РАЗРУШЕННАЯ СИСТЕМА МЕЛИОРАЦИИ И ИГНОРИРОВАНИЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЙ КЛИМАТОЛОГОВ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К КАТАСТРОФЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Почему климат в последнее время ведет себя так непредсказуемо? Что будет с ним в ближайшем будущем? И к какому развитию событий нам готовиться? Об этом говорили вчера в казанском университете на семинаре «Закономерности глобального и регионального изменения климата». В засушливое и бесснежное завтра вместе с учеными заглянул корреспондент «БИЗНЕС Online»

«ГЕНЕРАЛ МОРОЗ»

Как рассказал заведующий кафедрой метеорологии, климатологии и экологии атмосферы КФУ, профессор Юрий Переведенцев, не надо все валить на антропогенную деятельность (хотя и недооценивать ее не стоит). Глобальное потепление идет уже 150 лет, а в последнее десятилетие оно резко ускорилось на всей планете. Мы привыкли соотносить теплые зимы (а зимние температуры растут) с парниковым эффектом, но теперь стало заметно жарче и летом, а это с парниковой теорией не согласуется. Было, к примеру, предположение, что возрастание среднегодовой температуры в Казани – это влияние города. Не подтвердилось.

В качестве наглядного примера Переведенцев привел 30-е-40-е годы, когда процесс потепления имел неоспоримо естественный характер: «Иногда говорят: «Что вы нас пугаете потеплением? Смотрите, какие суровые зимы пошли!» Так вот, в 1941 году – в период естественного потепления климата – была очень суровая зима, и, на счастье, она оказалась на нашей стороне».

Но теперь, похоже, на проблему надо взглянуть с другой стороны. «Изменения в климате обязательно скажутся на урожае, промышленности, - на всем», - предостерег на семинаре ведущий специалист гидрометцентра РФ, профессор Александр Васильев.

АГРОНОМ ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ

Заведующий лабораторией биомониторинга института проблем экологии и недропользования академии наук РТ Олег Аськеев предполагает, что нынешняя летняя засуха еще может аукнуться нам лет эдак через 30-50. Как – никто не знает, но некоторые пытаются узнать. В институте давно исследуют воздействие климатических изменений на животных и растения, а в последнее время – и на экономику Татарстана и Среднего Поволжья. «Пытаемся немножечко обучать чиновников, так как в нашем уставе записано, что мы – ведущая экологическая организация в плане научного обеспечения различных проектов, чтобы чиновники действительно знали, что творится у нас в республике с экологией и климатическими параметрами, которые непосредственно воздействуют на экономику», - рассказал Аськеев.

Реконструкция климата прошлого, которая ведется в институте, показывает, что такого потепления в предшествовавшие последним 500-600 годам эпохи не наблюдалось. Выиграет ли от такого поворота событий сельское хозяйство? Пока выигрывает. Как заявил завлабораторией, не умаляя заслуг работников сельского хозяйства, можно утверждать: высокая урожайность последних 15-20 лет на 50-70% - «заслуга» климатических изменений в Поволжье.

ОБЛАКОВ ВСЕ МЕНЬШЕ

Но, по выражению Аськеева, климатические «тренды» надо разделять – есть предел, за которым начинаются уже отрицательные явления. Пал июльский рекорд – теперь в этом месяце имеем средний показатель в 26 градусов, «как в районе северной Сахары». «Мы подвели некоторые итоги года. Эта жара очень отрицательно сказалась на животном и растительном мире.  Очень пострадали птицы. Их численность сегодня очень низка. Упала численность многих животных и урожайность многих трав. И последствия не заставят себя ждать», - рассказал «БИЗНЕС Online» Аськеев. По мнению профессора Переведенцева, «избалованность» хорошим климатом привела к разрушению некогда хорошей республиканской системы мелиорации. Нынешняя засуха прекрасно показала, что к чему.

Большинство занимающихся климатическими моделями ученых полагают, что лето отныне будет становиться более засушливым. Летняя облачность все уменьшается, а, следовательно, увеличивается радиация. Так, может, агрономам надо срочно готовить устойчивые к засухе сорта? «Пусть для начала погодные условия хотя бы во время сева отслеживают, - возвращает к реальности Аськеев. - Но они этого не делают. Продолжаем сеять в приказном порядке. В Европе более подвижное сельское хозяйство, которое отслеживает климатические изменения. Великобритания почти отказалась от озимых - нет снега. Не надо во что бы то ни стало сеять в одни сроки, как завели деды, а - позже, раньше, менять культуры. Мы прорабатывали такую программу для Татарстана, пытались пробиться с ней в кабинеты, но пока не получилось».

СНЕЖНЫХ ЗИМ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ?

О чем же говорит нынешний экстремальный (бесснежный мороз прошлого декабря, невероятно снежный январь, аномально теплый май, засушливый июнь, рекордный по температуре июль, дефицитный на дождь сентябрь и суперснежный декабрь) год? Мы пока находимся в зоне наложения друг на друга климатических циклов различной временной протяженности. В этой зоне меняется сама сущность климатических параметров. Но исследования показывают, что в 2011 году мы вступим в теплую сухую фазу, которая продлится до 2030-х годов. Кстати, нынешняя снежная зима, скорее, исключение - высота снежного покрова уменьшается.

Что со всем этим делать? Прежде всего – масштабно исследовать, убеждают ученые. Как подчеркнул Васильев, отрадно, что в казанском университете создана школа, исследования в которой ведутся на очень высоком уровне. Кстати, в 2012 году КФУ отметит двухсотлетие начала климатических наблюдений в своих стенах

Добавим, что вчерашнее мероприятие стало первым в новом проекте КФУ и АН РТ - междисциплинарном городском семинаре «Экологический мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды». Предполагается, что семинар станет базой для создания прогностических моделей и геоинформационных технологий для сопровождения хозяйственной деятельности на территории ПФО. Тема следующего семинара - «Нормирование антропогенных нагрузок на окружающую среду».

Тимур Латыпов