Татарстанский проект «Дружелюбная поликлиника», призванный существенно улучшить оказание первичной медпомощи, в этом году будет реализован сразу в 6 поликлиниках в Казани и одной — в Нижнекамске Татарстанский проект «Дружелюбная поликлиника», призванный существенно улучшить оказание первичной медпомощи, в этом году будет реализован сразу в 6 поликлиниках в Казани и одной — в Нижнекамске

ПРОЕКТ НЕ РАДИ ПРОЕКТА

«Дружелюбная поликлиника» — пилотный проект, ранее запущенный татарстанским минздравом в Альметьевске, Зеленодольске, Набережных Челнах, — наконец, появился и в Казани. Выбор «пилота» пришелся на городскую поликлинику №18, обслуживающую без малого 70 тыс. населения Приволжского района. Буквально на днях обновленная после ремонта поликлиника начала принимать пациентов, и им еще нужно время, чтобы привыкнуть ко всем нововведениям.

Стоит отметить, что за основу татарстанского «пилота» был взят московский проект — «Московский стандарт поликлиник», который, к слову, был разработан на основе изучения мнений горожан. Жителям столицы было предложено обсудить, как повысить доступность медпомощи, ликвидировать очереди на прием к врачам, прекратить случаи утери медкарт, в общем, сделать городские поликлиники более комфортными. Очевидно, что пожелания москвичей, касаемые здравоохранения, совершенно аналогичны пожеланиям любого российского гражданина. В Татарстане проект разрабатывался по личному поручению президента РТ Рустама Минниханова. Развитие его предполагается в масштабе всей республики, ведь не случайно он несет название «Дружелюбная поликлиника — татарстанский стандарт». Иными словами, он должен быть растиражирован на все без исключения татарстанские поликлиники. По словам министра здравоохранения РТ Аделя Вафина, этот проект позволит кардинально изменить сам подход к оказанию медицинской помощи в первичном звене — поликлиниках. И речь идет не только о модернизации медицинских учреждений, но и о изменении самих процессов работы поликлиник, когда во главу угла ставятся комфорт для пациентов, эффективность и качество оказываемых услуг.

.

Итак, что же представляет собой формат «дружелюбная поликлиника»? Казалось бы, само сочетание слов «дружелюбная» и «поликлиника» в некоторой степени звучит диссонансом, ведь учреждение, оказывающее первую медицинскую помощь, априори должно быть дружелюбным, а как же иначе? Увы, на практике подавляющее большинство российских поликлиник (и татарстанские не исключение) повышенным дружелюбием к пациентам не отличается. Бесконечные очереди — сначала в регистратуру, потом к участковому врачу, к узким специалистам, в процедурные и физиотерапевтические кабинеты, раздраженный персонал, уставший от потока зачастую всем недовольных пациентов, — обычная картина практически в любой государственной поликлинике. Переломить эту ситуацию в пользу пациентов, а заодно и медиков — такими благородными мотивами руководствовалось министерство здравоохранения Татарстана, разрабатывая пилотный «дружелюбный» проект. Как выяснил корреспондент издания, в понятие «дружелюбный» разработчики проекта вкладывают более объемный смысл.

.

«Это проект не ради проекта, его конечная цель — совершенствование оказания медицинской помощи в первичном звене, — пояснил „БИЗНЕС Online“ начальник управления здравоохранения Казани Ильнур Халфиев. — В понятие „дружелюбная“ заложено четыре параметра. Первый — мы должны обеспечить комфортное пребывание пациента в поликлинике, чтобы ему здесь было удобно, приятно находиться и получать медицинскую помощь. Второй момент — доступность медицинской помощи: человек ее должен получать тогда, когда она ему необходима, и без очередей. Третий аспект — медицинское учреждение должно быть эффективно в своей работе в рамках тех средств, что дает государство для оказания медпомощи. И четвертое — повышение удовлетворенности нашими пациентами качеством медицинской помощи», — раскрыл все аспекты «дружелюбия» Халфиев.

.

РЕГИСТРАТУРА КАК «КЛАССОВО ЧУЖДЫЙ ЭЛЕМЕНТ»

На практике же это выглядит следующим образом.

Первое, что относится к аспекту «комфорт»: в поликлинике полностью произведен ремонт первого этажа, откуда, собственно, и начинается посещение учреждения. По словам начальника управления, на ремонт и преобразование входной группы республиканским бюджетом было выделено 5,6 млн. рублей, из них 4,4 млн. — собственно на ремонтно-строительные работы, а оставшиеся 1,2 млн. — на приобретение мебели и оборудование. Любой пациент, какое-то время не посещавший поликлинику, вероятно, будет изрядно удивлен, увидев перед собой светлый холл с белыми диванами, современные инфоматы и ресепшен. Еще более он удивится, когда не обнаружит привычную регистратуру, в очередь к окошку которой ранее нужно было бы простоять не менее получаса. Регистратура здесь упразднена как классово чуждый элемент, а хранилище карт пациентов переведено в отдельное помещение на другом этаже. Так что теперь входная группа поликлиники напоминает скорее холл приличного отеля, в котором посетителя чуть ли не от входных дверей встречает персонал, а на информационной стойке (вместо регистратуры) медсестры готовы проконсультировать по любому вопросу. Но главное даже не в ремонте (отметим, что средств пока хватило только на преобразование первого этажа), а в совершенно новом подходе самого процесса оказания медицинской помощи. В первую очередь здесь изменена логистика движения пациентов. Участковые врачи принимают строго по предварительной записи. Записаться к доктору можно по телефону в кол-центре поликлиники, инфоматах в холле (причем помощь в записи пациентам оказывают дежурящие возле терминалов медсестры) или на портале госуслуг.

Главный врач поликлиники Резида Мансурова Главный врач поликлиники Резида Мансурова

Второе кардинальное нововведение: весь средний персонал выведен из кабинетов участковых врачей-терапевтов. Система выстроена таким образом, что часть непрофильных функций, которые выполняли врачи, теперь возложена на медсестер. Суть изменений в том, чтобы освободить докторов от бумажной волокиты, заполнения множества справок, выписок, направлений, рецептов для хронических пациентов. Теперь получить все необходимые бумаги можно на трех медицинских постах — именно здесь пациент после посещения врача может оформить документы, получить направления, справки, не отнимая времени терапевта на вопросы «мне только справку выписать» или «анализы узнать». Само посещение участкового врача, по замыслу идеологов проекта, должно быть максимально комфортным для пациентов. Записавшись на предварительный прием любым доступным способом, пациент приходит к указанному времени, а карты по кабинетам разносят сотрудники картохранилища — их подбирают заранее, по мере наполнения записи к врачу. Так что посетитель сразу от гардероба прямиком направляется к кабинету своего доктора. По оценке Халфиева, непрофильные функции врача, выведенные на медицинский пост, освободили 20% времени приема: «Врач должен заниматься только пациентами», — высказал мечту всех докторов да и пациентов начальник управления. Таким образом, если раньше пациент приходил, скажем, за справкой, теперь он обращается к врачу исключительно за медицинской помощью. К слову, в поликлинике изменен график работы участковых терапевтов — сейчас они ведут прием в течение 6 часов 40 минут (обычно прием ведется 4 - 5 часов, остальное время доктора тратят на вызовы). При этом им предоставляется 30 минут на полноценный обед и два технических перерыва. В результате шаг сетки приема вырос до 15 минут на одного пациента. «Раньше врач тратил на прием 7 - 12 минут, за 15 минут врач более углубленно занимается с пациентом, эффективность значительно повышается», — рассказала главный врач поликлиники Резида Мансурова и пояснила, за счет чего врачи получили возможность заниматься пациентами исключительно на своем рабочем месте. Оказывается, теперь участковые терапевты полностью освобождены от хождения по вызовам, а к больным пациентам на дом выезжает на автомобиле специальная бригада фельдшеров, «вооруженная» всем необходимым.

.

КОГДА ЖДАТЬ ВСЕОБЩЕЙ «ДРУЖЕЛЮБНОЙ» РЕВОЛЮЦИИ

С работой участковых врачей разобрались. Но как быть в экстренной ситуации, когда посещение врача вызвано острой необходимостью — например, резко поднялась температура или давление зашкалило? Раньше ведь как было: сидит народ в очереди, а тут — экстренный пациент или 10 таких, причем все без очереди, но зато на гарантированный прием. Сейчас такой номер не пройдет: в 18-й участковые принимают только по предварительной записи. А для пациентов, нуждающихся в неотложной помощи, на первом этаже поликлиники организованы два кабинета дежурных врачей, кабинет инфекциониста, УЗИ, электрокардиограммы, прививочный. В общем, в любой нештатной ситуации пациент может получить неотложную помощь. Таким образом, минздраву удалось решить главную проблему всех городских поликлиник (правда, в Казани пока только в отдельно взятой 18-й поликлинике) — разделить потоки пациентов. Казалось бы, простое решение, но какой эффект! Стоит отметить, что в стандарты комфорта заложены и бытовые моменты, такие как наличие кулера с водой, отремонтированные туалеты со всеми необходимыми аксессуарами, так редко встречающимися в стандартных поликлиниках: туалетной бумагой, жидким мылом, сушкой для рук, душевой лейкой для омовения. Как пояснил Халфиев, это те аспекты, которые входят в стандарт дружелюбной поликлиники.

Однако возникает логичный вопрос: а за чей счет этот «банкет», если бюджетным финансированием такая роскошь, как туалетная бумага и кулер, не предусмотрены? «Согласен, это стоит денег. Здесь включается механизм эффективности работы медицинского учреждения, — пояснил начальник управления. — К примеру, та же замена обычных лампочек на светодиодные дает существенную экономию».

.

А пока пациенты уже работающих в рамках проекта поликлиник наслаждаются комфортом, остальным предстоит набраться терпения в ожидании всеобщей «дружелюбной революции». «Дальнейшая реализация проекта „Дружелюбная поликлиника — татарстанский стандарт“ будет происходить на основе созданных центров компетенций в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске и Зеленодольске, — поделился перспективами развития проекта министр здравоохранения. — В первом квартале будет проводиться обучение сотрудников поликлиник этих городов, к ним подключатся и специалисты из других крупных городов Татарстана. И конечно, эти стандарты будут внедряться в первую очередь в тех учреждениях, которые мы модернизируем». Первой поликлиникой, которую ждет глобальная модернизация, станет городская поликлиника №21 Казани. «На ее базе мы создаем консультативно-диагностический центр для жителей Приволжского района. Общий объем инвестиций на завершение строительства, оснащение современным медицинским оборудованием — 384 миллиона рублей», — раскрыл детали преобразования медицинского учреждения глава минздрава. Но это еще не все: в разряд «дружелюбных» попадут казанские поликлиники при городской больнице №16, клинической больнице №7, поликлиники №10 и №20. Также этот проект планируется реализовать в поликлинике на базе 2-1 Нижнекамской центральной многопрофильной больницы.

«Это приоритетные проекты, — отметил министр. — Но для всех проектов, которые будут финансироваться в части первичного звена в 2017 году, обязательным условием станет внедрение стандартов «дружелюбной поликлиники».