«ТАТНЕФТЬ» И «АММОНИЙ» ПРОДВИНУЛИ ВЫПУСК НЕФТЕГАЗОХИМИИ

Очередное заседание «Татнефтехиминвест-холдинга» прошло в день рождения министра промышленности РТ Альберта Каримова — с поздравлений и аплодисментов и началась встреча. Основной пункт повестки — подведение итогов работы нефтегазохимического комплекса за 2016 год — осветил бессменный гендиректор холдинга Рафинат Яруллин. Никаких сенсаций, конечно, доклад не произвел, ведь в 2016 году малейшие изменения на рынке, как и всегда, подробно и публично обсуждались в ежемесячном формате. Тем не менее участники встречи могли осмыслить общую картину и соотнести свои планы с мировыми и российскими тенденциями нефтегазового рынка.

В 2016 году базовые предприятия нефтегазохимической отрасли Татарстана не подкачали, увеличив выпуск всех видов продукции на 4,4%. 2015 год, для сравнения, был менее удачным — с ростом в 2,5%. Наибольший прирост обеспечили «Татнефть» и запущенный год назад завод минеральных удобрений «Аммоний» в Менделеевске. Последний сходу продал на рынке продукции — аммиака, метанола, карбамида и селитры — на 14,5 млрд. рублей, тем самым неплохо встроившись в структуру химического комплекса РТ и заняв в нем 5% от его объемов. Напомним, что на старте проекта «Аммоний» заявлял о планах выйти на объемы выручки в 20 млрд. рублей ежегодно.

Нарастили объемы производства и выручки и другие такие татарстанские гиганты, как «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез», «Нэфис Косметикс». А спад выпуска продукции произошел на менделеевском химзаводе им. Карпова — почти по всем видам продукции, а также на Казанском заводе синтетических каучуков — на целых 17,6% по сравнению с 2015 годом.

Выручка базовых предприятий нефтегазохимии РТ составила 954 млрд. рублей — на 5% больше, чем в 2015 году. О прибыльности Яруллин подробно распространяться не стал, однако, судя по косвенным признакам — сумме налоговых платежей, — их прибыль удержалась примерно на уровне 2015-го. «Отчисления в консолидированный бюджет РТ составили 51 миллиард рублей и сохранились на уровне предыдущего года», — заявил Яруллин. Бюджет республики подкормил ряд таких предприятий, как «Татнефть», «Нэфис Косметикс» и ЗАО «Кварт» — они увеличили свои выплаты. А сократили налоговые отчисления ТАИФ-НК, химзавод им. Карпова, КЗСК.

Доходы от деятельности упали на ТАИФ-НК — как неоднократно отмечал Яруллин, рентабельность нефтепереработки падала в последние год-полтора. Впрочем, по его словам, «ожидается восстановление» этой рентабельности. Вообще, ТАИФ-НК, второй год теряющий прибыль на сложном рынке, в 2016 году в целом сохранил объемы выпуска и нарастил производство дизельных топлив, прямогонного бензина, вакуумного газойля. Чего не скажешь о бензине — в четвертом квартале ТАИФ-НК сократил его производство на 24% «в связи с прекращением поставок остатков гидрокрекинга с ТАНЕКО», отметил Яруллин. Надо сказать, что, по нашим сведениям, рынок розничных операторов топлива болезненно отреагировал на сокращения объемов поставок таифовского бензина: кому-то пришлось ужать продажи, а кому-то — срочно искать дополнительных поставщиков.

ПЛАСТИКОВЫЕ ДОРОГИ И ВЕТРЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ ДЛЯ ТАТАРСТАНА

Ряд предприятий в 2016 году оптимизировал затраты и повышал производительность, однако оптимизировать уже по большому счету нечего, констатировал Яруллин. А значит, следует внедрять новые способы эффективного производства — может, уже пора проводить роботизацию? «Следует отметить, что для большинства предприятий потенциал роста производительности в результате оптимизации практически исчерпан, и такая ситуация характерна для большинства развитых стран. Так, например, в США производительность снизилась почти во всех секторах промышленности. Повышение эффективности преимущественно связывают с четвертой промышленной революцией и внедрением цифровых процессов на производстве, но пока цифровые технологии привели только к накоплению капитала в сфере услуг. Кто и когда сможет обеспечить кардинальный рост производительности, остается вопросом. И это значит, что Россия должна и может участвовать в этом поиске», — рассуждал гендиректор ТНИХ-Х.

Кстати, о новациях: в 2017 году в Нидерландах построят первую в мире пластиковую дорогу. И в России подобные проекты есть, намекнул Яруллин на перспективную рыночную нишу для татарстанских нефтехимиков и дорожников. Последние не раз получали нагоняй от президента РТ Рустама Минниханова из-за недолговечности уложенного асфальтобетона.

Иностранные компании и более оптимистичны в прогнозах использования альтернативной энергии. Например, Германия, активно потребляющая солнечную и ветровую энергию, поставила перед собой задачу увеличить ее использование с 17% до 50% в общем объеме энергетики уже к 2030 году. Здесь наиболее сложны не столько технологии добычи, сколько — хранения такой энергии, отметил Яруллин. Надо отметить, что тема на острие внимания и в Татарстане — так, на прошлой неделе минпромторг провел первое заседание рабочей группы по реализации в Татарстане проекта строительства ветроэнергетической станции. Корреспондент «БИЗНЕС Online» попыталась подробнее расспросить о нем Каримова после совещания, но безуспешно — у министра не оказалось времени даже на короткую беседу.

Среди важнейших событий-2016 — пуск установки замедленного коксования на ТАНЕКО и производство альфа-олефинов на НКНХ, напомнил Яруллин. План на 2017 год — пуск комплекса глубокой переработки на ТАИФ-НК, старт производства автобензинов на ТАНЕКО, наращение мощностей изопренов и каучука на НКНХ. Продолжается строительство завода «КЗСК-Силикон», упомянул среди прочего и многострадальный проект Евгении Даутовой глава «Татнефтехиминвест-холдинга». Будет ли он достроен в 2017 году? Яруллин ничего публично обещать не стал.

«ТАКОЙ ОБЪЕМ, ТАКИЕ ИНВЕСТИЦИИ, И МЫ ПЕРВЫЙ РАЗ ВАС ВИДИМ!»

Традиционно после выступления главного химического «тяжеловеса» республики пошли доклады приглашенных гостей. Круглый стол выдохнул с облегчением и принялся пить чай. На этот раз презентации провели коллеги из Москвы, Перми, Екатеринбурга и даже Турции. Турецкие бизнесмены — госкомпания «Этипродактс», владеющая крупнейшими мировыми запасами бора, — проторяли дорожку в Татарстан, где работают потребители полезного ископаемого. Бор применяется в производстве всех видов стекла, а кроме того, для производства стиральных порошков, так что его завозят на татарстанские «Алабуга-Стекловолокно» и «Нэфис Косметикс». «Наших запасов хватит на тысячу лет. Хватит и вам, и вашим детям, и вашим внукам», — убеждал представитель компании развивать бизнес, основанный на использовании бора. Попутно он попытался пролоббировать снижение таможенных пошлин (эта просьба нашла отклик у президента) и отмену платы за использование дорог большегрузами путем создания специального для них, турок, транспортного коридора (такая наивность вызвала всеобщее веселье). Тем не менее Яруллин высказался за подключение к переговорам татарстанских университетов, а Минниханов традиционно попросил коллег обратить на предложение гостей особое внимание.

Выступление представителя пермского ООО «Камский кабель» вызвало живой интерес президента, который поспешил презентовать гостей. «Какие только кабели не покупаем, и все покупаем у каких-то посредников, — сокрушался Минниханов, представляя и. о. гендиректора Владимира Пономарева. — Вот он расскажет, какие у нас возможности, даст прямые контакты. Я с их акционерами договорился, что кроме того, что есть прайсовая цена, мы можем эксклюзивные цены получить. У нас большие проекты по «Татнефти», наша Сетевая компания, Генерирующая...» Вышеупомянутыми акционерами, с которыми договорился президент, по данным «Контур-Фокус», являются частные лица: по 25% ООО через «Кабель Технологии Инновации» владеют Рифхат Ибрагимов, Сергей Кущенко, Владимир Плотников и Владимир Шарыгин. Минниханов распорядился распространить контакты пермяков среди минстроя, ГИСУ. «Надо брать хорошие объемы с хорошей эксклюзивной ценой», — продавал он камский кабель татарстанцам. «Вы тоже должны быть более активными! Мы такие объекты строим, и вас нет — от вас какие-то посредники ходят... Это ваша работа! Я, как это... переживаю за вас! — наставлял пермяков Минниханов. — Такой объем, такие инвестиции, и мы первый раз вас видим! И то по моему приглашению...»

По словам Пономарева, «Камский кабель» производит все виды требуемого в строительстве кабеля. Все подробности обещал рассказать главный инженер завода Александр Азанов, однако его презентация несколько затянулась, и президент начал ему помогать: «Давай так, конкретно: что у вас действует, какие у вас есть продукты, как у вас можно купить и прямые контакты, с кем нам надо разговаривать. Вы должны найти проектировщика и уже на стадии проектировки предложить свои решения». «Я знаю, что мы покупаем через посредника. Это же удорожание для нас. Я знаю, через кого, примерно даже знаю, кто там крутится возле них», — улыбался президент.

Азанов продолжил описывать компанию общими фразами, что явно не устраивало Минниханова.

— Ты продай себя, продай свою продукцию! — подзуживал он гостя. — Ты кем работаешь вообще-то?

— Я технический специалист, я не продавец, — оправдался гость.

— Талия (Талия Миннуллина, глава агентства инвестиционного развития РТ прим. ред.), вот возьмите молодого человека на обкатку, — шутил президент.

— Есть, Рустам Нургалиевич, — подхватила тему Миннуллина.

— Вот это будет наша спонсорская поддержка, — заключил президент под смех зала и привычно раздал указания, кому встретиться с «Камским кабелем». — Президент вас сюда приглашает из-за того, что кто только ваш кабель в республике не продает! Мне это надоело. Продавайте свой кабель сами!

— Ты не обижайся... это чтобы ты лучше работал, — наконец успокоил глава Татарстана застеснявшегося инженера. — Немножко не только производство — немножко и маркетинг изучай, потому что с производством маркетинг связан. Не надо делать то, что умеешь, надо делать то, что на рынке нужно. Быстро реагировать на эти вещи, — поделился порцией мудрости президент, прежде чем дослушать остальных докладчиков.