Анатолий Чубайс Анатолий Чубайс участвует в швейцарском форуме уже в 25-й раз, но таких пораженческих настроений, какие в эти дни охватили глобальную элиту, практически не припомнит Фото: kremlin.ru

«ДАВОС ОТКРЫВАЛ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ КОМПАРТИИ КИТАЯ. МИР ПЕРЕВЕРНУЛСЯ»

Завесу над метафизическим ужасом, царящим на всемирном экономическом форуме в Давосе, приоткрыл не кто иной, как Анатолий Чубайс. «Отец русской демократии» и ваучеризации, а ныне председатель правления ООО «УК «Роснано», участвует в швейцарском форуме, по его собственным словам, уже в 25-й раз, но таких пораженческих настроений, какие в эти дни охватили глобальную элиту, практически не припомнит. Заметим, что нынешняя встреча в Давосе — уже 47-я по счету (сам форум был основан еще в 1971 годуприм. ред.). В ее повестке — обычные с виду «рабочие вопросы»: экология и планетарное изменение климата, социально-имущественное расслоение и связанные с этим риски социальных конфликтов, а также проблемы слишком далеко зашедшего технического прогресса. Присутствует в программе обсуждений и ситуация на Ближнем и Среднем Востоке, и Brexit, и новый курс Дональда Трампа, и прежний курс Владимира Путина. Вот только ужас, о котором говорит Чубайс, в повестке не упомянут. Тем не менее он есть, и старые участники форума чувствуют его почти физически.

Об этом глава «Роснано» рассказал накануне в интервью Business FM. «Такого ужаса, какой я ощущаю сейчас в Давосе у абсолютного большинства участников, я за все мои годы участия в Давосе припомню только один раз, — свидетельствует Чубайс. — Это был Давос 2009 года, когда разворачивался глобальный мировой финансовый кризис, у всех на устах был вопрос: что это такое — это кризис в системе или кризис системы в целом? Оказалось, что это все-таки кризис в системе, а не системы в целом. Мы его как-то пережили. Так вот, степень ужаса сейчас, в 2017 году, равна степени ужаса в 2009 году. Все это выражается формулами: мир, построенный после Второй мировой войны, рушится, его больше нет».

В том, что старого мира больше нет или его вот-вот разрушат «до основания», Чубайса убедило давосское выступление председателя КНР Си Цзиньпина, который, напомним, в нынешнем году впервые принял участие в швейцарских мероприятиях глобалистов. Неожиданно для многих генеральный секретарь коммунистической партии Китая выступил горячим сторонником глобализации. «Действительно, экономическая глобализация создала новые проблемы, но это не повод, чтобы совсем отказаться от экономической глобализации, — заявил Си Цзиньпин. — Скорее мы должны адаптироваться и управлять экономической глобализацией, смягчать ее негативные последствия и обеспечивать ее преимущества для всех стран». В доказательство своих слов китайский лидер рассказал о вкладе его страны в мировую экономику (после кризисного 2008 года КНР в среднем вносит более 30% в рост мирового ВВП) и добавил, что «развитие Китая направлено не только внутрь, но и наружу. Развивая себя, Китай также делится плодами своего развития с другими странами».

Такие неолиберальные высказывания хозяина Поднебесной, судя по всему, и смутили Чубайса.

«Посмотрите, Давос открывал генеральный секретарь компартии Китая — господин Си Цзиньпин, — говорит он. — Открывал речью, которая просто была великолепной, одой рыночной экономике с яркими призывами о необходимости отменять межстрановые торговые барьеры, снижать пошлины и еще в завершение с заявлением о том, что Китай открывает целый ряд рынков, которые раньше были закрыты. То есть такая суперлиберальная речь, построенная в лучших традициях чикагской школы. Это произошло два дня назад, и практически в это же время Трамп в своем интервью заявляет, что Америку все обижают, что он будет повышать импортные пошлины и что если немецкие или другие автомобильные концерны построят заводы в Мексике, то им придется платить гигантскую импортную пошлину, которую он введет в Америке. Мир перевернулся».

Си Цзиньпин Неожиданно для многих генеральный секретарь коммунистической партии Китая выступил горячим сторонником глобализации Фото: kremlin.ru

«ЛИБЕРАЛЫ СУМЕЮТ ОСЕДЛАТЬ И ВОЗГЛАВИТЬ НОВУЮ ВОЛНУ»

Однако Си Цзиньпина глобальные атлантические элиты боятся все-таки меньше, чем нового, 45-го президента США Дональда Трампа, который как раз сегодня «венчается на царство», то есть инаугурируется в Белом доме. Его неолибералы ненавидят такой святой всепоглощающей ненавистью, что даже не гнушаются через CNN почти в открытую угрожать ему убийством. Напомним, вчера, за день до инаугурации, телеканал CNN в своем репортаже смоделировал, что случится, если вдруг Трампа и его вице-президента Майка Пенса убьют во время торжественной церемонии. Выяснилось, что тогда власть вернется к Демократической партии и представителям администрации Барака Обамы, потому что, скажем, новый госсекретарь Рекс Тиллерсон еще не утвержден сенатом.

О том, что президент-республиканец воспринимается атлантистами исключительно как enfant terrible, говорит и Чубайс. «Как сказала одна из крупнейших американских участниц, у Трампа-президента есть только две опции: либо он откажется от всего того, что он сказал до сих пор, либо он приведет нас всех к катастрофе», — свидетельствует «нанополитик» в интервью Business FM. Причем, делясь своими эмоциями, респектабельные участники Давоса совершенно не стесняются в выражениях: «Авторитетнейшие мировые лидеры, аналитики, журналисты используют в описании всей нынешней ситуации термины, которые вообще запрещены были в публичной речи: „идиотское решение“, „решение, сделанное идиотами“, „дебилы“ и так далее. Вот, пожалуй, самое точное описание нынешнего Давоса — это ощущение ужаса от глобальной политической катастрофы. Причем, заметьте, по экономике ничего катастрофического не происходит, глобальная экономика росла в прошлом году, в 2017 году ожидается рост — 3 - 4 процента, поэтому вся эта нынешняя катастрофа — это чисто политическое явление, что, пожалуй, впервые за 25 лет», — констатирует Чубайс.

Сам топ-менеджер «Роснано» никакого метафизического ужаса не испытывает. Возможно, лишь растерянность. «Сейчас не поймешь, что происходит, — признается он. — В историческом процессе, в котором 1970 - 1980 годы прошлого века были апогеем либерализма, крах коммунистической системы, „тэтчеризм“, „рейганомика“, а поверх этого соответствующие идеологические работы, в том числе Фрэнсис Фукуяма с книжкой „Конец истории“, смысл которой в том, что история закончилась, либерализм победил везде, и больше ничего не будет. После этого, как мы видим, происходит прямо противоположное. Вместо фундаментальных ценностей либерализма, таких как глобализация, демократия, мультикультурализм и другие, им на смену приходят прямо противоположные: ценности национальной идентичности, ценности страновых национальных интересов, приоритета национальной культуры и так далее».

Более того, в Давосе даже отечественные «сислибы» (системные либералы, ярчайшим представителем которых принято считать Чубайса) поневоле становятся на позиции «страновых национальных интересов». «Тут сейчас как раз у меня была горячая дискуссия, на большой сессии один из участников напал на Россию, на Путина за то, что Путин строит новый мир, который основан на национальных интересах, — поведал журналистам Чубайс. — На что я сказал, что, может быть, вы и правы, но, в принципе, он делает это не один, у него есть хорошие партнеры, например, народ Великобритании».

Катастрофу глобализма и атлантизма, по мысли главы «Роснано», еще можно предотвратить, если рассматривать нынешний кризис как «старт для обновления». «Я как раз считаю, что мир однозначно демонстрирует необходимость обновления фундаментальных либеральных ценностей, — рассуждает Чубайс. — Это, кстати говоря, требование не только к глобальному либерализму, но и к российскому либерализму, который прошел очень похожую историю за те же самые 25 лет. Я глубоко убежден в том, что, во-первых, у либералов сейчас при всей тяжести ситуации открывается очевидный вызов, очевидный запрос, очевидная необходимость на переоценку фундаментальных либеральных ценностей. Я считаю, что если либералы в мире, и российские в том числе, окажутся адекватны этому вызову, они смогут переосмыслить что-то из догм, которые не работают, тогда весь этот негатив обернется в позитив. Тем более надо понимать, что помимо всех этих идеологических, культурных процессов, конечно же, важнейшее значение имеют технологии, которые на наших глазах глобализуют весь мир. И в этом смысле все равно технологии делают мир ближе, и речь, как мне кажется, скорее, идет не о катастрофе либерализма, а о кризисе либерализма. А это разные вещи. И в этом смысле, если либералы сумеют сделать правильные для себя выводы, это означает, что они сумеют не просто из нее выбраться, а сумеют оседлать и возглавить новую волну», — оптимистично заключил российский «нанополитик».

«ВЕРИТЬ ЧУБАЙСУ — ДОСТАТОЧНО БОЛЬШОЙ РИСК»

Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:

— Люди, которые верят Чубайсу, в лучшем случае теряют свое имущество, как мы знаем по опыту. Хотя в отдельных случаях становятся миллиардерами. Такие примеры есть, хотя их существенно меньше. Верить Чубайсу — достаточно большой риск, но собравшиеся в Давосе люди действительно должны испытывать инфернальный ужас, потому что они построили огромный либеральный мир, прекрасный для них, который позволял им грабить остальной мир — лишать людей будущего, причем целыми народами, и строить на этом даже не личное счастье, а возможность испытывать огромное удовольствие от абсолютного произвола в отношении всех. Захотели ограбить — ограбили, захотели разбомбить — разбомбили. Сейчас на их глазах этот любовно выстроенный мир, который казался им единственно возможным и правильным, приходит к концу. Эти людоеды начинают испытывать ужас от того, что их мир умирает, и они это понимают.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Здесь стоит вопрос системы координат, потому что Чубайс в своих примерах совершенно верно ответил, что система координат сместилась. Он утверждает, что она на 180 градусов сместилась. Условно говоря, лидер Китая, который считался оплотом государственнического подхода к экономике, выступает с либеральными заявлениями. А Соединенные Штаты, которые считались оплотом мирового либерального подхода к экономике, их лидеры выступают с протекционистскими заявлениями. Это правда, но ситуация сложнее. Ужас западных элит заключается не только в том, что изменились системы координат, которые с 1991 года, а может, с 1945 года перестали существовать. Образовался вакуум.

Когда есть какая-то система координат, ты можешь на нее опираться и как-то рассчитывать собственную стратегию. А сейчас эта система исчезла, и в открытую фазу она вышла в 2008 году вместе с экономическим кризисом. В последние годы представители западной элиты себя утешили, успокоились, что на самом деле кризис 2008 года преодолен. Раньше изменения происходили в экономической сфере, а в прошлом году перешли в политическую. Избрание Трампа — это всего лишь верхушка айсберга. Так что следует понимать, что мы находимся в трансформации всей мировой политики. Здесь следует только помнить китайскую пословицу: «Не дай Бог тебе жить в эпоху перемен!» Весь мир сейчас проходит через перемены, которых не было уже несколько десятилетий, возможно, и около века.

Россия в этом процессе занимает наступательную позицию. С некоторым опозданием мы перешли от слов к делу и повернули на восток. Нужно только грамотно действовать, не пороть горячку.

«ЧУБАЙС УДИВИЛСЯ АРЕСТУ УЛЮКАЕВА И ЗАЯВИЛ, ЧТО ПЕРЕСТАЛ ПОНИМАТЬ ПРОИСХОДЯЩЕЕ. ТЕПЕРЬ ОН УДИВЛЯЕТСЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ»

Андрей Фурсов — советский и российский ученый-историк, социальный философ, кандидат исторических наук:

— Противоречия между позицией Запада в лице Трампа и Си Цзиньпина в этом вопросе нет. Когда Си Цзиньпин говорит о приверженности либеральной экономике — это лукавство. Дело в том, что китайская экономика — это очень жесткая контролируемая экономика. Ее либеральной, свободной никак не назовешь при том, что там есть миллиардеры, капиталисты.

Послание Си Цзиньпина заключается в другом. Мол, Запад оказался в сложной ситуации. И не может со своей глобализацией влезть в мой Китай. Поэтому пустите лучше в эту глобализацию нас — на новую функцию, на более важное в иерархии место. Китай стремится прорваться в Восточную и Центральную Европу и сделать эту часть Евразии своей экономической контролируемой зоной. Если в конце 70-х годов США оказались в сложном экономическом положении, Китай протянул им руку, став американской мастерской, что помогло Штатам решить их проблемы, то сейчас китайцы пытаются разыграть ту же карту уже в глобальном масштабе.

Есть уже показатели этому — китайцы начали скупать итальянские футбольные клубы. Это такая мелкая вишенка на этом китайском торте...

В этом отношении противоречий между западной позицией, западным поворотом к антилиберальному курсу и китайскими заявлениями о якобы их либерализме нет. Противоречие между Китаем и США сейчас в другом заключается — это экономические противоречия, за которыми стоят совершенно разные группы мировой капиталистической верхушки. Для Китая в настоящее время это реализация проекта Ротшильдов, хотя и Рокфеллеры в свое время там очень активно участвовали, в США это совсем другой проект.

Очень интересно посмотреть на эту ситуацию с точки зрения реконфигурации мирового порядка. Чубайс прав в том, что действительно меняется мир, который возник после Второй мировой. Это такой мир после либерального капитализма. Но в первые 30 лет после войны это был либерализм, окрашенный в социалистические тона. А с конца 70-х - начала 80-х годов с приходом к власти Тэтчер в Великобритании и Рейгана в США началась новая либеральная революция и защитная контрреволюция, задача которой была выпотрошить в пользу верхушки средний слой и верхушки среднего класса. Эта задача была выполнена. Но ее побочным продуктом стало колоссальное социальное неравенство, появление в Европе огромного числа мигрантов, которые делают жизнь там нестабильной, некомфортной.

Сейчас мировая верхушка поняла, что пройдена некоторая точка невозврата и нужно менять ситуацию. Недаром на последнем форуме в Давосе постоянно говорили об угрозе неравенства. Правда, это не помешало продавать билеты на званый вечер к Ротшильдам за 600 тысяч долларов... Но это такой вот пир во время чумы. Понятно удивление Чубайса. Сначала он сильно удивился, когда арестовали Улюкаева, помните, он заявил, что перестал что-либо понимать в происходящем? Вот он удивляется теперь на международном уровне. Люди, которые пришли с Ельциным, вся вот эта ельциноидная компания полагали, что их ориентация на демпартию США и связанные с ними круги — вечная гарантия на спокойную жизнь в старости. Но, как говорится, судьба ничего не дает навечно. Этот период заканчивается. Неважно, как конкретно сложится судьба Чубайса или еще кого-то, но важно, что заканчивается время этой публики.