... Путин поблагодарил Шаймиева «за совместную работу в предыдущие годы и за активную деятельность по изучению и сохранению российского и татарского культурного и исторического наследия»
Фото: kremlin.ru

ПУТИН И ШАЙМИЕВ: ДОЛГОЖДАННАЯ ВСТРЕЧА И НЕОБЪЯТНАЯ ТАРТАРИЯ В ЗОЛОТИСТОЙ РАМЕ

19 января в московском Кремле состоялась долгожданная встреча Владимира Путина с первым президентом Татарстана, а ныне госсоветником РТ Минтимером Шаймиевым. На чествование Шаймиева в преддверии его юбилея (20 января юбиляру исполняется 80 лет) прибыл также премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, что, безусловно, добавило статуса событию и можно расценивать как знак крайнего уважения со стороны российского руководства.

«Протечки» в федеральной прессе о готовящемся визите начались еще в понедельник, когда «Дождь» со ссылкой на источники в Кремле и руководстве РТ опубликовал сведения, что экс-президент РТ может прибыть к Путину с политической миссией — обговорить условия нового договора с Москвой, а также положительно решить вопрос о сохранении статуса президента Татарстана. Хотя официальный повод был предельно ясен — это 80-летие бывшего лидера республики, который и поныне сохраняет свой политический вес, а по мнению некоторых экспертов «БИЗНЕС Online», даже играет роль эдакого татарского Дэн Сяопина.

В начале недели официальные представители как самого Шаймиева, так и президента РТ как будто взяли обет молчания: они не отрицали факт готовящегося события, но напрочь отказывались комментировать даже тематику встречи, мол, вот пройдет визит — сами все узнаете. Но обещанное на среду мероприятие и вовсе не состоялось. Как стало ясно уже сегодня, встречу просто перенесли на самый канун юбилея.

На сайте московского Кремля сообщается, что Путин поблагодарил Шаймиева «за совместную работу в предыдущие годы и за активную деятельность по изучению и сохранению российского и татарского культурного и исторического наследия». Также президент страны презентовал Шаймиеву подарок — карту древней Тартарии голландского картографа XVII века Виллема Блау.

«Я хочу вас поблагодарить и за совместную работу в предыдущие годы, и за то, что вы делаете в последнее время, в том числе по изучению нашей общей культуры и истории. Это очень важная работа, одна, может быть, из самых важных, которыми мы должны заниматься», — сказал президент России Шаймиеву. Сама карта, заключенная в массивную золоченую раму, судя по всему, в течение всего разговора пролежала на столе — беседовавшие мужчины могли любоваться необъятными размерами этой самой Тартарии.

Никаких ссылок на то, что Шаймиев затронул, как ожидалось, тему договора между Москвой и Казанью или института президентства РТ, в официальном сообщении нет. Однако на одном из кадров фоторепортажа видно, как Шаймиев показывает собеседникам какие-то документы в прозрачной папке формата А4 — с лиц государственных мужей в этот момент сползла праздничная улыбка, и они сделались увлеченно-озадаченными. Между тем пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уже опроверг предположения СМИ, что президент Путин в ходе встречи с Шаймиевым в Кремле обсуждал продление договора о разграничении полномочий между Татарстаном и РФ. «Нет. Об этом речи не шло», — подчеркнул Песков, отвечая на вопрос «Известий». Протокольно в отчет о встрече вошел лишь рассказ Шаймиева о деятельности возглавляемого им фонда по воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана и строительству Болгарской исламской академии.

Дмитрий Песков опроверг предположения СМИ, что президент Владимир Путин в ходе встречи с Шаймиевым в Кремле обсуждали продление договора о разграничении полномочий между Татарстаном и РФ Дмитрий Песков опроверг предположения СМИ, что президент Владимир Путин в ходе встречи с Шаймиевым в Кремле обсуждал продление договора о разграничении полномочий между Татарстаном и РФ Фото: kremlin.ru

ЧТО ТАКОЕ ТАРТАРИЯ: ДРЕВНЯЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ НАРОДОВ ИЛИ ПРАРОДИНА ТАТАР?

В чем смысл подарка Путина, гадают наблюдатели. Голландский картограф Виллем Янсзон Блау, чье произведение Путин преподнес сегодня в дар Шаймиеву, вряд ли был крупным специалистом по Тартарии. Зато, не вылезая из Амстердама, он делал искусные карты и глобусы для Ост-Индской компании, которая, в свою очередь, в эпоху позднего Средневековья орудовала на обширном пространстве Востока — от Японии, Цейлона и Китая до африканского мыса Доброй Надежды. Сведения об огромном мире, четверть которого еще не была толком открыта, поступали сюда вместе с торговыми ост-индскими кораблями и каравеллами. Это была эпоха, когда католические монахи в обнимку с купцами и конкистадорами успешно крестили язычников за океаном, а Кортес и Писарро уже превратили в прах индейские цивилизации Америки. В то же время на восток от Европы все еще лежала загадочная неосвоенная страна, которую голландец Блау на своих глобусах по традиции обозначал как Тартарию. Именно об нее споткнулась самоуверенная католическая экспансия. «Тартарцы» с ост-индскими гостями торговать торговали, но под протекторат римского Папы переходить не спешили, упорно исповедуя свои религии — «схизматическое христианство» (православие), «мехметову веру» (ислам), ламаизм (буддизм) и пр.

На карте в золотой оправе, которую подарили Шаймиеву, к Тартарии относится территория северо-востока Евразии от Волги и Каспийского моря на западе до океана на востоке. При этом земли Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока показаны как пребывающие под властью великого хана. Об этом, в частности, сообщает агентство ТАСС. Оно же заглянуло за оборот подарка, где на изящном французском языке описываются границы Тартарии, родословная великих ханов начиная от Чингиза, а также Малая Тартария (Крым), Великая, или Азиатская, Тартария, Пустынная Тартария, Чагатайский улус, Туркестан, Китайское царство и Старая Тартария.

... Шаймиев рассказал о деятельности возглавляемого им фонда по воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана и строительству Болгарской исламской академии
Фото: kremlin.ru

Основатель собственного издательского дела Виллем Блау, ставший за свои заслуги главным картографом голландской республики, постигал ойкумену из окна собственного кабинета (как уже было сказано) — мачты, снасти и шпангоуты были не для него. С ханами Великой Тартарии сам он никогда не встречался, а больше верил Тациту с Геродотом, умершим за много веков до него, да еще Марко Поло. Отсюда и абстрактный характер его знаний.

Надо сказать, что Тартарию Блау даже несколько ужал в границах в сравнении с тем, как ее иногда изображали. Некоторые картографы относили к этой загадочной стране даже некоторые земли за океаном — к примеру, территорию нынешней Аляски (ох, недаром в интернете гуляет идея провести там референдум по образцу крымского!). И все же классическая Тартария, согласно Британской энциклопедии 1771 года, представляла из себя следующее. Самая большая часть этой необъятной империи называлась Великой Тартарией: сюда обыкновенно относили Западную и Восточную Сибирь, а также Дальний Восток. На юго-востоке начиналась китайская Тартария (Сhinese Tartary), а на юге — так называемая независимая Тартария (Independent Tartary). Существовала также Тибетская Тартария (Tibet), которая располагалась на северо-западе от Китая и на юго-западе от Китайской Тартарии. Кроме этого, на севере Индии находилась Монгольская Тартария (Mogul Empire) (современный Пакистан). Своя Тартария была у узбеков (Узбекская Тартария (Bukaria), а также у жителей европейской части материка — Московия, или Московская Тартария (Muscovite Tartary). Замыкали этот ряд Кубанская Тартария (Kuban Tartars) и Маленькая Тартария (Little Tartary).

Та же Британская энциклопедия дает такое определение этого канувшего во тьму веков исполинского государства: «Тартария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе, которая называется Великой Тартарией. Тартары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкасскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря называются Калмыкскими Тартарами и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем; Узбекскими Тартарами и Монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, Тибетскими, живущие на северо-западе от Китая».

Ныне утраченный топоним «Тартария» некоторые исследователи соотносят с античным Тартаром — областью языческого ада, куда в древности сходили души, не знавшие «правильной веры». Другие же видят очевидную перекличку с татарами — ведь разница между словами сводится всего к одной букве Р, которая могла и выпасть, затерявшись в речевой каше столетий. С этим согласна и «Википедия» (не пользующаяся, впрочем, авторитетом в научных кругах): «Названия „Тартария“ и „тартары“ происходит от этнонима татары, под которым в древности понимали все тюркские и монгольские народы, не слишком различая их по языкам и национальностям», — пишет народная энциклопедия. Вместе с тем трудно не заметить наднационального характера вышеописанной империи, раскинувшейся практически на всем пространстве ойкумены, лежащей за пределами крошечной Европы. Был ли у нее единый управитель и «государствообразующий народ»? Или же это был древний прообраз конфедерации и свободного союза множества стран? Для любителей исторических аналогий отсюда легко провести параллели к эпохе Российской империи или Советского Союза, но даже их слава меркнут перед огромностью этих пространств, объединенных словом «тартария».

В общем подарок можно трактовать в духе прежних высказываний Путина: «Каждого русского, если „потереть“ как следует, там татарин появится». Получается, тезис получил развитие: поскреби Россию — найдешь Тартарию?

... Президент России презентовал Шаймиеву подарок — карту древней Тартарии голландского картографа XVII века Виллема Блау
Фото: kremlin.ru

«ПОДАРОК ПУТИНА? ЭТО СЧАСТЛИВОЕ СОВПАДЕНИЕ!»

Интересно, что само слово «тартария» уже звучит в публичном пространстве в прямой связке с именем Шаймиева. Телеканал «Россия» покажет фильм ведущего программы «Пятая студия» Сергея Брилева «В поисках Тартарии» к юбилею первого президента РТ. Сам Брилев в разговоре с «БИЗНЕС Online» назвал это совпадением и высказал надежду, что подарок Путина привлечет к фильму еще больше внимания.

«Я бы даже сказал, что для меня это счастливое совпадение, потому что фильм у меня называется „В поисках Тартарии“. Все здорово соединилось!» — заметил он и добавил, что при создании фильма гораздо проще было пойти по пути иллюстрированной биографии, но подобных сюжетов уже было довольно много. И Брилев решил, что может пойти дальше.

«Уж извините за нескромность, я хорошо знаю республику и обладаю неплохой визуальной памятью. Когда я начал размышлять об этом, то вспомнил, что много лет назад, будучи на экскурсии во Дворце дожей в Венеции, я увидел карту нашей с вами части света, на которой было написано большими буквами „Тартария“. Карта, что называется, Марко Поло. Начал про это больше читать, и эти образы наложились на ту полумифическую и вполне материальную, интересную основу, что позволяет сделать оригинальный сценарий».

В результате и получился фильм, где авторы проводят параллельно линию Тартарии с массой исторических зацепок. Ведь на самом деле Тартарий было четыре — где их искать? Первая энциклопедическая статья про Тартарию вышла в свое время в Британской энциклопедии, в первом издании. Его нашли в Эдинбурге. Потом выяснилось, что в историческом музее в Москве имеется богатейшая коллекция средневековых карт, глобусов с надписью «Тартария». Там работала и главный специалист в области картографической Тартарии.

«Вокруг этого слова очень много мифов, полумифов, а есть конкретная информация. Вот ее-то, эту конкретную Тартарию, мы по ходу фильма и ищем, находим в разных местах. В результате мы ее находим. Вернее, так: мы находим точку в истории, когда это понятие в картографии исчезает! К финалу фильма рассказываем, как и при каких обстоятельствах это произошло. Следует сказать, что в исчезновении Тартарии принимали участие русские с татарами вместе. Но я вам больше не скажу, а то фильм не будет смысла показывать!» — смеется Брилев.

Заодно он сообщил еще одну новость. Фильм анонсирован к показу на канале «Россия 1» в воскресенье — после программы «Воскресный вечер с Соловьевым» в 0:30. Но кроме того, фильм все же покажут в день рождения Шаймиева: в пятницу его можно будет посмотреть в 22:00 на телеканале «Россия 24».

«Это вам такой дополнительный подарок», — резюмировал Брилев.

«ТАТАРИЯ — РЕАЛЬНАЯ БАЗА ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВОЗНИКЛА РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ»

О том, что может означать такой необычный подарок, преподнесенный Шаймиеву на юбилей, и какой смысл в него вкладывает федеральное руководство, «БИЗНЕС Online» поинтересовался у своих экспертов:

Дамир Исхаков — главный научный сотрудник центра этнологического мониторинга Института истории АН РТ:

— Таких карт, на которых изображается Тартария — Малая Тартария и Большая Тартария, много. Вплоть до XVIII века европейские картографы этот термин применяли. Хотя в основе этого наименования лежит этноним «татары», как это ни странно, европейцы немного его переделали. Они использовали христианские представления о Тартаре, то есть о преисподней. Так как татар считали народом, появившимся неизвестно откуда и внезапно для европейцев (действительно, татаро-монгольское нашествие произошло внезапно для европейцев), их связали с представлениями о народе, появившемся чуть ли не из преисподней. Этот термин потом закрепился и в некоторых европейских языках, в латинских языках, а также в современном английском языке этноним татар пишется как tartar. Этот термин обозначает места проживания татар или татарские государства. Это же фактически границы Улуса Джучи — Золотой Орды. Первоначально Улус Джучи, будущая золотая Орда, был частью Монгольской империи, а Монгольская империя начиналась с берегов Амура и доходила до Дуная. После распада территория ужалась, но ненамного. Улус Джучи, например, сохранил территории, которые прилегали к району Алтая, бассейн Иртыша входил в состав Золотой Орды. Так что,территория была большая, огромное государство.

Почему именно сейчас вспомнили про Тартарию? Может быть, это связано с деятельностью Шаймиева, он же историей увлекается, ищет корни. Поэтому, может быть, ему решили презентовать такую карту. Не думаю, что это совсем уж неожиданный подарок. Но, с другой стороны, это как бы закрепляет значимость татар в мировой истории. Это показывает, что татары не являются бесследным народом, у них в истории есть очень четкий след, хотя, может быть, немного странным образом выраженный, но есть.

Рафаэль Хакимов — вице-президент и академик Академии наук РТ, директор Института истории им. Марджани:

— Однажды, несколько лет назад, Путин стоял около этой карты и внимательно ее изучал. Это же фактически территория России, и даже больше — вся Россия туда входит точно, Восточная Европа и т. д. Это известная карта. [Тартария] — наша родина. Татарстан сегодня маленький, а когда-то он был такой большой. Да, Путин удивлялся величине Тартарии, вот такая была у нас великая история.

Но если бы у России не было такой предыстории, то как бы возникла империя? Она же не может возникнуть из маленького города. Как вывести историю России из Киева, Новгорода или из Крыма? Это невозможно, империя так не возникает. У империи должна быть основа в виде экономики, бюджета, дорог, квалифицированных руководителей, войск и так далее. А Татария (Тартария — это латинское написание) — это реальная база для того, чтобы возникла Российская империя.

Почему решили обратиться к этой теме теперь? Потому что ищут корни, основу. А евразийская основа — это и есть Тартария. Для нас это ожидаемый подарок. Мы просто думали, когда, наконец, российская общественность повернется к своим реальным корням? Очень надеюсь, что этот шаг президента можно рассматривать как признание роли татар в российской истории.

«ЭТО ВСЕ РАВНО ЧТО КТО-ТО ПОДАРИТ АРМЯНАМ КАРТУ ДРЕВНЕЙ АРМЕНИИ»

Андрей Зубов — политолог, историк, профессор МГИМО:

— Понятия не имею, что может означать этот подарок. Я думаю, что это равным счетом ничего не означает. Просто посоветовали Путину сделать такой ничему не обязывающий подарок. Он его и сделал. Это ничего не значит в реальной политике. То, что была бы воссоздана древняя Тартария, — это все равно что кто-то подарит карту древней Армении, от чего армяне будут думать, что Армения должна быть от Средиземного моря до Каспийского. То есть не стройте никаких иллюзий на этот счет. Это, я думаю, просто жест, некий приятный жест.

Искандер Измайлов — главный научный сотрудник Института археологии АН РТ:

— Сам термин «тартария» в латинской историографии с XIII века имел, конечно, негативное значение. Хотя, может быть, потеряв негативное значение, этот термин утвердился в литературе, в том числе в картографии, как обозначение Восточной Европы в целом. Там и территория Московии тоже обозначалась как часть этой Тартарии. Поэтому неудивительно, что на западноевропейских картах такое есть. Отталкиваясь от этого, мы можем сказать, что подарок это символический, несомненно. Мне, конечно, трудно судить о том, что имел в виду президент. Тем не менее мне кажется, что он имеет в виду, что Россия — это все-таки больше Азия, чем Европа. Может быть, символический подарок показывает, что мы теперь больше ориентируемся на Азию, ассоциируем себя, скорее, с Тартарией, чем с Европой, и не вкладываем в этот термин того негативного смысла, который еще недавно педалировался.

С другой стороны, мне кажется, это показывает, что вообще сейчас в руководстве страны зреет понимание, что если говорим о российской нации, то странно будет, что отдельные этнокультурные части этой нации находятся в каком-то пускай даже ментальном и историческом противостоянии между собой. Это когнитивный диссонанс, такого быть не может. Если мы говорим о российской нации, то мы должны говорить об общей истории, внутри которой может быть много чего негативного, никто не собирается говорить, что не надо это упоминать, если упоминать, то без негативного уничижительного смысла. Если трактовать в этом значении, то, мне кажется, это симптоматичный, важный дар, показывающий определенный поворот.

В-третьих, несомненно, это показывает огромный авторитет нашего первого президента, показывает, что его деятельность на ниве культурного возрождения памятников истории и культуры не только татарского народа, но и памятников православной культуры находит понимание и является важным трендом для всей политики России. В руководстве это видят, стремятся как-то закрепить, подчеркнуть, что дело не в каком-то противопоставлении и конфронтации, а в симбиотическом существовании разных культур, цивилизаций, религий. Татарстан как раз демонстрирует возможности такого взаимодействия, толерантного отношения к этим ценностям. Возможно, есть стремление закрепить это не только в книгах, но и учебниках, чтобы отойти от конфронтационного начала, которое было заложено в отношении татар, татарской и в целом мусульманской культуры. Хотелось бы трактовать именно этим образом.