Год от года татарстанский госкомитет по тарифам подрезает плату различного рода потребителям коммунальных услуг, поскольку ценовая доступность жизненно необходимых ресурсов для населения и бизнеса — в приоритете Год от года татарстанский госкомитет по тарифам подрезает плату различного рода потребителям коммунальных услуг, поскольку ценовая доступность жизненно необходимых ресурсов для населения и бизнеса — в приоритете

ТАТАРСТАНЦЫ ПОКА ЭКОНОМЯТ НА ТАРИФАХ, НО ВПЕРЕДИ — НОВЫЕ МЕТОДИКИ ФАС

Год от года татарстанский госкомитет по тарифам подрезает плату различного рода потребителям коммунальных услуг, поскольку ценовая доступность жизненно необходимых ресурсов для населения и бизнеса — в приоритете. Об этом рассказал вчера на коллегии комитета его глава Марат Зарипов. Так, в 2016 году экономический эффект от такой политики составил 18 млрд. рублей, и это 17% от запланированных изначально затрат на комуслуги всех видов потребителей.

Рост тарифов на комуслуги для населения в 2017 году окажется в пределах инфляции и составит не более 4,2%, пообещал Зарипов. Напомним, что, согласно прогнозу минэкономразвития РФ, цены в стране за целый год вырастут всего лишь на 4%. Традиционно повышение тарифов придется на июль: кубометр газа подорожает на 3,9%, электричество — на 3,8%, тепло — на 3%, вода — на 3,5%. Комитет продолжает поддерживать малый и средний бизнес: тарифы на техприсоединение и передачу электричества в 2016 году были понижены до уровня среднего по Поволжью, а некоторые и так оказались самыми низкими. Зарипов отметил, что инфляционный порог в 4,2% оказался ниже, чем в ряде регионов России: в Москве, например, комуслуги подорожают на 7%, в Санкт-Петербурге — на 6%, в Башкортостане — на 5,8%. Конечно, для первых двух городов это логично: там и средняя зарплата повыше, а оказаться по дешевизне ЖКХ впереди Башкирии уже куда приятнее.

Отчитавшись об успехах, Зарипов перешел к насущным проблемам. На рынке ресурсоснабжения грядут изменения, инициированные главой ФАС Игорем Артемьевым: сбытовые надбавки на электричество и тепло будут рассчитываться по-новому. Правительство России рассматривает два метода: «Эталонный сбыт» для электричества и «Альтернативная котельная» для тепла, и обе методики вызывают в Татарстане ряд вопросов из-за вероятности удорожания комуслуг. Например, «Альтернативная котельная» может вызвать повышение тарифа на тепло на 120 - 155%, заявил Зарипов, к тому же этот метод исчисления планируют сделать единственно возможным. Поэтому, утверждает главный регулировщик тарифов в республике, недопустимо принимать подобные решения, не спросив регионы, и татарстанским лоббистам стоит взять этот вопрос на карандаш. Последних на коллегии представлял депутат от РТ Александр Сидякин.

Смысл законодательных новшеств корреспонденту «БИЗНЕС Online» разъяснил первый заместитель Зарипова Александр Штром: «Если сейчас сбытовая надбавка для прочего потребителя до 150 киловатт — 9 копеек, то „эталон“ предполагает до 22 - 25 копеек. Для сбыта это хорошо, для потребителя — не очень, ведь потребители посмотрят и уйдут от такого гарантирующего поставщика. Поэтому мы говорим: да, какие-то эталонные методы нужны, но давайте мы их сделаем предельно максимальными, чтобы сбыт сам смотрел, что потребитель может, и мог бы не выше этого „эталона“ дать».

Еще один повод для беспокойства Зарипова — расчетная предпринимательская прибыль (РПП) в 5%, которую по закону нужно учитывать при формировании тарифа. Смысл в том, что бизнесу нужно отчитаться регулятору о своих финпоказателях, чтобы получить чуть меньший тариф. Но по факту для бизнесменов это лишняя головная боль. «Парадокс, Ильдар Шафкатович: мы на комиссиях слышим заявления: „Хватит нас мучить, дайте нам только 5 процентов [роста тарифа] и от нас отстаньте“», — развел руками Зарипов. РПП заставит потребителя дополнительно выплатить в 2017 году 1 млрд. рублей. «С чем мы согласиться не можем, и я думаю, с этим не согласятся и наши потребители», — резюмировал глава комитета.

Наконец, одна из самых болезненных тем — обновление изветшавших коммунальных сетей. В Татарстане катастрофически мало инвестпрограмм по модернизации — всего лишь 3% регулируемых комитетом организаций такие программы вообще имеют, да и их размер не впечатляет — в совокупности 11,3 млрд. рублей. В итоге и заявленные программы по факту порой выполняются процентов на 30, добавил пессимизма премьер РТ Ильдар Халиков. «Это очень серьезная проблема. Этот график [модернизации сетей] может оказаться еще значительно хуже, поэтому я прошу министерство строительства в очень и очень короткий срок мне всеобъемлющий анализ представить», — потребовал премьер.

А нежелание коммунальщиков инвестировать объясняется просто: нет лишних денег. Тарифы сбора с населения ограничены комитетом, а доплачивать на нужды сетевых предприятий должны местные бюджеты. Последние же идут на это крайне неохотно: «Субсидировать никто не хочет, в бюджетах нет денег», — сетует Зарипов.

Рифнур Сулейманов Рифнур Сулейманов заявил, что «Татэнергосбыт» вполне готов принять новый «эталонный метод» расчета тарифной надбавки

СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ТЕРЯЕТ МИЛЛИАРДЫ ИЗ-ЗА ТАРИФОВ

Понятное дело, что тарифные достижения, о которых с гордостью отчитался Зарипов, совершенно не в интересах поставщиков комуслуг, которым не хватает денег на собственные нужды. Так, директор «Татэнергосбыта» Рифнур Сулейманов в своем докладе заявил, что компания вполне готова принять новый «эталонный метод» расчета тарифной надбавки. «Ну то есть вы за переход на новую методику?» — с удивлением уточнил Зарипов. «То, что вы сказали в своем докладе, 1,5 миллиарда по РПП (дополнительные выплаты потребителей прим. ред.)... Мы дали свои уточнения, и если они примут... Мы в целом поддерживаем», — признал Сулейманов. «Ну понятно», — нехотя и разочарованно отозвался Зарипов.

Свои претензии к тарифной политике выразила и представитель Сетевой компании Наталья Назарова. По ее словам, компания терпит выпадающие доходы из-за непомерно низкой цены за техприсоединение к сетям — всего 550 рублей для физических лиц и половина установленной стоимости — для юридических. «Понятно, что 550 рублей не покрывают расходов сетевых организаций», — отметила она. Таким образом, Сетевая компания за три года потеряла 3,4 млрд. рублей.

Для пущей убедительности Назарова презентовала слайд с картинками по теме «Что можно купить на 550 рублей» — это 1/13 железобетонной опоры или 10 литров молока... Если не решать этот вопрос законодательно, такой дисбаланс приведет к дефициту оборотных средств сетевых компаний «со всеми вытекающими последствиями», резюмировала она. По ее словам, плату за техприсоединение нужно пересмотреть, причем с умом: например, если ввести плату в зависимости от присоединяемой мощности, потребитель может сэкономить.

В частности, если взять жилой поселок из 30 домов, где каждый заявляет мощность на 15 киловатт на домохозяйство, стоимость подключения составит 2,5 млн. рублей, а если дома снизят заявляемые объемы, выйдет дешевле. Другой способ экономии для сетевых компаний — строить подстанции «оптом»: например, если несколько жилых комплексов, находящихся поблизости, подключать по договоренности к одной подстанции вместо трех отдельных, то затраты на строительство снизятся вдвое — с условных 800 млн. рублей до 400 млн.

Наталья Назарова Представитель Сетевой компании Наталья Назарова считает, что плату за техприсоединение нужно пересмотреть, причем с умом: например, если ввести плату в зависимости от присоединяемой мощности, потребитель может сэкономить

ТЕПЛОСЕТИ В КОНЦЕССИЮ: ПЕРВЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ УЖЕ СОЗДАН

Прекрасный пример решения проблемы обветшалых коммунальный сетей презентовал замдиректора по экономике казанского АО «Капитал энерго» Андрей Ниясов. Его компания, владеющая энергоцентром «Майский» в Зеленодольском районе, заключила договор концессии на использование теплосетей поселка Осиново. По его словам, в поселке сложилась кризисная ситуация: сети износились буквально до дыр, а модернизировать их местному бюджету было не под силу. Поэтому власти с радостью пошли навстречу частному инвестору, который вложил более 300 млн. рублей в инфраструктуру и взамен получил возможность получать оплату с населения за тепло. Строить взялись в мае 2016 года, к сентябрю уже закончили. Тариф установили на три года — 945 рублей без НДС. Он все же маловат, признал Ниясов: инвестору хотелось бы побыстрее окупать инвестиции, подал он сигнал Зарипову. «Сроки инвестиций у нас длинные и сроки нашей окупаемости тоже длинные», — грустно признал он.

Такая схема могла бы стать решением больных вопросов во многих поселках республики, однако есть проблемы, признал Ниясов. Во-первых, в большинстве случаев власти поселения консервативны и не готовы отдавать госимущество «пришельцам». Во-вторых, пресловутые низкие тарифы. «Первый опыт уже есть, но для масштабирования, а все уже понимают, как это делается, — надо рассмотреть какие-то иные механизмы [господдержки]», — сказал Ниясов.

— Марат Ривгатович сказал: готовы рассмотреть, — с нажимом и твердым взглядом, направленным на Зарипова, ответил ему Халиков.

— Готовы рассмотреть? — удивился гость.

— Готовы рассмотреть, если речь идет о дополнительных, новых инвестициях, — уточнил премьер.

— Конечно, речь о новых инвестициях! Перспективы наши уже на пороге — перспективы у нас радужные, что называется, — скаламбурил бизнесмен, презентуя слайд по подключению к теплосетям казанского поселка «Радужный-2». — Я бы даже сказал, перспективы «радужные-2»...

— Вы сами ответили на свой вопрос: если у вас будут дополнительные объемы, и сроки окупаемости, соответственно, будут сокращаться, — попытался сгладить вопрос повышения тарифов Зарипов. — Я думаю, все у вас получится.

— Если вы разделяете эти перспективы, то и я их разделяю, — дипломатично ответил Ниясов.

ХАЛИКОВ — МИНСТРОЮ: «ЗДЕСЬ Я ТОЧНО ПОХВАЛИТЬ НЕ МОГУ»

Доклады подытожили Сидякин и Халиков. «Конечно, коллегия проходит не так весело, как в минмолодежи — там какие-то ролики можно показать», — пошутил депутат, отметив при этом, что все вопросы тарифообразования очень важные — и даже он, не обладая всеми знаниями в тяжелой области тарифообразования, сидит и пытается разобраться в цифрах. «А когда мы слушаем выступления, концессионеров, которые говорят, что у них хорошо с прибылью и они готовы дальше инвестировать, от этого появляется, мне кажется, дополнительный драйв у каждого из сидящих в этом зале», — порадовался Сидякин.

По его словам, новые методики ФАС вызвали в Москве бурную дискуссию — 6 февраля по этой теме пройдут парламентские слушания в Думе, на которые записались аж 36 выступающих. «У нас позиция республиканская такая, что вводить это без учета мнения субъекта неправильно», — поддержал он Зарипова. По словам Сидякина, республиканские депутаты поддержат законопроект в первом чтении лишь в том случае, если документ будет приниматься решением самого субъекта. «Очень тонкая тема, тем более что пока мы тут заседаем, в эту секунду температура в Краснодаре отличается от температуры в Якутии», — жестко высказался Халиков. «Конечно, по одному лекалу здесь мерить не стоит: мы сами здесь многое способны отрегулировать», — откликнулся Сидякин.

По водоснабжению и водоотведению есть похожий законопроект — он также требует поправок, отметил Сидякин. Требуется отрегулировать и сферу утилизации ТБО. А что касается РПП, позиция Сидякина такова: «Вот вы про 5 процентов говорили, и в личных встречах мы обсуждали, что 5 процентов — это слишком жестко, не зависит ни от экономической эффективности, ни от аварийности... И в том числе на встречах я этот вопрос поднимал, в том числе на фракции и Меню, и Казаку — они достаточно жесткую занимают позицию, что нельзя регионам давать на усмотрение эту историю, потому что она коррупционноемкая». «Я хочу сказать, что уже три года у нас формула не „прибыль плюс“, а „инфляция минус“, — подытожил общую тарифную политику Сидякин. — И мы в эту формулу укладываемся». В отличие от той же Москвы, например. Заодно он попросил Зарипова разработать памятку для потребителя, «чтобы тарифы переложить на понятный язык»: почему мы платим за воду, электричество, газ именно столько.

Александр Сидякин Александр Сидякин попросил Зарипова разработать памятку для потребителя, «чтобы тарифы переложить на понятный язык»: почему мы платим за воду, электричество, газ именно столько

Подводя итоги коллегии, Халиков слегка попенял Зарипову за сверхактивную позицию в отношении тарифной политики.

— Прямой начальник сказал: в прямую дискуссию не вступать, ничего не говорить, — упомянул эмоциональный глава комитета.

— И об этом тоже не надо говорить, — скептически отозвался Халиков. В итоге легкую перепалку обратили в шутку. — Марату Ривгатовичу я отвечу: скажу, что действительно и у вас, и у многих присутствующих в зале есть та или иная точка зрения на те или иные нормативные документы. Но может так получиться, что половина этого зала — за одну позицию, другая половина — за другую, а еще четыре миллиона Татарстана — за третью позицию в подобных вопросах. Поэтому я — за открытость обсуждений, но не в рамках подобных мероприятий, а за совещания, за круглые столы.

По словам Халикова, коллегию комитета по тарифам можно ставить в пример всем остальным: многие итоговые мероприятия из-за отсутствия реальных проблемных вопросов становятся «скучными, «невкусными», несолеными», а вот здесь — очень живые дискуссии. Он призвал поактивнее работать минстрою: «Я, конечно, надеюсь, что министерство строительства, которое отвечает за данное направление, будет более активную занимать позицию, нежели занимало в 2016 году и предыдущие годы. Здесь я точно похвалить не могу, вопросов здесь много, и они, конечно же, должны координироваться».

Премьер признал, хотя и заметил, что побаивается произносить такую правду в присутствии СМИ: в татарстанской глубинке коммунальные сети сильно изношены, а вкладывать в них некому. Впрочем, никого этим объявлением премьер не удивил. «И ваш проект, и другие проекты — пусть их будет большое количество, там, где не работают наши крупные компании, — обратился он к Ниясову. — Это будущее для небольших территорий». «С другой стороны, мы понимаем, что на тысяче рублей (имеется в виду тепловой тариф в 945 рублей прим. ред.) обеспечить эффективность окупаемости будет достаточно сложно, — признал премьер, — и предприятия-банкроты в жилищно-коммунальной сфере по разным причинам, в том числе по тарифным, нам не нужны!»