ИМ ВПЕРВЫЕ СТАЛ НЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПИЛОТ, А ЧИНОВНИК ИЗ КАБМИНА

Вчера премьер-министр РТ Ильдар Халиков представил коллективу ОАО «Авиакомпания «Татарстан» (АКТ) нового генерального директора. Им стал 33-летний начальник отдела экономики, финансов и управления госимуществом кабмина РТ Руслан Шакиров. «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать эту довольно неожиданную кадровую новость представителей авиатранспортной отрасли Татарстана и теперь уже бывшего гендиректора АКТ Валерия Портнова.

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Впервые посетивший авиакомпанию «Татарстан» премьер РТ Ильдар Халиков, выступая перед коллективом предприятия, отметил, что наступил ответственный момент перехода авиакомпании к новому этапу развития: обновлен авиапарк, произошли существенные изменения в организации и в подходах к системе управления, сообщается на официальном сайте правительства РТ.

Халиков заявил, что у правительства РТ, «как главного акционера сегодня и одного из главных акционеров в будущем, а также у наших новых партнеров (компания «Химимпорт», Болгария), достаточно амбициозные планы относительно авиакомпании «Татарстан».

Глава правительства РТ сообщил, что Валерий Портнов переходит на другую работу и поблагодарил его за труд в непростой период  деятельности авиакомпании. Представляя Руслана  Шакирова, премьер заявил, что «на современном этапе чрезвычайно важно, чтобы авиакомпанией руководил человек, хорошо разбирающийся в финансах».

Источник «БИЗНЕС Online» в АКТ рассказал, что премьер очень торопился, так что никто даже и не выступил: «К тому же, думаю, он прекрасно понимал, что если сейчас начать разговор, он может очень много услышать, чего слышать бы не хотел», - сообщил источник.

Более чем прозрачный намек отсылает нас напрямую к известному открытому письму профсоюзного коллектива АКТ к тогдашнему (март 2009 года) президенту РТ Минтимеру Шаймиеву с просьбой спасти компанию от болгарских инвесторов. Насколько известно, ситуация в авиакомпании с той поры не улучшилась. Более того, по информации «БИЗНЕС Online», в 2010 году из АКТ уволились 18 пилотов.

В ОДНУ ДУДУ

Интересно, что Шакиров – самый  молодой из гендиректоров АКТ и первый руководитель АКТ, назначенный со стороны: до этого компанию возглавляли исключительно собственные выдвиженцы, причем трое из них - пилоты. С 1999 года по 10 июня 2008-го это был Магомед Закаржаев (родился в 1956 году). Далее до 13 марта 2009 года компанию возглавлял Герой России Газинур Хайруллин (1961; тот самый второй пилот из кандагарского экипажа). Потом (до 30 декабря 2009 года) и.о. гендиректора стал Валерий Шнякин (1953; до этого – замгенерального АКТ директора по производству). 31 декабря у руля компании встал директор летной службы АКТ Валерий Портнов (1956). По информации «БИЗНЕС Online», Шакиров курировал в кабмине именно финансовые вопросы авиакомпании. В АКТ помнят, как в 2008 году он руководил финансовой проверкой авиакомпании.

Нисколько не сомневаясь в оправданности назначения, заметим, что в советской гражданской авиации с ее принципом единоначалия руководителями авиапредприятий становились только летчики - есть моменты, когда решение, например, по летным вопросам, сообразуясь с собственной квалификацией, принимает только первое лицо компании, без каких-либо посредников. «БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать данную особенность руководителя татарского межрегионального управления воздушного транспорта Росавиации Шавката Умарова:

«Да, в советское время были препятствия к назначению непилотов, - рассказал Умаров. – Но теперь такого давно нет. Гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова тоже ведь не летчик (окончила Московский авиационный институт по специальности «авиационное вооружение», работает в «Трансаэро» с 1992 года, занимала должности эксперта, начальника отдела, руководителя департамента сервиса и заместителя генерального директора, гендиректор – с 2001 года. – прим. ред.). Главное, чтобы команда была, единомышленники, и все в одну дуду дули. А не как лебедь, рак и щука».

ЧТОБЫ НЕ ВЕШАЛИ ЛАПШУ НА УШИ

О первом впечатлении о новом гендиректоре «БИЗНЕС Online» вчера вечером расспросила председателя профсоюза летного состава АКТ Артура Бульхина.

- Новый гендиректор только что обходил авиакомпанию - начал интересоваться, кто какими проблемами занимается. Сперва я был от этих кадровых новостей не очень в настроении, но, судя по настрою, человек хочет что-то реально сделать. О нем отзываются как об очень грамотном экономисте. И мы очень рассчитываем на нового генерального. Возможно, авиакомпаниям в рыночных отношениях нужен у руля именно экономист с летным директором в ближайших помощниках. Чтобы, прямо скажем, не вешали лапшу на уши другие экономисты. А то закамуфлировать можно все что хочешь: маржа у них положительная, а результат отрицательный. А экономист сразу все увидит.

Надеемся, Валерий Павлович останется у нас, как раньше, директором летной службы. Он знает и «Боинги», и «Ту», и «Яки», и «Челленджеры». Такой летчик будет востребован где угодно. Это его стихия. И за этот год, конечно, он устал – летать и управлять… Он очень хороший летчик и очень порядочный человек, а здесь… надо быть очень жестким.

Кстати, у нас уже начали шутить. Помните, как в фильме, «каждый Новый год мы ходим в баню»? Так вот и у нас – «каждый Новый год»: как елочку поставили – новый директор: Валерий Павлович ведь был назначен 31 декабря».

АВИАКОМПАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО УРОВНЯ

Сам  Портнов в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» не стал особо распространяться о переменах:

«Я сделал все, что мог. Что еще сказать? Пока не решил, останусь в компании или нет. Но предложение мне сделано, в том числе, вновь стать летным директором. Есть предложения и из других авиакомпаний…

Вы бы лучше написали, что авиакомпания успешно прошла международный аудит по стандартам качества IOSA. Причем у нас коэффициент соответствия был 89,2%, это очень много. Сертификат качества получим в течение месяца. Получение IOSA – обязательное условие для вступления в международную ассоциацию воздушного транспорта. А это дает возможность, например, заключать договоры со семи мировыми компаниями».

Добавим, что по Казани уже давно ходят разговоры о том, что в Татарстане, вероятнее всего, останется только одна авиакомпания. Как говорится, «Боливар не выдержит двоих». Припоминаю, как на одной из коллегий минтранса РТ Рустам Минниханов, тогда еще премьер, сказал: «Мы заявились на Универсиаду. И самый главный вопрос относительно Казани был как раз об авиации. Мы должны решить задачу создания авиакомпании европейского уровня». Какая республиканская компания сегодня ближе к данному определению: «Татарстан» или активно поддерживаемая холдинговой компанией «Ак Барс» и Татнефтью, закупающая канадские Bombardier и начавшая присматриваться к Airbus «Ак Барс Аэро»? Вот в чем вопрос.

Тимур Латыпов
Фото с сайта prav.tatar.ru

Справка

Шакиров Руслан Рафаилевич. Родился 22 мая 1977 года в Зеленодольске. Окончил поволжскую академию государственной службы (Саратов) по специальности «государственное и муниципальное управление» (1999 год).

В 2000 - 2006 годах - специалист, заместитель начальника отдела, начальник отдела методического обеспечения департамента казначейства министерства финансов РТ.
С января по август 2006 года - заместитель директора департамента казначейства министерства финансов РТ. В 2006 - 2007 годах - руководитель управления государственных закупок РТ. С 1 августа 2007 года - начальник отдела экономики, финансов и управления государственным имуществом аппарата кабинета министров РТ.
С октября 2010 года - член совета при президенте РТ по взаимодействию с международными финансовыми организациями. С 23 декабря 2010 года - генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Татарстан». Женат, воспитывает дочь.