Вслед за обувной фабрикой «Спартак» на банкротные рельсы становится еще одна связанная с группой ТФБ структура — ООО «Бытовая электроника», занимающаяся развитием торговой сети бытовой техники и электроники DOMO Вслед за обувной фабрикой «Спартак» на банкротные рельсы становится еще одна связанная с группой ТФБ структура — ООО «Бытовая электроника», занимающаяся развитием торговой сети бытовой техники и электроники DOMO Фото: Иван Скрябин

DOMO САМОЛИКВИДИРУЕТСЯ?

Вслед за обувной фабрикой «Спартак» на банкротные рельсы становится еще одна связанная с группой ТФБ структура — ООО «Бытовая электроника», занимающаяся развитием торговой сети бытовой техники и электроники DOMO. 23 декабря в Арбитражный суд Татарстана поступил иск о признании компании несостоятельной, который был зарегистрирован позавчера, 26 декабря. Инициатором выступила косвенно связанная с ответчиком структура — ООО «Глобал консалтинг», зарегистрированная по тому же адресу, что и «Бытовая электроника», в Казани на ул. Спартаковской, 2. Движений по иску пока не было.

Интересно, что в тот же день, 23 декабря, подать заявление о банкротстве в татарстанский арбитраж решил и совет директоров обувной фабрики «Спартак», которая, кстати, находится по тому же адресу.

Однако судьба ООО «Бытовая электроника» решилась еще раньше, 15 декабря, когда, согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредитель общества ОАО DOMO принял решение о его ликвидации. Напомним, это как раз день введения временной администрации в Татфондбанке. Запись об этом в реестре была внесена 23 декабря, после чего тут же последовало обращение в суд от ООО «Глобал консалтинг». Сумма предъявленного долга неизвестна, но, если предположить, что преследуется обычная в таких случаях цель размыть доли остальных кредиторов, она должна быть немаленькой.

Ликвидатором ООО указан конкурсный управляющий Алмаз Сабитов, давно работающий в республике специалист, который в числе прочего имеет обширный опыт работы с мусинскими структурами. Он является конкурсным управляющим ООО «Белый Ветер Цифровой», а также банкротил газету «Время и Деньги», которую долгие годы содержал Татфондбанк.

.
Фото: Иван Скрябин

Источник, знакомый с ситуацией в ТФБ, говорит, что такой поворот дела вполне ожидаемый: торговая сеть серьезно зависела от финансовой подпитки Татфондбанка. Стоит отметить, что ситуация вокруг Татфондбанка усугубила положение DOMO, однако не стала первопричиной банкротства: так, другой источник, знакомый с ситуацией, еще в ноябре сообщал нам, что ретейлер готовится признать себя несостоятельным. А буквально неделю назад завершилась процедура конкурсного производства казанского ООО «Единый закупочный центр» (ЕЗЦ) с балансом в 4,9 млрд. рублей, которое обеспечивало поставки бытовой техники и электроники DOMO.

В целом на торговую сеть работает целый «куст» юридических лиц, из которых ООО «Бытовая электроника», как указано на официальном сайте DOMO, является основным представителем. В приемной нам также подтвердили, что сеть магазинов принадлежит «Бытовой электронике». В 2015 году эта компания, согласно базе данных «Контур-Фокус», получила символическую чистую прибыль в 5 млн. рублей при выручке в 4,2 млрд. рублей. 100% уставного капитала «Бытовая электроника» принадлежит ОАО DOMO, которое, в свою очередь, принадлежит кипрской G. E. Global Electronic Company LTD. ОАО DOMO за три квартала 2016 года показало убыток в размере 32,9 млн. рублей при балансе в 6,4 миллиарда. Из них 3,2 млрд. рублей — это облигационные займы.

Узнать о реальных намерениях топ-менеджмента DOMO нам вчера не удалось. В приемной компании сообщили, что Сабитов и другие представители руководства находятся на выезде. На электронное письмо он на момент публикации не ответил. Магазины же работают в привычном режиме, убедился побывавший в крупнейшем казанском DOMO по ул. Декабристов, 113 корреспондент «БИЗНЕС Online». Один из сотрудников сообщил, что глобального снижения цен или ликвидационных распродаж не ожидается. Зарплаты, по словам другого сотрудника, выплачиваются исправно, без задержек.

Сеть изначально контролировалась пулом собственников,одну из ключевых ролей в котором играл бывший гендиректор Антон Сайфутдинов Сеть изначально контролировалась пулом собственников,одну из ключевых ролей в котором играл бывший гендиректор Антон Сайфутдинов Фото: «БИЗНЕС Online»

18-ЛЕТНИЙ РЕТЕЙЛЕР ПОД ФИНАНСОВЫМ «ЗОНТИКОМ»

Группа DOMO ведет свою историю с 1998 года. На заре своей деятельности она представляла собой локальную торговую сеть, но, постепенно окрепнув финансово, в середине 2000-х начала общероссийскую экспансию. Компания купила сразу несколько сетей в Сибири, на Северном Кавказе, в Оренбуржье и ряде других регионов. Как следствие, уже в 2007 году ретейлер владел 134 магазинами в городах Поволжья, Урала и Сибири, а также сетью салонов автотюнинга «Аудиомастер». Сеть в разное время занимала от 10 до 25% рынка бытовой техники и электроники (БТиЭ). Однако последствия кризиса 2008 - 2009 годов и явные проблемы с управлением серьезно ударили по DOMO. Несколько убыточных лет привели к стремительному сокращению сети. Ретейлер значительно ужался по площадям — магазины переехали в помещения помельче и в спальных районах.

Сеть изначально контролировалась пулом собственников, ключевую роль среди которых играли Роберт Мусин, директор «Спартака» Райхат Гарипов, бывший гендиректор Антон Сайфутдинов и его партнер Эдуард Зиганшин. Позже состав акционеров и управленческая команда казанской группы несколько раз кардинально менялись в сторону усиления роли Мусина.

В феврале 2014 года «Бытовая электроника» была заложена банку «АК БАРС». Это стало дополнительным обеспечением по кредитам на сумму более $48 млн., которые были предоставлены в 2013 году под поручительство компании. В том же феврале «сестре» «Бытовой электроники», ООО «Умная электроника» (также принадлежало ОАО DOMO), в АББ были открыты две кредитные линии суммарно на 856 млн. рублей.

Впрочем, в 2015 году «АК БАРС» Банк произвел с Татфондбанком серию обменов активами, забрав «живые» портфели потребительских кредитов и отдав банку Мусина его «игрушки» — проблемные долги, связанные с близкими к нему бизнесами. На поверхность вышла подобная сделка по «Умной электронике», но по тому же принципу, по всей вероятности, могли быть переданы и обязательства «Бытовой электроники».

Сейчас сеть DOMO представлена в 31 городе Поволжья, 33 магазина работают под брендом DOMO, еще 13 — под брендом «ТЕХНО». Основная часть торговли идет через интернет-магазин. По данным нашего источника, сеть занимает не более 5% рынка Татарстана. Сколько человек работает в сети из 46 магазинов, неизвестно, но понятно, что счет идет на сотни.

Состав акционеров и управленческая команда казанской группы несколько раз кардинально менялась в сторону усиления роли Роберта Мусина Состав акционеров и управленческая команда казанской группы несколько раз кардинально менялись в сторону усиления роли Роберта Мусина Фото: «БИЗНЕС Online»

МУСИН ГОТОВИТСЯ К БИТВЕ?

Как уже писал «БИЗНЕС Online», неделей ранее прозвенел первый тревожный звоночек от группы ТФБ, страдающей от кризиса вокруг Татфондбанка. Вечером 22 декабря ОАО «Обувная фабрика «Спартак» поставило перед своим советом директоров вопрос о подаче иска в арбитраж о несостоятельности. 26 декабря вечером фабрика опубликовала положительное решение по этому вопросу и объяснила, что не может исполнять свои обязательства перед кредиторами и собственными работниками из-за трехмесячного моратория Центробанка России на использование средств Татфондбанка. «В связи с введением ПАО „Татфондбанк“ 15.12.2016 года моратория на удовлетворение требований кредиторов и блокировку движения по счетам, а также наступлением 29 декабря 2016 года срока выплаты процентов по действующим кредитным договорам ОАО „Обувная фабрика Спартак“ общество окажется неспособным погасить задолженности ввиду недостатка денежных средств, что вызовет невозможность рассчитаться со всеми кредиторами, обращение взыскания на имущество и остановку деятельности», — заключили в компании. В управляющей компании «Спартака» «Ритейл шуз», куда дозвонился корреспондент «БИЗНЕС Online», от комментариев отказались.

Банкротство бизнесов, связанных пуповиной с Татфондбанком, с одной стороны, логично и естественно. Однако оперативность действий и сам характер телодвижений наводят на мысль, что без боя отдавать собственность за долги команда Мусина не намерена и захватывает инициативу в будущей процедуре банкротства. А значит, нельзя исключать, что нас ожидает длительная игра в кошки-мышки между Мусиным и кредиторами. Ирония судьбы в том, что главным из них, по всей видимости, будет Татфондбанк под управлением АСВ или же санатора, если он, конечно, найдется.