«Путин начал много процессов, ему нужно их завершать» «Путин начал много процессов, ему нужно их завершать» Фото: kremlin.ru

«АЛЕКСАНДРУ ЛЕБЕДЮ ПРИНАДЛЕЖИТ ФРАЗА «КОНЕЙ НА ПЕРЕПРАВЕ НЕ МЕНЯЮТ, А ОСЛОВ МОЖНО И ДОЛЖНО». ПУТИН ДОКАЗАЛ, ЧТО ОН КОНЬ»

Эдуард Лимонов — писатель, политик:

— Я не занимаюсь этим — поддерживать или не поддерживать. В данные иры я не играю. Вы спрашиваете у человека, который состоит в политической партии, поддерживает ли он того-то. Я поддерживаю свою партию и кандидатов от своей партии, если таковые будут. Я не знаю, что будет в 2018 году. Зачем гадать на кофейной гуще? Посмотрим. Мы пока видели суд с Навальным. Справедливый и скромный русский судья из Ленинского суда в Кирове обрушил законным путем надежды Навального на участие в этих выборах. Навальный просто нагло блефовал, конечно, никаких шансов на участие в выборах у него нет и не было. Вот мы видим один из эпизодов, а что там дальше будет, посмотрим.

Евгений Минченко — политолог:

— Я вообще в первый раз слышу про эту акцию. Я не видел этого изображения. Мое мнение? Я считаю, что в подобном хамском стиле не надо разговаривать с президентом, потому что Владимир Владимирович достаточно крупный политик для того, чтобы ему самостоятельно выстраивать свои приоритеты и принимать решения относительно траектории своей политической карьеры. На предстоящих в 2018 году выборах президента предполагаю пока базовый сценарий. Но до этого еще многое может произойти, политика тем и отличается, что в ней очень часто происходят непредсказуемые события. Альтернативы Путину пока нет.

Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:

— Изображать Путина в тюбетейке — это здорово. Хорошо, что у нас президент не женщина, а то бы и в чадре или хиджабе изобразили. Это чувство сопричастности, на мой взгляд, желание сделать его ближе к себе и себя ближе к нему. Хоть это и производит неоднозначное впечатление, но если рассматривать как порыв энтузиазма, то и бог с ним. Что касается лозунга «Даже не думай уходить», я достаточно давно сказал, что если Путин вздумает уйти в 2018 году, то его никто не отпустит, его Россия не отпустит, воспримет это как дезертирство. Одно дело, если человек говорит так, как Ельцин: «Я устал, я ухожу». Натворил дел, ни с чем справиться не может, но нашел человека, который, может быть, что-то может сделать. Это один вариант. Но сейчас Россия при всех наших проблемах, бедах и несчастьях чувствует себя очень даже неплохо. В экономике, конечно, все ужасно, но тем не менее у нас нет спада, а есть стабилизация. Пусть даже и на костях, но этой стабилизации на 2017 год хватит.

Бороться с реальной угрозой смуты придется сразу или вскоре после выборов 2018 года. Нужно понимать, что, каких бы семи пядей во лбу не был новый президент, у него шансов справиться с этой угрозой немного, потому что у него просто организационный период. Грубо говоря, как у Трампа — он еще не понял, как работает система государственной машины, какие указы можно подписывать, а какие подписывать не стоит, потому что они все равно не будут действовать. Кроме того, Путин начал много процессов, ему нужно их завершать. А людей, которые могут быть его преемниками на посту гражданского управления, к которым можно относиться с доверием, на которых можно надеяться, я, честно говоря, не вижу. Можно говорить о людях вроде Валентины Матвиенко, но она в политическом плане его ровесница, она принадлежит к тому же политическому поколению. Неважно, сколько лет человеку — 35 или 75, но политики делятся по поколениям. Иногда 75-летний политик оказывается в новой тенденции, оказывается молодым политиком, каким был Аденауэр, который возглавил Германию после поражения во Второй мировой войне. Сейчас предстоит давать импульс социально-экономическому развитию, сейчас те слова, которые произносились с 2012 года и весь этот срок, надо наполнять содержанием, в том числе новым. Из всех людей, которые сейчас видны, с этим никто не справится.

Примерно можно сказать, кто готовится Путину на замену в 2024 году, есть такие люди, они будут друг с другом конкурировать, отбираться. Если к 2024 году политика будет правильной, то в рамках нее изберут их. Если политика докажет свою неправильность, то их, конечно, общество никуда не пустит. Александру Лебедю принадлежит фраза «Коней на переправе не меняют, а ослов можно и должно», так вот президент Путин доказал, что он конь. Сейчас, если он вдруг скажет: «Ой, у меня спина болит», — это будет расценено огромной частью общества как дезертирство, это вызовет ликование у всех тех, кто хочет сорвать нас в смуту, обрушить нас в ситуацию хуже украинской. Но страна, которая хочет жить, и народ, который хочет жить здесь, воспримут это как дезертирство. Я думаю (у меня нет информации по данному поводу), ни у него, ни у администрации даже мыслей на этот счет нет, что может пойти кто-то другой. Товарищ Ливанов — творческий человек, я человек боязливый. Но эта реакция, я думаю, избыточная. Это все равно как если завтра Земля упадет на Солнце, будет плохо, да, никто не спорит, но, скорее всего, этого не случится. Я бы с огромным удовольствием проголосовал за какого-нибудь нового политика, который объединил бы в себе то правильное, что есть у Путина, и то, что диктует уже близкое будущее, которое я как аналитик вижу. Но таких политиков нет. Есть люди из позапрошлых политических поколений, даже не политические динозавры, а политические окаменелости типа Явлинского и Касьянова тоже. Это все одно поколение политиков, путь даже во времена известности Явлинского господин Касьянов был просто начальникомдепартамента. Но голосовать всерьез за Зюганова или Жириновского, я думаю, бессмысленно.

Искандер Зигангараев — генеральный директор ООО «КЖК-Логистик»:

— Конечно, поддерживаю этот лозунг. Я, честно говоря, за монархию. Возможно, устаревший вид правления, но я согласен с мнением режиссера Никиты Михалкова, который также сторонник монархии. Только вот у Путина преемника нет, сына нет, дочери только. В России нужен такой строй, чтобы нас, грубо говоря, не колбасило, не дергало. Нужен мудрый и сильный руководитель, который мог бы навести дисциплину, мы могли бы придерживаться того курса, который он выставил. Для россиян важно не столько вести вперед экономику или что-то там, сколько не деградировать. Если россияне не деградируют, то они всего добиваются, конечно. У меня на работе спрашивают: «Что мне делать, чтобы стать богаче, сильнее?» А я говорю: «Возьми и просто прекрати пить». А они: «Как это? У меня ведь выходные, праздники!» Нам больше дисциплина нужна, а такой руководитель, как Путин, я считаю, сможет постепенно этого добиться.

В 2018 году победит он, это однозначно, я считаю, что нужно ему еще продлить срок. Не 6 лет, а даже все 8 или 10 лет. На сегодняшний день ему альтернативы нет. Шойгу очень близко, но все-таки фамилия должна быть русская, потому что мы в России живем. Кто такой Навальный? Это проплаченный человек, если бы ему не проплатили, он бы молчал. Ему просто выгодно говорить. Знаю, конечно, у нас есть коррупция, знаю, что у нас не все хорошо, но такие люди, как Навальный, просто расшатывают систему. Я не думаю, что у нас Навальный придет к власти и коррупция исчезнет, боюсь, что она даже усилится.

«НЕ ПОДДЕРЖИВАЮ, В ДРУГИХ СТРАНАХ НЕ НАДЕВАЮТ ЗА ДВА ГОДА ВПЕРЕД НИ САПОГИ, НИ ОНУЧИ»

Владимир Рыжков — политик:

— Понятно, что Путин пойдет на эти выборы и почти наверняка выиграет, потому что он популярен, кого-то из оппозиции убили, кто-то судим. У оппозиции нет ресурсов для борьбы, силы явно не равны. Хорошо ли это для страны? Не уверен, потому что если посмотреть статистику, то за последние 10 лет экономика США выросла с 14 до 20 триллионов, экономика Китая выросла с 8 до 20 триллионов, то есть увеличилась более чем в два раза за 10 лет, а российская экономика имеет практически такой же размер, как и в 2008 году. 9 лет нет никакого развития, мы стоим на месте. Это прямо связано с тем, что у нас не обновляется власть, у нас одни и те же люди 17 лет у власти, экономика перестала расти. Продлевать статус-кво означает, что мы все дальше и дальше будем отставать от других великих держав и терять свое место в мире, поэтому стране нужно обновление, но похоже, что Кремль такого обновления не хочет.

Николай Сванидзе — журналист, заведующий кафедрой журналистики Института массмедиа РГГУ:

— Я считаю, что власть в стране время от времени должна меняться. Это вносит определенное разнообразие в нашу жизнь. Но решать все равно не Ливанову (при всем уважении к нему) и не мне, а Владимиру Путину, который, как мне кажется, еще не решил. Есть соблазн, конечно, и у многих людей, в том числе и у уважаемых, это традиция нашей необъятной родины — сказать что-то приятное государю-императору. А самое приятное, что ему можно сказать: «Ваше величество, не уходите, куда же мы без вас?» Это традиционный формат общения с первым лицом. Может ли быть альтернатива на предстоящих выборах? В виде Геннадия Зюганова или Владимира Жириновского? А по поводу Навального могу сказать, что вокруг этого будет борьба, думаю, сделают все, чтобы его не допустить. В любом случае, если он будет принимать участие в предвыборное гонке, то это, конечно, гораздо интереснее. Мы понимаем, что шансов на победу у него все равно нет, зато это будет похоже на выборы. Я считаю, даже Путину было бы интересно в таких участвовать.

Марсель Шамсутдинов — руководитель регионального отделения партии «Парнас»:

— Нет, я не поддерживаю, потому что итог правления Владимира Путина — международная изоляция, санкции, падение уровня жизни населения, экономический кризис и т. д. И в связи с этим выборы пройдут очень сложно. Что касается альтернативы нынешнему президенту, то, конечно, она есть. Страна большая, людей умных много. Начиная от Навального, Дмитрия Гудкова и так далее. И дело не в отсутствии альтернативы, она всегда есть, а в отсутствии альтернативы меняться. Люди хотят хорошо жить, поэтому держатся за свое.

Вахит Имамов — главный редактор газеты «Мәдәни җомга»:

— Не поддерживаю, в других странах не надевают за два года вперед ни сапоги, ни онучи. На горизонте еще не светятся выборы — зачем мы должны хлопать в ладоши? И почему он незаменимый, я не понимаю. Почему народ раболепствует перед Путиным, я не понимаю. Что, по всей России из 140 миллионов людей нет того, кто мог бы его заменить? Я считаю, что его давно пора заменить, у нас ведь людей достаточно. В 2018 году будет как обычно: да здравствует «Единая Россия»! Они по всем городам и селам будут петь одну и ту же песню. Все сделают, чтобы сохранить нынешнюю власть.

Пока на горизонте я преемника Путина не вижу, но эту власть надо заменить теми, кто не будет разворовывать миллиардами государственные деньги. Свидетелями этого мы являемся каждую неделю. То тут губернатора ловят, то там министра ловят. Я не считаю, что Навальный готов к данной должности, он, во-первых, слишком молод, во-вторых, не подкован, в-третьих, нечист на руку. Будут ли дестабилизировать обстановку в стране, не знаю. Еще неизвестно, какую политику поведет Америка. Никакой стабильности и надежды пока нет.

Дамир Исхаков — доктор исторических наук:

— Судьба Путина будет во многом будет определяться тем, насколько ему удастся договориться с западным миром, особенно с Соединенными Штатами. Если договориться не удастся, российская элита может сделать ставку на другую фигуру. Однако в любом случае он в выборах будет участвовать. Не исключено, что по обычному сценарию Путина продавят на следующий срок. Но эти выборы будут обычными, никакой конкуренции, все будет решаться административным ресурсом. Но такой президент будет в принципе далеко не легитимный, но не перед глазами российского народа, которого могут обмануть при помощи СМИ, а в глазах западных политиков. Это не есть хорошо для России.

Как альтернатива, вполне возможно, готовится фигура Навального, поэтому его стараются во что бы то ни стало свалить. Это крайне опасная для Путина фигура, потому что он действует в поле русских националистов и может получить большую поддержку, особенно если за его спиной встанут определенные финансово-экономические круги. Решение Кировского суда было подготовлено по заранее разработанному сценарию. Однако это решение еще не подтверждено, тем более Навальный собирается оспорить его в Европейском суде.

«Если бы Навальный сейчас был допущен к «выборам», то они были бы хоть как-то похожи на выборы, хотя бы внешне» «Если бы Навальный сейчас был допущен к «выборам», то они были бы хоть как-то похожи на выборы, хотя бы внешне» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧТО КАСАЕТСЯ УЧАСТИЯ НАВАЛЬНОГО В ВЫБОРАХ, ЭТО КАК В ГТО — УЧАСТВУЮТ ВСЕ, А ПОБЕЖДАЮТ ЕДИНИЦЫ»

Максим Калашников — футуролог:

— Лозунг Ливанова? Нет, не поддерживаю. Это личное мнение Василия Борисовича. Я думаю, что страна в принципе давно нуждается в выборе программ, в нормальной конкуренции. Считаю, что общество должно услышать и другие точки зрения. Я не отношусь к верноподданническим личностям, которые уже напоминают персонажей из повести о Ходже Насреддине. Что касается выборов 2018 года, во-первых, это не выборы, это будет фарс. Во-вторых, я считаю, что альтернатива нынешнему президенту есть. И это не обязательно Навальный. Я очень уважаю Юрия Юрьевича Болдырева и считаю, что это был бы великолепный кандидат. Этот человек вполне мог бы быть главой государства. Но в данном случае сделано все, чтобы никто не появился с президентом рядом. Если бы Навальный сейчас был допущен к «выборам», то они были бы хоть как-то похожи на выборы, хотя бы внешне. А сейчас будет театр одного актера.
Попытки дестабилизировать обстановку в стране? Но она итак в принципе не очень стабильная. Дестабилизировать — это не обязательно финансировать какие-то акции протеста. Лучший способ дестабилизировать ситуацию — это вызвать грызню внутри самой верхушки Российской Федерации. И на Западе это прекрасно понимают.

Если Трамп своей политикой до выборов уронит цены на углеводороды, это и будет лучшее развитие ситуации по плохому сценарию. Но если разобраться, то американцам дестабилизация обстановки в Российской Федерации не очень нужна. РФ им никак не угрожает. Давайте разберемся, кому на Западе нужно сейчас дестабилизировать обстановку в России. Я не понимаю. Что будет делать Запад, если сейчас в РФ начнется смута? Они же не готовы к этому. Сидит сейчас, в принципе, в РФ элитная власть, она исправно гонит сырье, она сейчас играет роль некоего пугала, показывая на которое можно добиваться увеличения военного бюджета. Я не знаю, кому из правящих кругов Запада нужна дестабилизация в России. Намеренная дестабилизация. Для них пусть остается все так, как есть, им удобно и безопасно. Думаю, что серьезной попытки специально взорвать ситуацию все же не будет.

Александр Сидякин — депутат Госдумы:

— Я, конечно, поддерживаю. Считаю, что лучшего президента нам и представить было сложно, когда в далеком 2000 году он пришел к руководству страной. Я думаю, что за эти 16 лет (уже 17-й год пошел) мы стали свидетелями очевидных преобразований, страна уже другая, проблемы другие. Но совершенно точно видны успехи и результаты. Конечно, мы все хотим, чтобы страной и дальше руководил этот человек. А что касается повестки выборов, то, безусловно, она будет и внешнеполитическая, будет разноплановой. Но совершенно точно вопросы безопасности, внешней политики будут больше звучать в период избирательной кампании, чем это было раньше. Я думаю, что достаточно людей, которые бы хотели другого развития сценария и событий, но мы сделали достаточное количество прививок, общество наше прививку приняло. Я не думаю, что через сценарий оголтелой «цветной революции» здесь удастся что-то сделать. Но, еще раз повторяю, враг не дремлет.

Мунир Гафиятуллин — генеральный директор ОАО «Спорткультавтотовары»:

— Во-первых, судьбу президента решает народ. Во-вторых, Конституция страны, где четко определено, в течение какого срока должен руководить президент. Путин — человек очень умный, выборы будут проходить по существующему законодательству и исходя из решения населения Российской Федерации. Я лично считаю, что нашему государству повезло, что у нас такой руководитель, как Путин. То, что было до него, все прекрасно знают. Найти человека, который был бы государственником, который бы в первую очередь заботился о стране, о геополитических интересах, о населении в целом... Нам повезло.

Флун Гумеров — президент ювелирной компании «Алмаз-Холдинг»:

— Я поддерживаю настоящие выборы, в которых решение принимает народ. Мы как-то враждебно смотрим на то, что руководитель находится у руля немалое количество лет, нам кажется, что он уже сам себя назначает. Хотя, скажем, та же Ангела Меркель идет уже на четвертый срок. Как тогда называть Германию демократическим государством? Или Ли Куан Ю, который более 30 лет возглавлял Сингапур. Кто скажет, что он не помог своей стране или сделал мало для нее? Я прекрасно понимаю, что должны быть сменяемость власти, честные открытые выборы. Но нам надо учиться принимать системные решения, которые по минимуму зависят от одного человека.

Хафиз Миргалимов — первый секретарь татарстанского отделения КПРФ:

— У нашей политической партии есть свой кандидат в президенты, есть программа по выходу из кризиса нашей страны — «10 тезисов Зюганова». Это говорит о том, что альтернатива на выборах президента есть. А то, что кто-то где-то пишет, выступая против, ну что поделать, демократия... По поводу того, как будут проходить сами выборы, думаю, они будут непростыми: скажутся и сложная международная ситуация, тяжелое и внутриэкономическое состояние, за все это надо отвечать. Плюс, хотим или не хотим, национализация нефти, энергетики будет, мы никуда не денемся. Что касается участия Навального в выборах, это как в ГТО — участвуют все, а побеждают единицы.