С воодушевлением отчитались челнинские чиновники об итогах производственного года: розница растет, КАМАЗ нарастил реализацию на 21%, ВТП города увеличилось на 15 млрд. рублей до 182,6 миллиарда. Ложку дегтя неожиданно предложил перед казанскими гостями новый резидент ТОСЭРа — немецкий «Полихим Системс». Гендиректор компании Ренат Халимов пожаловался на отсутствие в автограде школы и садика для иностранцев, на что Наиль Магдеев развел руками: «20 лет в городе школы не строились! Стыд и позор!»
Из 16 компаний, представленных на выставке, 6 первых — действующие резиденты ТОСЭР, больше половины остальных — потенциальные резиденты
МАГДЕЕВ ПОКАЗАЛ КАЗАНЦАМ ТОСЭР ПОЧТИ В ПОЛНОМ СОСТАВЕ
Выставочными стендами промышленных предприятий автограда украсили путь к залу в мэрии Набережных Челнов, где в конце недели прошло отчетное заседание по результатам работы производств в прошлом году и планам на текущий. Из 16 компаний, представленных на выставке, 6 первых — действующие резиденты ТОСЭРа, больше половины остальных — потенциальные резиденты. Мэр Наиль Магдеев провел по выставке гостей из Казани — замминистра промышленности и торговли РТ Алексея Савельчева, замминистра экономики РТ Наталью Таркаеву и гендиректора НО «Фонд поддержки предпринимательства РТ» Андрея Афонина: про резидентов рассказал сам, а про кандидатов послушал вместе с казанцами. Компания в сопровождении депутатов Госсовета и других интересующихся задержалась у стенда крайнего, седьмого, резидента ООО «ТЭСК», только-только зашедшего в ТОСЭР с производством литейно-подвесной аппаратуры.
У директора Олега Бажина Магдеев и Савельчьев интересовались, откуда идут поставки, с каким процентом локализации сырья, и остались вполне довольны ответами. Группа «Кориб» презентовала новый аккумуляторный завод в «Алабуге», который обещано запустить в первом квартале года — в ТОСЭР «Кориб» пойдет со следующим заводом, который станет перерабатывать эти аккумуляторы после срока их службы уже в Челнах. ООО «РариТЭК-Технологии» показали проект по производству стационарных и мобильных каркасно-тентовых конструкций: беседок, открытых торговых павильонов для ярморочной торговли, которые тут же было решено поставить на Сармановском тракте — одной из основных точек сезонных ярмарок. Кроме производственников на выставке отвели место нескольким социально-ориентированным некоммерческим организациям и почему-то одному негосударственному пенсионному фонду. Отдельным блоком шли стенды пищевиков, у которых Магдеев неизменно интересовался динамикой продаж в сравнении с 2015 годом. Обобщая их ответы, сообщим: спрос на рыбу оказался подавлен ростом цен, а мясо местных производителей продавалось либо на уровне 2015 года, либо лучше. Представители «Челны-Мясо» похвастались растущей популярностью линейки халяльных колбас, которые и помогли им нарастить спрос. Магдеев похвалил компанию, заявив, что «Челны-Мясо» держит марку города, а город гордится таким предприятием. «Агросила» пошла еще дальше, заявив, что спрос превышает производственные возможности холдинга, что позволяет сельхозструктурам Ильшата Фардиева держать цены выше среднероссийских.
Отдельным блоком шли стенды пищевиков, у которых Магдеев неизменно интересовался динамикой продаж в сравнении с 2015 годом
БИЗНЕС-ПЛАН КАМАЗА НА 2017 ГОД: 1,2 МЛРД. РУБЛЕЙ ПРИБЫЛИ
Заседание традиционно открывал обзорный доклад замруководителя исполкома по экономике Наталии Кропотовой. Главный экономист исполкома констатировала прекращение спада в реальном секторе и наметившуюся тенденцию роста, рассказала о работе местной «Стратегии-2030», в рамках которой ради формирования человеческого капитала исполком проверил свыше тысячи предприятий на содержание и исполнение трудовых договоров. В результате этих проверок город получил за счет НДФЛ 83,6 млн. рублей дополнительного дохода.
По деньгам, привлеченным в промышленность Челнов извне, Кропотова предпочла отчитаться за два последних года — это позволило предложить публике солидную цифру в 1,47 млрд. рублей, из которых 1 млрд. рублей в 2015 году получил на организацию временной занятости КАМАЗ. В 2016 году пришли остальные 400 млн. рублей. По данным Кропотовой, нештатный режим позволил КАМАЗу на 13 - 20% сократить простой оборудования.
КАМАЗ, кстати, тоже прислал своего делегата с докладом — им стал директор департамента экономики Антон Сарайкин. Итоги 2016 года КАМАЗ уже публиковал: 34,3 тыс. грузовиков реализовано (+21% за год), доля на отечественном рынке выросла на 5% до 56%. Завод каркасов кабин площадью свыше 60 тыс. кв. м, который начали строить в 2016 году, стал крупнейшей стройкой автогиганта со времен строительства самого КАМАЗа. Средняя зарплата на заводах выросла на 17% до 32,9 тыс. рублей. На 2017 год бизнес-план пока таков: КАМАЗ рассчитывает выручить 143 млрд. рублей с чистой прибылью на уровне 1,2 млрд. рублей. По словам Магдеева, успешная работа КАМАЗа позволила городу за счет роста налогов достроить парк Победы.
Возвращаясь к показателям муниципалитета, добавим со слов Кропотовой, что по итогу 2016 года автоград показал ВТП на уровне 182,6 млрд. рублей — примерно на 15 млрд. рублей больше, чем в провальном 2015-м. КАМАЗ по-прежнему занимает в общем пироге почти половину — 47%, а субъекты МСП, число которых превышает 30 тыс., — все ту же треть. Многочисленные СП КАМАЗа по итогам года тоже показали положительную динамику, как и другие машиностроители, — в частности, челнинское подразделение Ford-Sollers нарастило производство на 22%. Вписались в плюс и пищевики, все основные производители — «Челны-Хлеб», «Челны-Холод», «Булгарпиво» и другие. Бумажники в лице КБК на этот год собираются продолжить модернизацию, в которую снова вложат 1,5 млрд. рублей. Общие же инвестиции челнинских производственников за 2016 год вылились в 40,7 млрд. рублей, из которых 8 млрд. рублей — доля резидентов ТОСЭРа.
«Важное направление — это содействие технологическому перевооружению производств и повышению производительности труда, — отметила Кропотова успехи в привлечении региональных субсидий. — В прошедшем году по программам „50/50“ и „Лизинг-грант“ 21 челнинская компания получила субсидии в сумме 38,9 миллионов рублей. При содействии минпромторга республики по федеральной программе профинансированы проекты „Кама Кристалл Технолоджи“ и „ИнтерБизнесГруппИнжиниринг“ на общую сумму 133 миллиона рублей. Еще два проекта получили одобрение фонда развития промышленности — это Завод механических трансмиссий и НТЗ „Тэмпо“. В этом году для Набережных Челнов выделяется субсидия в сумме 30 миллионов рублей из федерального и республиканского бюджетов на реализацию мероприятий по развитию лизинга оборудования и поддержку субъектов социального предпринимательства».
Еще одной показательной отраслью для любого муниципалитета остается розница, как индикатор покупательской способности. В Челнах ее оборот по 2016 году составил 133,8 млрд. рублей, было открыто 47 новых торговых объектов с тысячей рабочих мест. По итогам 2015 года отрасль, напомним, ушла в минус на 17%, зафиксировав оборот на уровне 128,9 млрд. рублей.
«НЕКОТОРЫЕ ЧЕЛНИНСКИЕ КОЛЛЕГИ ВОЗЯТ ДЕТЕЙ В «АЛАБУГУ», В МЕЖДУНАРОДНУЮ ШКОЛУ»
О первых результатах на посту замруководителя исполкома по вопросам ТОСЭРа отчитался Эльдар Тимергалиев, поскольку привлечением новых резидентов хвастаться пока рано — с момента начала работы Тимергалиева в город пришел только «ТЭСК», да и тот через республиканскую ТПП. Ответственный за ТОСЭР дал понять, что работа выстраивается стратегически: сначала системные условия, затем вал инвесторов. Так, служба Тимергалиева закончила реестр свободных земель в промзоне, насчитав в общей сложности 480 гектаров. Специалисты сформировали образ типового резидента: это производство на 123 млн. рублей инвестиций, 63 рабочих места и 3 тыс. кв. м производственных площадей. Отталкиваясь от просчитанных показателей, город сможет принять в ТОСЭР 500 предприятий. Что для этого нужно? По мнению Тимергалиева, таргетированная карта земель, которая уже есть, промпарки, которых в Челнах 8 штук, реестр свободных производственных площадей — тоже составлен. Выбирать свои варианты претенденты смогут онлайн — в сервисе даже предусмотрена кнопка «Стать резидентом». Одновременно сокращаются и сроки прохождения инстанций для входа в ТОСЭР. Так, «ТЭСК» получил все разрешения и заключения за 13 рабочих дней.
Магдеев, комментируя доклад Тимергалиева, добавил, что на предприятиях резидентов предлагается стабильно высокая зарплата — за 50 - 60 тыс. рублей. По словам мэра, экономию на налогах за все 10 лет действия статуса посчитали на арматурном заводе «Тэмпо» — получилось 2,2 млрд. рублей.
В качестве делегата от самих резидентов Тимергалиев пригласил выступить Рената Халимова — гендиректора ООО «Полихим Системс», тоже сравнительно свежего тосэровца. Его компания входит в немецкую группу F-Willich, работающую с 1882 года и занимающуюся производством полиуриетановых систем — промежуточного продукта между нижнекамскими нефтехимиками и производителями разного рода изоляции и покрытий. Основной завод группы располагается в польском Потсдаме, челнинский же станет его копией, первым проектом F-Willich за пределами Европы. Инвестору он обойдется в 150 млн. рублей. Мощность завода составит 10 тыс. тонн в год — столько будут весить жесткие эластичные полиуриетановые системы.
Итоговым заседанием заинтересовались и представители среднего бизнеса
«Уже есть рынок, два дистрибьютора, ключевые клиенты, — рассказал Халимов. — Наш первый этап — локализация импорта, второй — локализация импорта конкурирующих компаний. Третьим этапом станет создание новых сегментов рынка. Компания привозит сюда все ноу-хау, которые нарабатывались в Польше на протяжении 35 лет. Когда холдинг с оборотом в полмиллиарда евро впервые приехал в Россию, естественно, они смотрели варианты в Москве, потом доехали до Нижнего Новгорода, до Ульяновска и до Татарстана. Выбор республики был связан в первую очередь с инвестиционным климатом и обилием онлайн-информации по инвестициям в регион. Когда стали выбирать город в Татарстане, логично было разместиться в Нижнекамске — это наш основной поставщик сырья. Как раз в этот момент мы узнали о режиме ТОСЭР. Сырьевая база осталась рядом, плюс в Челнах важным фактором стала логистика — трасса М-7, железная дорога, аэропорт Бегишево. И еще два ключевых фактора — наличие квалифицированных специалистов и готовых производственных помещений в индустриальных парках. Как человек, который смотрел подобные площадки в 10 регионах, могу подтвердить, что такого уровня подготовки мы больше нигде найти не смогли».
При всем удовлетворении экономической и производственной базой автограда Халимов не постеснялся внести в свою речь и долю критики. «Как человек неместный, который сюда переехал жить с семьей, хочу сказать, что по социальной инфраструктуре, может быть, стоит посмотреть опыт Казани или „Алабуги“ в части школы, детского сада и арендного жилья. Понятно, что все это в городе есть, но если бы было хотя бы по одному объекту международного уровня, с преподавателями-носителями языка, с соответствующей инфраструктурой — это было бы серьезным стимулом для многих. В конечном счете решение о месте строительства завода принимают люди, у всех них есть семьи. Просто по опыту общения знаю: многие выбирают те площадки, которые удобнее для жены и детей. Я знаю, что некоторые челнинские коллеги возят детей в „Алабугу“, в международную школу».
За ремарку Халимову даже отдельно похлопали, а Магдеев назвал «поручения» варяга полезными, но счел своим долгом напомнить, сколько школ и садиков было построено в автограде за последние два года — правда, без носителей иностранных языков среди педагогов.
«Мы поставили задачу каждый год сдавать по школе, — подчеркнул Магдеев. — В прошлом году построили на 800 мест, 1 сентября хотим ввести новую школу на 1224 места. Каждая стоит полмиллиарда. Есть программа строительства школы в Замелекесье. За один год мы смогли построить 6 детских садов на 1400 мест. Это же жизнь, она не только на производстве проходит. Вы заметили, что мы теперь ежегодно по миллиарду рублей привлекаем на дороги? Счет пошел на миллиарды, не на 300 - 400 миллионов! Не всегда все бывает в шоколаде, как в семье: сегодня теща улыбается, а завтра уже нет. Поэтому абсолютно правильно было сказано: нужно создавать условия не только для работы, но и для жизни людей. Рекомендации, которые даны руководством компании „Полихим-Системс“, справедливые, но ведь 20 лет в городе школы не строились! Стыд и позор!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.