ТНВ вот-вот получит официальное постоянное место в кабельных сетях, которые работают в республике ТНВ вот-вот получит официальное постоянное место в кабельных сетях, которые работают в Татарстане Фото: prav.tatarstan.ru

ТНВ НЕ СМОЖЕТ ОТКАЗАТЬ НИ ОДНА СЕТЬ

ТНВ готовится праздновать лоббистскую победу: телеканал вот-вот получит официальное постоянное место в кабельных сетях Татарстана. Согласно поправкам в федеральные законы «О СМИ» и «О связи», которые вступили в силу 3 июля 2016 года, во всех регионах страны должен быть выбран один общедоступный телеканал, который получит постоянную прописку на 21-й кнопке.

Заявки на конкурс, который проводит Роскомнадзор и в котором решение принимает специальная комиссия, поступали с 1 по 30 декабря прошлого года. Для участия есть четкие условия: 75% телепрограмм должны быть российского производства, а транслироваться канал должен на территории проживания не менее 50% населения субъекта РФ.

От Татарстана на конкурс заявились ТНВ и «Первый городской», входящий в кировскую группу RNTI Mеdia Group. Спарринг-партнер Ильшата Аминова явно не выглядит грозным соперником. Это канал исключительно развлекательной тематики, который хотя и имеет собственную информационную службу, но с гигантами ТV-рынка Казани и Татарстана вряд ли может сравниться. В том числе, например, и по охвату вещанием.

Для сравнения: в соседнем Башкортостане на конкурс заявились сразу четыре телекомпании. Впрочем, и там серьезной конкуренции БСТ (башкирскому аналогу ТНВ) нет: в списке «РБК-Уфа», татаро-башкирский телеканал «Туган тел» (родной язык) и некий продюсерский центр «Вся Уфа» с муниципальным уфимским телеканалом.

Заседания конкурсной комиссии начнутся 1 февраля с региональных каналов Центрального федерального округа, а далее будут проходить еженедельно. Отбор в Роскомнадзоре обещают завершить к апрелю.

Предстоящая победа значима для ТНВ не только из соображений престижа. Застолбив 21-ю кнопку, Аминов избавит себя от необходимости договариваться с кабельными операторами о хорошем местечке в сетке или вообще о попадании в пакет вещания. В крупных городах, где, собственно, и делают основные деньги кабельные ТV-операторы, интерес к ТНВ близок к статпогрешности. Как показали цифры рейтингов «Медиаскопа» (бывшая TNS), по Казани в 2016 году доля канала составила 0,5%, и это при наличии собственной частоты. При переходе исключительно в «кабель» показатель будет еще ниже.

Застолбив 21-ую кнопку, Аминов избавит себя от необходимости договариваться с кабельными операторами о хорошем местечке в сетке или вообще о попадании в пакет вещания Застолбив 21-ю кнопку, Аминов избавит себя от необходимости договариваться с кабельными операторами о хорошем местечке в сетке или вообще о попадании в пакет вещания Фото: prav.tatarstan.ru

Только за год популярность канала упала вдвое, а кабельные сети пристально следят за такими вещами, все-таки им важно предлагать своим абонентам ликвидный товар, который интересен.

Конечно, всегда есть вариант «платной любви». «Вариантов вхождения в кабельную сеть всегда несколько. Это может быть ежемесячная плата от 30 до 100 тысяч рублей либо же оплата доставки сигнала до ретранслятора, чтобы оператор своих денег не тратил», — рассказал «БИЗНЕС Online» источник, знакомый с телевизионным рынком. Неизвестно, сколько и кому конкретно платит ТНВ, но какую-то часть бюджета, по оценке нашего собеседника, все же получится сэкономить. «Был и есть объективный риск, что ТНВ может лишиться многих каналов распространения, мелкие частные татарские телеканалы поджимают, они платят сетям живые деньги — иногда даже больше, чем ТНВ», — рассказывает источник.

Главный смысл предстоящей победы ТНВ – в гарантированном выживании вне конкурентного поля в связи с предстоящим отключением в России аналогового вещания, которое должно состоятся к концу 2018 года Главный смысл предстоящей победы ТНВ — в гарантированном выживании вне конкурентного поля в связи с предстоящим отключением в России аналогового вещания, которое должно состояться к концу 2018 года / Фото: prav.tatarstan.ru

СПАСИБО СЫНУ Д’АРТАНЬЯНА

И все же главный смысл предстоящей победы не в мелкой экономии средств, а в гарантированном выживании вне конкурентного поля. Особенно важным это становится в связи с предстоящим отключением в России аналогового вещания, которое должно после нескольких переносов состояться к концу 2018 года.

Напомним, летом 2009 года в то время президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ №715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах», который призван в корне изменить всю систему телевещания в стране. Все эти годы она развивается по системе так называемых мультиплексов. Для понимания: под этим словом подразумевается объединение в единый цифровой пакет телевизионных каналов при цифровом телевещании, смешиваемых (мультиплексируемых) перед передачей по транспортному каналу и разделяемых (демультиплексируемых) на конечной приемной установке.

В первый мультиплекс вошли 10 федеральных каналов (Первый канал, «Россия-1», «Матч ТВ», НТВ, Пятый канал, «Россия-К», «Россия-24», «Карусель», «Общественное телевидение России», «ТВ Центр»). Они стали обязательными к бесплатному показу во всех кабельных и спутниковых сетях, а также сохранили свое место в традиционном эфирном вещании, то есть их можно поймать по всей стране на обычную антенну.

После того, как регионы, буквально прокатили с местом в мультиплексе, Ильшат Аминов стал, можно сказать, самым ярым борцом за права провинциальных телекомпаний После того как регионы буквально прокатили с местом в мультиплексе, Аминов стал, можно сказать, самым ярым борцом за права провинциальных телекомпаний Фото: «БИЗНЕС Online»

Для региональных телеканалов места не нашлось. Была надежда, что их оставят во втором мультиплексе, но и там все расхватали федеральные игроки. По результатам конкурса Роскомнадзор отобрал еще 10 телеканалов: РЕН ТВ, СТС, «Домашний», «Спас», «Звезда», «Мир», ТНТ, «Муз-ТВ», «Пятница!», ТВ-3.

После того как регионы буквально прокатили с местом в мультиплексе, Аминов стал, можно сказать, самым ярым борцом за права провинциальных телекомпаний. Практически вся его публичная деятельность связана с этой проблемой. Он называл инициативу минсвязи РФ «удавкой на шее регионального ТV», были даже поиски «чьей-то злой воли» и т. д.

Сейчас все надежды регионалов связаны с третьим мультиплексом, который, по их мнению, должны были сделать специально для них. Федералы не горят энтузиазмом: мол, нет частот, в некоторых регионах не наберется должного количества телекомпаний. А замминистра связи Алексей Волин в 2015 году отсекал разговоры о третьем мультиплексе одной лишь цифрой: «Расчеты показывают, что только вещание каналов третьего мультиплекса в совокупности должно обойтись в 12 миллиардов рублей в год. Таких денег у российских региональных телеканалов сегодня нет».

Появление нормы о «21-ой кнопке» — это тактический успех (или брошенная регионам кость) Появление нормы о 21-й кнопке — это тактический успех (или брошенная регионам кость) Фото: prav.tatarstan.ru

На этот аргумент Аминов в конце ноября отвечал, что Татарстан в случае чего и сам готов построить третий мультиплекс для себя — денег хватит. Нужны лишь закон и правила игры. «Во многих крупных городах, во многих передовых российских областях и национальных республиках готовы построить местный и даже региональный мультиплекс за свой счет или за счет частно-государственного партнерства», — говорил директор ТНВ на ноябрьском конгрессе национальной ассоциации телевещателей (НАТ) в Москве.

Крупные региональные телекомпании, такие как БСТ, якутская «Саха» и ханты-мансийская «Югра», в марте прошлого года приехали в Казань и по инициативе ТНВ написали обращение к членам правительственной комиссии по развитию телерадиовещания в России. Главная просьба — пересмотреть на законодательном уровне статус региональных многоязычных телеканалов и включить их в один из мультиплексов цифрового ТV.

Своеобразным ответом на все эти попытки лечь под паровоз и стал закон о «21-й кнопке», зафиксировавший право для одного местного телеканала получить позицию в «кабеле» сразу после неприкосновенной двадцатки каналов из мультиплекса.

За этот тактический успех (или брошенную регионам кость) Аминов и НАТ могут благодарить сына актера Михаила БоярскогоСергея Боярского, гендиректора канала «Санкт-Петербург». На медиафоруме ОНФ в апреле 2016 года он обратился с такой просьбой непосредственно к Владимиру Путину. Тот ответил: «Я здесь вам точно не буду мешать!» Этого хватило, чтобы соответствующий законопроект от главы думского комитета по информационной политике Леонида Левина и члена комитета, сопредседателя центрального штаба ОНФ Ольги Тимофеевой пулей проскочил через Госдуму. НАТ, членом совета которого выступает Аминов, горячо поддержала закон, хотя и вряд ли была его автором: между первым и вторым чтением ассоциация была вынуждена лоббировать кое-какие поправки в текст законопроекта.

Генеральный директор АО «Татмедиа» Андрея Кузьмин рассказал, что «Татарстан-24» будет претендовать на 22-ю кнопку и во многих сетях он уже представлен на этой позиции Гендиректор АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин рассказал, что «Татарстан-24» будет претендовать на «22-ю кнопку» и во многих сетях он уже представлен на этой позиции Фото: «БИЗНЕС Online»

КАЖДЫЙ, КТО НЕ ПЕРВЫЙ, ТОТ УЖЕ ВТОРОЙ

Интересно, что участия в конкурсе за право «первородства» не стал принимать новый республиканский телеканал «Татарстан-24», любезно уступив место старшему брату. При этом еще на этапе создания детища «Татмедиа» и «Эфира» получение 21-й кнопки именно им в кулуарах рассматривалось как нечто само собой разумеющееся. По некоторым данным, это было одним из аргументов в пользу самой идеи совместного частно-государственного проекта: чем толкаться локтями, лучше создать совместный продукт. В итоге приз достается Аминову.

Гендиректор АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин в беседе с журналистом «БИЗНЕС Online» заявил, что речи о конкуренции не было с самого начала и что «Татарстан-24» абсолютно добровольно займет место ниже по списку, чем ТНВ. «Мы и не планировали принимать участия в конкурсе, изначально рассчитывали на 22-ю кнопку, которая пока не закреплена за региональными каналами, — говорит Кузьмин. — Но стоит задача, чтобы и ее постараться закрепить за регионами с помощью закона, однако уже в 90 процентах сетей мы стоим на этом месте, все-таки есть своя специфика и у каждого оператора, с каждым общаемся отдельно».

Со связями (Андрей Григорьев) и админресурсом («Татмедиа») у «Татарстан-24» всё порядке, поэтому и в переходный период канал стоит на хорошем месте Со связями (Андрей Григорьев) и админресурсом («Татмедиа») у «Татарстана-24» все в порядке, поэтому и в переходный период канал стоит на хорошем месте Фото: «БИЗНЕС Online»

Почему Кремль все же предпочел отдать кнопку Аминову? Одним из решающих мог стать фактор двуязычия. Напомним, что у «Татарстана-24» есть лицензия только на русскоязычное вещание. Также сила ТНВ в его слабости. Есть мнение, что «Татарстан-24» вполне способен завоевать себе достойное место под кабельным солнцем и без административного ресурса — благо с рейтингами у телепроектов Григорьева проблем нет. Если какой-нибудь оператор сети в Казани решит не включать в свой пакет «Эфир» или задвинуть его на дальнюю позицию, он может просто лишиться абонентов. С телеканалом «Татарстан-24» ситуация пока, конечно, сложнее. Продукт полноценно еще не созрел, он лишь расширенная копия без уникального контента, а у сетей уже есть «Эфир» со всеми наиболее яркими программами. Тем не менее со связями (Григорьев) и админресурсом («Татмедиа») у «Татарстана-24» все в порядке, поэтому и в переходный период канал стоит на хорошем месте.

Хорошем, но не лучшем — 21-я кнопка принадлежит Аминову, который, к слову, в большинстве кабельных сетей давно именно ее и обживает.