«НЕ УДАЛОСЬ СОХРАНИТЬ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕСПУБЛИКИ ОТ АЧС»

В фойе знаменитого Дома земледельцев, где вчера прошла итоговая коллегия управления Россельхознадзора по РТ и главного управления ветеринарии кабмина РТ, разместилась скромная, но весьма информативная выставка о деятельности дуэта ведомств. Министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов как гостеприимный хозяин водил по ней гостью из Москвы — заместителя руководителя Россельхознадзора Светлану Алексееву. Остановившись возле стенда Россельхознадзора, он поинтересовался, снижается ли число карантинных фитосанитарный зон (территории, где обнаружены вредители, сорные растения или болезни). Выяснилось, что их стало меньше всего на одну, а общая площадь и вовсе выросла. «Чтобы ликвидировать все зоны, потребуется 70 лет!» — быстро подсчитал Ахметов и пожелал чиновникам большего рвения в работе. У стенда управления ветеринарии он с горечью отметил, что Татарстан не удалось-таки уберечь от африканской чумы свиней (АЧС). Далее шел стенд с живописным снимком больной лисы, из пасти которой идет белая пена. Здесь министр порадовался снижению числа бешенства аж в 16 раз по сравнению с 2015 годом — мол, не зря федеральный центр раскошелился на помощь РТ в этом вопросе. Также Ахметов похвалился тем, что в каждом районе РТ создаются мобильные ветеринарные бригады.

Когда делегация переместилась в зал, первым право выступить получил глава Россельхознадзора по РТ Нурислам Хабипов. Он не стал скрывать, что 2016 год оказался не самым простым — Татарстан посетила АЧС. «Несмотря на все предпринимаемые меры по недопущению вируса АЧС, не удалось сохранить благополучие республики», — сокрушался Хабипов. Он напомнил, что вспышка была зафиксирована в сентябре 2016 года в селе Сосновка Нурлатского района.

Он рассказал что для профилактики африканской чумы свиней в РТ силами его ведомства было проведено 375 проверок, возбуждено 146 административных дел. Для мониторинга ситуации было исследовано 12 тыс. проб биоматериала от кабанов и домашних свиней. Чтобы не пустить заразу на рубежи республики, специалисты Россельхознадзора совместно с ГИБДД проводят дежурства на стационарных и передвижных постах.

«Считаю необходимым обратиться к главам сельских поселений с просьбой усилить профилактическую работу с населением, содержащим в своих подворьях свиней», — рекомендовал Хабипов, намекая, что бесконтрольно гуляющие по дворам и улицам хрюшки представляют наибольшую угрозу.

Также в центре внимания ведомства — неиспользуемые по назначению участки. «Одной из важнейших проблем остаются незасеянные, заросшие сорной и древесно-кустарниковой растительностью земли сельхозназначения, — с сожалением отметил далее Хабипов. — Было выявлено 35 тысяч гектаров таких земельных участков». Виновные в таком халатном отношении к земле-землице были оштрафованы на 1 миллион рублей. Антилидерами оказались Верхнеуслонский, Высокогорский, Альметьевский, Лениногорский, Зеленодольский, Спасский и некоторые другие районы.

Завершил свой доклад Хабипов все же на позитивной ноте, он рассказал, что в 2016 году в РТ завершено строительство ГМО-центра, позволяющего выявлять генно-модифицированную сельхозпродукцию. Открытие состоялось как раз накануне утром.

«ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ ЭТО, КОНЕЧНО, ЧЕРНОЕ ПЯТНО»

«Для того, чтобы выполнить все противоэпизоотические мероприятия, ветврачу нужно подойти к каждой корове не менее 10 раз в год», — ярко начал свою речь начальник главного управления ветеринарии кабмина РТ Алмаз Хисамутдинов. Он также обратился к ЧП в печально известной Сосновке, где пришлось уничтожить 426 свиней.

«За пределами Татарстана сейчас большое количество очагов АЧС , и мы опасаемся, что без принятия профилактических мер ситуация в 2017 году будет очень сложная», — заявил Хисамутдинов. Говорит, что причину АЧС в Сосновке так и не выяснили: господствует версия о том, что хозяева купили корм или свинью из неблагоприятного региона.

«Для республики это, конечно, черное пятно», — заявил ветврач без лишних оправданий. Он сказал, что для предотвращения ЧП в будущем нужно всем свиноводческим хозяйствам перейти на компартмент III - IV (средний и высокий класс защиты), а ЛПХ — содержать свиней в закрытых помещениях.

Но АЧС — не самое страшное, что грозит сельскому хозяйству РТ, заметил вдруг глава управления. Нодулярный дерматит КРС — вот чего нужно по-настоящему опасаться, считает он (об этой напасти уже писал «БИЗНЕС Online»). «Новое заболевание для нас. Зарегистрировано в Самарской области, самый близкий случай. «Нодулярка» для нас намного опаснее, чем АЧС, потому что республика имеет более 1 миллиона КРС, действенной профилактики и лечения на сегодняшний день не существует», — опечалил он. Едва ли не единственный действенный метод борьбы — это контролировать завоз скота из неблагополучных регионов. Также Хисамутдинов заявил о необходимости активнее бороться с лейкозом КРС и туберкулезом скота, а также поставил весьма сложную задачу — ежеквартально вылечивать от мастита и болезней конечностей по три хозяйства республики.

Ситуация в отрасли осложняется нехваткой квалицифированных кадров — всего не хватает 177 ветврачей и 100 ветфельдшеров. Критическое положение в Черемшанском, Спасском, Камско-Устьинском, Рыбно-Слободском и некоторых других районах. «В этих районах нужно менять менталитет руководителей хозяйств», — рекомендовал он, заметив, что в проблемных хозяйствах совершенно нет никаких условий для работы молодых специалистов.

«РАЗВОДИТЬ СЕЙЧАС СВИНЕЙ — ЭТО ОЧЕНЬ ТЯЖКОЕ БРЕМЯ»

Алексеева из федерального Россельхознадзора первым делом передала Ахметову привет от своего руководителя — Сергея Данкверта. Оценив работу ведомств Татарстана удовлетворительно, она перешла к критике и первым делом поставила на вид татарстанским чиновникам, что не улучшается ситуация по туберкулезу скота.

«Я два года назад была здесь, ситуация по туберкулезу была тогда и остается теперь. Туберкулез, вы знаете, лечится, и это необходимо искоренять, это не настолько серьезная болезнь, которой мы не можем заслон поставить», — недоумевала она.

Вторым на очереди стоял лейкоз. «Да, ситуация непростая. Есть мнение, что все [заболевшее] стадо надо менять, вы пошли путем, который не даст товаропроизводителю почувствовать горести (то есть лечить животных прим. ред.). Очень мудрое решение руководства», — заметила она, но так и слышалось эхом: где же результаты?

«Бешенство — это, конечно, бич, но мы с вами в ХХІ веке живем. И нужно понимать, сколько нужно средств на ловушки для лис, подкормку, чтобы их травить», — перешла Алексеева к следующему пункту своего разноса. Видимо, вспомнив нелицеприятные кадры с выставки в фойе.

«У нас неблагоприятная ситуация в РФ по гриппу птиц. Это страшное заболевание, которое чревато не только потерей поголовья птиц, но и заболеванием человека. Подумайте, а вы разработали какие-то мероприятия по защите от этой болезни? Кроме мониторинга…» — строго обратилась она к аудитории и напомнила, что не за горами возврат перелетных пернатых. «В некоторых регионах у нас «горят» пруды с лебедями и зоопарки, вы должны это понимать», — предупредила она.

Говоря об АЧС, Алексеева рекомендовала агитировать владельцев мелких ЛПХ переходить от свиноводства к другим видам животноводства. «Потому что разводить сейчас свиней — это очень тяжкое бремя, потому что надо обеспечить очень жесткую защиту», — напомнила Алексеева.

Наконец, она упрекнула татарстанские службы в невысокой эффективности в работе по вовлечению в оборот неиспользуемых сельхозземель. «Вводите в практику принудительное изъятие неиспользуемых земель сельхозназначения, закон сейчас разрешает это делать, в некоторых случаях для нерадивых пользователей это единственная возможность определить землю», — продолжала она бить по болевым точкам.

Также она рекомендовала расширить кругозор в борьбе с фальсификатом, мол, недостаточно уже контролировать только молоко да масло, нужно попробовать «новинки» — те же йогурты или мороженое.

Вместе с тем она поблагодарила Татарстан за успехи в деле цифровизации сельскохозяйственной и ветеринарной службы. Татарстан, оказывается, на втором месте по этому показателю по России. «Вы вооружены до зубов, можно отследить, куда, на какой рынок пошла та или иная продукция», — нахваливала она и высказала личное спасибо Марату Готовичу за работу.

«ТУБЕРКУЛЕЗ И ТАТАРСТАН — ЭТО НЕСОПОСТАВИМО»

Ахметов в ответном слове заметил, что у министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ сложились хорошие отношения с Данквертом, так что «мы не имеем права работать хуже».

«Каждого и каждый день должно сопровождать повышенное чувство ответственности», — наставлял он по-отечески.

Он вновь вернулся к теме 70 карантинных зон в РТ и рекомендовал посмотреть динамику последних лет, может быть, родятся светлые мысли о новых методах борьбы с сорняками и вредителями. Также он назвал недопустимым то, что до сих пор в РТ остается часть пашни, которая не используется для земледелия. Видимо, поступать так с «кормилицей» для министра видится просто верхом легкомыслия.

«Не удалось сохранить республику от АЧС. Несколько лет подряд, когда во всей стране десятками в год имелись «точки пожара», мы оставались изолированным субъектом. В 2016 году это клеймо — наличие вспышки африканской чумы. Пусть это не крупное хозяйство, это ЛПХ, но это уже факт. Это негативная оценка деятельности и Россельхознадзора, и главного управления ветеринарии», — снова вернулся Ахметов к больной теме.

«Повторный случай АЧС будет трагедией для ветеринарной службы. Такой степени дискредитации не заслуживаем, поэтому будьте бдительны», — предупредил министр. Казалось, сейчас всех виновных в повторении вспышки, если таковая случится, он попросит положить партбилет на стол.

Также, откликаясь на слова московской гостьи, министр поставил задачу полностью избавить республику от туберкулеза. «Туберкулез и Татарстан — это несопоставимо. Не к лицу Татарстану туберкулез», — сказал он решительно.

«КИРОВЧАНЕ У СЕБЯ В ЛЕСУ МОГУТ ДЕЛАТЬ 6 - 7-ТЫСЯЧНЫЕ НАДОИ, ПОЧЕМУ ТАТАРСТАН У СЕБЯ ЭТО НЕ ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ?»

Для полной ликвидации лейкоза в РТ Ахметов дал ветврачам ровно три года — именно столько в среднем живет буренка в РТ. Так что если изолировать больных животных и здоровых, то и болезнь можно победить, рассудил министр. «Если «дорожная карта» будет выполняться, то за три года мы способны от этой болезни избавиться», — считает Ахметов.

В Год экологии министр сельского хозяйства РТ намерен разобраться с проблемой утилизации биологических отходов. Фактически на коллегии он дал публичный зарок закрыть тему уже в 2017 году.

«Сколько раз я Фарида Юсуповича вижу (Фарида Юсуповича Хайрутдинова, руководителя Росприроднадзора по РТприм. ред.), столько раз мне стыдно перед ним! — пустился на неожиданные откровения Ахметов. — Мы осенью провели совещание и дали себе задачу навести порядок на прифермерских территориях. Эта задача везде пока не решена. Он пока агрессивность не проявляет, но мы его характер доводить не должны, уважаемые начальники ветеринарных объединений, надзорные службы!» — обратился Ахметов.

Наконец, хозяин Дворца земледельцев оборатился к теме роста производства молока. «В молочном животноводстве у нас многомиллиардные резервы. Не срабатывает потенциал из-за того, что имеем серьезную маститную проблему, копытную проблему, воспроизводства и сохранности молодняка», — объяснил он коренные причины проблемы и пожелал сделать животноводство РТ высокоэффективным. «Мы от этой судьбы никогда не уйдем, если 8 процентов товарного молока у нас в Татарстане», — объяснил Ахметов. Он не перестает удивляться: «Быть лидером в общих объемах производства, но не быть лидером по продуктивности!»

«У нас продуктивность не должна быть ниже, чем в Кировской области. Если кировчане у себя в лесу могут делать 6 - 7-тысячные надои, почему Татарстан у себя это не должен делать?» — закончил он свою речь скорее риторическим вопросом. Подробнее с ситуацией в сельском хозяйстве РТ Ахметов уже скоро обещал познакомить присутствующих на коллегии собственного министерства.