... Институт истории им. Марджани переехал в здание с интересным прошлым. Здесь бывал Петр Первый, находился взаперти юный Ленин. Да и известные татары тут хорошо «посидели»... / Фото: Ирина Ерохина

«ДЛЯ ФОНДА НЕЛЬЗЯ ПАРУ КОМНАТ АРЕСТОВАТЬ?»

Институт истории им. Марджани накануне официально отметил свое новоселье. Из Кремля институт начал переезжать недавно в здание с интересным прошлым. Здесь бывал Петр Первый, находился взаперти юный будущий вождь мирового пролетариата Владимир Ленин. Да и известные татары тут хорошо «посидели». Создатель национальной организованной преступности Шакур Рахимов (Шакур-карак), писатель Хасан Туфан, а революционер Мулланур Вахитов и вовсе был расстрелян в сегодняшнем здании Института истории. Новоселье решили совместить с расширенным заседанием ученого совета, посвященного 20-летию создания организации. Его бессменному директору Рафаэлю Хакимову, который 12 февраля отметил свой юбилей, в 1997 году было 50. Теперь он признается, что два десятилетия назад начать работу было ой как нелегко. «Тогда было тяжело — новые взаимоотношения, я был советником по политическим вопросам президента Татарстана, на этом фоне и директор. Это была одна из многих тех задач, которые мне ставились. Тяжело в каком плане? Это новая структура, история у нас не только такая масштабная, но еще и спорная с точки зрения российской истории, внутренних наших татарских отношений. Поэтому выбрать главную линию и ее выдержать — здесь надо было иметь определенную политическую волю, чтобы сказать нет», — говорил Хакимов «БИЗНЕС Online» перед началом мероприятия.

А высокие гости потихоньку тем временем, что называется, подтягивались. Из членов правительства РТ первой пришла министр труда Эльмира Зарипова, за ней культурный босс республики Айрат Сибагатуллин, для министерства которого Институт истории им. Марджани — партнер: «Большой юбилей, институт занимается пропагандой нашей истории, я не могу представить себе историю народа без института. Мы совместно работаем с ними — цели едины».

Что там татарстанское министерство, дружественная Турция сотрудничает с Хакимовым. Пришедший на юбилей генеральный консул Турхан Дильмач рассказал о совместном проекте с институтом: «Есть хорошее произведение — исторический атлас „Тартарика“. Сейчас мы его переводим на турецкий язык. Половина закончена — текстовая часть, сейчас нужно карты перевести, потом в этом году, даст Аллах, в Турции и здесь пройдет торжественное мероприятие, дадим старт печати. Это произведение и для нас очень важно. Так как его содержание — часть нашей общей тюркской истории. С многоуважаемым господином Хакимовым постоянно встречаемся, сотрудничаем».

... Минтимер Шаймиев поздравил «такого молодого юбиляра», имея в виду то ли институт, то ли его директора, потом заинтересовался древней картой Тартарии, такую же ему подарил Владимир Путин

Далее подъехали руководитель минобрнауки республики Энгель Фаттахов, помощник президента РТ Равиль Муратов, вице-премьер Василь Шайхразиев, а руководитель архивного комитета Татарстана Ирада Аюпова, поднявшись на второй этаж, обняла Хакимова и с ходу подарила какую-то карту — древнюю, видимо.

Между тем все ждали главного гостя — государственного советника Татарстана Минтимера Шаймиева, который подъехал аккурат за пять минут до начала заседания ученого совета. Сперва, пожав руку Хакимову, поздравил «такого молодого юбиляра» имея в виду то ли институт, то ли его директора, потом прошелся по коридорам, где на самом видном месте висел указ с подписью президента Татарстана Шаймиева о создании Института истории им. Марджани. «Подпись точно моя, а что написано, не знаю», — шутит Минтимер Шарипович. Основатель научного института восхитился дореволюционными фотографиями на стене, а по поводу старинной схемы здания, когда она была еще тюрьмой, деловито поинтересовался:

— Для фонда («Возрождение», которое курирует Шаймиев прим. ред.) нельзя пару комнат арестовать?

— Для фонда? Арестовать? — удивился Хакимов

— Нет, арестовать — это не для нас, — парирует первый президент республики и приступает к рассматриванию древней карты Тартарии.

Артефакт внимательно разглядывал кремлевский фотограф Михаил Козловский. «Что, интересуешься, где твоя историческая родина? У европейских евреев, ашкенази, она одна — Хазария, раньше ведь и Каспийское море Хазарским называлось», — подсказывает Хакимов. Проходя возле отдела новейшей истории, Рафаэль Сибгатович предложил Минтимеру Шариповичу зайти туда, мол, там и вас изучают. Оказалось, что комната заперта, а госсоветник даже порадовался этому: «Рано еще писать историю!» Тут Шаймиеву намекают: время поджимает, люди в зале заждались. Реакция первого президента мгновенная, он спрашивает у председателя государственного комитета по туризму Сергея Иванова: «Ты ведь позже меня пришел?» Услышав что-то невнятное из уст немного растерявшегося главного туристического лица республики, госсоветник облегченно сказал под хохот сопровождающих: «Сошлемся на тебя, скажем, что министра ждали».

... Завершилось знакомство с институтом в кабинете директора, где над креслом висит портрет его отца — татарского литератора Сибгата Хакима

Завершилось знакомство с институтом в кабинете директора, где над креслом висит портрет его отца — татарского литератора Сибгата Хакима. Шаймиев, как оказалось, хорошо знал и его, и супругу Муршиду. Спросил у собравшихся, мол, такая песня есть, которая начинается словами «Ал Мөршидә, гөл Мөршидә». Никто не смог вспомнить слова, лишь министр образования и науки Татарстана напел ее мелодию. На что много чего повидавший Муратов похвалил Фаттахова: «Сразу видно, оба актанышские!» Еще немного побродив по коридорам института, VIP'ы направились в зал — куда, собственно, они и были приглашены на заседание ученого совета.

«НЕТ, РЕБЯТА! ТУТ ЖЕ ЕСТЬ ЕЩЕ 1000-ЛЕТНЯЯ КАЗАНЬ»

Здесь нарисовалась не менее интересная картина. Гости, уже занявшие свои места, после получасового ожидания начали изнывать от духоты. Когда кто-то из молодых сотрудников института попытался открыть окно в целях запуска в помещение свежего воздуха, один из старших коллег в буквальном смысле закричал: «Окна открывать нельзя!» На что заместитель начальника управления образования Казани Марат Лотфуллин под громкий смех зала отшутился: «Вдруг гранату кинут!» За это же время собравшиеся, среди которых большинство — ученые мужи, успели обсудить и нынешних министров — бывших своих студентов, назвав одного из них «бестолковым», и про главного по туризму Иванова пошутили: «Он нам выдаст коллективную путевку... на Колыму».

Но вот высокие гости прошли в актовый зал. Первым слово дали виновнику торжества Хакимову, который признался, что 20 лет назад и сам не осознавал, насколько решение о создании отдельного Института истории важно. «Нам нужна своя история, правдивая история, в учебниках, в кино татар представляли в негативном виде. Очень много было писем и выступлений, что нужно обелить татар. Мы старались это сделать и в какой-то мере это выполнили, опираясь на международные научные сообщества. Мы смогли историю татар, Татарстана и даже Евразии написать. Семитомник истории татар уже переведен на английский язык, и после праздников мы будем представлять его международному научному сообществу», — подвел краткий итог работы института Хакимов.

«История — это не только наука, это еще один признак государственности, это обоснование государственности, это самосознание людей, которые должны гордиться своей республикой, своим прошлым. Наша историческая наука непростая, но очень интересная, она достойна того, чтобы ею гордиться, и я думаю, что Владимир Путин не случайно подарил карту Тартарии, чтобы мы задумались, какая же это была история, насколько она была масштабная, насколько глубокая», — сказал директор Института им. Марджани. К слову, к теме необычного подарка президента России на 80-летие первому президенту Татарстана вернутся еще не раз. Поделился главный историк Татарстана и своими планами — это презентация книг об истории татар на английском языке в Оксфорде: «Чтобы в Европе изменилось отношение к татарам». После этого Хакимов занял место слева от трибуны и в окружении цветов на протяжении двух часов выслушивал воспоминания и добрые пожелания в свой адрес.

Несмотря на то, что желающих поздравить юбиляра было много и каждому был отведен регламент в три минуты, первый президент Татарстана, чьим советником на протяжении почти 20 лет был Хакимов, говорил привычно долго. «Я знаю, что я много сегодня говорю. Я даже не знаю, когда закончу», — сразу предупредил он публику. И начал вспоминать: «Было рискованно. Это были революционные времена, вы [Хакимов] сыграли огромную роль в становлении современного Татарстана. Обо всем не расскажешь, но... Решение о том, чтобы иметь отдельный Институт истории, себя оправдало. Тогда не было времени оценить это. Приняв декларацию о суверенитете, мы должны были основательно взяться за свою историю. Раньше мы побаивались своей истории, мы сейчас себя по-другому ощущаем благодаря работам и трудам Хакимова. Как приподняли роль истории и самих себя, у нас самоощущение другое сегодня, мы другие. Это трудно осознать, еще сложнее об этом говорить, но мы подняли сами себя благодаря этим трудам. Мы такие, какие мы есть. Мы до конца еще не раскрылись, мы на этом пути, и это прекрасный процесс».

«Представьте себе — 1000-летие Казани. Сейчас об этом стараются не вспоминать там, где не надо. Да и где надо даже. Потому что страна готовилась праздновать 800-летие Москвы, и вдруг, я не хочу сказать «эти татары», это мы, татары, сказали: «Нет, ребята! Тут же есть еще 1000-летняя Казань, — вспомнил еще одну страницу из новейшей истории Татарстана Шаймиев. — Это состоявшийся величайший акт в нашей истории. Как попало взяться неумелыми руками за историю нашего народа невозможно, потому что она уже признана. Вот в чем выражается величие этих дел!» — высокопарно резюмировал госсоветник РТ.

. Равиль Муратов: «Институт был подарком всем нам, подарком республике, подарком всей нации. Было непросто, но мы остались целы»
Фото: prav.tatarstan.ru

«ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИСТОРИИ ТАТАР В ОКСФОРДЕ — ПОКАЗАТЕЛЬ ТОГО, ЧТО САМЫЙ ПЕРВЫЙ ИНСТИТУТ МИРА И ИНСТИТУТ ИСТОРИИ КАЗАНИ — РАВНЫЕ СОТРУДНИКИ»

Вспомнил о становлении института и помощник президента Татарстана Муратов. «Институт был подарком всем нам, подарком республике, подарком всей нации. Было непросто, но мы остались целы, — вспомнил 90-е Муратов и добавил. — У нас, кроме Института истории, есть еще другие гуманитарии. Но им, к сожалению, достичь таких высот, как вам, не удалось».

«Президент РФ Путин, вручив Минтимеру Шариповичу в Кремле карту, заставляет нас не задуматься — это уже руководство к действию! Я долго думал и осознал: представляете себе, лидера нации пригласил в Кремль руководитель государства, подарил ему карту... Я считаю, что это очень хороший, добрый сигнал», — вернулся ко дню сегодняшнему Муратов.

Экс министр образования РТ Наиль Валеев назвал перевод истории татар и Золотой Орды на английский язык подвигом, который останется в истории. «Начиная с Карамзина, хоть он и Кара-Мурза — Черный Князь, Ключевский, Соловьев выключили татар из истории Руси и мировой истории. Это несправедливость. А теперь вот и карту подарили — благословили Минтимера Шариповича на этот подвиг. Уже нужно вставлять татар обратно в мировую историю. Среди других народов мира татары должны занять свое место, очень значимое, очень важное. Я думаю, история татар и Золотая Орда, которая будет презентоваться в начале апреля в Оксфорде, — это показатель того, что самый первый институт мира и Институт истории имени Марджани Казани — равные сотрудники. Это огромное дело — мир признает этот институт».

Обращаясь к личным качествам Хакимова, Валеев отметил, что он непростой человек и не доступен для всех: «Хотя его статьи в „БИЗНЕС Online“ отчаянно смелые, на которые никто больше не решается, он единственный, который получает сотни критических и положительных отзывов».

. Нагрудный знак за заслуги в образовании вручил Хакимову министр образования республики Фаттахов
Фото: prav.tatarstan.ru

Человеком-энциклопедией назвала Хакимова вице-мэр Казани Любовь Андреева. Как оказалось, она консультируется каждый раз с ученым перед тем, как ее шеф Ильсур Метшин собирается в заграничную командировку: «Например, я звоню ему и спрашиваю: завтра мэр едет в Барселону, там он встречается с мэром Парижа, что рассказать о взаимоотношениях Парижа и Татарстана? Я ожидаю, что он попросит перезвонить мне завтра, а он с ходу читает мне лекцию, что я даже не успеваю записывать. И так практически каждую неделю».

Были и такие неожиданные подарки — самовар на углях, подаренный всемирным конгрессом татарФото: prav.tatarstan.ru

Нагрудный знак за заслуги в образовании вручил директору института министр образования республики Фаттахов. Поздравляя юбиляра, главный по образованию гордо заявил: «Большинство присутствующих здесь не знает, но Институт истории — это единственный институт, учредителем которого является министерство образования РТ». Фаттахов также рассказал о совместных проектах с институтом в доведении правдивой истории татар до школьников — это и новые учебники, и олимпиада по истории татар. Подчеркивая значимость этих проектов, на слове «олимпиада» Хакимов попросил гостей поаплодировать.

... После торжественной части гостей пригласили попить чаю Фото: prav.tatarstan.ru

Поздравительную телеграмму в адрес института прислал и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, а также директор Института кавказских, татарских и туркестанских исследований Магдебурга (Германия) Мисте Хотопп-Рикке, выступавший в прошлом году против ликвидации кафедры татароведения в КФУ на страницах нашей газеты. Признался в любви и уважении к академику Хакимову и генеральный консул Турции в Казани Дильмач, как всегда выступавший без переводчика. Практически на чистом татарском он отметил, что активно занимается популяризацией татар в Турции. Среди многочисленных картин и книг, принесенных в подарок Хакимову, один из подарков — самовар на углях, подаренный всемирным конгрессом татар, — юбиляр не хотел выпускать из рук. Говорят, главный татарский историк очень любит чай.

Но потчевали ли чаем гостей сегодня, корреспонденту «БИЗНЕС Online» узнать не удалось. Приглашенные ранее на VIP-фуршет журналисты столкнулись с широкоплечими охранниками первого президента Татарстана, которые не дали проникнуть прессе в трапезную по распоряжению личного пресс-секретаря Шаймиева Нурсии Шайдуллиной. Увидев надвигающуюся толпу журналистов с фото- и видеокамерами, она воскликнула: «Они что, будут снимать, как он ест?» В виде компенсации журналистам были вручены флешки с полным сборником 7-томника истории татар в электронном виде, а также новая книга Хакимова «Каково быть татарином», которая только-только вышла из типографской печи.