Григорий Кульневский

«ЕВРЕЕМ У МЕНЯ ОКАЗАЛСЯ ДЕД ПО ОТЦОВСКОЙ ЛИНИИ»

— Григорий, сначала расскажите о себе: где и когда родились, на кого учились, чем сегодня занимаетесь?

— Родился в Казани в 1988 году, окончил физический факультет КГУ. Старался все время работать по специальности. В данное время работаю инженером-исследователем в отделе исследований крупной фирмы TGT Oil and Gas services, которая занимается обслуживанием нефтяных скважин. У меня разносторонняя и интересная работа, которая подразумевает и работу с приборами, и выезды на скважины, и работу в офисе.

— Компания зарубежная?

— Компания основана выходцами с физфака КГУ Артуром Асланяном и Георгием Васильевым в 1998 году. Компания большая, ее офисы находятся по России и за рубежом, в том числе в Арабских Эмиратах.

— В своем вопросе раввину вы сообщили, что успели поучиться и поработать в Израиле. Как там оказались?

— Я узнал, что есть программы, по которым можно пройти обучение в Израиле. Но это касается только тех, кто имеет родственников данной национальности. Евреем у меня оказался дед по отцовской линии — Лазарь Григорьевич Кульневский. Нужно было поднять свою родословную и доказать родство. Мне повезло, что у деда сохранился паспорт старого образца, где была указана его национальность. В посольстве после проверки документов мне разрешили поехать.

— Но у евреев национальность определяется по материнской линии...

— Да, но почему бы не попробовать? Я сдал документы в посольство Израиля, и мне никто не отказал. Предложили на выбор программы, безвозмездно дали 10 тысяч долларов. Езжай, развивайся! Это был 2013 год.

«МЫ НЕ ТОЛЬКО УЧИЛИСЬ, НО И ПОЗНАВАЛИ СТРАНУ»

— Какую программу вы выбрали?

— Я выбрал программу Hi-tech — изучение сетевых технологий. Поскольку не очень разбирался в этом, захотелось узнать больше. Я учился в городе Хайфа в известном технологическом институте Технион. Последние нобелевские лауреаты по физике именно из этого института. К нам там очень хорошо относились, все было организовано на высшем уровне — и обучение, и питание, и проживание, и проезд, а также экскурсии по стране.

— На каком языке шло обучение?

— Местные там учились на английском или иврите, а нам сделали поблажку — учили на русском языке. Но изучение иврита было в программе обучения.

— По программам обучалось много приезжих людей?

— Думаю, больше 50 только на нашем направлении, а вообще это огромное количество молодых людей. У программ очень много разных направлений, вплоть до того, что можно было обучиться кулинарному искусству или дайвингу. Можно было и на фотографа обучиться с нуля. Почему нет? Может быть, стать фотографом в Израиле — это шанс изменить судьбу человека?

— Сколько длилось обучение?

— Обучение шло четыре месяца, по завершении мы сдали экзамены на международный сертификат, который котируется во всем мире. Пусть сертификат начального уровня, но тоже очень востребованный. После окончания первого обучения можно было взять второе, но уже по другой программе, в другом городе, с другими учителями, в другой обстановке.

— И какую вторую программу выбрали вы?

— По той же тематике, но уровнем выше. По второй программе я учился пять месяцев и жил я в кибуце — сельскохозяйственной коммуне. Мы не только учились, но и познавали страну, причем не как туристы, а как жители, изнутри. Там я познакомился со многими людьми — и не только из России, но и с Украины, из Англии, Германии, Узбекистана.

— Отучились 9 месяцев по двум программам. Что дальше?

— Потом я решил пройти там стажировку, поработать. И мне с первого раза удалось найти место в компании, которая нуждалась в физиках-лаборантах в области строительной геологии. После собеседования меня на работу приняли, и я стал работать за минимальную оплату. Но этой минимальной оплаты хватало, чтобы жить в съемной комнате в городе Ашдоде, на берегу моря. В этом городе живет брат моего деда, и мне хотелось с ним встречаться. Мы оба были рады встрече...

— Говорят, на работе в Израиле знание иврита обязательно. Как у вас с языком?

— Да, обязательно язык надо знать. Ивриту нас учили все 9 месяцев, поэтому база у меня была: я мог строить предложения, разговаривать простыми словами и даже понимать речь. В принципе, этого было достаточно, но так как в этой фирме работало большинство русскоязычных людей, то работать было очень комфортно. Это были выходцы из Беларуси, России. Среди них были бывшие профессора, которые переехали в Израиль в 80-90-е годы. Конечно, сначала жилось им там несладко, а сегодня они уже считаются местными жителями, имеют квартиры, которые купили в ипотеку. Ко мне они относились очень доброжелательно.

— Но вы все равно вернулись в Россию. Заскучали по дому?

— Можно и так сказать. Здесь у меня свое хозяйство — дом, который начал строить еще дед, потом свою лепту внес отец, а сейчас моя очередь настала.

«ЧТО ПЕРЕВЕСИТ, ТОМУ И БЫТЬ»

— Планируете уехать в Израиль на постоянное место жительства? Как вам сердце подсказывает?

— Эту мысль я оставил в подвешенном состоянии, подумав: что перевесит, тому и быть. Свое мировоззрение я расширил, сейчас у меня есть с чем сравнить, я понял, какая жизнь там. В Израиле непросто жить, но свои плюсы имеются. Там совершенно другие люди, другой быт, отношения.

— Чем отличаются эти отношения?

— Пусть даже если ты простой рабочий, к тебе отношение такое же, как если бы ты был начальником, человеческое. В России такого не наблюдается.

— Тема еврейства в нашей стране долгое время была некомфортной для обсуждения, мягко говоря. А вы на себе чувствовали какие-то неудобства из-за фамилии и своих корней?

— Какую-то часть еврейской крови я имею, но в Израиле я считался русским. Что касается каких-то неприятностей, то они были лишь у деда в свое время из-за начала войны, а меня они не коснулись. Дедушка — участник Великой Отечественной войны. После поездки в Израиль я не мог понять, почему у нас в обществе было какое-то неприятие евреев, какие-то мифы о их хитрости... В Израиле все очень доброжелательные. Когда я поступил на работу, люди интересовались, все ли у меня есть, нужны ли какие-то вещи, нет ли какой нужды. Все старались помочь — советовали, куда обратиться, какие документы нужны и т. д.

«МНЕ ВАША ГАЗЕТА ПОМОГАЕТ»

— Как давно и как часто читаете «БИЗНЕС Online»?

— «БИЗНЕС Online» — очень интересная газета, читаю ее каждый день. Читаю и политические статьи, и новости о Татарстане и Казани. И про бизнес читаю. Так как есть желание иметь собственный бизнес в будущем, значит, надо какую-то информацию собирать. И мне ваша газета в этом помогает — и информацию собирать, и известных людей узнавать.

— Пожелания газете какие-то есть?

— Пожелание вам одно — расти и развиваться!

— Спасибо за внимание к нашей газете. Удачи вам!