Официальная повестка пресс-конференции с председателем совета директоров банка Валерием Сорокиным гласила, что речь пойдет об «Ак барсе», сразу было понятно: речь пойдет о непростой ситуации в банковском секторе республики в целом Официальная повестка пресс-конференции с председателем совета директоров банка Валерием Сорокиным гласила, что речь пойдет об «АК БАРСе». Сразу было понятно: будут говорить о непростой ситуации в банковском секторе республики в целом Фото: Оксана Черкасова

«ВСЕ ПО СЦЕНАРИЮ ПРОГРАММЫ МАЛАХОВА «ПУСТЬ ГОВОРЯТ» — ПОНЕСЛОСЬ»

Буквально на следующий день после пресс-конференции предправления «АК БАРС» Банка (АББ) Зуфара Гараева журналистов удивили новым приглашением по той же тематике, но с еще более весомым спикером — генеральным директором АО «Связьинвестнефтехим» (СИНХ), председателем совета директоров банка Валерием Сорокиным. Ради такого случая пул прессы впервые буквально за пару-тройку часов созвали в головной офис СИНХа на Кремлевской улице. И хотя официальная повестка гласила, что речь пойдет об «АК БАРСе», сразу было понятно: будут говорить о непростой ситуации в банковском секторе республики в целом. Тем более что организатором выступила пресс-служба президента.

Собрав журналистов, хозяин мероприятия быстро расставил точки над i. «С утра президент республики обратил внимание на общий негативный фон, который идет в этой сфере, и попросил нас снова встретиться с журналистским корпусом, чтобы еще раз в текущей ситуации проявить максимально возможную открытость», — объяснил спешку Сорокин. Обещанную открытость он проявил в полной мере: выступление государственного менеджера, брошенного на амбразуру, было хоть и взвешенным по сути, но весьма эмоциональным — проникнутым горечью и иронией. Спикер обрисовал ту картину, или «анатомию ситуации», которая, по его мнению, сложилась в последнее время в финансовой системе республики.

Последней каплей для самого Сорокина стал утренний разговор с собственным водителем, до которого дошли слухи о проблемах «АК БАРСа». Водитель не преминул буднично уточнить у своего высокопоставленного пассажира, не закрывается ли банк, чем вогнал председателя совета директоров в уныние. Оказалось, что водитель услышал «утку» от знакомого гаишника. Это помогло Валерию Юрьевичу осознать, откуда шум вокруг «АК БАРСа»: волна пошла от уже упомянутых в нашей вчерашней статье силовиков, которых по всей стране переводят на карточное обслуживание ВТБ24. А дальше сомнения и страхи по всему Татарстану разнесло сарафанное радио.

«Просто для сведения, если кто не знает: ВТБ — спонсор спортивного общества „Динамо“, ВТБ комплексно обслуживает МВД. В принципе, не то чтобы это удивительно... Мы до последнего как регион этому сопротивлялись, но бесконечно долго нельзя — люди служивые, они работают по приказу», — объяснил наконец причину сецессии правоохранителей Сорокин. И хотя сотрудники МВД держат всего лишь 6,6 тыс. из 600 тыс. зарплатных и 1,5 млн. всех видов карт «АК БАРС» Банка, этого хватило для «критической массы» паникеров.

«Просто для сведения, если кто не знает, ВТБ — спонсор спортивного общества „Динамо“, ВТБ комплексно обслуживает МВД и в принципе не то чтобы это удивительно» «Просто для сведения, если кто не знает: ВТБ — спонсор спортивного общества „Динамо“, ВТБ комплексно обслуживает МВД. В принципе, не то чтобы это удивительно» Фото: Ирина Ерохина

«Предположим, что половина сотрудников МВД, имеющих карту банка „АК БАРС“, женаты, итого мы имеем 10 тысяч первичных носителей информации... Естественно, человек разумный или, как кто-то из литературных критиков XIX века говорил, „проницательный читатель“ сразу понимает, что здесь дело нечисто. А наш человек — человек-коллективист, он должен предупредить друзей!» — живо рассказывал Сорокин под смех в зале.

Однако неуклюжими действиями силовиков дело не ограничилось: целую серию диверсий против главного банка республики устроили конкуренты.

«Конечно, коллегам, которые наблюдают за этой ситуацией, грех ею не воспользоваться», — пожал плечами Сорокин. По его словам, одна из «креативных технологий» — это вывешивать в рядовых магазинах таблички со списком павших банков, карточки которых не обслуживаются, вместе с названием банка здорового, например того же «АК БАРСа». Этот прием, рассказал с горечью Валерий Юрьевич, уже лично испытан в его привычной аптеке. «Ладно, я инсайдер, я понимаю, что стоит за такой операцией. Креативно! Но гражданин, который не должен погружаться в такие технологии, приходит и видит объявление. Какая мысль у него? „Ага, что-то не то“», — продолжал гендиректор СИНХа. Другой пример: у клиента не прошел платеж от «АК БАРСа» в другой банк, в последнем клиенту по телефону сообщают: «Платеж не проходит по причине низкого рейтинга «АК БАРСа». «Конкурентные технологии, креативные», — иронизировал спикер.

«Дальше — больше. Обязательно возникнут люди, которые захотят оседлать тему. Почему нет? В одной из соцсетей встречаем призыв: люди русские, не несите в национальные банки денег. У банков нет национальности! А призыв есть. А дальше все по сценарию программы Малахова „Пусть говорят“ — понеслось, — пустил камень и в огород интернет-тролей Сорокин. — Даже сейчас, я думаю, больше половины комментариев, если будет опубликовано мое выступление, сведется к тому, что „врет он“. Потому что наш советский читатель привык читать газету между строк».

«Так и доходит дело до моего водителя, который ни разу не сотрудник МВД и никогда им не был», — резюмировал Сорокин, сравнив источники паники с «многоголовой гидрой». В результате же страдает огромный банк со многолетней историей и прочной репутацией.

«В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ — ДРУЖИТЬ С СОБСТВЕННОЙ ГОЛОВОЙ»

Очертив анатомию информационной атаки на банк, председатель совета директоров перешел к конкретным предложениям. Всем думающим о своих сбережениях глава СИНХа советует «в первую очередь дружить с собственной головой и немножко анализировать цифры», а не доверять вслепую и потом перекладывать свои проблемы на государство. «Вот сегодня с утра телевизор на кухне работал — реклама: приносите вклады, принимаем по ставке, по которой мы кредит даже не можем выдать — дорого. Очевидно, следующий кандидат [на крах]... Те люди, которые понесут туда деньги (а реклама уже недельки две-три активна), сейчас не спрашивают, можно туда нести или нет. Зато, когда закончится, скажем так, этот проект, они выйдут с плакатами „Верните наши деньги!“. Причем обязательно к правительству!» — грустно рассказывал Сорокин.

Рассуждая о народном менталитете, он углубился и в психологию, и даже в литературу: склонность перекладывать заботы на мифического царя-батюшку — это «глубоко отечественная традиция», иллюстрируемая и словами Некрасова «Барин приедет — барин рассудит».

По словам Сорокина, самая большая беда с элементарной финансовой грамотностью — у старшего поколения. «Пытался как-то объяснить, почему нельзя в финансовые пирамиды нести средства, родственникам старше меня — не получилось. Я не нашел аргументов. Впрочем, потом не получилось и объяснить, почему нельзя забрать и лучше махнуть рукой. Два раза не получилось, — сетовал государственный менеджер. — Надеюсь, „поколение next“ будет немножко финансово грамотнее. Хотя, наверное, в школах не хватает уроков финансовой грамотности».

Откровенничать так откровенничать: Сорокин решил рассказать о грамотном выборе кредитной организации на личном опыте. «Сам я — для эксперимента — клиент пяти банков. Не столько в плане диверсификации, сколько в плане того, что на себе изучаю, как работают коллеги-конкуренты, — признался он. — Могу сказать, что в моем рейтинге „АК БАРС“ ровно посередине. Видно, куда нам надо еще догонять: не в плане финансовых показателей, а в плане корпоративной культуры».

Татфондбанк умело демонстрировал (правдами и неправдами) приличные показатели в течение долгих лет и отнюдь не выделялся среди конкурентов заоблачными ставками вкладов Татфондбанк умело демонстрировал (правдами и неправдами) приличные показатели в течение долгих лет и отнюдь не выделялся среди конкурентов заоблачными ставками вкладов Фото: Ирина Ерохина

Что сказать — «погорельцам» Татфондбанка (ТФБ) от таких раскладок никак не легче. Ведь банк умело демонстрировал (правдами и неправдами) приличные показатели в течение долгих лет и отнюдь не выделялся среди конкурентов заоблачными ставками вкладов. Кстати, чуть позже Сорокин подал прессе намеки, посоветовав обратить внимание на начало «пропаганды» банка именно как банка с госучастием. «Осенью», — вспомнили журналисты, а Сорокин кинул на них многозначительный взгляд, добавив, что банк долгое время существовал и до этого.

«Очевидно, в массовом сознании тех же вкладчиков банк с государственным участием вызывает большее доверие, чем банк с частным участием», — заметил спикер.

Мол, Татфондбанк коварно использовал имя правительства Татарстана для привлечения клиентов, когда банк уже вовсю тонул. Впрочем, стоит заметить, что словосочетанием «универсальный банк с государственным участием» ТФБ позиционирует себя уже довольно давно (см. например, ролик к 20-летию банка в 2014 году). Тем более что это чистая правда, упреки со стороны главы СИНХа звучат особенно странно, учитывая, что его на 100% дочерние «Татспиртпром» и «Татэнерго» контролируют 29,1% в капитале банка, не считая доли структур минземимущества РТ. Да и сам факт того, что председателем совета директоров Татфондбанка был премьер-министр РТ Ильдар Халиков, вполне убедительно демонстрировал населению республики, какие силы стоят за ТФБ.

«Вот такое эссе», — резюмировал свое изящное выступление Сорокин и передал слово журналистам.

Сорокин процитировал вчерашние слова главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной о том, что для расчистки всей банковской системы потребуется еще несколько лет Сорокин процитировал вчерашние слова главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной о том, что для расчистки всей банковской системы потребуется еще несколько лет Фото: kremlin.ru

«НЕТ КАКОГО-ТО КРАНА С ДЕНЬГАМИ, КОТОРЫЙ БЫ НАПОИЛ ПЕРЕСОХШИЕ РЕКИ»

В декабре, в разгар падения Татфондбанка, Сорокин ответственно заявлял, что это хоть и не «бесследное событие», но и не кризис республиканской банковской системы. Несмотря на то что с декабря упало еще несколько татарстанских банков, госменеджер своего мнения не поменял. Более того, оказалось, что Сорокин не верит в сам термин. «Я бы осторожно оперировал понятием „банковская система Татарстана“. Все-таки мы находимся в одном поле — это банковская система России, — ответил он на вопрос корреспондента „БИЗНЕС Online“. — Я бы сказал, что для банков Татарстана характерны все те явления, которые характерны для системы в целом».

В подтверждение своих слов он процитировал вчерашние слова главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной о том, что для расчистки всей банковской системы потребуется еще несколько лет. «Есть проблемы в банковской системе, есть проблемы общеэкономического характера, — так объяснил ситуацию краха целого ряда банков в республике Сорокин. — Я бы не называл это специфическим, присущим только Татарстану явлением. Да, может быть, они копились-копились, в какой-то момент „выстрелило“».

На вопрос о том, что делать банковскому сообществу РТ, спикер ответил: «Работать и только работать. Я не вижу уникальных возможностей у местного банковского сообщества. Нет какого-то крана с деньгами, который бы напоил пересохшие реки. Рынок конкурентный, конкурировать приходится с «тяжеловесами»». Словом, теперь все банки в одной лодке, помощи от правительства ждать не приходится — ни мелким, ни крупным.

«Я НЕ ДУМАЮ, ЧТО ЕСТЬ НЕКИЙ ДОКТОР ЗЛО, КОТОРЫЙ СОЗДАЛ ШТАБ ПО НАГНЕТАНИЮ ОБСТАНОВКИ»

Журналисты допытывались у Сорокина, кто может стоять за распространением панических слухов, однако тот лишь пожимал плечами.

«Я не думаю, что есть некий Доктор Зло, который создал штаб по нагнетанию обстановки. Есть объективная ситуация, у нее есть причины, есть попутчики. А почему бы [конкурентам] ею не воспользоваться? — отметил председатель совета директоров „АК БАРС“ Банка. — Рынок сжимается, соответственно, конкуренция нарастает. Клиентов, удовлетворяющих возрастающие требования банков, все меньше, граждан, способных откладывать средства, тоже стало меньше, реальные зарплаты снижаются. Время, когда в магазинах раздавали кредитные карточки, прошло».

Сорокин рассказал, что пока банк не планирует обращаться с заявлениями в правоохранительные органы на предмет розыска людей, специально распространяющих негативные слухи в отношении АББ, тем более что найти их будет весьма сложно. «Однако если ситуация перетечет в хронические явления, мы оставляем за собой право воспользоваться всем арсеналом средств», — предостерег он.

Негативных последствий от нескольких волн панической атаки АББ не испытал. Напротив, ощутимо выросли вклады населенияФото: Оксана Черкасова

Как отметил глава СИНХа, бесперспективно ввязываться в споры по принципу «сам дурак» — это затрачивает много сил, а экономического эффекта мало. Самый правильный способ борьбы с негативными слухами — непрерывно заниматься совершенствованием качества сервиса. «Пройдет два дня — „АК БАРС“ Банк не закроется. Пройдет 222 дня — „АК БАРС“ Банк опять не закроется. А когда, извините за такой термин, „шухер“ уляжется, народ станет сравнивать циферки — посмотрит на ставки комиссии за одни и те же операции, на ставки кредитов и депозитов. Рано или поздно человек сделает свой выбор», — надеется Сорокин.

Как бы там ни было, негативных последствий от нескольких волн панической атаки АББ не испытал. Напротив, ощутимо выросли вклады населения. Так, если на 1 декабря 2016 года вклады населения составляли 104,165 млрд. рублей, то через месяц их размер увеличился более чем на 4 млрд. рублей — до 108,665 млрд. рублей. Тенденция сохранилась и в январе: на 1 февраля 2017 года размер вкладов составил 112,395 млрд. рублей. Более оперативные цифры чуть позже сообщили в пресс-службе «АК БАРС» Банка: за последние три дня, когда как раз и была зафиксирована новая атака, свои счета досрочно закрыли порядка 900 вкладчиков, лишившись около 14 млн. рублей начисленных, но так и не выплаченных процентов. За это же время в банке было открыто около 3 тыс. новых вкладов.

По словам Сорокина, ему неизвестно, планируют ли еще какие-либо организации закрыть счета в АББ. «Мы работаем над тем, чтобы открывались новые счета», — отметил он, добавив, что переговоры ведутся и с крупными федеральными компаниями, и с татарстанскими. Впрочем, вдаваться в подробности переговоров он не стал.

«Мы лишь фонд, который держит акции крупнейших компаний Татарстана. Мы только голосуем акциями компаний, мы представлены в совете директоров, но мы лишь акционеры, а операционной деятельностью занимается правление компаний» «Мы лишь фонд, который держит акции крупнейших компаний Татарстана. Мы только голосуем акциями компаний, мы представлены в совете директоров, но мы лишь акционеры, а операционной деятельностью занимается правление компаний» Фото: «БИЗНЕС Online»

«СИНХ ВОСПРИНИМАЮТ КАК НЕКОЕ «МИНИСТЕРСТВО ВСЕГО», КОТОРОЕ ДАЕТ УКАЗАНИЕ ПО ВСЕМУ. А ЭТО НЕ ТАК»

Журналисты не могли пройти мимо темы санации Татфондбанка и спросили у Сорокина, что правительство Татарстана как крупный акционер предпринимает для поиска санатора. Однако генеральный директор «Связьинвестнефтехима» отказался комментировать позицию правительства республики, пояснив, что не имеет на это полномочий.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» спросил Валерия Юрьевича, готовы ли входящие в СИНХ компании участвовать в схеме bail-in (предусматривает обмен замороженных средств на депозитах в банке на его акцииприм. ред.). Напомним, что в июле «Татспиртпром» выкупил акций ТФБ на 2,5 млрд. рублей, а в декабре 2016 года подконтрольная СИНХ «Татэнерго» также приобрела акции банка, конвертировав свой субординированный кредит на сумму 2,4 млрд. рублей. Тогда же группа «Татнефть», которая держала на депозитах в ТФБ 5,4 млрд. рублей, заявила о своем намерении участвовать в схеме bail-in. Вполне возможно, что на счетах в ТФБ зависли крупные суммы и других компаний, входящих в СИНХ.

«Не знаю вообще, как живет и реализуется программа bail-in», — начал Сорокин, сразу насторожив журналистов: неужели от схемы, на которую делало ставку правительство Татарстана, уже отказались? Но тут гендиректор СИНХа осекся и продолжил в другом ключе: «СИНХ воспринимают как некое „министерство всего“, которое дает указание по всему. А это не так. Мы лишь фонд, который держит акции крупнейших компаний Татарстана. Мы только голосуем акциями компаний, мы представлены в совете директоров, но мы лишь акционеры, а операционной деятельностью занимается правление компаний — они решают, что продавать, что покупать, куда компания движется», — сообщил Сорокин, явно преуменьшая степень своего влияния на принятие решений.

«Задача этого года — нарастить прибыль до чуть более 700 млн. рублей, а уже в 2018 году мы ожидаем, что прибыль банка устремиться вверх по параболе. Мы хотим добиться качественного скачка в росте» «Задача этого года — нарастить прибыль до чуть более 700 миллионов рублей, а уже в 2018 году мы ожидаем, что прибыль банка устремится вверх по параболе. Мы хотим добиться качественного скачка в росте» Фото: Оксана Черкасова

ДОПЭМИССИЮ «АК БАРС» БАНКА ВЫКУПИТ СИНХ

Затем пресс-конференция вырулила на более спокойные темы. Журналисты попросили Сорокина рассказать о перспективах «АК БАРС» Банка. В ответ он заявил, что СИНХ намерен выкупить большую часть дополнительной эмиссии банка в объеме 10 млрд. рублей, которую планируется провести в первой половине 2017 года. Однако, по словам гендиректора «Связьинвестнефтехима», потребуется предварительно согласовать позицию с минземимуществом РТ, чтобы не подпадать под антимонопольные ограничения. «Есть некие процедурные вещи, которые могут нас увести далеко по времени. Нужно оперативно провести маневр: сначала понизить долю одного акционера, а потом увеличить долю другого», — пояснил председатель совета директоров «АК БАРСа».

«Понадобится ли „АК БАРС“ Банку еще помощь государства?» — спросили журналисты.

«Помощь действительно нужна была банку в 2015 году, когда образовался большой убыток (убыток АББ по итогам 2015 года составил 9,8 млрд. рублейприм. ред.). При помощи республики произошло увеличение капитала банка, были купированы пробоины, которые не позволяли банку генерировать прибыль. Вся остальная финансовая поддержка носит характер временной, хоть и долгосрочной поддержки, причем за деньги. Банк должен отработать и вернуть с процентами то, что получил от „клуба друзей“», — ответил Сорокин.

По его мнению, результат уже виден: несмотря на то что в 2016 году АББ был вынужден направить около 15 млрд. рублей на пополнение резерва, была получена прибыль в размере более 650 млн. рублей. «Задача этого года — нарастить прибыль до чуть более 700 миллионов рублей, а уже в 2018 году мы ожидаем, что прибыль банка устремится вверх по параболе. Мы хотим добиться качественного скачка в росте», — отметил Валерий Юрьевич, назвав стратегическую цель — уже в этом году завершить перевод АББ в классическую банковскую конфигурацию. «Банк должен выполнять лишь расчетно-кассовое обслуживание и кредитование. Все остальное — это непрофильные функции, от которых мы освобождаемся», — подчеркнул Сорокин.