После встречи Владимира Путина с Минтимером Шаймиевым стало известно, что первый президент РТ войдет в пул советников первого замглавы администрации Сергея Кириенко После встречи Владимира Путина с Минтимером Шаймиевым стало известно, что первый президент РТ войдет в пул советников первого замглавы администрации Сергея Кириенко Фото: kremlin.ru

ГОССОВЕТНИК РТ И РФ

После встречи Владимира Путина с Минтимером Шаймиевым стало известно, что первый президент РТ войдет в пул советников первого замглавы администрации Сергея Кириенко. На общественных началах 11 советников будут помогать Кириенко разрабатывать сценарий кампании по выборам президента РФ в 2018 году, сообщил Znak. Таким образом, государственный советник РТ де-факто становится госсоветником в масштабах России.

«Шаймиев — для взаимодействия с губернаторами. Хотя это „старая школа“, и непонятно, как он будет коммуницировать с губернаторами-новичками, он же для них довольно одиозная фигура», — отмечает один из собеседников агентства в аппарате президента РФ.

В компании советников — глава фонда развития гражданского общества Константин Костин (некогда возглавлял управление по внутренней политике администрации президента), руководитель центрального исполкома ОНФ Алексей Анисимов (во время кампании по выборам президента в 2012 году был замначальника предвыборного штаба Путина), гендиректор ТАСС Сергей Михайлов, президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин, председатель совета директоров ЗАО КРОС — «Комитета развития общественных связей» Сергей Зверев, председатель правления АКБ «Российский капитал» Михаил Кузовлев, заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Медников, глава ФОМ Александр Ослон, председатель совета директоров ГК «Михайлов и партнеры» Игорь Симонов и генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. В этой группе — и журналисты, и социологи, и эксперты.

Напомним, что одна из задач назначенного осенью на этот пост Кириенко — обеспечение легитимности выборов президента России. Источники РБК отмечают, что необходимо, с одной стороны, обеспечить высокую явку, а с другой — победу кандидата с хорошим уровнем голосов избирателей. Именно теме выборов была посвящена осенняя встреча Кириенко с политологами.

Между тем отношения Кириенко с Татарстаном и Шаймиевым лично не всегда были безоблачными. С 2000 по 2005 годы нынешний кремлевский куратор внутренней политики был полномочным представителем президента России в Поволжском федеральном округе (ПФО). Именно на его долю выпал болезненный период построения знаменитой вертикали власти, сворачивания полномочий регионов, фактического упразднения суверенитета и приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным. Одной из болезненных тем была, в частности, история с татарстанскими вкладышами в российских паспортах, против которых выступал полпред. С другой стороны, в ту пору власти регионов вообще считали институт полпредов лишней инстанцией, предпочитая прямые контакты с Путиным и его администрацией, и Кириенко для казанского Кремля был не тем уровнем общения. Доходило до того, что полпреда отказывались принимать на уровне президента РТ во время его визитов в Казань. С другой стороны, эти объективные противоречия никогда не приобретали характер межличностного конфликта на человеческом уровне отношения с Кириенко были вполне ровными. Что ж, история, как видим, развивается по спирали...

На общественных началах Шаймиев в числе 11 советников будет помогать Кириенко разрабатывать сценарий кампании по выборам президента РФ в 2018 году На общественных началах Шаймиев в числе 11 советников будет помогать Кириенко разрабатывать сценарий кампании по выборам президента РФ в 2018 году Фото: kremlin.ru

«МЕЖДУ ПРОЧИМ, ШАЙМИЕВ ОЧЕНЬ МОБИЛЬНЫЙ, ЧЕМУ МОЖНО ТОЛЬКО ПОЗАВИДОВАТЬ»

Какие советы может дать Шаймиев, как быть с его давним конфликтом с Кириенко и для чего вообще пул советников? Об этом «БИЗНЕС Online» спросил у экспертов.

Рафаэль Хакимов — вице-президент и академик Академии наук РТ, директор Института истории им. Марджани:

— Зачем Кириенко столько советников? Принять решение-то можно, но правильным ли оно будет? Опора на мнение экспертного сообщества — это всегда хорошо, когда есть на кого положиться, кому поручить что-то, услышать мнение с места. Из Москвы не все видно!

Чему может научить Шаймиев Кириенко? Для нас важен федерализм, какие-то элементы самостоятельности. Причем с тем, чтобы налоговую базу расширить, учитывая местный потенциал. Сейчас же об этом никто не думает! Только смотрят, как бы из Москвы побольше денег вытрясти. А регионов-доноров всего 10 примерно, они ищут, как можно еще развивать экономику, а остальные из Москвы тянут. В этой части, понятно, полномочия сразу передать нельзя — некоторые и не хотят получать их и вопросы кадров тоже, поэтому опыт Татарстана очень пригодится.

Что же до давнего конфликта, то сейчас и ситуация другая, и люди, и задачи, да и сам Кириенко сейчас уже другой. В свое время он регионами интересовался. А назначение советником — это же не значит, что нужно бегать. Это подготовка документов... Но, между прочим, Шаймиев очень мобильный, чему можно только позавидовать. Физически он в хорошей форме. Мы тут соседи — и я вижу, что он себя в форме держит. Постоянно то на самолете, то на вертолете куда-то летит, хотя перелеты — нелегкое дело. Да и советнику Кириенко нет необходимости ежедневно быть в Москве, в месяц раз — этого достаточно.

Андрей Большаков доктор политических наук, завкафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций К(П)ФУ:

— Мне кажется, что это инициатива шла из федерального центра, она была согласована с регионами и потом уже нашли благоприятный повод — юбилей первого президента Татарстана. И на этой встрече в Кремле, которую показали все центральные телеканалы, этот момент был озвучен. Что касается «непростых взаимоотношений» Кириенко и Шаймиева... «Непростые отношения» относятся к началу 2000-х годов, когда просто начался другой этап центра и регионов. Это время, когда Татарстан выходил из политики суверенитета, когда были назначены федеральные округа. Вопрос стоял очень резко о том, может ли республика напрямую обращаться в Москву или она должна это делать через округ. И были ситуации, когда на тот момент действующий президент Шаймиев не ездил в федеральный округ на какие-то совещания, а посылал туда других людей, менее существенных по своему статусу. А он непосредственно разговаривал с Москвой. То было время «политических тяжеловесов» — и оно сейчас закончилось. И сейчас говорить, что отношения между Шаймиевым и Кириенко конфликтные, просто не приходится.

В чем пригодится совет Шаймиева? Несмотря на солидный возраст Минтимера Шариповича, у него есть большой политический опыт и опыт хозяйственника, который он применял на большой территории в экономически развитом регионе. Думаю, от него будут требовать советов, экспертного мнения — это очень важные вещи. И дай бог они будут учитываться при принятии решения на федеральном уровне. Счастлив, наверное, тот политик, которого в достаточно солидном возрасте приглашают советником к действующим политическим деятелям.

«Что же до давнего конфликта, то сейчас и ситуация другая, и люди, и задачи — да и сам Кириенко сейчас уже другой. В свое время он регионами интересовался» «Что же до давнего конфликта, то сейчас и ситуация другая, и люди, и задачи, да и сам Кириенко сейчас уже другой. В свое время он регионами интересовался» Фото: shaimiev.tatarstan.ru

КРЕМЛЬ НЕЙТРАЛИЗУЕТ ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ КРИТИКУ ПРИЗНАННОГО БРЕНДА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Ростислав Туровский — вице-президент центра политических технологий:

— На мой взгляд, это скорее символический шаг. Правда, неоднозначное решение, поскольку если во всех остальных случаях понятно, что речь идет о людях, которые способны действительно советовать Кириенко по политическим вопросам, то в случае с Шаймиевым это способ привлечь на свою сторону этакого патриарха российской региональной политики.

Но этот шаг на самом деле в отношениях с Татарстаном мало что дает. Там и президент уже другой, и влияние Шаймиева достаточно ограничено. Можно вспомнить, что Кириенко в свое время был полпредом в ПФО и отношения с республиканскими элитами, Шаймиевым, Рахимовым у него были достаточно сложные. Шаймиев тогда был весьма влиятельной фигурой на федеральной политической сцене — я бы сказал, что такие люди, как Шаймиев и Рахимов, практически не считались с Кириенко как с полпредом и работали напрямую с федеральным центром. В нынешних условиях получается, что Кириенко хочет отладить отношения с теми старыми республиканскими элитами, с которыми он знаком со времен работы полпредом, но с которыми тогда у него плотных и прочных отношений не было. Сейчас получается, что он хочет эти отношения создать.

Конечно, не секрет, что элиты Татарстана имеют влияние и лоббистский ресурс на федеральном уровне. Получается, что в данном случае возникает определенная связка между элитами Татарстана в целом, одним из представителей которых является Шаймиев, и Кириенко. Может быть, это означает попытку опереться на элиты Татарстана и создать с ними определенный политический альянс... Но опять же тут наверняка есть свой скрытый смысл, который мы не знаем.

Но есть моменты, которые не сходятся друг с другом. Поскольку Кириенко, когда был полпредом, не был лоббистом Татарстана — и Татарстан со своей стороны тоже не нуждался в нем и его посредничестве. А сейчас получается, что Кириенко решил привлечь элиты Татарстана на свою сторону таким образом. Кому это выгоднее, тоже вопрос неоднозначный, потому что ситуативно, на мой взгляд, это выгоднее Шаймиеву, чем Кириенко. Поскольку Шаймиев — бывший президент, его влияние в республике велико, но все-таки поставлено под вопрос и расти явно не должно. А вот своим решением Кириенко, по сути, демонстрирует поддержку Шаймиеву как не просто бывшему главе республики, но и как действующему политику Татарстана, имеющему свою позицию, точку зрения. Можно еще предположить, что таким образом Кириенко может нейтрализовать возможные оппозиционные выступления Шаймиева, поскольку тот любит критиковать федеральный центр, централизацию. Может быть, таким образом, вовлекая Шаймиева в систему кремлевских отношений, Кириенко может нейтрализовать его потенциальные критические выступления в адрес политики Кремля.

. «Мнение Шаймиева может быть действительно интересным и важным. Это такая «защита от дурака», хотя понятно, что там дураков нет»
Фото: tatarstan.ru

«ЭТО БЕЗУСЛОВНЫЙ АВТОРИТЕТ, ОБЕСПЕЧИВШИЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ В ТАТАРСТАНЕ»

Константин Калачев — руководитель «Политической экспертной группы»:

— Шаймиев — человек мудрый, опытный. Видимо, во время работы полпредом президента в ПФО у Кириенко сложились особые отношения с Шаймиевым. Похоже, Кириенко еще тогда оценил мудрость и таланты старейшины российской политики. Пишут, что он может осуществлять связи с губернаторами... Я думаю, что дело не только и не столько в этом. Я думаю, что, когда все предложения будут сформулированы и аккумулированы, когда все будет выливаться в готовую стратегию выборов президента, когда речь зайдет о деталях, то очень хорошо, когда кто-то действительно мудрый и состоявшийся будет, условно говоря, человеком, который даст оценку тем или иным предложениям, тем или иным доминантам. То есть человек, который, как мне кажется, может быть полезен при обсуждении предложений по повышению явки, по содержанию повестки компании, по содержанию стратегии компании, ее тактики.

Если предположить гипотетически.. . Я бы считал, что дело Шаймиева не генерировать какие-то идеи, а скорее давать оценку тем или иным идеям и предложениям, если вообще предполагаются какие-то обсуждения, коллективные мозговые штурмы или если предполагается, что на этапе завершения работы над стратегией каждый участник этой работы выскажет свое отношение. Мнение Шаймиева может быть действительно интересным и важным. Это такая «защита от дурака», хотя понятно, что там дураков нет. Но взгляд опытного человека не помешает.

Также говорят, что он полезен для осуществления связей с региональными элитами как выразитель интересов регионов. Тут будет полезен его опыт работы с разными национальными общинами. Я думаю, что Шаймиев может быть в теме межнациональных отношений, Шаймиев — безусловный авторитет, человек, который обеспечивал стабильность в Татарстане. С одной стороны, отстоял пусть ограниченный, но суверенитет республики. Как известно, Татарстан — последняя территория, где есть президент. С другой стороны, все это было сделано так красиво и изящно, с соблюдением интересов всех народов, населяющих Татарстан. Если говорить о теме межнациональных отношений, а эта тема тоже должна так или иначе быть использована в выборной кампании, то Минтимер Шарипович в ней тоже специалист и авторитет.

Андрей Колядин — политолог, экс-глава департамента региональной политики управления внутренней политики администрации президента РФ:

— Эта должность ничего не значит. Само собой, для человека, который находится где-то вдалеке от власти, придание каких-то должностей позволяет ему гордиться собой, размахивать удостоверением или смело проходить в Кремль. Но, по сути своей, решают все те полномочия, которые данному человеку поручаются.

У нас и у президента есть определенное количество советников, в том числе на общественных началах, которых мы не видим, не слышим, у которых даже кабинеты есть на Старой площади, но они ничего не решают и ни в чем особенно не участвуют. Поэтому все зависит от того, какие последующие действия и в какие процессы будут включены все эти люди, включая Шаймиева. Надо сказать, что я большинство из них знаю, работал с ними, дружил. Я считаю, что это достойные, сильные, интересные люди. Но в приложении к советнику Кириенко тут все зависит от того, чем они будут заниматься, как они будут собираться, на что они будут влиять, какие у них будут полномочия.

Если они будут собираться и рассказывать о каких-то закономерностях в обществе, исходя из своего собственного опыта и своего веса, то это один расклад. Если им будут поручены определенные направления выборной кампании, за которые они будут отвечать, головой в том числе, это будет второй расклад. В первом раскладе это некоторая общественная нагрузка, которая не влияет на их жизнь, не решает ничего в их жизни финансово. Во втором случае это будет серьезная нагрузка, которая потребует ежедневной планомерной работы определенных людей, которые будут им помогать в этом. С последующим результатом весной следующего года, когда будут выборы президента.

Поэтому сейчас предсказывать, что будет со всеми советниками, совершенно бесполезно, хотя я считаю, что Минтимер Шаймиев ничуть не хуже, чем Костин, Федоров. Это заслуженный, серьезный, умный, уважаемый человек с громадным управленческим опытом и человек, которого знает, наверно, каждый аппаратчик на территории РФ, новый губернатор, старый губернатор. Поэтому, если он захочет позвонить и решить какие-то вопросы, он мог бы это сделать и без звания советника Кириенко. Но то, что Кириенко обращается к старым опытным кадрам, которые способны свой громадный опыт привнести в его деятельность, это очень хорошо.

Если рассуждать теоретически, то Шаймиев может советовать в национальных вопросах, межрелигиозных отношениях, в самых разных вопросах, связанных с управлением регионами. Это и ЖКХ, и передача полномочий, и самые различные финансовые вопросы функционирования регионов, и выстраивание элит. Бесконечно можно перечислять! Сами понимаете, человек, который достойно управлял очень непростым регионом, а сейчас этот регион один из передовых, он каждый день сталкивался с десятком тем, вопросов на протяжении всех лет своей жизни, соответственно, может советовать, как выстраивать отношения в данный момент по этим направлениям, начиная от инвестиционной привлекательности до ремонта дорог.

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОПАСАЕТСЯ ФРОНДЫ СИЛЬНЫХ РЕГИОНОВ»

Алексей Чадаев — гендиректор аналитического центра «Московский регион»:

— Шаймиев — патриарх нашего федерализма. Все-таки не надо забывать, что у администрации президента важнейший функционал — это взаимодействие с губернаторами и региональными властями. Понятно, что Шаймиев — такой человек, который про это знает чуть более, чем все. Курировать путинских губернаторов Шаймиев, конечно, сможет. Он будет с ними разговаривать не как советник, а как человек, с которым они будут советоваться.

Советники — это канал донесения информации. Руководители этого уровня получают информацию из СМИ или аналитических департаментов, но эта информация требует осмысления. А человек находится постоянно в процессе управления и принятия решений. То есть советники работают «выносным мозгом», который, по сути, помогает огромный входящий объем информации осмыслить. И дают не только какие-то факты, но и свое понимание, свою интерпретацию того, что видно всем.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Пост советника не значит, что он будет советовать, просто пост так называется. В администрации президента уже есть советники президента, но это не значит, что они занимаются тем, что ему советуют. Просто не предусмотрены штатным расписанием должности для людей, которые обладают определенным наработанным опытом, связями и при этом не заинтересованы в том, чтобы переходить на госслужбу. Поэтому для них это не какая-то новация. В некоторых ведомствах специально создаются посты советников. С одной стороны, это какой-то статус. Когда он приходит и общается, понятно, что он общается от имени этой структуры, а не является самозванцем. С другой стороны, на советника не распространяются многие бюрократические правила, начиная от распорядка рабочего дня и присутствия на рабочем месте до, условно говоря, декларации о доходах и всего прочего. Это такой удобный пост для человека, которому важно выполнять какую-то функцию, но при этом его не интересует карьера на госслужбе.

Если говорить конкретно о господине Шаймиеве, он является признанной шерпой губернаторского корпуса, он был одним из создателей блока «Отечество», который в свое время объединил региональные элиты. Федеральный центр опасается определенной фронды, которую будут возглавлять наиболее сильные регионы, как 15 лет назад был союз Москвы, Татарстана, Башкирии и прочих регионов. Господин Шаймиев в силу своей карьеры, опыта обладает широкими связями в губернаторском корпусе и авторитетом среди тех, кто лично с ним не знаком среди губернаторов и региональных элит или шапочно знаком. То есть Шаймиев — это признанный бренд среди губернаторского корпуса. Поэтому он в качестве переговорщика будет достаточно эффективен и уважаем. Так что он-то как раз будет востребован на почве региональной политики.