Леонид Галинский

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕДИЦИНЫ ИЗМЕРЯЕТСЯ ТЕМ, НАСКОЛЬКО ПАЦИЕНТЫ УДОВЛЕТВОРЕНЫ УСЛУГАМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

– Леонид Иосифович, сегодня в Казани открывается первый форум* медицинского сообщества, на котором планируется обсудить вопрос формирования общей корпоративной культуры для всех медучреждений РТ. Но ведь медики и ранее работали и работают в рамках профессиональных стандартов?

– Профессиональные стандарты и корпоративная культура – это разные понятия. Конечно, каждый врач прекрасно владеет профессиональными стандартами ведения пациента, протоколов лечения. Мы же говорим о корпоративной культуре – общей для всех медицинских учреждений республики. По сути, речь идет о единой модели компетенций, которую будет создавать Корпоративный университет Министерства здравоохранения Республики Татарстан совместно с ведущими экспертами. Отмечу, что идею данного проекта одобрил и президент Татарстана Рустам Минниханов.

– А в чем суть проекта и почему о нем заговорили именно сейчас?

– Идея создания Корпоративного университета Министерства здравоохранения республики вызревала два года, с того момента, как завершился национальный проект модернизации здравоохранения. Вы посмотрите, какие изменения произошли в нашей медицине! Она стала высокотехнологичной, появились огромные возможности. И на этом фоне еще более актуальным стало развитие корпоративной культуры. Для того чтобы все имеющиеся возможности объединить, синхронизировать и получить максимальный коэффициент полезного действия, нужно отладить все механизмы: взаимодействие между коллегами, руководством и подчиненными, различными службами, учреждениями. Ведь сегодня эффективность медицины меряется тем, насколько пациенты удовлетворены услугами здравоохранения. Представьте ситуацию: пациент попадает к прекрасному специалисту, высокопрофессиональному доктору. Но если на входе в медучреждение ему нахамил охранник, потом рявкнула уборщица, нагрубила медсестра – этому пациенту уже будет все равно, какого уровня специалист его в итоге принял – неприятный осадок от посещения больницы все равно останется.

– То есть даже охранники и уборщицы должны обучиться и принять корпоративную культуру?

– Именно, в процесс организации общей корпоративной культуры должны быть вовлечены все, начиная от тех сотрудников, с которыми в первую очередь сталкиваются пациенты при посещении больницы. Или другой момент: допустим, в какой-то больнице возникает вопрос, требующий нестандартного решения, вы доктор, и вашему пациенту требуется помощь коллег из другого медучреждения. Хорошо, если вы знаете начмеда этого учреждения и можете к нему обратиться с неофициальной просьбой. А если нет? Четкие механизмы взаимодействия между учреждениями в таких случаях просто необходимы! Ведь их наличие существенно уменьшает время для принятия эффективных решений. В итоге по большому счету решаются вопросы не только здоровья, но и жизни пациентов. Особенно в тех случаях, когда счет идет буквально на часы или даже минуты. В этом суть создания единой корпоративной культуры, когда в каждом медучреждении отлажены все механизмы, действует единый алгоритм действий и никакой отсебятины: каждый сотрудник знает и четко выполняет нормы корпоративной культуры.

МИРОВОЙ ОПЫТ КЛИНИКИ МЭЙО И ФЕНОМЕН СБЕРБАНКА

– Корпоративный университет Министерства здравоохранения – татарстанская разработка, или за его основу был взят чей-то опыт?

– Руководство Министерства здравоохранения (а министерство – главный идеолог и организатор проекта) в свое время заинтересовалось удачным опытом создания корпоративного университета ПАО «Сбербанк», особенно результатами внедрения корпоративной культуры этого учреждения. За достаточно короткий срок Сбербанк превратился в учреждение европейского уровня, где комфортно посетителям любой возрастной категории. В принципе, это и есть комплексный подход к созданию корпоративной культуры. Кроме того, мы сотрудничаем с одной из ведущих американских клиник – Клиникой Мэйо, являющаяся старейшим многопрофильным некоммерческим медицинским центром со 150-летней историей. Вот вторую составляющую – пациентоориентированость – мы перенимаем от них. Мы берем все лучшее от каждой из стороны. Клиника Мэйо – это мировой опыт, это классика высококачественного и благожелательного подхода к каждому пациенту. Сбербанк – это те феноменальные изменения, которые он смог произвести в современных реалиях. И, естественно, наши обучающие программы в рамках постоянно действующего корпоративного университета будем готовить совместно с экспертным сообществом, в том числе и из Татарстана.

– Расскажите о форуме: кто его организатор, кого приглашаете, каких ожидаете решений от его участников?

– Организаторы форума министерство здравоохранения Татарстана, Ассоциация медицинских работников Республики Татарстан и Образовательный центр AMTEC KAZAN. Мы ждем на форум более 1,2 тысячи ведущих специалистов, экспертов в области здравоохранения. Это то медицинское сообщество, которому будет представлен проект Корпоративный университет министерства здравоохранения Татарстана, участники форума фактически дадут ему старт. На форуме предполагается выступление специалиста ПАО «Сбербанк», непосредственно задействованного в развитии корпоративной культуры банка – она выступит с презентацией и проведет тренинг. Ожидаются выступления руководителей нескольких лечебных учреждений республики – от районной больницы до крупного медцентра: мы хотим увидеть срез проблем, который существует в медицине. Итогом форума станет резолюция, которая, я надеюсь, станет широко обсуждаться среди коллег, ведь проект создания единой корпоративной культуры – это не кампанейщина, в нем будут участвовать все сотрудники медицинской отрасли. По-другому сегодня уже просто работать нельзя.