдь не безвреден и содержит, как правило, токсичные вещества и соединения. «В докладе ВОЗ „Электронные системы доставки никотина и электронные системы доставки продуктов, не являющихся никотином“ отмечается, что долговременное их использование повышает риск хронической обструктивной болезни легких, рака легких, а также, возможно, сердечно-сосудистых заболеваний и некоторых других заболеваний, также связанных с курением», — пишут авторы законопроекта.

Кроме того, депутаты убеждены, что курение кальянов, вейпов и электронных сигарет в общественных местах можно уже считать стимулированием к потреблению табака, а что еще хуже — к вовлечению в этот процесс несовершеннолетних. «По данным ВОЗ, имеющиеся исследования показывают, что использование бестабачных курительных изделий несовершеннолетними, которые никогда не курили, не менее чем вдвое увеличивает вероятность того, что они начнут курить. При этом большой выбор ароматов, предлагаемых производителями бестабачных курительных изделий, делает их более привлекательными именно для подростков», — убеждают авторы законодательной инициативы.

... В ВОЗ полагают, что моду на разного рода курительные смеси продвигают транснациональные табачные корпорации, которые таким образом пытаются обойти ограничения на курение табака, а заодно заманить в свою «дымную» ловушку молодежь
Фото: ©Владимир Сергеев, РИА «Новости»

«НАЧИНАЛОСЬ МАССОВОЕ КАЛЬЯНОКУРЕНИЕ НА ЛЮДЯХ, ПРИ ДЕТЯХ»

Отметим, что Бариев отнюдь не новичок в борьбе с пагубными привычками россиян. Ранее он выступал с достаточно жесткой позицией по поводу снюса, победное шествие которого по стране было остановлено в 2015 году. Тогда Госдума запретила сосательный табак, причем законопроект поступил от Госсовета Татарстана. В республике продажа этого вида табака была прикрыта на год раньше. Марат Мансурович тогда всячески отвергал свою причастность к табачному лобби, напоминая о пагубности воздействия снюса на организм.

Вот и сейчас депутат заверил корреспондента «БИЗНЕС Online», что сам сигаретами и кальянами не балуется. «К счастью, не курю и никогда не курил. Может, не разрабатывал бы такие законы, если бы курил», — сказал он. При этом Бариев возмущен тем, что молодежь охотно дымит и парит в общественных местах даже после принятия антитабачного законодательства. «У меня вызывало недоумение и раздражало то, что в Москве и Казани молодежь в самых активных местах отдыха или возле известных сооружений — МГУ в Москве или КФУ в Казани, в любимых местах отдыха людей собиралась на машинах, вытаскивала кальяны — и начиналось массовое кальянокурение при людях, при детях, на пляжах, возле учебных заведений», — жалуется парламентарий.

Кроме того, по его словам, во время избирательной кампании в Думу к нему часто обращались обычные люди с вопросом: «Куда смотрят власти?» «Они жаловались на работу многочисленных кальянных, на то, что они вредят их детям, что от них пахнет, что они ничего не соблюдают, посетители день и ночь дымят на первом этаже многоэтажных домов, а сверху дышать невозможно. Потом жаловались на электронные сигареты, что их везде курят», — вспоминает Бариев.

Все это привело его к мысли, что пора бы эту дымящую лавочку прикрыть. Уже осенью он начал собирать материал по теме, проводил совещания с разными заинтересованными сторонами, и в итоге все пришли к выводу, что необходим закон. «Нужно принимать какие-то регулирующие меры, потому что ни курение кальянов, ни курение вейпов, ни курение электронных сигарет вообще ничем не регламентируется. Их можно курить в любом учебном заведении, в учреждении здравоохранения, культурном, спортивном заведении — где угодно. Их так и курили везде», — рассказал депутат.

...
Фото: ©Михаил Фомичев, РИА «Новости»

«КАЛЬЯНЫ И ВЕЙПЫ СТОИТ ЗАПРЕТИТЬ»

Впрочем, оказалось, что не он один озабочен этой темой. Параллельно с Бариевым вопросом занимались уже упомянутый Герасименко, Мосгордума и депутат от ЛДПР Борис Чернышов. И если в итоге Герасименко и Бариев оформили один общий законопроект, то Мосгордума (по неизвестным Марату Мансуровичу причинам) отказалась примкнуть к парламентариям и даже опередила их, внеся в четверг, 16 февраля, свою версию законопроекта по запрету вейпов и кальянов. Суть его та же, но поправки предлагаются к другому закону — «О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака». «Я их законопроекта не видел. Депутаты и эксперты решат, какой законопроект более актуальный, и выберут один из них. Для меня непринципиально, какой выберут, главное, чтобы проблема решилась», — считает Бариев.

Так или иначе, но складывается ощущение, что новая антикурительная кампания набирает обороты. Еще в середине января этого года в Роспотребнадзоре заявили о необходимости законодательного регулирования использования электронных сигарет и вейпов. В начале февраля глава ведомства Анна Попова еще раз повторила ту же идею. А буквально за несколько дней до внесения законопроектов Life.ru писал со ссылкой на источник, что в ведомстве считают, что если не удастся запретить кальяны, то нужны хотя бы требования по аналогии с требованиями к табакокурению. «Мы считаем, что кальяны и вейпы стоит запретить, по крайней мере пока не будут созданы регламент и требования к электронным средствам доставки никотина (в том числе кальянам), а также смесям, используемым для данных устройств», — говорил источник в Роспотребнадзоре. Официально в пресс-службе ведомства говорили, что концептуально поддерживают законопроект по ограничению использования электронных курительных изделий.

Тогда же в поддержку идеи высказался бывший глава Роспотребнадзора, а ныне депутат Госдумы Геннадий Онищенко. «И кальянные смеси, и так называемые „жижи“ для вейпов можно делать и с наркотиками, и с никотином. Если, допустим, мы курим сигарету и оттуда выделяется никотин, то здесь уже химический, рафинированный никотин, что еще более опасно. Тут нет ничего нового — это нужно давно запретить, сейчас рассматриваются данные вопросы, в том числе и с точки зрения законопроектной, внесения изменений в действующий закон», — заявил он ИА «Народные новости».

При этом Россия не одинока в борьбе за некурящее население. Как утверждают авторы законопроекта, запрещено «парить» электронной сигаретой в общественных местах в таких странах, как Аргентина, Мексика, Оман, Сингапур, Турция, Таиланд, ОАЭ, Иордания, Уругвай, Венесуэла, Малайзия, Катар и пр. А в Казахстане в немилость попали кальяны, в том числе бестабачные.

В ВОЗ полагают, что моду на разного рода курительные смеси продвигают транснациональные табачные корпорации, которые таким образом пытаются обойти ограничения на курение табака, а заодно заманить в свою «дымную» ловушку молодежь. «Предлагаемые законопроектом изменения позволят защитить здоровье граждан от вредного воздействия окружающего дыма от электронных сигарет, вейпов, кальянов, так называемых электронных систем доставки никотина, защитить подрастающее поколение от такой пагубной привычки, как курение, будут способствовать снижению распространенности курения среди населения», — утверждают Бариев и Герасименко.

«КАК ГРАЖДАНИН Я БЫ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОДДЕРЖАЛА, А КАК РЕСТОРАТОР — НЕТ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» хоть и поддерживают запрет на кальяны и вейпы, но подчеркивают, что рестораны лишатся части своих клиентов.

Ильдар Тазетдинов — заслуженный врач РТ, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача Республиканского наркологического диспансера МЗ РТ:

— Не надо забывать, что в составы курительных смесей и для кальянов, и для электронных сигарет входят никотин, другие отравляющие вещества. Поэтому дым из этих смесей получается токсичным, он все-таки вреден для здоровья. И мы, наркологи, против широкого использования всех этих вейпов, электронных сигарет и кальянов. А насчет того, чтобы бросить курить даже электронные сигареты... Я вот недавно оказался в онкологии, увидел там курящего мужчину с раком гортани. Если вместе с этим запретом ввести мощную противотабачную пропаганду, то, я думаю, она будет достаточно эффективной. Если у людей будет такая мотивация, как проблемы со здоровьем, то человек, по моему мнению, легко сможет бросить курить. Обойтись без сигарет можно и нужно. От этого будет только польза для здоровья. Я сам не курю, но инициативу наших депутатов поддерживаю.

Нурислам Шарифулин — руководитель проекта P.Lоve:

— Для многих кальян — это высокомаржинальный продукт, в некоторых заведениях он дает от 5 до 40 процентов выручки. Если синергетически к этому кальяну дополнительно прибавить чай, кофе, десерты, то выручка доходит до 70 - 80 процентов. Если убрать данный продукт, то много заведений позакрывается. Нам хорошо, мы на их место придем и откроем новую концепцию, для нас это плюс как для действующих игроков рынка, имеющих буфер безопасности.

Как мне кажется, нужно создавать отдельную, закрытую комнату для курящих кальян, сигареты и для некурящих. Не нужно бездумно принимать запрещающие законы. Да не будут меньше курить! Вот когда запретили курить сигареты, больше стали курить кальян.

Айдар Булатов — руководитель Bulatov Group (рестораны «Перцов», «Якитория», «Изюм», «Арт-кофе», ресторан-кафе Yokoso):

— Не могу говорить за всю ресторанную отрасль, но в связи с тем, что два года назад ужесточили законодательство, мы практически полностью прекратили использование кальянов в своих заведениях. Нашей группы компаний это не коснется. Я как гражданин поддерживаю запрет различных курительных процессов в заведениях, это следующий шаг после ограничения курения сигарет.

Говорили, что ограничение курения в ресторанах негативно скажется на клиентах, но в целом мы не заметили влияния запрета на посещение заведений. Продажи сигарет сильно не влияли на доходность, однако давали компании серьезные маркетинговые бюджеты — это от 5 до 10 процентов прибыли в год. Кто-то компенсировал данные потери, кто-то — нет. В любом случае это не основной вид деятельности рестораторов. Существенно это не сказалось.

Мария Горшунова — гендиректор производственно-коммерческой фирмы «Майдан»:

— Насколько я понимаю, данный закон еще не принят, это только предложение, будет ли оно принято — большой вопрос. Но я знаю, к чему это может привести. В свое время после запрета курения из ресторанов ушла часть клиентов — примерно процентов 25. Если этот запрет на вейпы и кальяны все-таки введут, еще такая же часть клиентов покинет наши рестораны, особенно из ресторанов восточной направленности. Чего греха таить, у нас среди заведений общественного питания много просто кальянных, все они потеряют своих клиентов, прекратят свое существование. Что касается того, табачные это изделия или нетабачные, то я как человек некурящий не очень себе представляю, насколько данные смеси для кальянов или электронных сигарет нетабачные. Поэтому судить об этом не могу. Но я вам точно скажу, что после принятия такого закона либо кто-то уйдет в подполье, либо часть клиентов уйдет из заведений, что на самом деле очень плохо, потому что сейчас ресторанный бизнес чувствует себя очень плохо. И поэтому как гражданин я предложение Бариева, наверное, поддержала бы, а как ресторатор — нет.