.

«ПОЧЕМУ БЫ НЕ ПОРАДОВАТЬ ДЕТИШЕК?»

В КХЛ — небольшой перерыв, связанный с выступлением сборной России на Кубке Первого канала в Москве. Команды по-разному используют долгожданную паузу в календаре из 60 матчей: «Ак Барс», к примеру, уже на следующий день отправился на восстановительный сбор в Объединенные Арабские Эмираты, другие клубы остались в России и дали своим игрокам несколько дней отдыха. Данис Зарипов первым делом приехал в Казань, где у него семья, друзья, а с 30 октября на «Казань Арене» еще и начал работать тренировочный центр «Победный бросок», где детей и взрослых обучают мастерству владения клюшкой и шайбой.

«С „Магниткой“ скоро начнутся тренировки, дали несколько дней отдыха — я первом делом приехал в Казань повидать родных и, конечно, посмотреть, что тут с моим детищем», — рассказывает Данис. По словам Зарипова, есть недостатки, которые пока не позволяют его центру развиваться так, как хотелось бы. Но хоккеист тут же добавляет, что это нормальное явление, всегда есть к чему стремиться: «Сейчас дорабатываем те моменты, которых нам не хватает. Не буду говорить о недостатках, которые на данный момент присутствуют. Считаю, что это неправильно. А что касается моего мастер-класса, то у меня нашлось свободное время, почему бы не порадовать детишек?»

На мастер-класс самого титулованного игрока КХЛ можно было записаться совершенно спокойно — лишь отреагировать на объявление в соцсетях и позвонить. В итоге вчера образовалась небольшая группа из 7 - 8 человек — преимущественно дети не старше 7 лет. «Ребенок в интернете увидел запись о мастер-классе, умолял нас пойти, как тут откажешь? — рассказывает мама одного из мальчиков. — У нас тем более травма была — руку ломали, сейчас нужно наверстывать упущенное».

.

ВРАТАРЬ ЗАРИПОВ

Дети, увидев своего кумира, были в восторге и сразу позвали его играть в... футбол. Возможно, на них так подействовало небольшое футбольное поле с искусственным газоном прямо рядом с фойе учебного центра. Вообще, это неудивительно. Многие хоккеисты с мячом обращаются лучше, чем с шайбой: перед каждой игрой они проводят сухую разминку именно с футбольным снарядом.

«Данис, вставай на ворота», — скомандовал маленький мальчик. Не каждый день увидишь четырехкратного обладателя Кубка Гагарина в роли футбольного вратаря. Зарипов отказался поддаваться юным хоккеистам, специально пропуская мячи, а затем сам вышел на поле и начал командовать детьми, которые, кажется, больше баловались, чем играли в футбол. «Ты чего постоянно мяч прижимаешь, как Березуцкий? Стенку-то ставить будете? Я ведь сейчас забью», — отшучивался хоккеист, но детям и без того было весело.

Забить в таком матче было тяжело даже Зарипову. От ворот до ворот — около 7 метров, а на поле помимо тренеров и самого игрока были еще 8 мальчиков, которые, словно зомбированные толпой, бежали на мяч — тактика или игра в пас их совсем не интересовала. «Вы не должны смотреть на партнера, когда он с мячом или с шайбой, вы должны открываться», — кажется, теперь понятен секрет убойной тройки Сергей МозякинЯн Коварж — Зарипов, которая реализует каждое второе большинство и закрытыми глазами могут найти друг друга.

«Так, всё! Мы в футбол, что ли, пришли играть?» — скомандовал игрок детям, которые действительно забыли, что пришли на хоккейную тренировку. Для них все здесь было по-взрослому: после работы с мячом их ждала сухая разминка, чтобы подготовить все группы мышц для работы с клюшкой. Зарипов показывал некоторые упражнения, но что-то иногда не получалось и у него самого. «Так, не снимай меня!» — шутливо скомандовал хоккеист фотографу, когда не удалось сделать одно из упражнений на растяжку.

.

«В ХОККЕЙ ИГРАТЬ НЕЛЕГКО, ЕСЛИ ЧТО»

Сама же тренировка подразумевала два этапа: сначала дети занимались в специальном тренировочном помещении, где для работы с клюшкой и развития координации было 8 упражнений — юные хоккеисты занимались по кругу. Вторая часть подготовки была уже непосредственно на искусственном льду с профессиональными хоккейными воротами, где ребята оттачивали бросок. Учитывая возраст, а самому юному хоккеисту было лет 5, не у всех все получалось. Ведь в тренировочном зале все по-взрослому: лесенка, которую дети должны были пройти на скорость, одновременно работая с клюшкой и мячом, упражнение для обманного маневра на льду, где они должны были на небольшом участке искусственного льда перекатываться с одной ноги на другую и при этом одновременно работать с шайбой.

Некоторые ребята даже жаловались, что им тяжело или не все получается. «В хоккей играть нелегко, если что!» — подбадривал подопечных Зарипов, который знает, каково пробиться в большой хоккей из небольшого села. Если бы во времена юного Даниса существовали подобные тренировки, инвентарь для улучшения мастерства, то, думается, сейчас бы у нас в России было с десяток игроков уровня форварда «Магнитки». «Ты думаешь, мы сразу играть начали? Вот каждый день ходили в такой центр и заиграли», — продолжал шутить и подбадривать мальчиков Зарипов.

Родителей, кстати, попросили пройти в фойе и не мешать тренировочному процессу, чтобы дети не стеснялись их. Наблюдать за своим ребенком можно было на мониторах в специальной родительской зоне — перед диванами в фойе центра стоят экраны, на которые выведены все залы «Победного броска».

.

«ПРИНЯЛ ШАЙБУ, ПОДНЯЛ ГЛАЗА И БРОСИЛ»

Самое интересное детей ждало на заключительной стадии тренировки — как раз та самая комната с искусственным льдом, настоящими хоккейными воротами и картонными игроками для помехи броску. На одном из таких игроков в форме «Ак Барса» был 82-й номер — дети сразу увидели в нем Евгения Медведева, который действительно играл в Казани под этим номером. Кажется, в этом зале было особенно интересно и самому Зарипову. Нападающий, как и его многолетний партнер Алексей Морозов, всегда славился отменным броском. Рассказывали, что если форвард «Магнитки» бросает без помех, то забивает в 7 случаев из 8, а если ему мешают — в 6 из 8.

«Не стойте боком, встаньте на обе ноги, всем корпусом. Не смотрите все время на вратаря, приняли шайбу, подняли глаза и тут же бросили», — Зарипов взял в руки «ЗаряД» собственного производства и показал, как нужно бросать: все три броска улетели в правую девятку над вратарем. Юные хоккеисты наверняка до конца не воспринимали все советы нападающего «Металлурга» и вообще не понимали, насколько им повезло. Но уже не жаловались, все-таки бросать намного интереснее, чем делать упражнения с клюшкой, но без шайбы. «Бросайте зряче, но делайте всё быстро. Лучше три раза бросить — и всё зряче, чем все пять мимо. Вот и выбирайте себе статистику», — Зарипов продолжал забрасывать собственными советами.

После двухчасовой тренировки дети так просто не отпустили своего нового наставника, уговорив его на еще один футбольный матч. Однако вновь возникли сложности с элементарным расчетом на первого-второго, чтобы поделиться на две команды.

— Первый, — начал Зарипов.

— Нет, я первый, — ответил ему мальчик. — Я хочу быть первым.

Все-таки не зря считается, что детский тренер — самый тяжелый труд.

— Да, тут все в основном маленького возраста, они где-то побаловаться еще хотят, не все понимают, — говорит Зарипов. — Но мы стараемся — учимся, объясняем им. Хотим, чтобы после таких тренировок у них что-то откладывалось в голове и на льду они могли вспомнить то, что мы делали с ними здесь.

— В ваше время и близко ничего подобного не было.

— Конечно, какой там! Всё только во дворе и только зимой — брали клюшки и ходили на деревянную коробку.

— В процессе работы, может, понимаете, что быть тренером — это ваше?

— Я пока немного уделяю этому времени — график плотный. Буквально несколько раз принимал участие в таких занятиях. Не могу сказать, что мне легко. Не буду пока загадывать наперед, вдруг действительно стану главным детским тренером — кто знает, как жизнь сложится?

— Алексей Морозов рассказывал, что дополнительно уделял несколько часов только броску. В чем ваш секрет?

— Никогда специально не работал над броском. Если взять мое мнение о моем же броске, то я не считаю его идеальным. Бывает, иногда получаются у меня идеальные броски с хорошим завершением. В детстве у меня даже близко не было таких площадок, я не посвящал отдельно время данному элементу. А сейчас советую детям заниматься этим, тем более что всё для этого есть. Чем больше уделяешь времени определенному элементу, тем лучше в будущем он будет получаться.