Айрат Хайруллин Айрат Хайруллин Фото: Влас Мысько

«КАК ОБЪЕКТ БУДЕТ ПРОФИНАНСИРОВАН — ЭТО УЖЕ ЗАБОТА КОМПАНИИ, КОТОРАЯ ИЗЫСКИВАЕТ РЕСУРСЫ...»

Много лирики, минимум цифр: итоговая пресс-конференция главы Альметьевского района и мэра Альметьевска Айрата Хайруллина прошла накануне в предпраздничном духе. При этом участие в разговоре приняли только местные СМИ, за исключением «БИЗНЕС Online». Так что основное внимание было уделено внутригородским инфраструктурным проблемам.

В целом район, несмотря на снижение показателей, остается лидером по отгрузке товаров в РТ, занимая долю в 28,8%. За 9 месяцев года отгружено товаров и выполнено услуг на 453 млрд. рублей (на 3,8% меньше, чем в прошлом году за тот же период). Объем инвестиций в основной капитал за январь-сентябрь (более свежих цифр, видимо, у администрации еще нет) составил 28,2 млрд. рублей с приростом на 3,5%. По инвестициям район занимает третье место в республике, что неудивительно, учитывая социальные обязательства «Татнефти». «Если говорить об экономических успехах, буквально вчера прошел совет директоров „Татнефти“ — компания немного нарастила объем добычи нефти, — отметил Хайруллин. — Инвестиционные проекты и планы в полном объеме выполнены. Мы прекрасно понимаем, что основной структуры нашей экономики — Альметьевского района, юго-востока, да и в целом республики — остается нефтедобыча и нефтехимия. Могу сказать, что Альметьевск уверенно занимает второе место после Казани по социально-экономическому развитию среди всех районов и городов республики. В Альметьевске производится каждый третий рубль промышленной продукции».

Напомним, повышению нефтедобычи мэр Альметьевска порадовался на фоне достигнутых на международном уровне соглашений о ее уменьшении. В будущем нефтяные компании, и «Татнефть» в том числе, должны будут нефтедобычу как раз снижать. Мэр традиционно выразил благодарность компании за помощь и высоко, но в общих словах оценил ее участие в жизни города: «Это одна из немногих российских компаний, которая несет колоссальную нагрузку с точки зрения социального развития своего региона. Мы бывали во многих нефтяных городах России и не всегда видим поддержку со стороны местных нефтедобытчиков. В Татарстане политика социальной ответственности выстроена. Если говорить о социальных обязательствах „Татнефти“, то никаких изменений в этом плане нет — компания выполняет свою стратегию, утвержденную акционерами, никаких катаклизмов и ухудшений мы не ждем».

На просьбу конкретизировать сказанное Хайруллин назвал несколько объектов, строящихся совместно с «Татнефтью». Серьезным делом он назвал 50-метровый бассейн, проект которого уже прошел публичные слушания: «Надеюсь, с началом строительного сезона мы уже выйдем на земельные работы. Кроме того, буквально неделю назад при финансировании „Татнефти“ было запущено создание гибридной операционной, первой в Приволжском федеральном округе. По линии хирургии она даст шанс на спасение людям, которые раньше такого шанса не имели. Еще один серьезный задел — реконструкция приемно-диагностического отделения в детской районной больнице. Тоже „Татнефть“ взяла на себя обязательства. Объем вложений со стороны компании „Татнефть“ очень серьезный, и мы рассчитываем, что в 2017 году он не снизится. Конкретного перечня проектов я показать не могу — все это варьируется от квартала к кварталу. Мы смотрим, совместно обсуждаем. Наиль Ульфатович (Наиль Маганов — гендиректор ОАО „Татнефть“прим. ред.) — очень увлеченный человек, ему интересно, что в городе происходит. Кстати, проект „Технорама“ рекомендую — это научно-технический музей, в котором можно потрогать и понять физические явления — акустические процессы, например. „Татнефть“ полностью взяла его на себя, и музей доступен, цена билета всего 50 рублей. Мы меряем объектами, а цифры появляются после торгов. Для меня важно, чтобы появился объект. Каким образом он будет профинансирован — это уже забота компании, которая изыскивает эти ресурсы. „Татнефть“ — это ведь не собес какой-нибудь, это акционерная компания, которая котируется на Лондонской бирже».

«МСБ — БОЛЬШОЙ ВЫЗОВ, КОТОРЫМ МЫ ЗАНИМАЕМСЯ. НО ЗАНИМАЕМСЯ ОЧЕНЬ ПЛОХО ...»

В части развития малого и среднего бизнеса в районе интересными остаются сельскохозяйственные проекты, которыми Альметьевск активно занимается уже больше года. В первую очередь это ягодные плантации. В этом году город собрал и реализовал около 100 т клубники. По словам Хайруллина, ягоды закупили 8 городов Татарстана, кроме того, много и по хорошей цене забирала Москва. Воодушевившись успехом, альметьевские ягодники создали крупнейшую в России смородиновую ферму. Сад заложен на 66 га, протяженность грядок составляет почти 250 км — администрация любит сравнивать их длину с дорогой от Альметьевска до Казани. Первый промышленный урожай смородины город ждет в 2018 году. По словам Хайруллина, в расчете на него администрация сейчас задумалась над проектами переработки ягод и усиленно ищет инвесторов. Мэр пояснил, что существующие проекты реализуются частными инвесторами с небольшими капиталами, которые развиваются только за счет оборотных средств. Главное действующее лицо — ООО «Ягодная долина» Ильдара Ситдикова.

.
Фото: Влас Мысько

Говоря о мерах поддержки предпринимательства, Хайруллин признал, что похвастаться пока нечем: «Результаты по развитию малого и среднего бизнеса не столь значимы. Есть колоссальный потенциал в части развития наших промышленных площадок, у нас их две — „Татнефть-актив“ (площадь земли 6,57 га, площадь производств и складов — 7,4 тыс. кв. м, 19 резидентов прим. ред.), и другая, где есть уже все — крыша, вода, свет, льготная аренда (очевидно, имеется в виду промпарк „Ирбис“, размещенный на площадях бывшего завода крупнопанельного домостроения АО „Электрощит“ — прим. ред.). При этом они не загружены. И в то же время есть инициативные люди, которые готовы развивать свой бизнес и нуждаются в небольшой поддержке. В этой части у нас есть проект пищевого технопарка на базе хлебозавода. Там есть пустующие помещения, и несколько резидентов уже переехали туда, они занимаются выпечкой. Мука рядом, хлебозавод стоит в центре города. Мы пытаемся сейчас обеспечить сбыт — смотрим, что у нас с крупными торговыми сетями, такими как „Лента“, „Эссен“, „Магнит“. Поэтому МСБ для нас — большой вызов, которым мы занимаемся. Но занимаемся очень плохо». Примером успешного развития Хайруллин назвал проект южнокорейской компании «Аполло», с которой мэр познакомился летом, будучи в Корее в составе делегации, возглавляемой Рустамом Миннихановым. «Аполло» сейчас завозит оборудование на площадку «Татнефть-актива» и поставит три линии производства запорной арматуры для нефтегазовой отрасли.

«Основная проблема МСБ — это доступ к кредитным ресурсам, — констатировал мэр. — Ресурсы очень дорогие, требуют залогов. Но на уровне республики принят ряд принципиальных решений. Это программа „Лизинг-грант“, это гарантийный фонд и фонд микрокредитования, фонд Бравермана. Это дает нам надежду на перелом ситуации, чтобы в Альметьевске появилось больше предприимчивых людей».

Хайруллин при этом назвал необъективным подходом расчет доли МСБ Альметьевска и района в валовом территориальном продукте. Он пояснил, что доля нефтянки настолько велика, что даже при скромных 10%, обеспечиваемых МСБ, в абсолютных цифрах альметьевский малый бизнес перебивает показатели многих районов, демонстрирующих по 20 - 25%. По оценке администрации, в рублях доля МСБ в ВТП Альметьевского района равна 2,5 миллиарда.

«ДОЛЯ МАЛОГО ЗАКУПА СОСТАВИЛА ВСЕГО 4 ПРОЦЕНТА, И КОЛИЧЕСТВО КОНТРАКТОВ УВЕЛИЧИЛОСЬ В 18 РАЗ!»

Отдельное внимание мэр по собственной инициативе уделил вопросам организации муниципального заказа. Над этой темой администрация в текущем году поработала глубоко. Напомним, в марте на заседании антикоррупционной комиссии мэр жестко отчитал чиновников, допускающих закупки на неконкурентной основе. Весной статистика показывала долю таких закупок в общей массе мунзаказа на уровне 64% .

«Мы должны конкурировать за тех предпринимателей, которые будут думать — прийти в Альметьевск или прийти в Набережные Челны, к примеру. Для нас это большой вызов — надо снизить те административные барьеры, которые не позволяют предпринимателям чувствовать себя уверенно, — заявил Хайруллин. — Количество проверочных мероприятий снизилось. В этом году мы дали доступ малому и среднему предпринимательству к госзаказу. Я напомню: в 2015 году муниципалитет, закупая на миллиард рублей товары и услуги, из этого миллиарда 220 миллионов закупал не на аукционах, и даже не на котировочных сессиях, а по так называемому малому закупу, до 100 тысяч рублей, когда товар может стоить дороже, чем в магазине. Мы минимизировали объем таких закупок. Если в прошлом году он составлял 220 миллионов, плюс закупки у единственного поставщика составляли около 300 миллионов рублей, то в этом году доля малого закупа составила всего 4 процента (от миллиарда — прим. ред.). Как следствие, количество контрактов увеличилось в 18 раз!»

Вывод закупок из области неторгуемых процедур позволил администрации снизить цены на поставки и сэкономить на этом 93 млн. рублей. На будущий год Хайруллин обещал подрезать и нынешние 4%. Сейчас, по словам мэра, они складываются из срочных закупок в условиях цейтнота и форс-мажора. Решение о малой закупке вне торгов принимает специальная комиссия, когда у муниципалитета нет времени на регламентные процедуры.

Также к концу 2017 года Альметьевску подготовят новый генплан, действующий был утвержден в 2006 году. Дороги и развязки, построенные в соответствии с ним, сегодня уже не избавляют город от пробок, поэтому в работе над новым генпланом сегодня анализируется трафик дорожных потоков, и расчеты будут учитываться при дальнейшей застройке города. Градостроители изучают зарубежный опыт — Хайруллин, по крайней мере, продемонстрировал осведомленность и интерес к вопросу, приведя в пример систему Сингапура и нескольких зарубежных столиц. Пока что Альметьевск запускает в сетку общественного транспорта новый автобусный маршрут, который с 1 февраля свяжет между собой новые микрорайоны. Городской автопарк увеличится на 14 автобусов — их закупят частные перевозчики.

.
Фото: almetyevsk.tatar.ru

«У МЕНЯ ПОЧТИ 100 ПРОЦЕНТОВ ЖЕЛАНИЙ ВОПЛОЩАЮТСЯ»

Насущным для района вопросом остается присоединение Альметьевского нефтяного института к Казанскому федеральному университету. Задача поставлена, по сути, президентом Татарстана, который поручил создать на базе АГНИ высшую школу нефтяников мирового уровня. Преградой стал региональный статус института, который не соответствует федеральному статусу КФУ. «Ученым советом нефтяного института решение о присоединении принято, — сообщил Хайруллин „БИЗНЕС Online“. — Учредитель нефтяного института — министерство образования РТ. КФУ учрежден Российской Федерацией. Поэтому решение о присоединении в конечном счете будет за федерацией. Работа над этим ведется, материально-техническая база АГНИ в этом году была очень серьезно укреплена. Отремонтирован учебный корпус Б, общежитие сегодня ничем не уступает общежитиям Деревни Универсиады. В настоящий момент нефтяной институт входит в число 8 лучших профильных вузов России, всего их 30. Задача поставлена стать лидером. Это кадры для „Татнефти“, для экономики Татарстана и для экспорта научного потенциала, технологий и знаний. У нас сформирован наблюдательный совет, в который входит и Наиль Ульфатович, сформирована дорожная карта, чтобы наш выпускник котировался на мировом рынке».

Главная предновогодняя тема для республики — падение Татфондбанка — в Альметьевске, судя по ответу мэра на вопрос «БИЗНЕС Online», стоит не так остро, как в Казани или Набережных Челнах. И Хайруллин объяснил почему: «Любые катаклизмы банковской системы становятся ударом для самых незащищенных слоев населения и еще более сильным ударом для юридических лиц. В Татфондбанке у нас обслуживались не более тысячи организаций, половина из них — индивидуальные предприниматели, которые подпадают под программу страховой компенсации. Мы надеемся, что решится вопрос санации со стороны Центробанка. Вкладчиков-физлиц в Альметьевском районе 10 тысяч, основная часть из них уже решают свои финансовые вопросы».

Хайруллин также пояснил «БИЗНЕС Online», что на ТФБ были завязаны ресурсы некоторых управляющих компаний Альметьевска и ряд муниципальных проектов: «В том числе это связано и с празднованием Нового года. Мы этот вопрос сейчас решаем и постараемся сделать так, чтобы горожане ничего не почувствовали». Как именно решается вопрос новогоднего бюджета, Хайруллин пояснять не стал. «Самое главное — мы все сделали: город оформлен, прокаты работают, олени ездят, а как именно этот вопрос решается, это уже моя проблема», — заверил он.

Сам Хайруллин планирует отмечать Новый год в городе, с семьей. Мэр посоветовал всем, кто загадывает желания в праздник, формулировать их на бумаге — для исполнения. «Я не просто загадываю желания, а пишу их и сжигаю. Недостаточно подумать про желание. Когда берешь ручку, оказывается, что собственное желание сложно сформулировать — попробуйте, это очень трудно. У меня почти 100 процентов желаний воплощаются».