72,3% ГОСКОНТРАКТОВ ЗАКЛЮЧЕНЫ ПО ИТОГАМ НЕСОСТОЯВШИХСЯ ТОРГОВ, ТО ЕСТЬ ТОРГОВ С ОДНИМ УЧАСТНИКОМ ИЛИ БЕЗ НИХ

В Общественной палате РТ вчера на «круглом столе», посвященном теме госзакупок, разгорелась острая дискуссия. Ее участниками стали, с одной стороны, руководители крупных компаний – в частности, КМИЗа, Микрон-холдинга, с другой – глава агентства по госзаказу Яков Геллер. Предметом спора стала сама существующая схема организации госзакупок, которая, по утверждениям некоторых участников спора, регулируется «одним из самых неэффективных и критикуемых в обществе законов».    

ХИРУРГИ И ДЕМОКРАТИЯ

Прошедший вчера «круглый стол» с, казалось бы, совсем неинтригующим названием «Проблемы реализации Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» в соответствии с Посланием Президента  Российской  Федерации на 2011 год» стал просто полем битвы – мнения о причинах коррупции при госзакупках и сути конкуренции разошлись едва ли не кардинально.

Основной доклад делал генеральный директор ЗАО «Микрон-Холдинг» Владимир Сидоренков. Преамбула такова. Закон № 94-ФЗ от 08.07.2005 года относится к категории наиболее неэффективных и критикуемых законов в обществе - коррупция, миллиардные хищения, массовый контрафакт и так далее.

Что, к примеру, не устраивает? Первое. Принцип отбора. Главный критерий – низкую цену надо изменить на отбор по системе «цена-качество». Второе. В законе отсутствует раздел о контроле выполнения заказов и привлечении к ответственности за контрафакт и коррупцию. Должна быть процедура контроля, с привлечением МВД и прокуратуры. Третье. Конкурсы часто выигрывают фирмы, не имеющие опыта работы в соответствующих областях, а также фирмы-однодневки. Поэтому к тендерам должны допускаться только производители товаров и услуг, имеющие опыт работы на рынке свыше трех лет с наличием необходимых сертификатов качества. «К госзакупкам допускаются неквалифицированные люди. В чем тут демократия?! Кто-нибудь из вас пойдет к хирургу, который не имеет никакого опыта?» - осведомился Сидоренков. Собственно, тезис о допуске к конкурсу и стал главным в спорах участников «круглого стола».

ДАВАЙТЕ ОТМЕНИМ УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС

Несмотря на то, что модератор (член общественной палаты РТ, руководитель рабочей группы по экономической политике РТ Мунир Гафиятуллин) попросил высказываться предельно конкретно, «стол» почти сразу двинуло в противоположную сторону. Генеральный директор ОАО «КМИЗ» Нур Шакиров, который, по словам модератора, и был (еще в начале года) главным инициатором обсуждения закона, с удовлетворением отметил: «Я дожил до дня, когда президент России назвал этот закон так, как он и должен называться, – антинародным и коррупционным». Гендиректор КМИЗа попытался развить тему, и модератор был вынужден напомнить: «Нур Хамзинович, вы, пожалуйста, давайте ближе к делу».

Слово передали директору агентства по госзаказу Якову Геллеру, который сразу оценил ситуацию: «Такая игра: мы судим закон №94. Два прокурора, обвинитель, а я, вроде, в роли защитника». Шакиров заметил: «Вы говорите не против двоих обвинителей, а против президента Российской Федерации». Геллер парировал: «Он не сказал ничего такого, чего не говорю я. Он сказал, что не надо покупать плохие предметы за государственный счет и за дорого». В итоге Геллер прочел небольшую лекцию о принципах конкуренции: «Я буквально две минуты. Это ровно на три минуты меньше, чем Нур Хамзинович посвящал нас в переписку президента и премьера», - не преминул съязвить Геллер. Суть экскурса в экономическую теорию заключалась в том, что любая фирма должна иметь право свободного входа на рынок. По мнению Геллера, 94-й закон ни в чем не виноват: «Разве виноват Уголовный кодекс, что на улицах насилуют и убивают? Давайте его отменим, тогда будут меньше насиловать. Но это извращенная логика!»

НЕ ДЕМОНИЗИРОВАТЬ ЗАКОН

Общественную палату, по Геллеру, больше должно волновать другое: «72,3 процента контрактов заключены по итогам несостоявшихся торгов, то есть торгов с одним участником или без него. Это говорит о том, что в республике нет бизнеса, способного составить конкуренцию. 94-й закон достоин изменения в том месте, в котором он разрешает заключать контракт по итогам несостоявшихся торгов».

По мнению Геллера, да, есть проблема неисполнения контрактов, но это уже Уголовный кодекс: «Я призываю не демонизировать 94-й закон… Если бы меня спросили, я бы дал несколько кардинальных предложений, которые должны защитить рынок от недобросовестной конкуренции. Надо не 94-й закон менять, а выполнять 135-й – о защите конкуренции!» - констатировал Геллер. По его мнению, предложения «круглого стола» нежизнеспособны.

«Считаю все это демагогией», - воспользовался секундной паузой Шакиров, а Гафиятуллин заверил: «От повестки дня мы не откажемся - и дальше будем делать то, что наметили». На что Геллер сокрушенно заметил: «Я не предлагаю изменить повестку, я предлагаю рассматривать закон в комплексе действующего законодательства. Трудно думать, что если мы отменим этот закон, коррупция исчезнет. До него она была и после будет. От того, что вы десять раз скажете «халва», сладко не станет. Этот закон реально работает и принес республике 1 миллиард 338 миллионов рублей экономии».

ФИЛЬТРЫ ДЛЯ РЫНКА

Тут в полемику включилась региональный представитель некоммерческого партнерства Российского общества оценщиков Танзиля Удод, рассказавшая о демпинге на рынке оценочных услуг: «Вы ведете статистику, сколько государство сэкономило, но никем не ведется обратная статистика – сколько потеряло. Да, сэкономили государственные средства, но эта экономия вышла боком из-за некачественных услуг». Геллер частично согласился с доводами и рассказал о возможном пути решения проблемы: «В наших предложениях премьер-министру Ильдару Халикову содержится и такое: в комиссию по приемке товаров и услуг обязательно включать людей, участвовавших в тендере, но проигравших. Нет контролера лучше, чем обиженный конкурент».

Ряд выступавших поддержал Геллера, отметив, что многие участники «круглого стола» слабо знакомы с законом №94-ФЗ.

«БИЗНЕС Online» попросила «противоборствующие стороны» оценить уровень дискуссии.

 Геллер: «Как можно разговаривать с людьми, которые не читали закон, но его осуждают? Однако я  удовлетворен, что мне дали сказать, и что многие меня поддержали. Но это не Общественная палата, а кружок по интересам. Чем мы сейчас занимались? Я так и не понял… Юристы говорят: если тебе не нравится закон, то тебе остается только один выход - изменить свое мнение. В этом смысле я юрист… И потом, я говорю, что жизнь должна быть конкурентной, а они – наоборот. Но не надо нарушать законы природы, иначе обязательно получишь в ответ».

 Сидоренков: «Очень полезный «круглый стол», ведь действительно в спорах рождается истина, а с Геллером мы постоянно дискутируем… Конкуренция должна быть между однородными производителями, достигшими необходимой квалификации, а нам говорят, что конкурировать может кто угодно. Я же привел пример хирурга. Так почему нельзя говорить об определенном фильтре при допуске на рынок?»

До Нового года общественная палата РТ намеревается послать свои предложения по федеральному закону № 94-ФЗ в аппарат президента РФ и ряд других федеральных организаций.

Тимур Латыпов