Василий Лихачев: «Россия, во многом, в существенном, зависит от своих субъектов. Татарстан — в группе идеологов, спонсоров российского федерализма» Василий Лихачев: «Россия во многом, в существенном, зависит от своих субъектов. Татарстан — в группе идеологов, спонсоров российского федерализма» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАЧАЛ СКЛАДЫВАТЬСЯ «ИНТЕРНАЦИОНАЛ» ЗДРАВОМЫСЛЯЩИХ И ОТВЕТСТВЕННЫХ СТРАН»

— Василий Николаевич, примите поздравления от нашей газеты! Интересно, вам как опытному дипломату какие российские и международные события минувшего 2016 года запомнились? Какие из них и как будут влиять на наступивший 2017 год?

— Чтобы не заниматься элементарной хронологией событий, укажу лишь на факты и тенденции, которые реально определяют тренды как российской, так и мировой политики в целом.

Для нашего государства исключительное значение имели выборы в Госдуму России седьмого созыва, принятие концепции внешней политики РФ, конкретные результаты по антитеррористическому вектору, включая военную операцию в Сирии. За прошедшие 12 месяцев начал складываться «интернационал» здравомыслящих и ответственных стран, политиков, журналистов, экспертов, которые откровенно, сознательно и аргументированно признают геополитическую роль и ответственность России.

К большому сожалению, усилился кризис суверенной государственности. Он, по нашим оценкам, охватил почти половину членов ЕС и НАТО, четверть членов ООН. Негативную роль в решении, точнее, нерешении международных проблем сыграли администрация президента США Барака Обамы и их союзники. Она создала огромные политические сложности для январского старта Дональда Трампа.

Уровень договороспособности, международной легитимности и законности был одним из самых низких в XXI веке. Не смогла быть адекватной в таких условиях Организация Объединенных Наций, которой требуются глубокое реформирование и идентификация в мире безопасности. Все это — программа активных дипломатических действий и поступков России, ее партнеров в 2017 году.

«К новейшей истории Москвы и Анкары лучше всего подходит термин «испытание» «К новейшей истории Москвы и Анкары лучше всего подходит термин «испытание» Фото: kremlin.ru

«ДЛЯ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ ВЕСЬМА ПРАГМАТИЧЕН ТАТАРСТАНСКИЙ СЕГМЕНТ»

— Как вы оцениваете стабилизацию отношений России и Турции? Не ухудшило ли эти отношения убийство российского посла в Анкаре?

— К новейшей истории Москвы и Анкары лучше всего подходит термин «испытание». После событий 2015 года обе страны выходят, не потеряв накопленный в прошлом опыт позитива, с новыми приоритетами. В этой работе важна роль не только «высокой» дипломатии, но и взаимодействия всех других уровней, включая региональный спектр. Неоднократно говорил и говорю снова: для российско-турецких отношений весьма прагматичен татарстанский сегмент, взятый в единстве политического, экономического, торгового и культурного контекста. Этот факт хорошо понимает МИД РФ.

Словосочетание «испытание на прочность» я бы объединил с другим — «тест на будущее», что особо актуально после циничного, злодейского убийства посла Андрея Геннадьевича Карлова. Реакция Анкары в лице президента Реджепа Эрдогана была быстрой и практичной, в том числе и по причине стремления избавить отношения Турции и России от стратегических разломов в будущем. Скажу, что опыт, который обе страны приобретают сегодня, — опыт кризисоурегулирования — значим для региональной и международной безопасности.

— Вам довелось побывать в 2016 году в Сирии. Как оцениваете нынешнюю обстановку в этой стране?..

— Это было 2 сентября. Мы — единая команда: Елизавета Глинка, Михаил Федотов из совета по защите прав человека при президенте России и я как представитель ЦИК РФ, при поддержке минобороны, лично Сергея Шойгу, — вылетели в ночь с аэродрома Чкаловский. Маршрут пролегал через Иран. Через 6 часов полета приземлились на базе Хмеймим. У каждого из нас была своя задача. Доктор Лиза (Человечище, таких больше не будет) занималась сирийскими детьми, снабжением лекарствами; Михаил Федотов анализировал гуманитарную ситуацию. Я обсуждал вопросы организации выборов в Госдуму седьмого созыва. Через сутки вернулись в Москву. Конечно, в ходе поездки нельзя было не обратить внимание на гражданскую войну, ее страшные уроки, боевые операции. Поверьте, у России не было права на другое, пассивное, поведение. Она опирается на международное право, договоренности с Башаром Асадом. Ситуация там значительно сложнее, чем на картине в СМИ. Много открытых, а еще больше закрытых причин напряженности — внутренних для Сирии и международных. Пока их все не изучат в системе, пока не будет полноценной коллективной воли к их регулированию, позитивный финал быстро не наступит, к сожалению. А отсюда вывод — ответственность РФ ныне нелимитирована по времени. И она, понятно, носит комплексный характер, имеет многие аспекты: военно-политический, экономический, международно-правовой, гуманитарный и др.

«Доктор Лиза — Человечище, таких больше не будет» «Доктор Лиза — Человечище, таких больше не будет» Фото: kremlin.ru

— А что сегодня происходит в Новороссии? Она еще существует?

— Она трудно, но живет. Идея независимости, самостоятельности только укрепляется у людей, особенно на фоне бесчеловечной АТО Киева и игнорирования им — в большом и малом — минских договоренностей. Судьба регионов зависит и от них самих, и, конечно, от конфигураций международных политигроков. Многие политики сейчас ждут оферты от президента США Дональда Трампа. Но ей должен предшествовать процесс выработки «формулы мира» между Путиным и Трампом. Думается, ее формирование займет длительный период времени. А пока наблюдается консервация ситуации на Украине в целом, а также присутствует неопределенность статуса будущего для Донецка и Луганска. Сказывается, нет сомнений, и процесс распада, кризиса украинской государственности. Он виден, и Европейский союз, скажем, им очень озабочен, в том числе и с позиций европейской безопасности.

«МНОГО СЕЙЧАС В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ РАЗГОВОРОВ О ДЕТОНАЦИЯХ В РФ НА ФОНЕ 100-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ ОКТЯБРЯ»

— Возможны ли в нашей стране новые потрясения? От политиков доводилось слышать, что в год 100-летия Октябрьской революции в России будет новая революция. Есть ли для нее предпосылки?

— Думаю, что нет. Внутренняя стабильность, основанная в том числе на широкой платформе гражданской ответственности, патриотизма, знания проблем (а они заметны) и путей их решения, очевидна и масштабна. Но власти о ее укреплении думать и думать. Одна из причин — экономические санкции против России, нелегитимные, в противоречии с Уставом ООН и ВТО. Другой фактор — стремление русофобских, антироссийских сил, которые уже сбили своего рода фронт против Москвы, развязали информационную войну, взращивают разные, союзнические им по духу силы, безудержно используя технологические новшества. Много сейчас в информационном поле, особенно стран «золотого миллиарда», разговоров о детонациях в РФ на фоне 100-летнего юбилея Октябрьской революции. Они несостоятельны. Думаю, мы сами должны перехватывать инициативу. Показывать идеи мира, справедливости, разоружения, уважения прав человека и прав народов, которые Великий Октябрь родил и запустил в международные отношения, как актуальные и для современного миропорядка.

— Что вы ждете от 2017 года — на международной арене, в России, в Татарстане?

— Год будет, без сомнений, сложным, он получает в качестве преемства от 2016 года сонм проблем политического, экономического, гуманитарного свойства. Но к нему переходят и позитивные достижения, целевые установки государств, наций, народов — а их большинство — сделать мир безопаснее, лучше, человечнее. К достижению таких ориентиров есть серьезные предпосылки, в том числе относящиеся к России — реальному мировому лидеру, что более и более активно признается международным сообществом. Ну а сама Россия во многом, в существенном, зависит от своих субъектов. Татарстан — в группе идеологов, спонсоров российского федерализма. Республика прошла через многие испытания, накопила и овладела современными технологиями. Она сохранила оптимизм, приобрела новые источники миростроительства. Слова «я из Казани, я из Татарстана» стали пропуском в большую политику, экономику, эффективный бизнес, просто в цивилизованный мир взаимопонимания и уважения. Такой татарстанский код жизни пусть и в 2017 году служит людям, гражданам республики и России.

«Сегодня все мысли и дела в Центризбиркоме о будущей кампании по выборам президента России» (на фото с главой ЦИК РФ Эллой Памфиловой) «Сегодня все мысли и дела в Центризбиркоме о будущей кампании по выборам президента России» (на фото: с главой ЦИК РФ Эллой Памфиловой) Фото: пресс-служба ЦИК РФ

— Как вам сегодня работается в Центризбиркоме?

— По-разному. Думал, что больше будет работы по международному вектору. Когда зимой — весной состоялось собеседование с Вячеславом Викторовичем Володиным в Кремле по поводу делегирования в ЦИК РФ, то меня ориентировали на внешнюю сферу, просили заняться именно этим направлением. Сегодня все мысли и дела в Центризбиркоме о будущей кампании по выборам президента России. Думаю, она будет очень непростой с учетом внутригосударственных и международных раскладов. Но мои коллеги — настоящие профессионалы — готовы к этому событию. На днях приняли план работы на 2017 год. В нем немало пунктов о совершенствовании российского законодательства — оптимизация подготовки избирательных списков, статуса наблюдателей, представителей СМИ, борьба с административным ресурсом, технологические новшества... Многое предстоит сделать по поиску мер повышения интереса к участию в выборах. В 2016 году мы приблизились к европейским критериям, но найти дополнительные источники роста необходимо, в том числе и для избирателей за рубежом.

— Василий Николаевич, ваша жизнь насыщена очень значимыми событиями — и раньше, и сегодня. Какие из них вы вспоминаете перед своим юбилеем? Можете раскрыть какие-то исторические секреты, о которых раньше нельзя было говорить? Например, связанные с подписанием договора между Москвой и Казанью, с вашей работой на посту председателя Госсовета Татарстана, дипломатической работой?..

— Скажу откровенно: уважать свои прожитые годы надо. Это твой и только твой, суверенный, образно говоря, капитал. Но я к ним и, следовательно, к юбилеям отношусь без фетиша. Особенно тяжело, очень непросто заниматься подобным праздником во время, когда в декабре потеряны близкие для меня и многих людей посол России в Турции Андрей Карлов, Доктор Лиза — Елизавета Глинка, военный дирижер Валерий Халилов. А что касается воспоминаний — интересных, оригинальных, содержательных, «БИЗНЕС Online» узнавал о многих новостях от меня первым. Дружбу с вами ценю. Благодарю.

«Хочу дождаться 80-летия, чтобы, как Минтимер Шарипович Шаймиев — мы с ним, кстати, оба Козероги — изложить мысли и оценки в книге» «Хочу дождаться 80-летия, чтобы, как Минтимер Шарипович Шаймиев (мы с ним, кстати, оба Козероги), изложить мысли и оценки в книге» Фото: «БИЗНЕС Online»

Недосказанного много. Хочу дождаться 80-летия, чтобы, как Минтимер Шарипович Шаймиев (мы с ним, кстати, оба Козероги), изложить мысли и оценки в книге, подобно той, что посвящена первому президенту РТ и вышла недавно в серии ЖЗЛ в Москве. Но в день рождения — 5 января — хочу сказать всем людям, с кем судьба свела, моей прекрасной семье, супруге Наиле, дочерям Ильнаре и Ренате большое спасибо, а также вспомнить родителей, учителей, друзей, которых уже нет в живых. Но они в памяти.

— Какие у вас планы на будущее?

— Их немного. Но главное — не потерять близких, друзей, помочь в становлении своим внукам — Арману и Самиру, которые недавно стали курсантами Суворовского училища. Думаю о творческих задачах и, конечно, о новой — надеюсь — работе, в том числе по дипломатическому ведомству. Она мне ближе, органичнее для раскрытия собственного потенциала юриста-международника и службы интересам российского государства.