«Денежный пряник» на газификацию машин соблазнил 834 автовладельцев, и они получили на переоборудование своих авто более 20 млн. рублей. Но власти РТ рассчитывали, что желающих будет 1,5 тыс., и выделили на это 75 млн. рублей субсидий. Но теперь процесс пойдет, уверяют чиновники. А «Газпром» взялся, наконец, за проект завода по сжижению газа. Кто стал первым «метанщиком» в Татарстане и почему некоторые предприниматели до сих пор не в восторге от идеи перехода на газ — в репортаже «БИЗНЕС Online».
С марта 2016 года госпрограммой по субсидированию переоборудования машин на метан воспользовались 834 раза. В основном это юрлица — они переоборудовали 698 машин / Фото: president.tatarstan.ru
«ПЛАН МИЛЛЕРА-ЗУБКОВА» ВЫПОЛНЕН НАПОЛОВИНУ
Об итогах программы по переводу транспортных средств на газомоторное топливо отчитались накануне на пресс-конференции замминистра экономики РТ Рустам Сибгатуллин и директор филиала «Газпром газомоторное топливо» в Казани Булат Газизуллин. Сибгатуллин рассказал, что с марта 2016 года госпрограммой по субсидированию переоборудования машин на метан воспользовались 834 раза. В основном это юрлица — они переоборудовали 698 машин (65% — легковые, 9,5% — автобусы, 0,5% — грузовые, 25% — легкогрузовые). «В 2017 году эта программа продолжится. Уже за январь 14 автомобилей переоборудовано. Средства из бюджета на эти цели продолжают выделяться. Плановый показатель — 1,5 тысячи единиц, мы будем двигаться к нему в 2017 году», — объявил Сибгатуллин.
Напомним, что на газ в РТ активно «давят» с 2015 года. Сам председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер был в Казани в последний раз в 2015 году, когда принимал участие в церемонии пуска газа по газопроводу-отводу до н. п. Елизаветино магистрального газопровода Казань — Горький для снабжения природным газом объектов Иннополиса. А председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков приезжал дважды — открывать АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции): сначала летом в Зеленодольске, а потом зимой в самой Казани. Само же соглашение между республикой и компанией «Газпром газомоторное топливо» действует с 2013 года. И в рамках этого соглашения в 2016 году были разработаны новые мероприятия, стимулирующие переход на газомоторное топливо, а именно субсидирование бензиновых машин. Госпрограмма стартовала в марте 2016 года и предназначалась как для юридических лиц, предпринимателей, так и для физлиц. Правительство РТ выделило на эти цели 75 млн. рублей. Деньги должны были пойти на оплату из бюджета 15 - 30% от всей суммы, необходимой на переоборудование автомобилей на метан. Для легковых автомобилей размер компенсации составляет до 27 тыс. рублей, для малых грузовых автомобилей — до 48 тыс. рублей, для автобусов — до 111 тыс. рублей.
Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер был в Казани в последний раз в 2015 году, когда принимал участие в церемонии пуска газа для снабжения объектов Иннополиса / Фото: president.tatarstan.ru
Тогда, к слову, многие игроки рынка высказывали свое недоверие к газовому топливу. Но теперь под всевидящим оком из казанского Кремля свое мнение о преимуществах газового топлива поменяли такие компании, как «Челны-Бройлер», «Челны-Хлеб», ОАО «ТЭФ «Каматранссервис», ПАО «Таттелеком», а также холдинг «Ак Барс». К слову, последний готов на входящем в структуру компании заводе им. Горького строить даже газоходные корабли — был бы заказ... 260 транспортных средств, переоборудованных с помощью субсидий, принадлежат подведомственным организациям министерств экологии, труда, строительства и здравоохранения. «Я специально сказал, что [переоборудованы] транспортные средства своих учреждений. У минэкономики нет подведомственных учреждений, поэтому фактически переводить нечего, разве что машина министра», — сразу оправдался Сибгатуллин за свое ведомство.
Председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков приезжал в Татарстан дважды — открывать АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции) / Фото: president.tatarstan.ru
Тем не менее из запланированных на 2016 год 75 млн. рублей было потрачено всего 20,7 млн., а вместо 1,5 тыс. единиц транспортных средств перевели за время действия программы лишь чуть больше половины. Выполнив все эти показатели, в 2017 году правительство РТ должно было уже рассматривать вопрос о дальнейшем продлении либо приостановлении программы. Что же помешало добиться контрольных цифр, почему приятный пряник на газификацию не соблазнил ни бизнес, ни частные лица? «Я думаю, здесь две причины. Первая — это длительность процедуры и этапность в оформлении необходимых документов. Вторая — это не такое большое по сравнению с бензиновыми заправками количество заправок АГНКС и всей газовой инфраструктуры», — объяснил, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», замминистра экономики РТ.
Но теперь эти тормоза снимаются. Проблему с длительностью регистрации в связи с изменением, внесенным в конструкции собственных транспортных средств при установке газобаллонного оборудования, решали в челнинской испытательной лаборатории №16. До 2016 года ее даже не существовало. «Автовладельцы были вынуждены обращаться в лаборатории, территориально расположенные в Москве и Нижнем Новгороде. В целях сокращения времени на экспертизу было принято решение о создании в республике собственной лаборатории», — рассказал ее директор Сергей Хаюзкин. В целом же регистрация авто на метане длилась в течение 50 дней, большая часть из которого занимала именно данная экспертиза, которая, кстати, еще и стоила от 4 тыс. рублей. Теперь же такая процедура не займет больше одного дня и потребует максимум 2 тыс. рублей. Срок выдачи документов в ГИБДД — два-три дня, а в целом на регистрацию авто уйдет до пяти дней. Чтобы казанцам и не пришлось кататься в Закамье, филиалы лаборатории будут также располагаться на предприятиях АО «Таттехконтроль», которое специализируется на техосмотре транспорта.
И теперь, учитывая все нововведения, срок окупаемости, по словам директора компании «Шанс» Дениса Савельева, сократился до двух месяцев. «То есть в среднем, проехав 15 - 20 тысяч километров, легковой автомобиль уже возвращает деньги, потраченные на перевод», — объяснил Савельев.
Газизуллин с гордостью сообщил, что в Татарстане на данный момент работают 19 АГНКС, 9 из которых были введены в эксплуатацию в 2016 году. В 2017 году планируется открыть еще 4 - 5 новых станций / Фото: president.tatarstan.ru
ПОТРЕБЛЕНИЕ ГАЗА УВЕЛИЧИЛИ ПОЧТИ ВДВОЕ, А ЗАВОД СПГ В ЧИСТОПОЛЕ НАКОНЕЦ-ТО НАЧАЛИ ПРОЕКТИРОВАТЬ
Свою лепту в конференцию внес и «Газпром». Напомним, что, пока правительство РТ раздавало деньги, компания «Газпром газомоторное топливо» дарила физическим лицам, пожелавшим «газануть», бесплатные заправочные карты на 1,5 тыс. кубометров голубого топлива, а юрлицам — возможность взять на эти же цели займ под 1% годовых, также на всю сумму переоборудования. На себя «Газпром» брал и обязанность по развитию инфраструктуры. Так что сегодня Газизуллин с гордостью сообщил, что в Татарстане на данный момент работают 19 АГНКС, 9 из которых были введены в эксплуатацию в 2016 году. В 2017 году планируется открыть еще 4 - 5 новых станций. «Таким образом производительность АГНКС в Республике Татарстан практически увеличилась в два раза: с 79 миллионов кубометров метров в год до 148 миллионов кубометров», — подчеркнул Газизуллин. В целом же потребление газомоторного топлива в Татарстане увеличилось почти на 40% и достигло 22,8 млн. кубометров.
«Хотелось бы особо выделить город Набережные Челны, где 190 автобусов, осуществляющих городские перевозки, работают на природном газе» / Фото: nabchelny.ru
«Предприятия, муниципальные перевозчики, частные лица проявляют огромный интерес. В этом плане хотелось бы особо выделить город Набережные Челны, где 190 автобусов, осуществляющих городские перевозки, работают на природном газе», — поставил в пример представитель «Газпром газомоторное топливо» автоград другим городам. По его словам, в Челнах переоборудовано почти 100% общественного транспорта, в Нижнекамске — около 50%. Сколько именно работает на газе в Казани, Газизуллин уточнить не смог, однако предрек очевидное: «Мы надеемся, что в Казани все муниципальные перевозки будут осуществляться на природном газе». К слову, в планах постановления правительства РФ перевести к 2020 году половину парка общественного транспорта в городах-миллионниках на газ. Президент РТ Рустам Мининханов не раз и не два в течение года призывал переводить на газ все, что движется в Татарстане.
Президент РТ Рустам Мининханов не раз и не два в течение года призывал переводить на газ все, что движется в Татарстане / Фото: president.tatarstan.ru
Наконец, отойдя от темы переоборудования автомобилей, Газизуллин приоткрыл завесу тайны над строительством завода сжиженного природного газа (СПГ) в Чистополе. Напомним, завод СПГ, по оценкам «Газпрома», должен был стоить порядка 9 млрд. рублей. Проектные работы должны были начаться еще в 2016 году. Предполагаемая мощность — 200 тыс. т к 2030 году. Ранее говорилось, что первая очередь должна заработать уже в 2016 году. Но, видимо, сконцентрировав в прошлом году внимание на компримированном газе, «Газпром» заявлял лишь об открытии новых АГНКС, а о заводе умалчивал. Сегодня же руководитель филиала «Газпром газомоторное топливо» сообщил, что начались изыскательные работы по проекту. «На прошлой неделе у нас состоялось очередное совещание на эту тему. На сегодняшний день заключен контракт по проектированию с ПАО „Криогенмаш“ — это московская компания. В рамках данного контракта к нам приезжали проектировщики. Начаты первые этапы по изысканиям, по выработке основных технических решений. Нам был представлен график по реализации этого проекта. Если все будет нормально, то, согласно ранее подписанному договору с Республикой Татарстан, данный проект будет реализован», — заявил Газизуллин, добавив, что сроки реализации первого этапа могут быть скорректированы и перенесены на 2019 год.
«У НАС УЖЕ ОБОРУДОВАНИЕ УСТАНОВЛЕНО, ТОЖЕ НЕДЕШЕВОЕ, ЧТО-ТО ЕЩЕ УСТАНАВЛИВАТЬ — ЗАЧЕМ ЭТО НАДО?»
Предприниматели Татарстана рассказали «БИЗНЕС Online», почему все же некоторые из них решили перейти на метан, а другие до сих пор «газуют» на пропан-бутане.
Валерий Исаев — директор службы такси «Фортуна»:
— Мы так и ездим на пропане. Во-первых, оборудование на метане очень тяжелое — там несколько баллонов надо ставить. Во-вторых, у нас таких заправок почти нет, так что смысла переходить нет никакого. У нас уже оборудование установлено, тоже недешевое, поэтому что-то еще устанавливать — зачем это надо? Я не знаю, почему другие предприятия на это идут. Возможно, у них нет другого оборудования. Видимо, там большие машины, а не легковые. Нам это неинтересно.
Эдуард Юнусов — первый заместитель АО «Челны-Хлеб»:
— У нас пока не все машины переведены на метан — планируем это сделать в ближайшие два года. Пока перевели процентов 10, в этом году, наверное, выйдем процентов на 30. Плюсы: стоимость газа — это раз, то, что тяжелее украсть, — это два, пробег больше — три. Ну все, пока достаточно.
Юрлица за год переоборудовали 698 машин: 65% — легковые, 9,5% — автобусы, 0,5% — грузовые, 25% — легкогрузовые / Фото: president.tatarstan.ru
Николай Тятюшкин — директор ООО «Пассажирские перевозки»:
— Жизнь идет, значит, нужно двигаться шаг в шаг с ней. Раз есть более дешевый вид топлива, более экологически чистый, значит, меняем. За весь прошлый год только вот-вот, к концу 2016-го, появилась техника на чисто газомоторном топливе. Это «ПАЗ», «НЕФАЗ»... Само собой, уже давно КАМАЗ сотворил его. Появился «КАВЗ» на чисто газовом топливе. То есть мы будем потихоньку думать. Постепенно мы и технику малой вместимости переоборудуем, на «Газель Next» тоже уже газ-бензин идет. Мы тихонько закупаем «Газель Next» малой вместимости. Некоторые перевозчики уже и «ПАЗ» берут чисто на газомоторном топливе. В планах все есть. Но самое главное — сейчас есть заправки, то есть не надо выстаивать с вечера, чтобы заправиться. В Челнах открыли вторую заправку... Плюсы переоборудования покажет жизнь. Газомоторная техника дороже, чем на простом топливе. За сколько мы ее отобьем и как она будет себя вести? Пока «НЕФАЗы»не очень выдерживают. Посмотрим, как «ПАЗы», «КАВЗы» и «Газели Next» покажут себя.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.